"Роль исторического и культурного наследия в воспитании детей и молодёжи"
проект

Клепикова Елена Алексеевна

      

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 0006561d-20f38d3c.docx33.42 КБ

Предварительный просмотр:

         Слайд 1     Роль исторического и культурного наследия в воспитании молодёжи

 Слайд 2     Проблемы воспитания детей и молодёжи через призму исторического и культурного наследия России

Современный период в российской истории и образовании — время смены ценностных ориентиров. В период смены ценностных ориентиров нарушается духовное единство общества, меняются жизненные приоритеты молодежи, происходит разрушение ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок.

 Слайд 3Актуальность В недавнем прошлом в нашей стране создалась угроза гуманитарного кризиса общества , проявившегося в:

  • снижение интеллектуального и культурного уровня общества
  • девальвации общепринятых ценностей и искажении ценностных ориентиров
  • рост агрессии и нетерпимости, проявление девиантного поведения
  • деформации исторической памяти, негативной оценки значительных периодов отечественной истории
  • разрыв социальных связей (дружеских, семейных, соседских); рост индивидуализма

           пренебрежения правами других

В настоящее время перед Россией стоит задача в короткий срок осуществить  модернизацию , выйти на путь интенсивного развития, обеспечить готовность общества и государства принять вызовы современного мира. Для этого нужна система ценностных ориентаций, которые  задают цель - возрождение народов, в соответствии с которой должна корректироваться образовательная система. Новая российская образовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества.

Слайд 4 История развития человечества показывает, что образовательные системы всегда ориентировались на определенный идеал человека - "ценности-цели", которые отражали государственную образовательную политику и уровень развития самой педагогической науки. Категория "ценность" многими учеными рассматривается, как основополагающая при определении идеалов. Аксиология (теория ценности) как наука зародилась в России в конце XIX в., когда были намечены основные подходы в понимании категории "ценность".

Каждое общество создает свою специфическую систему ценностей, выражающую доминирующие интересы, цели, принципы этого общества.

 Слайд 5 В апреле 2014 г. была утверждена Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Она была составлена в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию Российской Федерации.

Слайд 6 В  2008 гг. в посланиях Президента России Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности — это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений».

Слайд 7 Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны.

Слайд 8-9 Концепция формулирует социальный заказ современной общеобразовательной школе как определённую систему общих педагогических требований, соответствие которым обеспечит  эффективное участие образования в решении национальных задач. Новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и     культурная жизнь школьника. Социальный заказ образованию устанавливается в следующей системе фундаментальных социальных и педагогических понятий, а также отношений между ними:

Слайд 10 Концепция определяет:

  • характер современного национального воспитательного идеала;
  • цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи;
  • систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации;
  • основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

Слайд 11 Фундаментальные понятия концепции

нация – государственно-территориальная и политико-правовая общность с общими политическими, историко-культурными и духовно-ценностными характеристиками и общим самосознанием. Многонациональный народ РФ – многоэтничная гражданская нация;

национальное государство – государство с общей, контролируемой центральной властью, хозяйственно-экономической основой, с общей территорией, с общими историко-культурными ценностями жителей страны;

национальное самосознание (идентичность) – разделяемое всеми гражданами представление о своей стране, её народе, чувство принадлежности к своей стране и народу. Основа   его  базовые национальные ценности и общая историческая судьба;

Слайд 12 Фундаментальные понятия концепции

формирование национальной идентичности – формирование у личности представления о многонациональном народе РФ как о гражданской нации и воспитание патриотизма;

патриотизм – чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с её народом, чувство гордости за своё Отечество, малую Родину, активная гражданская позиция, готовность к служению Отечеству;

гражданское общество – общество, способное к самоорганизации на всех уровнях, активно выражающее свои запросы и интересы как через свободно и демократически избранные органы власти и самоуправления, так и через институты гражданского общества

Слайд 13 Фундаментальные понятия концепции

многообразие культур и народов– культурное многообразие, диалог и взаимообогащение всех  этнических культур многонационального народа РФ и глобальных или мировых культурных явлений как условие развития, стабильности и гражданского согласия;

межэтнический мир и согласие – единство в многообразии,  культур, традиций  многонационального народа РФ, равноправие граждан независимо от национальности, межэтнический мир, толерантность;

социализация – усвоение человеком социального опыта в процессе жизни и образования, вхождения в социальную среду, принятия ценностей общества, активное воспроизводство системы общественных отношений;

Слайд 14 Фундаментальные понятия концепции

развитие – процесс и результат перехода к новому, более совершенному качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему, к духовной, умственной зрелости, сознательности, культурности;

воспитание – педагогически организованный целенаправленный процесс развития обучающегося как личности, гражданина, освоения и принятия им ценностей, нравственных установок и моральных норм общества;

национальный воспитательный идеал – высшая цель образования, нравственное представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы и т.д.;

Слайд 15 Фундаментальные понятия концепции

базовые национальные ценности – основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа РФ;

духовно-нравственное развитие личности – последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать  отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом;

духовно-нравственное воспитание личности гражданина РФ – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию.

Слайд 16  Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.

  • патриотизм — любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;
  • социальная солидарность — свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
  • гражданственность — служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
  • семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
  • труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;

Слайд 17

  • наука — ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
  • традиционные российские религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
  • искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
  • природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
  • человечество — мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Слайд 18 Основные принципы организации духовно-нравственного развития и  воспитания   

  • нравственный пример педагога;
  • социально-педагогическое партнёрство;
  • индивидуально-личностное развитие;
  • интегративность программ духовно-нравственного воспитания;
  • социальная востребованность воспитания.

    Каждая из базовых ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в воспитательную задачу

 

Слайд19. Концепция Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России определила стратегию развития воспитания в РФ. 29 мая 2015 г. Правительством РФ утверждена   Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года  разработана во исполнение Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г, в части определения ориентиров государственной политики в сфере воспитания. Стратегия опирается на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством.Обновление воспитательного процесса с учетом современных достижений науки и на основе отечественных традиций

  Гражданское воспитание включает:

  • создание условий для воспитания у детей активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества;
  • развитие культуры межнационального общения;
  • формирование приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;
  • воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;

  • развитие правовой и политической культуры детей, расширение конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;

Слайд 20

  • развитие в детской среде ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности;
  • формирование стабильной системы нравственных и смысловых установок личности, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
  • разработку и реализацию программ воспитания, способствующих правовой, социальной и культурной адаптации детей, в том числе детей из семей мигрантов.

Слайд 21 Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности предусматривает:

  • создание системы комплексного методического сопровождения деятельности педагогов и других работников, участвующих в воспитании подрастающего поколения, по формированию российской гражданской идентичности;
  • формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе развития программ патриотического воспитания детей, в том числе военно-патриотического воспитания;
  • повышение качества преподавания гуманитарных учебных предметов, обеспечивающего ориентацию обучающихся в современных общественно-политических процессах, происходящих в России и мире, а также осознанную выработку собственной позиции по отношению к ним на основе знания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
  • развитие у подрастающего поколения уважения к таким символам государства, как

как герб, флаг, гимн Российской Федерации, к историческим символам и памятникам Отечества;

  • развитие поисковой и краеведческой деятельности, детского познавательного туризма.

Слайд 22  Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей осуществляется за счет:

  • развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
  • формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра;
  • развития сопереживания и формирования позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам;

Слайд 23

  • расширения сотрудничества между государством и обществом, общественными организациями и институтами в сфере духовно-нравственного воспитания детей, в том числе традиционными
  • содействия формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов;
  • оказания помощи детям в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных.

Слайд 24 Приобщение детей к культурному наследию предполагает:

  • эффективное использование уникального российского культурного наследия, в том числе литературного, музыкального, художественного, театрального и кинематографического;
  • создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям;
  • воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации;
  • увеличение доступности детской литературы для семей, приобщение детей к классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы;
  • создание условий для доступности музейной и театральной культуры для детей;

          развитие музейной и театральной педагогики;

Слайд 25

  • поддержку мер по созданию и распространению произведений искусства и культуры, проведению культурных мероприятий направленных на популяризацию российских культурных, нравственных и семейных ценностей;
  • создание и поддержку производства художественных, документальных, научно-популярных, учебных и анимационных фильмов, направленных на нравственное, гражданско-патриотическое и общекультурное развитие детей;
  • повышение роли библиотек, в том числе библиотек в системе образования, в приобщении к сокровищнице мировой и отечественной культуры, в том числе с использованием информационных технологий;
  • создание условий для сохранения, поддержки и развития этнических культурных традиций и народного творчества.

Слайд 26 Важную роль в деле духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи играют историческое и культурное наследие России. Они являются составляющей базовых национальных ценностей. Указом Президента от 24.12.2014 г. утверждены «Основы государственной культурной политики», которая определяет её главные направления.

Целями государственной культурной политики являются:

  • укрепление гражданской идентичности
  • создание условий для воспитания граждан
  • сохранение исторического и культурного наследия и его использование для воспитания и образования
  • передача от поколения к поколению традиционных для российской цивилизации ценностей и норм, традиций, обычаев и образцов поведения
  • создание условий для реализации каждым человеком его творческого потенциала

обеспечения доступа гражданам к знаниям и информации, культурным ценностям и благам 

Слайд 27 Сегодня историческое и культурное наследие нашего прошлого как никогда востребовано. Культурное  наследие  материальные и духовные ценности, созданные в прошлом и имеющие значение для сохранения и развития самобытности народа, его вклада в цивилизацию

Слайд 28 В зависимости от своего состава объекты культурного наследия могут быть комплексные и единичные и в соответствии с Федеральным законом подразделяются на следующие виды:

памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями, мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека, включая все движимые предметы, имеющие к ним отношение, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки (далее - объекты археологического наследия);

ансамбли - четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятников и сооружений религиозного назначения (храмовые комплексы, дацаны, монастыри, подворья), в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям; произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи;

достопримечательные места - творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; культурные слои, остатки построек древних городов, городищ, селищ, стоянок; места совершения религиозных обрядов.

Кроме этого, Федеральным законом вводится понятие – историческое поселение. Историческим поселением в целях настоящего Федерального закона является городское или сельское поселение, в границах территории которого расположены объекты культурного наследия: памятники, ансамбли, достопримечательные места, а также иные культурные ценности, созданные в прошлом, представляющие собой археологическую, историческую, архитектурную, градостроительную, эстетическую, научную или социально-культурную ценность, имеющие важное значение для сохранения самобытности народов Российской Федерации, их вклада в мировую цивилизацию.

Это материальные и духовные ценности, созданные в прошлом и имеющие значение для сохранения и развития самобытности народа, его вклада в мировую цивилизацию. Недвижимые объекты историко-культурного наследия (памятники истории и культуры) составляют его материальную основу и формируют историко-культурную национальную среду. Практически культурное наследие является составной частью исторического наследия. Наследие выделяется в самостоятельную категорию ценностей. Выполняя функцию исторической памяти народов, историческое наследие способствует продуцированию социального оптимизма, государственного патриотизма, национального единства и других позитивных гражданских качеств, которые так необходимы как взрослым, так и молодому поколению.

Слайд 29 Важно не только научить подрастающее поколение следовать традициям, чтить память предков, но необходимо и пробудить интерес к познанию своей истории, к привитию навыков учиться в течение всей жизни. Действия по укреплению в обществе духовно-нравственных норм и ценностей сегодня приобретают особую ценность и содержат в себе важную смысловую нагрузку, особенно в студенческой молодежной среде. «Память — основа совести и нравственности, память — основа культуры, “накопленной” культуры, память — одна из основ поэзии — эстетического понимания культурных ценностей. Хранить память, беречь память — это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками. Память — наше богатство» (Д.С.Лихачев) Но в данных условиях возникает проблема необходимости обеспечить защиту культурного и духовно-нравственного наследия при недостаточности мер по сохранению культурного достояния страны.

Таким образом, школа должна стать важным фактором духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания детей и молодёжи через историческое и культурное наследие России. Это должен быть педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательский проект «Историческое и культурное наследие народов Республики Башкортостан» Ученик 8Б кл. МОБУ СОШ № 21 г.Белорецк Республики Башкортостан

Научно-исследовательский проект «Историческое и культурное наследие народов Республики Башкортостан»«Духовно-нравственные ценности  в современном обществе»(Национальные традиции   декор...

«Памятники – наше историческое и культурное наследие»

Форма проведения: беседаЦель: привлечения внимания учащихся к вопросам развития культуры, сохранения культурно-исторического наследия России.Задача: укрепить связь поколений прошлое и настоящее.Возрас...

Культурно-исторический аспект в духовно-нравственном воспитании детей и подростков в условиях пришкольного интерната

В данной статье описывается опыт культурно-исторического аспекта духовно-нравственного воспитания детей и подростков. Особенность работы заключается в том, что она происхдит в условиях пришкольно...

Организация работы по пропаганде исторического и культурного наследия Смоленщины

Сегодня важно вернуть нашу молодежь к истокам, к мудрости, к заветам предков, к духовной сокровищнице христианства и другим моральным ценностям. Особое место в деятельности преподавателя на уроках и в...