Методическое пособие Основы исследовательской деятельности
учебно-методическое пособие (10 класс)

Новые образовательные стандарты предполагают внесение значительных изменений в структуру, содержание, цели и задачи образования. В частности, на первый план выходит не получение учащимися новых знаний, а формирование у них общеучебных умений и навыков. Современный школьник должен быть ориентирован  на самостоятельную постановку учебных задач, овладение системой действий, позволяющих решать эти задачи, самостоятельно контролировать свой образовательный процесс, адекватно оценивать качество его выполнения. Таким образом, ученик должен стать субъектом учебной деятельности. Одним из наиболее эффективных способов превращения учащегося в субъекта образовательного процесса является участие в исследовательской и проектной деятельности. Вместе с тем, данные виды деятельности, в силу своей специфики, требуют определенной теоретической и практической подготовки. Методическое пособие "Основы исследовательской деятельности" озволит учащимся базовые знания, необходимые для проведения своих исследований

Скачать:


Предварительный просмотр:

     

Исследовательская деятельность – специфический вид учебно-познавательной деятельности, который активизирует потенциальные способности школьников для их самореализации и творческого роста и включает способы развития учебно-познавательной культуры, независимости мышления и мотивации к самообразованию.

Типы исследований.

  • Эмпирическое исследование.

     Предполагает чувственное познание (наблюдение, эксперимент), сбор фактов, их первичное обобщение, описание наблюдаемых или экспериментальных данных, их систематизация.

  • Теоретическое исследование.

     Направлено на выявление внутренних связей и закономерностей данных, полученных на эмпирическом уровне.

  • Фундаментальные исследования.

     Направлены на познание реальности без учета практического эффекта от применения знаний.

  • Прикладные исследования.

     Проводятся в целях получения знаний, необходимых для решения конкретных практических задач.

По цели проведения выделяют:

  • Поисковые исследования – попытка решить проблему с новой точки зрения.
  • Критические исследования – направлены на опровержение каких-либо предположений.
  • Уточняющие исследования – преследуют цель установить границы, в пределах которых действуют какие-либо положения.

Требования к исследованиям.

  • Тема исследования должна быть актуальной, то есть своевременной, общественно значимой. Обосновать значимость своей темы исследования, – значит, показать, в чем состоит проблемная ситуация, каковы трудности ее решения; выявить несовершенство старых способов объяснения каких-либо фактов. Старшие школьники могут обосновать значимость темы исследования также и в личностном плане.

  • Исследование должно обладать новизной, теоретической значимостью. Научная новизна проявляется в использовании научной литературы, научных методов исследования, в рассмотрении известной проблемы с новой для юного исследователя точки зрения.

  • Исследование должно быть практически значимым. Практическое значение может проявляться в актах внедрения его результатов в учебно-воспитательном процессе класса, школы.

          Примеры:

  • использование выпускаемой газеты на уроках;
  • применение компьютерных поддержек на уроках.

  • Результат исследования не должен зависеть от личности исследователя, его мотивов и желаний, то есть исследование должно быть объективным.

Основные этапы исследования.

I. Подготовительный.

     На данном этапе происходит определение проблемы исследования, выбор темы, обоснование ее актуальности; подбор литературно-методических источников по теме, их изучение, анализ, обобщение; определение цели и задач, объекта, предмета и гипотезы; подбор методов и средств осуществления исследования.

II. Собственно-исследовательский.

     Этот этап включает в себя проведение анкетирования, опроса, тестирования, наблюдения, эксперимента, сбор информации и т. д.

III. Этап количественной и качественной обработки полученных данных.

IV. Этап интерпретации.

   На данном этапе осуществляется обобщение, установление причин и следствий.

V. Этап доработки исследования

     Следует трижды прочесть работу с целью:

  • Выявления, есть ли отступления от темы, несоответствие целям и задачам, плану исследования, нарушения последовательности изложения, ненужные повторы и противоречия.
  • Устранения речевых и стилистических ошибок.

Следует отметить, что третий раз целесообразно прочесть текст вслух.

Определение проблемы и выбор темы.

    Выбор темы – первый шаг к началу исследовательской работы. При этом необходимо руководствоваться следующими рекомендациями:

  • Соотнести тему со своими интересами, знаниями, способностями.
  • Определить свои возможности во времени; для этого надо представить себе, пусть приблизительно, объем работы.
  • Убедиться в наличии необходимых материалов в библиотеках, архивах, музеях и т. д.

     В формулировке темы должна быть зафиксирована проблема  исследования.

     Проблема – противоречие между установленными фактами и их теоретическим осмыслением, между разными объяснениями, интерпретациями фактов.

Примеры:

  • «Библия как источник английских фразеологизмов, пословиц и поговорок».
  • «Мария Стюарт: жертва или интриганка?».
  • «Феномен фаворитизма в России».
  • «Народное образование в дореволюционном Кузнецке».
  • «Николай II: семьянин или государственный деятель».
  • «Образ Дон Жуана в литературе и музыке».
  • «Интернет в нашей жизни: влияние на здоровье».

Цель и задачи исследования.

Целью любого исследования является решение определенной проблемы.

    Цель представление о конечных или промежуточных результатах поиска.

Целями могут быть:

  • Выявление характеристик, взаимосвязи явлений, общих закономерностей
  • Описание нового явления.
  • Создание классификаций, периодизации.

     Цель подразделяется на ряд более конкретных задач исследования.

Задача – звено, шаг, этап достижения цели.

    Как правило, количество задач колеблется от 2 до 5. Задачи формулируются путем перечисления, при этом используются такие слова, как:

  • «изучить»;
  • «описать»;
  • «установить»;
  • «выяснить»;
  • «проанализировать»;
  • «разработать»;
  • «выявить».

Пример:

Тема: «Социальная структура Древнерусского государства».

Цель: выявление некоторых особенностей социальной структуры Древнерусского государства.

Задачи:

  • На основе анализа статей «Русской Правды» и литературы по данной теме рассмотреть социально-экономический и юридический статус основных категорий населения Древней Руси: князя, дружины, смердов, закупов, рядовичей и холопов.
  • В результате изучения источников выявить особенности социальной структуры Древнерусского государства и причины, их обусловившие.

Объект и предмет.

    Объект исследования определенная совокупность свойств и отношений, которая существует независимо от познающего, но отражается им, служит конкретным полем поиска.

     Предмет исследования более конкретное понятие, в котором фиксируется то свойство или отношение в объекте, которое в данном случае подлежит глубокому специальному изучению.

Пример:

Тема: «Специфика языковых и стилистических средств в создании имиджа товара в рекламных текстах».

Объект исследования: процесс анализа языковых и стилистических средств прагматического (рекламного) иноязычного текста.

Предмет исследования: анализ языковых и стилистических средств создания привлекательного образа (имиджа) товара для покупателей на примере рекламы бытовых товаров журнала «Life».

Гипотеза.

     Гипотеза научное предположение, требующее доказательства или опровержения.

Пример:

Тема: «Отражение национальной ментальности в образах героев народной британской сказки».

Гипотеза: Признаки отражения национального менталитета в образах героев можно обнаружить, если использовать лингвокультурологический подход при сопоставительном анализе языковых и стилистических особенностей текстов русской и британской сказок.

Методы исследования.

     Метод исследования способ познавательной деятельности человека, ведущий к приращению и уточнению научного знания.

  1. Теоретические методы.

  • Анализ  (греч. – разложение) – разложение объекта на составные части с целью их самостоятельного изучения. Разновидности анализа: классификация и периодизация.
  • Синтез (греч. – соединение) – объединение различных сторон, частей предмета в единое целое.
  • Индукция (лат. – наведение) – логический прием исследования, связанный с обобщением результатов наблюдений и экспериментов, движением мысли от единичного к общему.
  • Дедукция (лат. – выведение) – переход в процессе познания от общего к единичному, выведение единичного из общего.
  • Аналогия (греч. – соответствие, сходство). – при выводе по аналогии знание, полученное из рассмотрения какого-либо объекта переносится на другой, менее изученный и менее доступный для исследования объект. Основой аналогии является сравнение.
  • Сравнение – познавательная операция, лежащая в основе суждений о сходстве или различии объектов.

С его помощью выявляются качественные и количественные характеристики объектов.

  1. Эмпирические методы.

  • Наблюдение.
  • Эксперимент.
  • Метод изучения документов.

     В качестве документов могут выступать рукописи, печатные тексты и тексты, записанные на магнитофонной пленке, дневники, письма.

     Данный метод сложен тем, что всегда имеется возможность субъективного оценивания документов. Для преодоления субъективности в толковании документа целесообразно применять прием анализа содержания (контент-анализ): могут быть выделены определенные слова, суждения и т. д. и затем подсчитывается частота их употребления.

Пример:

    Контент-анализ использовался учащимися при выявлении подходов к изображению политических деятелей Великобритании в русских и британских универсальных энциклопедиях («Оливер Кромвель – гений или злодей?», «Мария Стюарт: жертва или интриганка?»).

  • Беседа.
  • Интервью.
  • Анкета.
  • Тестирование.

Как собирать материал.

     Собирать материал следует целенаправленно, то есть отдавать себе отчет в том, какие материалы нужно использовать. Это возможно лишь в том случае, если имеется самое общее представление о теме, проблеме, задачах. Такое общее представление дают универсальные и отраслевые энциклопедии и словари.

     Затем необходимо выяснить, какая литература по теме, проблеме имеется в библиотеках, пользуясь алфавитным, систематическим и предметным каталогами, а также консультациями библиотечных сотрудников.

     Не менее важно познакомиться с материалами периодики, в том числе и научной.

    Не следует также пренебрегать электронными ресурсами, но при этом проводить тщательный отбор информации.

Работа с литературой и источниками.

     Работа с литературой и источниками проводится на всех этапах исследования.

Последовательность приемов рационального чтения:

  • Общее ознакомление с произведением в целом по оглавлению и беглый осмотр книги, статьи.
  • Чтение в порядке последовательного расположения материала и штудирование наиболее важного текста.
  • Выборочное чтение материалов.
  • Составление плана прочитанного материала, тезисов или конспекта.
  • Повторное чтение материалов и сопоставление его с другими источниками информации.
  • Чтение с одновременным использованием научных материалов: карт, словарей, таблиц, схем.
  • Обдумывание прочитанного материала, его критическая оценка.

Обработка полученной информации.

    Существуют различные способы фиксирования необходимой для работы информации, полученной в результате чтения:

  • пометки;
  • подчеркивания;
  • различные записи (выписки, план, тезисы, конспект);
  • схемы.

    Выписки списывание какого-либо нужного, важного текста из книги, журнала.

    Выписки удобны, когда требуется собрать материалы из разных источников, и могут помочь в составлении более сложных видов записей: тезисов, конспектов.

    Конспект последовательная фиксация информации, отобранной и обдуманной        в процессе чтения.

    Типы конспектов:

  • Плановые – каждому пункту плана соответствует определенная часть конспекта.
  • Текстуальные – состоящие из цитат.
  • Свободные – сочетают выписки, цитаты, тезисы.
  • Тематические – содержат ответ на поставленный вопрос по нескольким источникам.

   Записи и выписки следует делать на отдельных листах, заполняя их только с одной стороны. После окончания работы над выписками их необходимо сгруппировать по вопросам и осмыслить.

Образец листа для выписок.

Автор.

Название источника, книги, статьи.

Вопрос плана работы.

Указание страницы, откуда взята данная выписка.

Поле для выписок, записей, цитат

Оформление сносок.

Цитата из книги.

1. «В. Б. Кобрин пояснял, что опричнина превратила «русских дворян в холопов самодержавия».¹

¹ Кобрин В. Б. Иван Грозный. – М., 1989. – С. 125.

2. «Первый период правления Грозного, который в наибольшей степени соответствовал представлениям Н. М. Карамзина об идеальном для России государственном устройстве, исследователь назвал «эпохой Иоанновой славы».¹        

¹ Карамзин Н. М. История государства Российского. – В 3-х кн. – Кн. 2. – М., 1989. – С. 163.

Цитата из сборника.

«В. Б. Кобрин писал, что боярство не являлось носителем удельных настроений, более того, оно было заинтересовано в создании централизованного государства. Вотчины бояр располагались в нескольких уездах, «границы же уездов – это рубежи бывших княжеств».¹

¹ Кобрин В. Б. Иван Грозный: Избранная рада или опричнина? // История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX – начала XX века. – М., 1991. – С. 143.

Цитата из журнальной, газетной статьи.

«В основу реализации наказаний грешников, по мнению А. Л. Юрганова, был положен содержащийся в эсхатологических произведениях механизм, предполагаемых в день Страшного суда, наказаний. Далее историк разъяснил суть данного механизма: «наказание определяет Бог, а осуществляет сатана и бесы».¹

¹ Юрганов А. Л. Опричнина и Страшный суд // Отечественная история. – 1997. - № 3. – С. 69.

Цитаты из одного произведения на одной странице.

«Сергей Александрович Нефедов в статье «Реформы Ивана III и Ивана IV: османское влияние» полагает, что в разделении государства на опричнину и земщину «просматривается «восточный след».¹

¹ Нефедов С. А. Реформы Ивана III и Ивана IV: османское влияние // Вопросы истории. – 2002. - № 11. – С. 47.

«Исследователь полагает, что опричный двор являлся аналогом двора турецких султанов и представлял собой своеобразное «государство в государстве со своей казной и армией».²

² Там же, с. 48.

Цитаты из справочной литературы (словари, энциклопедии).

«В «Советском энциклопедическом словаре» можно обнаружить, что слово «энциклопедия» переводится с греческого языка как обучение по всему кругу знаний и означает «научно-популярное справочное издание, содержащее систематизированный свод знаний».¹

¹ Советский энциклопедический словарь / Под ред. А. М. Прохорова. – М., 1984. – С. 1546.

Ссылка без кавычек (без цитирования).

«Далее историк размышлял над истинными целями опричной земельной политики. Все земли, вошедшие в государев удел, он разделил на три категории. В первую категорию С. Б. Веселовский включил территории, предназначавшиеся для снабжения опричного двора различными продуктами, в частности Балахну, Соль-Тотемскую и Старую Руссу¹, которые должны были стать поставщиками соли».

¹ См.: Веселовский С. Б. Учреждение опричного двора в 1565 г. и отмена его в 1572 году // Вопросы истории. – 1946. – № 1. – С. 87.

Формы оформления результатов работы.

  • Письменные.
  • Научный отчет.
  • Реферат – краткое изложение различных точек зрения и собственных взглядов на проблему.
  • Автореферат – краткое изложение какого-либо исследования, написанное самим автором.

  • Устные.
  • Выступление с отчетом о результатах исследовательской деятельности.
  • Выступление с докладом или сообщением на научно-практических конференциях.

Структура исследовательской работы.

  • Титульный лист.

  • Оглавление.

  • Введение.

     Кратко обосновывается актуальность выбранной темы; формулируются цели и задачи, указывается объект, предмет и гипотеза исследования, методы, дается характеристика работы (теоретическая или прикладная); сообщается, в чем заключается значимость и (или) прикладная ценность поученных результатов, приводится характеристика источников и обзор имеющейся по данной теме литературы.

  • Основная часть.

     Подробно приводится методика и техника исследования, сведения и его объеме, излагаются и обсуждаются полученные результаты. Содержание основной части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать.

  • Заключение.

     Содержит основные выводы, к которым автор пришел в процессе анализа избранного материала. При этом необходимо подчеркнуть их самостоятельность, новизну, теоретическое и (или) практическое (прикладное) значение.

  • Приложение.

     Помещают вспомогательные или дополнительные материалы: таблицы, рисунки, графики и т. д., если они помогут лучшему пониманию полученных результатов.

  • Список литературы.

Образец.

Литература.

  1. Александров В. А., Янин В. Л. Предисловие // Ключевский В. О. Соч. в 9-ти тт. – Т. 1. – М.: Мысль, 1987. – С. 5 – 32.
  2. Альшиц Д. Н. Начало самодержавия в России: государство Ивана Грозного. – Л.: Наука, 1988. – 244 с.
  3. Карамзин Н. М. История государства Российского. – В 3-х кн. – Кн. 2. – М.: Книга, 1989. – С. 1 – 370.
  4. Ключевский В. О. Курс русской истории // Ключевский В. О. Соч. в 9-ти тт. – Т. 2. – М.: Мысль, 1987. – С. 162 – 187.
  5. Кобрин В. Б. Посмертная судьба Ивана Грозного // Знание-сила. – 1987. - № 8. – С. 54 – 59.
  6. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д. Н. Ушакова. – В 3-х тт. – Т. 3. – М.: Издательство Астрель, издательство АСТ, 2000. – С. 720 – 721.

Особенность языка исследовательских работ.

     Язык исследовательской работы должен быть точным, ясным и кратким. Должны отсутствовать:

  • Экспрессия (проявление эмоций).
  • Превосходная степень сравнения прилагательных («лучший», «наивысший» и т. п.).
  • Глаголы повелительного и сослагательного наклонения.

     Не рекомендуется вести изложение от первого лица в единственном числе: «Я считаю…» и т. д.

Представление исследовательской работы.

Тезисы.

     В качестве доклада на научно-практической конференции используются тезисы исследовательской работы.

     Тезис положение, кратко излагающее какую-либо идею, а также одну из основных мыслей лекции, доклада, сочинения.

     Тезисы позволяют обобщить материал, выразить его суть в кратких формулировках, помогая раскрыть содержание доклада с указанием цели проведенного исследования и его основных результатов на 1-2 страницах.

     При подготовке доклада автор должен:

  • Отобрать информацию для раскрытия темы выступления.

Как правило, в докладе обозначается актуальность темы, цель, задачи, предмет, объект, гипотеза, источниковая и методологическая база исследования, его практическая значимость. Затем следует краткое описание работы и результат.

  • Использовать такие средства языка и речи, которые бы соответствовали жанру и стилю доклада.

Подготовка к публичному выступлению.

Доклад, как жанр устной речи, предполагает наличие таких умений, как:

  • Настроить себя на выступление перед слушателями.
  • Представлять себе ситуацию будущего выступления.
  • Контактировать с аудиторией (смотреть на слушателей, следить за тем, как они слушают докладчика).
  • Держаться перед слушателями (стоять в удобной позе, использовать язык жестов, уверенно и свободно говорить).
  • Правильно пользоваться голосом и интонацией (выделять главное, делать смысловые паузы, следить за темпом речи, говорить не слишком громко и не слишком тихо).
  • Умело пользоваться наглядными материалами (таблицами, схемами, аудио- и видеозаписями, электронными презентациями).
  • Соблюдать этику выступления: не обижаться на аудиторию, не вступать с ней в конфликтные отношения, но и не идти на поводу у слушателей.

         используются тезисы,

Вопросы и ответы.

     Представляя аудитории результаты исследования, выступающий должен также уметь четко и аргументированно отвечать на вопросы доклада.

     Вопросы, задаваемые слушателями, в большинстве своем, касаются выбора темы, методологической основы исследования, его практического значения, личного отношения автора к тем или иным моментам темы, роли работы в формировании профессионального самоопределения автора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Основы исследовательской деятельности"

Предлагаемая программа “Основы исследовательской деятельности” направлена на обучение школьников творчеству. Учебно-исследовательская деятельность учащихся – это самостоятельная поисковая деятельность...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ «Основы исследовательской деятельности»

Современная система образования ориентирована на организацию обучения на основе самостоятельной деятельности учащихся и доведения ее до уровня исследовательской работы, выходящей за рамки школьной про...

Презентация методической разработки программы «Основы исследовательской деятельности»

Презентация освещает опыт работы педагога  по программе "Основы исследовательской деятельности", здесь также представлена научно-исследовательская работа ученицы 11 класса....

Методическое пособие "Проектно – исследовательская деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время"

В методическое пособие «Проектно- исследовательская деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время» помещены материалы по организации проектно- исследовательской дея...

Экспертное заключение об авторстве и качестве апробированной методической разработки «Программа факультатива для одаренных детей «Основы исследовательской деятельности»

Экспертное заключение об авторстве и качестве апробированной методической разработки «Программа факультатива для одаренных детей «Основы исследовательской деятельности»...

Презентация Методическая разработка педагогического мероприятия по дисциплине Основы исследовательской деятельности «МЫ ЗАЖИГАЕМ ЗВЕЗДЫ»

Тема педагогического мероприятия: Мы зажигаем звезды! Цель: В игровой деятельности закрепить методологические основы учебно-исследовательской деятельности. Роль исследования в деятельности тренер...

Методическая разработка педагогического мероприятия по дисциплине Основы исследовательской деятельности «МЫ ЗАЖИГАЕМ ЗВЕЗДЫ»

Презентация к методической разработки педагогического мероприятия по дисциплине Основы исследовательской деятельности «МЫ ЗАЖИГАЕМ ЗВЕЗДЫ»...