Метод проектов как возможность формирования надпредметной компетентности и компетенции учащихся
статья

Татаринова Лариса Александровна

Метод проектов как возможность формирования надпредметной компетентности и компетенции учащихся

Слово «проект» (в переводе с латинского «брошенный вперёд») толкуется в словарях как план, замысел, предваряющий его создание.

Проект – разработанный план, предварительный текст какого-либо документа (С.И.Ожегов).

Проектный методрассматривался как средство:

 - всестороннего упражнения ума и развития мышления (П.Ф. Каптерев);
 - развития творческих способностей (П.П. Блонский);
 - развития самодеятельности и подготовки школьников к самостоятельной трудовой жизни (С.Т. Шацкий);
 - подготовки воспитанников к профессиональной деятельности (А.С. Макаренко);
 - слияния теории и практики в обучении (Е.Г.Каган, М.В.Крупенина, В.В.Игнатьев, В.Н. Шульгин).

Учебный творческий проект – это целенаправленная поэтапная деятельность учащегося под руководством учителя от идеи до ее воплощения, результат которой обладает субъективной или объективной новизной (В.Д. Симоненко).

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК ВОЗМОЖНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ НАДПРЕДМЕТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ И КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ Учитель математики и физики МКОУ Касьяновская СОШ Татаринова Л.А.

Слайд 2

ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ: Урок – мини проект Урок – практическая работа урок – проектное исследование Урок – деловая игра Урок – виртуальная экскурсия Урок – практикум Урок – защита проектов

Слайд 3

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ: Работа специальных курсов Проведение учебных экспериментов и исследовательская практика ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ:

Слайд 5

СУЩНОСТЬ МЕТОДА ПРОЕКТОВ Слово «проект» (в переводе с латинского «брошенный вперёд») толкуется в словарях как план, замысел, предваряющий его создание. Проект – разработанный план, предварительный текст какого-либо документа (С.И.Ожегов). Проектный метод рассматривался как средство: всестороннего упражнения ума и развития мышления (П.Ф. Каптерев); развития творческих способностей (П.П. Блонский); развития самодеятельности и подготовки школьников к самостоятельной трудовой жизни (С.Т. Шацкий); подготовки воспитанников к профессиональной деятельности (А.С. Макаренко); слияния теории и практики в обучении (Е.Г.Каган, М.В.Крупенина, В.В.Игнатьев, В.Н. Шульгин). Учебный творческий проект – это целенаправленная поэтапная деятельность учащегося под руководством учителя от идеи до ее воплощения, результат которой обладает субъективной или объективной новизной (В.Д. Симоненко).

Слайд 6

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЕКТОВ Основания для классификации Виды проектов Содержание проекта Монопредметные (выполняются на материале конкретного предметов) Межпредметные (интегрируется смежная тематика нескольких предметов) Надпредметные (выполняются на основе изучения сведений, не входящих в школьную программу) Включенность проектов в учебные планы Текущие (выполняются самостоятельно, включая часть содержания обучения) Итоговые (по результатам выполнения проекта оценивается освоение учащимися определенного учебного материала) Продолжительность выполнения проекта Краткосрочные (разработан на нескольких уроках); среднесрочные (от недели до месяца); долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев) Количество участников проекта Я - проекты (внутри большого проекта или индивидуальная работа) Групп- проекты (принимают участие в работе сформированные группы) Класс – проекты (принимает участие весь класс) Территориальный признак Внутренние или региональные проекты (внутри одной школы, между школами (классами) внутри региона, одной страны (с помощью телекоммуникаций, Интернет-сети) Международные проекты (с участием представителей различных стран)

Слайд 8

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЕКТУ Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск #информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы. Результатом работы над проектом является продукт. Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

Слайд 9

ПРОЕКТ – ЭТО “ПЯТЬ П”: ПРОБЛЕМА – ПРОЕКТИРОВАНИЕ –ПОИСК ИНФОРМАЦИИ – ПРОДУКТ –ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Слайд 10

СТРУКТУРА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Для ученика Для учителя Мотив Ради чего осуществляется деятельность? усиление роли в самообразовании; самореализация творческого потенциала учащегося; создание условий для исследовательской деятельности; расширение возможностей для изучения предмета; Цель На что направлена? обучение навыкам самообразования; развитие коммуникативных качеств; развитие творческой и исследовательской инициативы; обучение навыкам систематизации и структуризации информации; Операция Какими способами, приемами реализуется деятельность? постановка цели, с постоянной корректировкой в процессе деятельности; работа с учебной, популярной литературой; выделение смысловых элементов проектной идеи; выбор дизайна, стиля; создание дополнительных атрибутов. подбор тем для проектной деятельности; оказание помощи в уточнении цели; подготовка инструкций по организационным вопросам; консультирование; организация подведения промежуточных итогов; организация чтений, конференций.

Слайд 11

ВЫБОР ТЕМЫ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ Определяется педагогом: по предмету; в соответствии с потребностями обучающихся; с учетом учебной ситуации; с учетом способностей обучающихся. 2 Предлагается обучающимися исходя из собственных интересов детей.

Слайд 13

ФОРМЫ ПРОДУКТОВ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Web-сайт Анализ данных социологического опроса Сравнительно-сопоставительный анализ Атлас, карта, учебное пособие Видеофильм Выставка Газета, журнал, справочник Костюм, модель, коллекция Игра, мультимидийный продукт Музыкальное или художественное произведение Постановка, праздник Экскурсия, поход

Слайд 14

ВИДЫ ПРЕЗЕНТАЦИЙ ПРОЕКТОВ Деловая игра Демонстрация продукта, выполненного на основе ИКТ Инсценировка-диалог литературных или исторических персонажей Игра с залом Научная конференция, доклад Пресс-конференция Путешествие, экскурсия Реклама Ролевая игра Спектакль Соревнование Телепередача и т.д.

Слайд 15

ОЦЕНИВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы; степень включённости в групповую работу; практическое использование предметных и общешкольных ЗУН; количество новой информации использованной для выполнения проекта; степень осмысления использованной информации; уровень сложности и степень владения использованными методиками; оригинальность идеи, способа решения проблемы; осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования; уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объёктами наглядности; творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации; социальное и прикладное значение полученных результатов

Слайд 16

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ рефлексивные умения: умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний; отвечать на вопрос: чему надо научиться для решения поставленной задачи? поисковые (исследовательские) умения: выдвижение идеи, проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение и поиск гипотезы, формулировка гипотезы, обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, умение находить информацию, проводить контекстный поиск, формулирование ключевых слов, структурирование информации, прием и передача информации, представление ее в различных формах; навыки оценочной деятельности; умения и навыки работы в сотрудничестве: коллективное планирование, взаимодействие с партнерами, взаимопомощь в группе в решении общих задач, навыки делового партнерского общения; менеджерские умения и навыки: проектирование процесса, планирование деятельности, времени, ресурсов; принятие решений и прогнозирование их последствий, навыки анализа собственной деятельности; коммуникативные: умение участвовать в дискуссии, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми; презентационные умения и навыки: навыки монологической речи, уверенно держать себя во время выступления, артистические умения, использование различных средств наглядности при выступлении, умение отвечать на незапланированные вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов как средство формирования ключевых компетентностей учащихся в области изобразительного искусства

Отойти от традиционного обучения, для которого типичным является пассивность учащегося, позволяет метод проектов, которыйнаименее ресурсозатратным спо­собом создаёт условия деятельности, максимально п...

Презентация к статье "Метод проектов как средство формирования ключевых компетентностей учащихся в области ИЗО"

Презентация красочно и содержательно иллюстрирует статью "Метод поектов как средство формирования ключевых компетентностей учащихся в области ИЗО"...

Педагогическая концепция "Метод кейсов как инструмент формирования и развития ключевых компетенций учащихся на уроках географии"

Метод кейсов как инструмент формирования и развития ключевых компетенций учащихся на уроках географии": сущность метода, преимущества и недостатки...

Педагогический педсовет «Метод проектов как средство формирования ключевых компетентностей учащихся»

В данном разделе предствален педагогический совет по теме  «Метод проектов как средство формирования ключевых компетентностей учащихся»  и представлен опыт учителей-предметников по проектной...

Презентация педагогического педсовета «Метод проектов как средство формирования ключевых компетентностей учащихся»

В данном разделе предствален педагогический совет по теме «Метод проектов как средство формирования ключевых компетентностей учащихся» и представлен опыт учителей-предметников по проектной деятельност...

Метод проектов как средство формирования ключевых компетентностей обучающихся

В настоящее время метод проектов вновь приобрел довольно широкую популярность. Это обусловливается, прежде всего, на­личием кризисных явлений во всех областях общественной жизни, включая сферу образов...