Методическая разработка: "Развитие исследовательской деятельности учащихся на уроках как личностного качества ".
методическая разработка по теме

Развина Ираида Ивановна

В помощь учителю.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие  исследовательской  деятельности  учащихся  на  уроках  как   личностного   качества .

Технология  личностно  ориентированного  образовательного  процесса  предполагает  специальное  конструирование  учебного  текста  ,  дидактического  материала ,  методических  рекомендаций  по  его  использованию ,  форм  контроля  за  личностным  развитием  ученика  в процессе  овладения  знаниями .  В  основе  такого  подхода  -  признание  индивидуальности  ,  самобытности  ,  самооценки  каждого  человека  как  индивидуума  ,  со  своим  неповторимым  складом  ума .  Многие  московские  школы работают  над  созданием  модели  ,  основным  принципом  построения  которой  является  личностно  ориентированное  обучение  с  сохранением  коллективных  форм  обучения .

Для  всех  участников  образовательного  процесса  главной  является  задача  раскрытия  индивидуальности  личности  школьника  ,  помочь  этой  индивидуальности  развиться  ,  устояться  ,  проявиться . Необходим  учет  психического  развития  учеников .  Все  это  выдвигает  особые  требования  к  личности  учителя  ,  способного  к  доброжелательному  общению  с  разными  учениками  ,  уважительному  отношению  к  каждому  независимо  от  его  успехов .

Создать  разнообразную  образовательную  среду  на  уроке  задача  очень  сложная .  И  чтобы  раскрыть  потенциальные  возможности  учеников  в  разных  сферах  интеллектуальной  деятельности  необходима  система  дополнительного  образования , которая  способствует  устойчивой  мотивации  учащихся  в  образовании .  В  основу  организации  системы  дополнительного  образования  положены  кружки ,  секции , факультативы ,  спецкурсы .

Таким  образом  ,  в  зависимости  от  уровня  подготовки  учащихся  ,  на  уроке  используются  программы  которые  позволяют  учащимся  работать  по  индивидуальному  плану ,  с  целью  углубления  полученных  учащимся  знаний  с  выходом  на  решение  задач  творческого  и  исследовательского  характера

.Исследовательская  деятельность  учащихся  на  уроках  развивает   следующие  качества

-  навыки  самостоятельной  работы

-  навыки  работы  с  научно -  исследовательской  литературой

-  инициативу  и  творчество

-  использование ,  расширение  и  углубление  школьных  знаний

-  самоутверждение  учащихся  в  данной  предметной  области  и  вера  в  свои  силы .

      Многие  ученики  ,  не  способны  выдвигать  гипотезы,  переносить  знания  с  одной  предметной  области  на  другую .  Поэтому  учебный  материал  воспроизводится  школьниками по  заданному  образцу. Функции школьника сводятся к имитации способов , демонстрируемых учителем, к упражнениям в закреплении и использовании увиденного   и  услышанного. Считается , что если учитель сам владеет материалом, то и ученик овладеет им. Официально декларируется , что все дети одинаково способны и их всех можно обучить. Однако детям присущи лишь предпосылки развития способностей, формирование их зависит от условий   развития  человека,  характера его деятельности и прежде всего учебной. Говоря о развитии личности ребенка , рассматривается прежде всего его умственное развитие. Оно проходит на двух уровнях :

- репродуктивный ( когда усваивается готовое)

- продуктивный ( когда ученик добывает знание)

Отсюда и задания на уроке строятся на индивидуальном подходе. Ученик  должен самостоятельно добывать знания , сам контролировать их, корректировать и оценивать свои действия. Другими словами, учащийся становится субъектом учения. Учитель создает только необходимые условия. Самое важное условие исследовательской деятельности : применение  полученных знаний на практике.

Ученик должен , для достижения наилучшего результата, уметь выдвигать гипотезы, которые являются важнейшим средством развития мышления. На самом первом этапе необходимо научить размышлять. Пусть даже это размышление не   будет  соответствовать теории.  Поставленная задача на первый взгляд должна казаться решаемой и лежать в зоне ближайшего развития учащегося.У него должен быть шанс  самостоятельно решить ее. Это придаст ему уверенности в своих  силах.   Постепенно  задачу необходимо усложнять. Но самое главное , в зависимости от уровня подготовки ученика , учитель при составлении учебного плана должен в зависимости от ситуации занимать различные позиции: консультант, эксперт, собеседник, вдохновитель, наставник,

единомышленник. Главная задача учителя – максимально инициировать самостоятельный поиск учащихся. Учитель должен стремиться к минимальному вмешательству в их учебную деятельность, лишь в случае необходимости организационно влиять на ситуацию, помогая учащимся продвинуться в поиске нового. Каким  же образом  создать    такую ситуацию?                                                            

Исследовательская активность учащихся первое условие развивающего обучения. Как показано в работах известных психологов : С.Л.Рубинштейна, Н.А.Менчинской, Г.С.Костюка, Ю.А.Самарина, и исследованиях многих дидактов и методистов, новые поколения могут наиболее полно усвоить богатство знаний и развить исследовательские

способности лишь с помощью собственной активной , самостоятельной деятельности.

Необходимое условие исследовательской деятельности развитие и обучение. Существуют

различные точки зрения по этой теме.

Так по мнению Самарина развитие осуществляется по собственным внутренним законам,

а обучение лишь следует за развитием. Плаже например , независимо от характера обучения ребенка, относит появление мыслительных операций к определенному возрастному периоду. Бихевиористы делают вывод об отсутствии возрастных границ:

любой ребенок на любой стадии развития может полностью усвоить любой материал.

Российские методисты придерживаются концепции выдвинутой Л.Г.Выготским :

интеллектуальные возможности ребенка измеряются путем развития , который прошел

он, и тем что за эти годы усвоил, какие способности у него развились. Поэтому руковод-

ство педагога заключается в том , чтобы более  рационально      организовать поиск и добывание истины и тем самым ускорить познание. А в остальном по существу воссоздается путь исследования. Учащиеся должны выходить за пределы имеющихся у них знаний , переживать ситуации познавательного затруднения, сталкиваться с парадоксальными явлениями и суждениями на основе сопоставления выделять более существенные и менее существенные признаки изучаемых явлений. Говоря иными словами учитель создает необходимые условия для возбуждения исследовательской деятельности учащихся, овладение знаниями же происходит в такой мере , в какой

каждый из них проявляет мыслительную активность и стремится к познанию с известной

поправкой на умственные способности.

Для включения учащихся в исследовательскую деятельность необходимо максимально разнообразить технологию составления заданий. Современные методисты выделяют несколько основных категорий вопросов:

Во-первых; этимологический вопрос. Характеризуется тем , что в самом вопросе содержится подсказка правильного ответа. В данном случае интонационным или смысловым ударением учитель в зависимости от уровня подготовки класса способен зна-

чительно облегчить поиск истины.

Во-вторых; дополнительная конкретизация. Здесь учитель направляет мыслительную деятельность учащихся в нужном направлении посредством одной или нескольких конкретизаций.

В-третьих; логическая цепочка. В данном  случае правильный ответ является логическим завершением двух или более суждений, содержащихся в условии самого вопроса.

В-4; ссылка на известное. Данная категория вопроса в качестве « ниточки» предполагает наличие в условии вопроса доподлинно известного учащимися факта, имени, выражения,

цифры и т.д.

В-5; Ключевое слово. Эти вопросы составлены т.о. чтобы в их условиях присутствовало

одно- два ключевых слова, способных подтолкнуть мысль учащихся в нужном направлении.

Указанная современная классификация, по мнению С.П.Вольвакова, конечно не может

быть полной и окончательной. Но она необходима, чтобы облегчить работу учителя в

организации исследовательской деятельности учащихся.

Что касается прежних методик развития познания, то все они базируются преимущественно на содержании материала ( интересный, неинтересный) и способах

его изложения учителем ( лекция, беседа, рассказ).

Теперь в современных условиях содержательное и методически полноценное изложение

материала необходимо сочетать с продуманной системой вопросов и заданий, эффектив-

но организующих и направляющих исследовательскую деятельность учеников.

Игнорирование этого важного элемента  нередко вызывает прискорбную картину, которую еще в прошлом веке выразительно описал К.Д.Ушинский.

« Часто в самом классе научаются воспитанники убивать время. Учитель толкует новый урок, ученики, зная, что найдут этот урок в книге, стараются только смотреть на учителя и не слышать ни одного слова из того, что он говорит» Конечно если это сильный ученик.

Слабый ученик сидит просто безучастно и не понимает о чем идет речь. Поэтому, чтобы этого не происходило, я на своих уроках при объяснении нового материала пользуюсь разработанной технологией составления познавательно-развивающих заданий на основе

личностно-ориентированного подхода. Такой подход дает возможность наиболее рационально организовать процесс познания. На данном этапе я выделила 9 аспектов

личностно-ориентированного подхода:

  1. Установление причинных связей,сущность и их противоречивость Материал для сравнения.
  2. Мотивация событий. Вопрос должен состоять из интересного материала.
  3. Прием самостоятельного объяснения явлений. Хорошо отработанный прием через использование памяток и инструкций.Это позволит развить умение последовательно, логически обоснованно раскрыть вопрос, тему.
  4. Наглядно-образное задание. Опорные сигналы, которые повышают осмысленное запоминание.
  5. Прием сопоставления событий. Научить сопоставлять наиболее важное.
  6. Образно-эмоциональное содержание вопроса. Использование межпредметной связи.
  7. Атмосфера здорового интереса. Дидактические игры,КВН, круглый стол ит.д.
  8. Преобразующая деятельность. Она подготавливает учащихся к творческо-поисковой деятельности, т.к. с одной стороны идет процесс осмысления, а с другой процесс  преобразования.( текст с ошибками)
  9. Оживление изученного. На данном этапе идет творческий поиск и формируется личностный подход к восприятию.

Данные аспекты личностно-ориентированного обучения дают возможность каждому ученику работать в соответствии с его возможностями.И при этом учитель чувствует,что учащиеся не просто приятно проводят время,а переживают ситуации познавательного затруднения.

Что касается приемов работы, то можно выделить такие, как письменно-индивидуальные и устно-коллективные. Первый прием дает возможность каждому ученику принять участие в обсуждении данной проблемы. По  своему решить ее.

Второй прием позволяет учащимся более раскрыть свои знания. Ведь возможность

обсуждения  дает свои положительные результаты. Несколько высказанных вслух мнений , дают возможность логически завершить поиск истины.  

Данные аспекты личностно-ориентированного обучения позволяют ученикам самостоятельно выбирать тот уровень познания, который ему ближе всего. Это ведет к

главным факторам развития личности: самовоспитанию и самореализации. Домашние задания должны быть разноуровневые: воспризводящие и творческо-поисковые. При

выставлении оценки учитывается оригинальность и выбор самостоятельной формы при подготовке к домашнему заданию.

Таким образом, можно сделать вывод, что активизирующей силой в развитии исследовательской деятельности является положительная связь учитель-ученик. Она

должна приносить пользу с помощью хорошо отработанной методики. Необходимо, чтобы задания создавали поисково-творческое воображение, затрагивали эмоции и вызывали созвучные факты переживания.

Для того, чтобы развить исследовательскую деятельность учащихся на уроках, необходимо выделить характерные особенности познавательных вопросов:

  1. каждый вопрос – это маленькая страничка со своим сюжетом и интригой
  2. формулировка вопроса должна быть предельно лаконична и понятна учащемуся

( целые новеллы, которые зачитывает учитель, прежде чем задать даже интересный вопрос, не только неоправданно сужают рабочий объем урока, но и значительно рассеивают внимание учащихся)

  1. обязательно наличие в вопросе «ниточки» ( ключевое слово, дополнительная конкретизация, ссылка на известное), потянув за которую учащиеся быстрее приходят к правильному ответу
  2. природная смекалка, находчивость, сообразительность, творческое мышление выступают доминирующим фактором в поисках правильного ответа
  3. отсутствие прямой зависимости от изучаемого материала уравнивают шансы в поисках истины отличника( знающего все кроме того что он не знает) и « заурядного эрудита» ( не знающего ничего кроме того что он знает)
  4. поиск ответа призван не только развить умственные способности школьника, но и стимулировать его дальнейшую потребность в познании
  5. конечный результат вопроса (ответ) должен не только укрепить положительную обратную связь между учителем и учащимся, но и продвинуть эту связь на новую, более высокую стадию, базирующуюся на взаимном удовлетворении ходом учебного процесса и желании дальнейшего совместного творчества

        

  1.  

Для успешного вовлечения учащихся в исследовательскую деятельность необходимо

соблюдать такие правила:

  1. не требуйте от учащихся повторения изученного материала, а помогите им научиться слышать другого человека, понимать суть его мнения или возражений, воспринимать иную точку зрения, анализируя ее сильные и слабые стороны;

  1. подчеркивайте при общении с учащимися во время занятий, что любая точка зрения имеет право существование, даже если она противоречит мнению

большинства;

не учите школьников жизни, не  «читайте мораль», а помогайте им понять, что каждый человек  лично несет ответственность за свои поступки и поведение и, следственно, за свою жизнь;

не агитируйте учащихся следовать определенному стилю жизни, используя  положительные примеры и образы, а  давайте им дополнительную (по возможности исчерпывающую) информацию, которая поможет подростку сделать самостоятельный выбор;

не употребляйте слова « запрещено», «не положено» и т. д., а объясняйте возможные последствия того или иного поступка человека или его поведения;

не навязывайте своего мнения учащимся, а просто объясняйте его, подчеркивая, что оно имеет право на существование наряду со всеми другими;

постоянно помните, что учащимся трудно высказывать свои мысли, поэтому им нужна ваша помощь;

не забывайте, что абсолютной истины не существует, но дети, как и взрослые, очень чувствительны к их собственной истине;

повторяйте своим ученикам: «Ваши решения реальны и достижимы!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методические подходы к формированию и развитию личностных качеств учащихся на уроках химии»

Выступление на IV Всероссийской конференции с международным участием «Актуальные проблемы химического образования»...

Методический материал из опыта работы «Выявление и развитие творческих и личностных качеств детей, через изучение и сохранение народных ремесел, семейных традиций на занятиях художественно-декоративного творчества».

Тема: «Почувствуй себя мастером». Цель создания материала: обобщение и распространение накопленного результативного опыта педагогической деятельности. Задачи: -Совершенство...

"Внешность, одежда, личностные качества повара". Технологическая карта. План-конспект. Самоанализ. Методическая характеристика группы.

Материал подготовлен для студентов 1 курса БОУ СПО УР "Увинский профессиональный колледж" по специальности "Технология продукции общественного питания" согласно требованиям к аттестации педагогических...

Методический семинар "Краеведение как одно из средств развития личностных качеств учащихся на уроках географии и во внеурочное время"

Данная презентация содержит описание педагогического опыта работы участника муниципального этапа Всероссийского конкурса "Учитель года России", описание инновационной методики и технологии, ...