Выступление на РМО на тему: "Работа со слабоуспевающими обучающимися на уроках русского языка"
материал

Болотова Валентина Дмитриевна

Выступление на РМО на тему: "Работа со слабоуспевающими обучающимися на уроках русского языка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_slabouspevayushchie.docx16.87 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Работа со слабоуспевающими учащимися на уроках русского языка».

Подготовила: учитель русского языка и литературы МБОУ УДСОШ № 1 Болотова В.Д.

Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам наших школ, - это работа со слабоуспевающими учащимися, то есть с детьми с академическими трудностями.

Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. Чтобы данная категория учащихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа со слабоуспевающими учащимися всех служб образовательного учреждения.

На фоне школьных неудач, постоянного неуспеха познавательная потребность очень скоро исчезает, порой - безвозвратно, а учебная мотивация так и не возникает. Поэтому совершенно необходима специальная «поддерживающая» работа, помогающая детям, испытывающим трудности в обучении, успешно осваивать учебный материал. Необходимы дополнительные упражнения, в которые заключена продуманная система помощи ребенку, заключающая в серии «подсказок», в основе которых лежит последовательность операций, необходимых для успешного обучения. Кроме того, этим детям необходимо большее количество на отработку навыка.

«Хороший учитель отличается от плохого тем, что он умеет видеть индивидуальные особенности детей;  для хорошего учителя все ученики разные,  а для плохого – одинаковые», — говорил русский педагог и психолог, академик  П.П. Блонский.


В связи с этим учитель должен:
Знать
 психическое развитие ребёнка:
— восприятие (каналы – кинестетический, слуховой,  визуальный);
— внимание (произвольное, непроизвольное, постпроизвольное);
— память (вербальная, невербальная).
Стремиться понять и принять каждого ребёнка:
— уметь  встать на позиции ученика;
— уметь  вести непринуждённый диалог;
— стремиться  к внешней занимательности;
— использовать средства невербального общения (опорные сигналы, рисунки, таблицы, схемы, план);
— учить  работать со словарями и другим справочным материалом.
Проявлять:

— разумную требовательность;
— неиссякаемое терпение;
— справедливую строгость;
— веру в возможности ученика.

В обучении применять:
  — опережающее обучение;
— различные формы групповой работы;
— взаимоопрос, самоконтроль;
— конспекты-блоки по разным темам;
— работу с алгоритмами.
Особое внимание обращаем на правило:
 НЕТ насмешливому тону!

При работе со слабыми учащимися опираюсь на следующие психологические правила:
1. Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него, давать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку.
2. Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме.
3. Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал, нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения.
4. Не следует заставлять таких учеников отвечать на вопросы  по новому, только что усвоенному материалу, лучше  отложить опрос на следующий урок, дав  возможность ученикам позаниматься дома.
5. Путём правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа «отлично», «молодец», «умница» и т. д.)  нужно формировать у таких учеников уверенность в своих силах,  в своих знаниях, в возможности учиться. Эта уверенность поможет ученику в экстремальных стрессовых  ситуациях сдачи экзаменов, написания контрольных работ и т. д.
6. Следует осторожнее оценивать неудачи ученика, ведь он сам очень болезненно к ним относится.
7. Во время подготовки учеником ответа нужно дать ему время  для проверки и   исправления написанного.  Следует в минимальной степени отвлекать ученика,   стараться не переключать его внимание,   создавать спокойную, не нервозную   обстановку.

Не обойтись при работе со слабоуспевающими учениками без дифференцированного подхода в обучении. Дифференцированный подход может быть осуществлен на любом из этапов урока:
— при закреплении;
— при проверке домашнего задания;
— при самостоятельной работе.

В своей работе я использую следующие варианты заданий:

  • Трёхвариантные задания по степени трудности – облегчённый, средний и повышенный (выбор варианта предоставляется учащемуся).
  • Общее для всей группы задание с предложением системы дополнительных заданий все возрастающей степени трудности.
  • Индивидуальные дифференцированные задания.
  • Групповые дифференцированные задания с учётом различной подготовки учащихся (вариант определяет учитель).
  • Равноценные двухвариантные задания по рядам с предложением к каждому варианту системы дополнительных заданий все возрастающей сложности.
  • Общие практические задания с указанием минимального количества для обязательного выполнения.
  • Индивидуальные групповые задания различной степени трудности.

Свои уроки я строю с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащихся, использую трехуровневые задания, в том числе и контрольные работы. Как следствие, на уроке появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные учащиеся активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь, слабые – меньше ощущают своё отставание в учебном процессе.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа со слабоуспевающими учащимися на уроках русского языка

Проблемы слабой успеваемости учащихся на уроках русского языка и способы ее преодоления....

Работа со слабоуспевающими учениками на уроках русского языка и литературы

Рекомендации учителям-предметникам при работе со слабоуспевающими учащимися...

Выступление на районном семинаре учителей русского языка и литературы по теме:"Формирование коммуникативной компетентности и творческого Мышления обучающихся на уроках русского языка и литературы".

Выступление на районном семинаре учителей русского языка и литературы по теме:"Формирование коммуникативной компетентности и творческого мышления обучающихся на уроках русского языка и литературы...

Выступление на педагогическом совете "Новые формы и методы повышения мотивации обучающихся на уроках русского языка и литературы"

Выступление на педагогическим совете "Новые формы и методы повышения мотивации обучающихся на уроках русского языка и литературы"...

Методическая разработка на тему: «Работа с текстом художественного произведения на уроках русского языка в 5 классе как один из способов формирования универсальных учебных действий обучающихся»

Данная методическая разработка представляет собой опыт работы на уроках русского языка в 5 классе по формированию познавательной активности обучающихся и умения ставить перед собой учебные цели и зада...

Выступление на педагогическом совете «Реализация методов стимулирования мотивации у глухих обучающихся на уроках русского языка и литературы»

Выступление из опыта работы: " Реализация методов стимулирования мотивации у глухих обучающихся на  уроках русского языка и литературы"...

Статья на тему Работа по развитию речи учащихся на уроках русского языка

Развитие речи является одной из важнейших задач обучения русскому языку в школе. В последнее время придаётся особое значение коммуникативному воспитанию школьников, потому что это является залогом раз...