"Технологии индивидуального развития на уроках русского языка и литературы"
статья

Кобылкина Татьяна Юрьевна

Самым главным в процессе обучения  является ребёнок, с которым мы работаем, и его взаимоотношения с учителем. Каждый, кто причастен к воспитанию и развитию ребёнка, обязан знать состояние его здоровья и что любой ученик – индивидуален. Поэтому важно на уроках применять технологии индивидуального обучения, которые помогут педагогу  найти подход к каждому ребенку и увидеть его способности.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 "Технологии индивидуального развития на уроках русского языка и литературы"

      Каждый учитель сразу может сказать, что основные показатели качества образования   – это показатели ЗУНов,  результаты поступления выпускников в ВУЗы, итоги предметных олимпиад того или иного уровня.

       Но только ли эти параметры определяют качество образования? Самым главным в процессе обучения  является ребёнок, с которым мы работаем, и его взаимоотношения с учителем. Каждый, кто причастен к воспитанию и развитию ребёнка, обязан знать состояние его здоровья и что любой ученик – индивидуален. Поэтому важно на уроках применять технологии индивидуального обучения, которые помогут педагогу  найти подход к каждому ребенку и увидеть его способности.
Что же такое индивидуальный подход? Прежде всего рассмотрим понятие «индивидуализация» – это способ практической организации педагогического процесса, который основывается на индивидуальном подходе к детям в образовательном процессе.

      Основываясь на этом, индивидуальный подход в образовании требует от педагога следующих действий:

- постоянное изучение и хорошее освоение индивидуальных особенностей темперамента, черт характера, взглядов, вкусов, привычек своих учеников;

- умение диагностировать и знать реальный уровень сформированности значимых для личности качеств, таких как образ мышления, мотивы, интересы, установки, личностная направленность, отношение к жизни, труду и ценностным ориентациям и жизненным планам;

- постоянное привлечение каждого учащегося к посильной для него трудности учебной деятельности, со все нарастающим уровнем сложности, чем обеспечивается прогресс в развитии личности;

- своевременное выявление и устранение причин, которые могут препятствовать достижению цели, а если эти причины невозможно вовремя выявлять и устранять – педагог должен оперативно изменять тактику обучения, основываясь на новых складывающихся условиях и обстоятельствах;

- максимальная опора на собственную личностную активность;

- сочетание воспитания с самовоспитанием личности, помощь при выборе целей, методов и форм самовоспитания;

- развитие самостоятельности, самодеятельной инициативы учащихся, не только и не столько руководство, сколько умелая организация и направление ведущей к успеху деятельности. 

      К индивидуальным особенностям, на которые должен опираться педагог, выделяют восприятие, мышление, память, речь, характер, темперамент, воля, и их особенности. Бесспорно, что в процессе массового обучения подробное изучение названных и любых других особенностей затруднено, и педагог, желающий стать успешным, вынужден затрачивать дополнительное время, энергию, средства, собирая значимые сведения, без которых изучить личностные качества невозможно полно и конкретно.

      Индивидуальный подход в обучении используется  практически во всех современных образовательных технологиях в той или иной мере и  является « проникающей технологией» .

     Каждый из нас стремится донести информацию до  ученика, научить его, но не всем дано хорошо учиться, усваивать материал «с первого раза».  Поэтому учитывая способности ребёнка мы должны найти к нему особый подход и обучать   ученика на уровне его возможностей и способностей, используя, чтобы заинтересовать, современные технологии.

     Основываясь на личный опыт педагогической деятельности, я считаю, что одним из путей, ведущих  к повышению и развитию интереса к русскому языку и литературе,  является отбор содержания учебного материала, его преобразование. Хорошо подобранный материал, средства обучения помогают мне решать многие задачи на уроке. При этом я руководствуюсь принципами: - каждому ученику предоставляется право выбора уровня сложности, иногда распределяю сама задания для детей по группам « Повышенный уровень», « Средний», « Базовый» .  

      В своей практике  на уроках  я использую ИКТ, это помогает мне также   использовать технологии индивидуального развития. Обучение  с использованием  компьютера  даёт возможность организовать работу каждого ученика, как сильного, так и слабого, позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, повышает творческий потенциал личности. (Платформа Учи. ру).

     Построение схем, таблиц в презентации экономит время урока, иногда дети ( сильные) самостоятельно готовят презентации для класса.  Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость. Использование электронных тренажёров по русскому языку и литературе (кроссвордов, иллюстраций рисунков, тестов, занимательных заданий) воспитывает интерес к урокам.  Компьютерные технологии позволяют мне делать уроки более насыщенными, эмоциональными.  

      В этом году у меня обучается  индивидуально ученик. Для того чтобы он усваивал необходимый материал мне приходится учитывать его особенности: плохая память и речь, очень быстро устает и ему сложно писать. Чтобы материал можно было в любое время вспомнить, мы создаем с ним конспект(приклеиваем все памятки), для того чтобы отработать материал использую индивидуальные карточки, интерактивные тренажёры. По литературе, чтобы произведение ученик смог запомнить и немного проанализировать, использую фильмы, видеоуроки, презентации и т. д.

       Действительно, использование технологии индивидуального обучения  помогает педагогу повысить мотивацию  по предмету и качество знаний, создает оптимальные условия, способствующие развитию личности ученика.
И это должно быть самым главным в работе каждого учителя. В процессе обучения, используя данную технологию, у ребёнка постепенно появляется привычка к серьезной и целенаправленной работе,  будет развиваться интерес к учению, появится   уверенность в себе и в своих силах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ . Технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературы как эффективный способ развития учащихся

Описание педагогического опыта "Технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературыкак эффективный способ развития учащихся"...

Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы как эффективный способ развития учащихся

На определённом этапе своей деятельности я задумалась над тем, что нужно сделать учителю, чтобы овладеть вниманием современных учащихся. А сделать это совсем не просто. Для этого учитель должен помочь...

Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы как эффективный способ развития учащихся

На определённом этапе своей деятельности я задумалась над тем, что нужно сделать учителю, чтобы овладеть вниманием современных учащихся. А сделать это совсем не просто. Для этого учитель должен помочь...

Применение технологии педагогических мастерских на уроках русского языка и литературы с целью развития познавательных, творческих и исследовательских способностей школьников.

В педагогической статье рассказывается об основных принципах, структурных элементах урока, построенного по технологии педагогических мастерских. Формирование УУД осуществляется под руководством Мастер...

Применение технологии интерактивного обучения на уроках русского языка и литературы с целью развития творческих способностей учащихся

Применение в работе интерактивных технологий позволяет повысить мотивацию учащихся к учебной деятельности, в  процессе этой деятельности у обучающихся развивается самостоятельность,  г...

Выступление на МО учителей русского языка и литературы « Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы»

Выступление на МО учителей русского языка и литературы« Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы»...

Опыт применения технологии проблемного диалога на уроках русского языка и литературы как средства развития дивергентного мышления школьников

Данный материал представляет собой обобщение педагогического опыта по применению технологии проблемного диалога на уроках русского языка и литературы на ступени основной школы. В учебно-методическом м...