Методическая разработка "Основы исследовательской деятельности"
методическая разработка по технологии (10 класс) на тему

Попов Александр Иванович

Предлагаемая программа “Основы исследовательской деятельности” направлена на обучение школьников творчеству. Учебно-исследовательская деятельность учащихся – это самостоятельная поисковая деятельность, направленная на создание качественно новых ценностей, важных для развития личности и ориентирующая каждого ученика на достижение индивидуально-личностных успехов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osn._issl._deyat.doc98 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 19

с углубленным изучением отдельных предметов»

        

ПРОГРАММА

элективного курса

для учащихся 9-10 класс

Основы исследовательской деятельности”

(34 часа)

        Разработал:  Попов Александр Иванович,

                                                                              учитель технологии и

                                                                              предпринимательства.

                Междуреченск -  2014

ПРОГРАММА

“Основы исследовательской деятельности”

(34 часа)

Пояснительная записка

Стремительное ускорение научно-технического прогресса привело к постоянному совершенствованию окружающих нас образцов техники. Перед педагогикой возникла проблема адекватного реагирования на научно-техническую революцию.

Научно-техническая революция стала  предпосылкой для коренных изменений в образовании. Количество новых задач и их сложность настолько возросли, что появилась потребность в массовом “производстве творческих личностей”. Подготовить обучающихся к встрече с новыми многофакторными задачами – одна из основных функций педагогики.

В связи с этим неуклонно растет потребность в результатах творческой деятельности, которая может быть удовлетворена только при условии вовлечения в нее широкого круга специалистов-рационализаторов. В тоже время, постоянно увеличивается объем информации, необходимый для подготовки специалистов различного профиля.

Основное противоречие – это противоречие между колоссальной скоростью накопления знаний человечеством и сравнительно низкой скоростью накопления знаний отдельным человеком.

Чтобы успешно решать проблемные задачи, человек должен обладать определенной культурой мышления, которая позволит организовать систему знаний, являющуюся надежной основой для полноценной выработки и принятия эффективных решений. Знания должны быть системно организованы, гибкими и динамичными, носить ценностно-смысловой и процедурный характер, быть оперативны, должны быть осмыслены учеником. Необходимо уделять все большее внимание проблемам формирования творческого стиля мышления.

Появилась потребность в инновационных технологиях, внедрение которых в учебный процесс способствовало бы воспитанию творчески мыслящей личности, умеющей заниматься исследовательской деятельностью.

Настоящий курс предназначен для учащихся 10-х классов, проявляющих устойчивый интерес к техническим наукам, ориентированных на профессии, связанные с изобретательской, исследовательской деятельностью, для лучшей подготовки к поступлению  в технические  ВУЗы.

Элективный курс “Основы исследовательской деятельности” является предметно-ориентированным. Он углубляет и расширяет знания, полученные на уроках предмета «Технология».

Предлагаемая программа “Основы исследовательской деятельности” направлена на обучение школьников творчеству. Учебно-исследовательская деятельность учащихся – это самостоятельная поисковая деятельность, направленная на создание качественно новых ценностей, важных для развития личности и ориентирующая каждого ученика на достижение индивидуально-личностных успехов. Однако ее эффективность возможна лишь при выполнении определенных условий:

1.Ученик должен хотеть проводить исследование. Важна система мотивации.

2.Ученик должен уметь проводить исследование. Для этого у него должны быть до выполнения работы уже сформированы определенные знания.

3.Он должен получить удовлетворение от своей работы. Должна быть разработана система оценки.

Общая концепция программы – “Каждому человеку должно быть доступно творчество самого высокого уровня”.

Данная программа основывается на программе по курсу “Теория решения изобретательских задач”.

Базой предлагаемой программы являются теория развития творческой личности и развитие творческого воображения. Созданная система обучения способствует самореализации личности, сохраняет физическое и психическое здоровье, гармонизирует личность.

В программе выделяются модули:

  • овладение инструментарием для решения проблемных задач;
  • формирование творческого, изобретательского мышления;
  • работа с научным текстом с последующим коллективным анализом;
  • знакомство с основными понятиями (гипотеза, предмет исследования, объект и т. д.);
  • выделения проблемы, постановки целей и задач исследования, определения этапов;
  • совершенствования методов изучения, обработки и анализа информации.

Программа “Основы исследовательской деятельности” как технология обучения творчеству позволяет формировать культуру творческого мышления, реализовать творческий потенциал личности, эффективно действовать в изменяющемся мире.

Каждое занятие должно способствовать развитию познавательной активности учащихся, их творческих способностей, формированию общеучебных и специальных умений. В связи с этим изучение теоретического материала органически сочетается с выполнением обязательных практических работ, при выполнении которых желательно использовать проблемный и ТРИЗовский методы обучении.

Следует уделять большое внимание развитию самостоятельности учащихся в приобретении знаний и умений. Этому могут способствовать организация диспутов, выставок работ учащихся, проведение конкурсов, олимпиад, соревнования, экскурсий и т.д.

Цели курса:

     1.  Формирование мотивации к творческой поисковой деятельности.

2. Создание базы для ориентации в мире профессий (инженерно-исследовательская деятельность).

3. Воспитание творчески мыслящей личности, способной решать изобретательские задачи.

Задачи курса:

1. Создание условий для формирования интереса к научной деятельности.

2. Развитие творческой самостоятельности учащихся.

3. Создание предпосылок для формирования у учащихся общеучебных умений, связанных с целенаправленным поиском, отбором и анализом информации.

4. Создание условий для развития навыка публичного выступления.

5. Создание условий для формирования у учащихся коммуникативных умений

Рекомендации по методике преподавания:

Подача материала должна быть ориентирована не только на усвоение специальных знаний, но и на нравственные аспекты воспитания творческой личности. Уровень доступности, доходчивости учебного материала должен быть максимальным и на высоком уровне наглядности.

Активность учащихся на занятиях поддерживается подбором увлекательных творческих задач и упражнений, использованием дидактических материалов, игровых форм, экскурсий, привлечением не только знаний технического материала, но и не технических областей знаний, научно-фантастической литературы.

Используя наглядные и практические методы обучения, метод наблюдения обратить внимание на выявление творческих способностей детей и давать им максимальную возможность проявлять свои изобретательские склонности и самостоятельность хотя бы в мелочах.

Необходимо уделять большое внимание вопросам техники безопасности при выполнении работ. Тщательно вести журнал по ТБ. Обязательно проводить инструктаж учащихся перед каждым занятием.

Курс рассчитан на 34 часа по 1 часу в неделю. Занятия предполагается проводить в технических школьных мастерских, оборудованных для проведения практических работ.

Возможности самостоятельной деятельности учащихся:

Самостоятельная деятельность предполагает:

  • написание отчетов о проделанной работе;
  • защита своих работ;
  • изготовление моделей, макетов и др.;
  • изготовление изделий по рисунку, по собственному замыслу;
  • решение задач по ТРИЗ;
  • работа с тестами;
  • работа с технической литературой;
  • участие в олимпиадах, конкурсах, выставках.

Из перечисленных видов деятельности являются обязательными и оцениваемыми:

  • практические работы,
  • написание отчетов о проделанной работе.
  • защита своих работ,
  • изготовление изделий по собственному замыслу.

Особенности содержания курса:

Изучение программы вырабатывает элементы общей культуры, дает специальные знания об анализе полученных при исследовании результатах, о методах решения творческих задач, вырабатывает определенные практические навыки решения изобретательских задач.

Кроме того, изучение курса дает представление о ведущих законах познания и развития окружающего мира:

  • развивает воображение и мышление;
  • обучает навыкам решения разнообразных практических задач;
  • расширяет кругозор;
  • повышает культуру умственного труда;
  • поддерживает сознательный творческий уровень усвоения других школьных дисциплин;
  • ориентирует на мотивированное творческое отношение к предстоящей профессиональной деятельности в постоянно изменяющемся мире;
  • приобретаются навыки проектирования;
  • формируются коммуникативные знания и знания решения проблем.

Прогнозируемые результаты:

Для учащихся:

1. Устойчивый интерес к предмету.

2. Системно-диалектический подход к решению практических задач.

3. Приобретение навыков проведения исследований, анализа полученных       результатов.

4. Расширение кругозора в областях знаний, с которыми школьные предметы знакомят недостаточно (комбинаторные задачи, логические игры и упражнения, приемы фантазирования и т.д.).

5. Умение использовать полученные знания для эффективного усвоения других предметов.

Формы подведения итогов:

  • проведение тестирования;
  • проведение конкурсов, творческих работ;
  • участие в рационализаторской и изобретательской работе школы;
  • после окончания курса учащиеся выполняют исследовательскую работу;
  • участие в районных и городских творческих конкурсах.

Учащимся предоставляется выбор:

  • работать в группе или индивидуально;
  • выбирать партнеров при формировании групп;
  • выбирать задачу по ТРИЗ, тест;
  • выбрать тему для исследования.

Требования к знаниям и умениям учащихся:

К концу изучения элективного курса обучающиеся должны:

Знать:

  • методы активизации творческого процесса;
  • приемы, используемые для решения изобретательских задач;
  • приемы решения логических задач;
  • методы развития творческой личности.

Понимать:

  • необходимость и возможность развития своих творческих способностей для формирования творческой личности для решения технических и не технических задач.

Уметь:

  • переходить от проблемной ситуации к модели задачи;
  • пользоваться методами решения творческих задач;
  • формулировать противоречия;
  • пользоваться приемами разрешения противоречий;
  • проводить анализ технических систем;
  • проводить различные исследования.

Учебно-тематический план

п/п

Тема

Количество часов

Форма деятельности

теория

практика

1.

Развитие логического мышления

3

6

установочная лекция;

индивидуальное оформление отчета;

семинар;

тестирование;

практическая работа.

2.

Развитие творческого воображения

3

6

лекция;

практическая работа;

индивидуальное оформление отчета;

проведения анализа на выбранную тему;

участие в выставках;

дискуссия.

3.

Решение изобретательских задач

3

7

лекция;

практическая работа;

работа с технической литературой;

семинар;

изготовление изделия

по собственному замыслу либо написание творческой работы;

индивидуальное оформление отчета;

защита своей работы;

дискуссия.

4.

Развитие творческой личности

1

5

лекция;

семинар;

работа с технической литературой;

дискуссия;

практическая работа.

Итого:

10

24

Содержание курса

Тема 1. Развитие логического мышления. Жизнь замечательных изобретателей. Предмет логики. Отношения между понятиями. Суждение, умозаключение, аналогия  представленных с рассмотрением человека как объекта и субъекта. Модель и прототип. Моделирование. Конфликты и противоречия. Приемы устранения противоречий. Алгоритм проектной деятельности (составление, решение задач, в которых “ничего не дано”, т.е. отсутствуют определенные физические величины). Причина и следствие. Понятие о структуре предметов.

     Тема 2. Развитие творческого воображения. Системные приемы фантазирования. Приемы мнемотехники. Метод сокращения. Экраны системного мышления. Закономерности развития технических систем. Понятие об идеальности.

    Тема 3. Решение изобретательских задач. Противоречия. Способы разрешения противоречий. Оперативная зона и оперативное время. Алгоритм решения изобретательских задач (составление алгоритма решения задач). Решение задач по алгоритму. Понятие о ресурсах. Ресурсы времени и пространства. Азбука проектной деятельности.  Структура систем.

    Тема 4.  Развитие творческой личности. Психология творчества. Качества творческой личности. Рационализаторское предложение (системный подход к решению технических задач на основе теоретических знаний  и творческого воображения).

Список литературы

  1. Агафонова И. Учимся думать.- СПб., МиМ–Экспресс, 1996
  2. Альтов Г.С. И тут появился изобретатель. – М.: 1984, 1985, 1990
  3. Альтшуллер Г.С. Найти идею. – Новосибирск: Наука, 1986, 2002
  4. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. – М.: Советское радио, 1979
  5. Гин С. Мир логики. – М.: 2001
  6. Гин С. Мир фантазии. – М.: 2002
  7. Гин С. Мир человека. – М.: 2003
  8. Иванов Г.И. Формулы творчества или как научиться изобретать. – М.: Просвещение, 1994
  9. Огородников В.П. Логика. – СПб., изд. “Питер”, 2004
  10. Падалко А.Е. Букварь изобретателя. – М.: 2002
  11. Саломатов Ю.П. Как стать изобретателем. – М.: Просвещение, 1980
  12. Тамберг Ю.Г. Как научить ребенка думать. – СПб.: 1999
  13. Тамберг Ю.Г. Развитие интеллекта ребенка. – СПб: Речь, 2002
  14. Тамберг Ю.Г. Развитие творческого мышления ребенка. – СПб: Речь, 2002
  15. Шрагина Л.И. Логика воображения. Учебное пособие. – Одесса: Полис, 1995.

Список литературы для учащихся

  1. Давыдова В.Ю., Таратенко Т.А. Мир интеллектуального творчества. Игры для ума. СПб, 2003
  2. Журналы ”Юный техник”, “Техника молодежи”, “Моделист – конструктор”, ”Левша”, ”Я сам, я сама” и др.
  3. Кириллова М.Г.“Книга для чтения по физике”, – М., Просвещение 1986
  4. Сборник “Мир интеллектуального творчества. Игры для ума” СПб, 2003
  5. Энциклопедический словарь юного техника – М.: Педагогика, 1987


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: исследовательская деятельность обучающихся в процессе анализа художественного текста.

Методическая разработка: исследовательская деятельность  обучающихся в процессе анализа художественного текста.Учитель: Юлаева Ирина Алексеевна. «Самый умышленный и отвлечённый…» Тема у...

Научно-методические аспекты исследовательской деятельности обучающихся.

В преподавании естественных наук, и в частности  химии, основная задача состоит в том, чтобы, прежде всего, заинтересовать учащихся процессом познания: научить их ставить вопросы и пытаться ...

Методическая разработка «Исследовательская деятельность старшеклассников как метод познания окружающей среды»

Одной из эффективных форм работы по изучению биологии и экологии является исследовательская деятельность, в ходе которой происходит непосредственное общение обучающихся с природой, приобретаются навык...

Методическое сопровождение исследовательской деятельности школьников

В статье представлен опыт педагогов гимназии №271 по методическому сопровождению учебно-исследовательской деятельности обучающихся как условию, обеспечивающему интеграцию урочной и внеурочной деятельн...

Методическая рекомендация "Исследовательская деятельность учащихся"

Методическая рекомендапция по организации учебно-исследовательской деятельности учащихся в образовательных организациях....

методическая разработка "Исследовательская деятельность на уроках математики"

Обобщение опыта организации и проведения исследовательских работ на уроках математики....

Методические рекомендации "Исследовательская деятельность на уроках математики как основа компетентностного подхода в обучении математике

Новые федеральные государственные образовательные стандарты, отвечая требованиям времени, смещают акцент со знаниевого компонента на формирование у обучающегося личностных качеств созидателя и т...