Концепция обучения немецкому языку как второму иностранному языку
материал

Морозова Наталья Марковна

Материал для использования на методических объединениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kontseptsiya_obucheniya_nemetskomu_yazyku.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Концепция обучения немецкому языку как второму иностранному языку

Морозова Наталья Марковна

учитель немецкого языка

МБОУ «Гуменская средняя общеобразовательная школа»

Краснослободского муниципального района РМ

Краснослободск 2021

 Язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Изучение второго иностранного языка сегодня-это необходимость. Во многих школах в качестве второго иностранного языка выбирают немецкий язык. Это связано с развитием социально-экономических связей с немецкоязычными странами, с желанием познакомиться с немецкой культурой.

Общая цель преподавания иностранного языка, в том числе и второго иностранного языка, как учебного предмета в контексте нового федерального государственного стандарта общего образования формулируется в тексте фундаментального ядра содержания общего образования – одного из базовых документов ФГОС нового поколения. Она состоит в развитии у школьников иноязычной коммуникативной компетенции, то есть «способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка». Иные цели тождественны результатам и представлены на метапредметном, личностном и предметном уровнях. К личностным результатам относятся, например, формирование мотивации к изучению иностранных языков и стремление к самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык».

 Федеральный государственный образовательный стандарт определяет цели изучения второго иностранного языка:

1) формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных  культур, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с образцами зарубежной литературы разных жанров;

2) формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции; расширение и систематизация знаний о языке, расширение лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение общей речевой культурой.

 Считаю, что самое важное в изучении любого иностранного языка – это лексика и грамматика. Без определенного запаса слов невозможно ни понять написанное, ни выразить свою мысль или желание. Предлагаю учащимся учить слова письменно. То есть, писать изучаемое слово несколько раз проговаривая его по буквам и проговаривая вслух его перевод. Таким образом, работают все виды памяти: моторная, слуховая, зрительная. Важно также как можно скорее повторить только что изученное. Изучив новое слово проверить, не забыли ли они ранее изученные слова.   В 5-6 классах для ребят интересны такие задания как игра в «Съедобное - несъедобное», «Падающие слова» (пока падает по-русски написанное слово или картинка, нужно назвать его по немецки. На уроке на такие игры недостаточно времени, но во внеурочной деятельности это применимо. Здесь помогает также интерактивная доска.

 Знание грамматики не менее важно для освоения языка. Не стоит давать учащимся готовый материал. Они усвоят его намного лучше, если докопаются до сути дела сами. Необходимо поставить перед ними проблемный вопрос и указать, где найти требуемый материал. Изучаем модальные глаголы методом проекта. Необходимо создать разрешающие и запрещающие знаки для школы. Для выполнения этого проекта, учащимся нужно познакомиться с модальными глаголами, их спряжением, прошедшим временем, и.т.д.

При изучении второго иностранного языка важно настроить учащихся на языковой лад, создать атмосферу языка. Для этого на перемене перед уроком хорошо поставить музыку на языке или включить видео. Важно научить правильно произносить слова. Немецкий и английский языки похожи и многие слова отличаются только произношением. Например, такие слова как музыка, волейбол, баскетбол и др. В рамках дефицита времени на уроках немецкого языка для обучения фонетике применима интенсивная методика. Новые изучаемые слова проговариваются с разной интонацией, затем все новые слова можно спеть на мотив известных детских песен. Например, «В лесу родилась елочка».

Что касается алфавита, то он уже знаком учащимся из английского языка. Здесь важно показать разницу в названии букв, в их прочтении и в прочтении буквосочетаний. Для изучения немецкого алфавита применима игра «Печатная машинка». На доске записывается новое слово. Все учащиеся – это клавиши печатной машинки. Каждый ученик «печатает» какую-либо букву. Буквы слова распределяются среди учащихся. По хлопку учителя «Печатная машинка» начинает печатать. Каждый ученик по очереди называет свою букву четко и громко. Печатать нужно быстро. Если слово «напечатано» недостаточно быстро или неправильно, оно перепечатывается.

Ведущими в изучении иностранного языка являются коммуникативные умения.

Из-за недостатка времени на уроке обучение монологической речи проходит следующим образом: по ходу изучения темы учащиеся при помощи учителя составляют и записывают тему. Текст темы многократно прочитывается, проговаривается. Здесь применима такая игра как «Снежный ком». К концу урока ученики практически выучивают тему. Дома они должны подготовить презентацию, коллаж, книжку-малышку по теме, приготовиться к презентации и подготовить вопросы по теме, которые будут задавать другим одноклассникам. На следующем уроке происходит защита проекта. Учащиеся по очереди защищают свои проекты. После рассказа другие ученики могут помочь выступающему своими вопросами, если тот допустил ошибки или что-то пропустил. Перед началом урока оговариваются нормы оценки и учащиеся сами могут сказать насколько хорошо выступили их товарищи. За вопросы также можно получить оценку.

 Еще один метод ускоренного обучения монологической речи – это использование интерактивной доски. На слайде написаны предложения по теме, но не целиком, а по частям. Задача учащихся соединить части предложений и составить из них рассказ.

 Что касается аудирования, то для его обучения можно использовать песни и видео материалы, которые ученики слышат перед уроком. В начале урока в рамках речевой зарядки можно спросить: о чем была песня или видео. Для обучения аудированию можно использовать не только аудио, но и видео материалы.

 Имея определенный  лексический запас, умея писать и произносить правильно слова, учащиеся без труда справятся с чтением и письмом.

 Умея говорить в монологе по теме, им не составит труда написать сочинение или письмо другу.

 В соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к изучению иностранного языка.

 При отборе современных методов обучения необходимо учитывать следующие критерии, в соответствии с которыми используемые методы должны:

создавать атмосферу, в которой ученик чувствует себя комфортно

развивать желание у ученика практически пользоваться иностранным языком

затрагивать личность ребенка (его эмоции, чувства, ощущения)

развивать творческие способности

активизировать школьника

создавать ситуации, в которых ребенок должен осознавать, что изучение иностранного языка связано с его интересами

учить ребенка самостоятельно работать над языком

предусматривать различные формы работы в классе (индивидуальная. групповая, коллективная).

 Обучение немецкому языку как второму иностранному языку строиться с учетом речевого и учебного опыта обучающихся в родном и первом иностранном языке.

 Изучение второго иностранного языка имеет ряд особенностей и требует особого отбора методов и приемов для его изучения. 

Меньшее количество часов и более сжатые сроки на его изучение обусловливает более интенсивное изучение второго иностранного языка.

Для правильной организации познавательно-развивающей деятельности необходимо создание позитивного эмоционально-ценностного отношения к изучению иностранного языка.

Учащимся следует учить слова письменно. Не стоит давать учащимся готовый материал.

При изучении второго иностранного языка важно настроить учащихся на языковой лад, создать атмосферу языка.

 Из-за дефицита времени на уроках немецкого языка для обучения фонетике применима интенсивная методика.

При изучении алфавита важно показать разницу в названии букв, в их прочтении и в прочтении буквосочетаний.

При обучение монологической речи целесообразно использование ИКТ и игр типа «Снежный ком», то есть многократного проговаривания целых предложений.

Для обучения аудированию можно использовать не только аудио, но и видео материалы. Для его обучения можно использовать песни и видео материалы, которые ученики слышат перед уроком.

 Самой эффективной формой активации речемыслительной деятельности учащихся на уроках иностранного языка является групповая форма работы.

В процессе обучения иностранному языку необходимо применять инновационные технологии.

На уроках применяю различные формы работы.

Для обобщения, закрепления и систематизации полученных знаний в завершении изучения новой темы проводятся нестандартные уроки.

Страноведческий материал более полно изучается на занятиях внеурочной деятельности.

Система оценивания занимает особое место в педагогических технологиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация по теме "Германия" для 7 класса (1-ый год обучения немецкому языку как второму иностранному языку)

Презентация включает в себя фотоматериал и текстовую информацию по теме "Германия". Здесь кратко освещены следующие разделы по теме: географическое положение страны изучаемого языка, государственный ф...

Содержание обучению немецкому языку как второму иностранному

Интерес к изучению немецкого языка падает. Но школы, заинтересованные в преподавании иностранных языков, в том числе второго иностранного,   часто выбирают как перспективный немецкий язык. Содерж...

МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ КАК ОСНОВА ОБУЧЕНИЯ НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ КАК ВТОРОМУ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ШКОЛЕ

В статье рассматривается понятие межкультурной коммуникации и его неразрывная связь с преподаванием немецкого как второго иностранного языка в школе. Обучение иностранным языкам в школе предполагает н...

Обучение немецкому языку как второму иностранному языку

Обучение немецкому языку как второму иностранному языку...

Статья «Практическое использование современных технологий обучения немецкому языку, как второму иностранному, для развития творческих способностей учеников»

О всеобщем внедрении второго иностранного языка в школах говорится и пишется уже достаточно давно, но учебный план большинства общеобразовательных школ включает в себя по-прежнему лишь один иностранны...