Методическая рекомендация "Исследовательская деятельность учащихся"
методическая разработка на тему

Методическая рекомендапция по организации учебно-исследовательской деятельности учащихся в образовательных организациях. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodrazrabotka_issledovatelskaya_deyatelnost.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

ФИО автора материала: Кривик Елена Валентиновна

Место работы (название образовательного учреждения): муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования для детей» г. Вязники Владимирской области

Должность автора: педагог-организатор, педагог дополнительного образования

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РЕКОМЕНДАЦИЯ

«Исследовательская деятельность учащихся»

Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске - одна из основных практических задач современного образования. Трудом тысяч педагогов в нашей стране создается система исследовательской деятельности школьников, объединившая разнообразные формы ее организации, от олимпиад и конкурсов до научных обществ и конференций. Организация исследовательской деятельности способствует формированию методологической компетентности учащихся как уровня образованности, достаточного для самостоятельного творческого решения мировоззренческих задач теоретического или прикладного характера в разных сферах жизнедеятельности. Создание определенных организационно–педагогических условий в школе, учреждениях дополнительного образования, для развития исследовательской деятельности учащихся, позволяет максимально учитывать способности и потребности учащихся и содействует формированию их исследовательской культуры, и ведет к повышению качества образования.

Применительно к школьникам, часто разделяют исследовательскую деятельность как учебно-исследовательскую и научно-исследовательскую. Учебно–исследовательская деятельность подразумевает ознакомление учащихся с различными методами выполнения исследовательских работ, способами сбора, обработки и анализа полученного материала, а так же направлена на выработку умения обобщать данные и формулировать результат. Учебное исследование предполагает такую познавательную деятельность, в которой школьники используют приемы, соответствующие методам изучаемой науки, не ограничиваются усвоением новых знаний, а вносят в творческий процесс свое оригинальное решение, находят новые вопросы в уже известном, используют широкий круг источников, применяют более совершенные, по сравнению с программными, методы познавательной деятельности. При таких условиях исследовательская деятельность школьников приближается к научной, однако сохраняет отличительные признаки: тематика определена требованиями школьной программы и предполагает получение субъективной научной новизны – достоверного результата, обладающего новизной только для данного исследователя.

Научно-исследовательские же работы школьников подразумевают, что учащиеся уже познакомились с основными преимуществами и методами сбора и обработки данных, освоили их и в состоянии сами оценить свои возможности в выполнении работы. Да и результат при выполнении научно-исследовательской работы часто неизвестен даже преподавателям, поэтому такой вид исследовательской деятельности сложно применим в условиях современной школы.

Таким образом, самым распространенным и целесообразным видом исследовательской работы с обучающимися является именно учебно–исследовательская деятельность - специально организованная познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности.

Исследовательская деятельность формирует у учеников умения и навыки практического применения теоретических знаний, развивает мышление, логику, учит постановке целей, задач и поиску способов их достижения, требует освоения различных методов. Поскольку это приобретается на основе собственного опыта, что приводит к более глубокому осмыслению.

В процессе изучения любого предмета в школе, занятий в творческих объединениях системы дополнительного образования, происходит постоянное взаимодействие педагога и учеников. Передавая учебную информацию, педагог предстает всезнающим, излагающим истины, а вот процесс познания и открытия этих истин зачастую остается за рамками учения. Вот тут-то и возникает проблема необходимости развития творческого мышления учащихся. Обязательным условием реализации этого на практике является устранение доминирующей роли педагога в процессе усвоения знаний и опыта. Введение в педагогические технологии элементов исследовательской деятельности учащихся позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько помогать обучающемуся учиться, направлять его познавательную деятельность. 

Содержание исследовательской деятельности зависит от возраста обучающихся. На первых этапах обучения в начальной школе познавательная деятельность носит исполнительский характер, хотя уже и тогда содержит элементы исследований и маленьких открытий. В средней школе повышается роль самостоятельности учащихся в учебном процессе. Проявления этой самостоятельности многообразны. Они выражены в том числе и в желании расширить и углубить познавательную деятельность за счет источников социальной коммуникации, Интернет, в желании учащихся использовать в учебной деятельности знания, умения, приобретенные ими за пределами учебного процесса. В старшей школе самостоятельная работа приобретает характер исследовательской.

  Выделяют три методических блока, значимых при создании системы исследовательской деятельности в школе:

1 – педагогическое мастерство педагога, формирование исследовательских умений и навыков с учётом возрастных особенностей школьников;

2 – создание структурных подразделений для организации исследовательской работы (ШНО, творческие мастерские);

3 – регламентация исследовательской деятельности, структурирование взаимоотношений ученика и педагога (учебный, календарный, тематический планы).

Формирование у обучающихся исследовательских умений и навыков:

Первый этап:

·        умение под руководством педагога выбирать тему учебного исследования;

·        формулировать цели и задачи исследования;

·        умение определять возможные методы решения несложной проблемы;

·        умение подбора литературы, источников, которые относятся к исследуемому вопросу;

·        умение составления БД (базы данных);

·        умение составления раздела «Состояние вопроса».

Второй этап:

·        формулировать актуальность данного учебного исследования;

·        проводить обзор литературы по теме исследования;

·        умение самостоятельно выдвигать гипотезу учебного проекта или исследования;

·        связывать темы исследования с аналогичными учебными темами школьных курсов;

·        умение определять возможные методы исследования;

·        написать самостоятельно тезисы по учебному исследованию;

·        умение защитить результаты работы на конференции.

Третий этап:

·        под руководством педагога формируется умение наводить научные и учебные подразделения, в которых проводится исследование по выбранной теме;

·        умение написать реферат, рецензию, эссе;

·        дипломная защита проекта.

 При построении учебно-исследовательского процесса для педагога и ученика важны выбор темы исследования,   осознание учеником сути проблемы,   организация хода работы над раскрытием проблемы исследования. Эти три составляющие определяют структуру учебного плана исследовательской деятельности учащихся 

Методы исследования, используемые в работе, можно разделить на: теоретические, исторические, математические, эмпирические. Рассматривая метод как способ достижения цели, ученик и учитель в исследовании могут использовать следующие методы: наблюдение, сравнение, счёт, измерение, эксперимент, анализ и синтез, формализация и т.д.

В проведении исследования с использованием того или иного метода следует использовать соответствующие картотеки (протокол), где обозначается: время, место, выборка испытуемых, если речь идёт о людских ресурсах, учёт контрольной группы, первоначальные данные исследования и т.д.

Результатом осуществления  исследовательской деятельности обучающегося является приобретение новых знаний и умений, а также создание продукта в виде проектно-исследовательской работы, творческой работы, реферата и т.п.  

 

Методическая рекомендация составлена с использованием электронных ресурсов сети Интернет.

Список использованной литературы:

  1. Леонтович. А.В. Учебно-исследовательская деятельность школьника как модель педагогической технологии. - Народное образование. 1999. № 10.
  2. http://www.researcher.ru/methodics/teor/f_1abucy/a_1abujp.html
  3. http://sokolovskaya.86mmc-megionsch2.edusite.ru/p4aa1.html
  4. http://festival.1september.ru/articles/314040/
  5. http://www.researcher.ru/editors/f_1ye4bz/f_266an5/f_1xkcoo/a_1y17rz.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические аспекты организации познавательской и исследовательской деятельности учащихся в курсах истории и обществознания

Умение работать с информацией, извлекать необходимое, высказывать собственное мнение, иметь собственный стиль мышления - это все основные проблемы нашего образования, это то, что должен уметь и иметь ...

Методический проект "Проектная деятельность как средство активизации познавательной деятельности учащихся при изучении химии"

Методические рекомендации по созданию учебных проетов. Как написать проект, каковы  цели, написать библиографический список,  каковы требования к созданию презентаций?...

Методическая разработка Использование учебно-методического комплекса «Наноэдъюкатор II» в урочной, внеурочной деятельности учащихся по биологии.

Данная методическая разработка содержит опыт применения учебно- методического комплекса  «Наноэдъюкатор  II» в урочной и внеурочной деятельности учащихся....

Методический семинар Тема: «Проектная деятельность учащихся на уроках технологии как средство развития творческих способностей и формирования универсальных учебных действий учащихся»

В настоящее время –  время перемен, когда государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Широкую популярность приобрели проектные и исследоват...