Формирование УУД с помощью метода проектов
статья

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_proektov.docx17.29 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование УУД с помощью метода проектов

В настоящее время существует множество педагогических технологий, применение которых позволяет учителю развить способность ученика к самостоятельному освоению новых знаний, формированию универсальных учебных действий.

Технология проектной деятельности давно получила и заслужила признание среди учителей-предметников, а среди учителей иностранного языка стала одной из актуальных и эффективных технологий в обучении учащихся.

Современная трактовка под методом проектов подразумевает совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Понимая, что проект – это комплексное понятие, мы разложили его в виде ПРОЕКТНОЙ ЛЕСТНИЦЫ:

1.                      Проект – это деятельность, а, значит, «система, имеющая строение, свои внутренние переходы и превращения, своё развитие» (А.Н. Леонтьев).

2.                      Проект – это целесообразная деятельность, а значит, замысел сообразуется с интересами учеников.

3.                      Проект – это целесообразная деятельность по решению проблемы, а значит, необходима такая «целесообразная» проблема.

4.                      Проект – это целесообразная деятельность по решению проблемы ипрактическая реализация результатов, а, значит, значимый для ученика или социума, продукт.

5.                      Проект – это целесообразная деятельность по решению проблемы и практическая реализация результатов, организуемая в режиме совместной групповой работы.

6.                      Проект – это целесообразная деятельность по решению проблемы и практическая реализация результатов, организуемая в режиме совместной групповой работы (более эффективный вариант) при сопровождении педагога.

7.                      Кроме того, в процессе практической и теоретической деятельности происходит приобретение учеником собственного знания, «конструирование» его. Это знание становится ЕГО знанием, а не абстрактной мыслью.

Эти семь ступеней делают метод проектов привлекательным при обучении языку и культуре межличностного общения, потому что он прекрасно укладывается в новую парадигму образования, направленную на системно–деятельностный подход и формирование УУД.

Для того чтобы грамотно и качественно выполнить проектную работу, учащийся должен обладать следующими универсальными учебными действиями:

1) познавательными:

  • работать с прочитанным текстом, устанавливать логическую последовательность основных фактов;
  • осуществлять информационный поиск;
  • выделять, обобщать, фиксировать необходимую информацию;
  • пользоваться логическими действиями анализа, сравнения, синтеза;
  • строить собственное высказывание в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка;
  • самостоятельно работать с источниками для получения нужной информации;
  • контролировать и оценивать результаты своего труда.

2) коммуникативными:

  • точно выражать свои мысли;
  • участвовать в обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической формами речи, грамотно оформлять её; обладать переводческой компетентностью;
  • уметь ставить вопросы с целью получения дополнительной информации;
  • уметь высказывать свое мнение, спрашивать мнение других;
  • уметь эффективно сотрудничать при выполнении совместной работы, уважать мнение других.

3)регулятивными:

  • самостоятельно ставить цели, видеть пути их достижения;
  • соотносить свои действия с результатами, проводить контроль своей выполненной работы, уметь корректировать свои действия;
  • оценивать правильность выполнения задачи, свои пути её решения;
  • уметь производить самоконтроль, самооценку своей деятельности.

Проект – это продуктивная деятельность. Заинтересованность ученика (мотивация) + целенаправленность + конструирование и простраивание своей деятельности = качественный и полезный продукт. В процессе проектной деятельности происходит усвоение информации, освоение знаний и их присвоение.

Можно сказать, что проект – это событие, а точнее СО – бытие, это нечто значимое, что планируешь и чего добиваешься в СО - трудничестве, в СО - действии, в СО- переживаниях, вСО – обществе.

Общая работа учащихся над проектом дает им возможность проявить собственное креативное видение процесса и результата работы, создать свой проектный продукт, которым смогут воспользоваться другие (новый учебный материал, дополнительное пособие по изученной теме). Важным фактором является то, что все необходимые знания или сведения должны добываться самими учащимися, а учитель в совместной работе с учащимися становится организатором, помощником, корректором.

Метод проектов воспитывает такие важные качества для современного человека и так необходимые для профессиональной деятельности, как коммуникабельность, самостоятельность, целеустремленность, ответственность, умение работать в команде, толерантность, а также раскрывает творческие и организаторские способности.

При этом учащиеся приучаются выполнять разные социальные роли (лидера или исполнителя, организатора совместной деятельности, генератора идей, оформителя и т.д.). Все это потребуется им в жизни, ибо работа в малых группах сотрудничества — одно из основных направлений социализации личности.

Таким образом, включение учащихся в проектную деятельность, типичную для возрастных особенностей учащихся (на начальном этапе преобладают творческие проекты как средство обучения, на среднем этапе – творческие и информационно-исследовательские проекты, на старшем этапе – исследовательские, информационные, социально значимые проекты) создает условия для оптимизации работы по формированию УУД и развития коммуникативной активности учащихся.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов, как метод формирования у учащихся УУД.

Тем , кому интересна пректная деятельность учащихся, будет полезна данная публикация и ее приложения. В других разделах я размещу разработки учебных проектов с их содержанием и презентациями. Буд...

Формирование универсальных учебных действий с помощью метода проектов

Современное образование требует от обучающихся сформированности универсальных учебных действий. В статье описывается формирование УУД с помощью метода проектов...

ФОРМИРОВАНИЕ ИМИДЖА СТАРШЕКЛАССНИКА НА УРОКАХ МХК С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА К.С.СТАНИСЛАВСКОГО

Этот материал может быть полезен не только для учителей МХК....

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.

Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...

Формирование толерантности учащихся средствами метода проекта на уроках истории и обществознания

В данной статья описывается процесс формирования толернтности у учащихся средствами метода проекта на урокх истории и обществознания. автор приводит примеры из собственной практической педагогической ...

Совершенствование коммуникативных навыков в области иностранных языков при помощи метода проектов

В презентации рассмотрен метод проектов, как один их наиболее эффективных в преподавании иностранных языков....

Методы формирования новых знаний и способов действий: метод проектов на уроках физики

В данной работе автор рассматривает проектную деятельность как один из наиболее популярных методов школьного обучения...