Метод проектов, как метод формирования у учащихся УУД.
статья по теме

Тем , кому интересна пректная деятельность учащихся, будет полезна данная публикация и ее приложения. В других разделах я размещу разработки учебных проектов с их содержанием и презентациями. Буду рада, если данный материал вам пожет в работе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Метод проектов.

Под методом понимается обобщенная модель определенного способа достижения поставленной цели, система приемов, определенная технология познавательной деятельности. Поэтому так важно не смешивать понятия « проект как результат деятельности» (определенное ее оформление) и « проект как метод познавательной деятельности».

 Метод проектов предусматривает обязательное наличие проблемы, требующей исследования и организацию процесса достижения  результата, разрешающего эту проблему.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве, анализировать полученную информацию, самостоятельно выдвигать гипотезы, умения принимать решения (поиск направления и методов решения проблемы); развитие критического мышления, умения исследовательской, творческой деятельности. Обучение в сотрудничестве является неотъемлемой частью метода проектов. Все учащиеся могут принять активное участие в проектной деятельности, получая самостоятельную роль, самостоятельный участок работы. От успеха каждого в отдельности зависит успех всего проекта. Это очень важно! Это огромный стимул к активной познавательной деятельности, к прочному усвоению знаний и поиску новой информации.

Умение пользоваться методом проектов, обучением в сотрудничестве – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.

 

Основные требования к использованию метода проекта.

  1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.
  2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
  3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
  4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
  5. Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы, оформление конечных результатов.

Крупных проектов по каждому предмету в течение года может быть 2-3. Проект требует тщательной подготовки.

Проекты могут быть различными по своей типологии!

На начальном этапе освоения метода проекты могут быть чисто информационными, практико-ориентированными, творческими, игровыми, мини-проекты (2-3 урока). Но суть самого метода, его идея должна оставаться неизменной – самостоятельная поисковая, исследовательская, проблемная, творческая деятельность учащихся, совместная или индивидуальная.

Роль учителя.

Перед проектной деятельностью учитель должен четко определить для себя основную проблему, а также возможные гипотезы их решения. Он так же определяет, какие знания, умения, навыки из ранее усвоенных потребуются учащимся в работе над проектом, какие новые знания, умения, навыки должны ребята приобрести, что им может потребоваться для успешной работы (источники информации, иногда, возможно готовая информация, инструменты, приборы), какими методами они предположительно могут воспользоваться и какая при этом может потребоваться помощь (анкетирование, интервью, беседы, поиск в Интернете).

Учитель должен продумать весь ход работы над проектом. Однако вся информация должна быть лишь в поле зрения самого учителя в качестве ориентира в организации деятельности учащихся. Но, ни саму проблему, ни гипотезы, ни методы  исследования он не должен давать в готовом виде. Учитель лишь ненавязчиво направляет мысль учащихся в нужное русло.

Примерный план проведения проекта.

1.Подготовительный этап.

Выбор темы проекта. Обсуждение  основополагающих и учебных вопросов с учащимися. Формирование групп. Обсуждение плана работы в каждой из групп. Создание критериев оценивания и ознакомление с ними учащихся. Создание публикаций для родителей.  Создание стартовой презентации учителя.

2.Основной этап.

Самостоятельная работа в группах. Распределение обязанностей. Поиск информации в разных источниках. Анализ информации и отбор материала для публикаций и презентации. Корректировка планов работы в группах. Обсуждение задач прикладного характера. Индивидуальные консультации учащихся. Определение сроков выполнения работ  учащимися.

3.Заключительный этап.  

Демонстрация и защита работ. Рефлексия участников проекта.

 



Предварительный просмотр:

Лист оценивания презентации группы №

Критерии

оценивания

Параметры

Баллы

 

1

(плохо)

2

(слабо)

3

(хор.)

4

(отл.)

Содержание

презентации

Насколько текст презентации соответствует названию темы

Будет ли информация в презентации полезной (интересной) для читателя

Оформление презентации

Оценка с первого взгляда

Разумно ли использована анимация?

Как используется цветовая гамма?

Как вставлен текст?

Сделан ли вывод

(подведен ли итог)?

Представление (защита) презентации

Соблюдение регламента

(5-7 минут)

Логика изложения

(правильная речь)

                                                                                                            Итого    баллов

Работу оценивала группа ____________________

Оценка учителя  ___________

Средний балл     ___________

Оценка в журнал __________

 Перевод баллов в оценку для журнала

0-17 баллов – “2”

18-24 баллов – “3”

25-30 баллов – “4”

31-36 баллов – “5”

 

        



Предварительный просмотр:

Самооценка творческой работы учащегося

Фамилия, имя учащегося________________________________________

Тема проекта__________________________________________________

Мой вклад …

Баллы

1

(плохо)

2

(слабо)

3

(хорошо)

4

(отлично)

1.

В поиск материала по теме

2.

В отборе и изучение материала

3.

В создание компьютерной презентации

4.

В составление сопроводительного текста

5.

В защиту проекта

Перевод баллов

0-9 баллов – 2

10-13 баллов – 3

14-16 баллов – 4

17-20 баллов – 5

Самооценка творческой работы учащегося

Фамилия, имя учащегося________________________________________

Тема проекта__________________________________________________

Мой вклад …

Баллы

1

(плохо)

2

(слабо)

3

(хорошо)

4

(отлично)

1.

В поиск материала по теме

2.

В отборе и изучение материала

3.

В создание компьютерной презентации

4.

В составление сопроводительного текста

5.

В защиту проекта

Перевод баллов

0-9 баллов – 2

10-13 баллов – 3

14-16 баллов – 4

17-20 баллов - 5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов как средство формирования ключевых компетентностей учащихся в области изобразительного искусства

Отойти от традиционного обучения, для которого типичным является пассивность учащегося, позволяет метод проектов, которыйнаименее ресурсозатратным спо­собом создаёт условия деятельности, максимально п...

Презентация к статье "Метод проектов как средство формирования ключевых компетентностей учащихся в области ИЗО"

Презентация красочно и содержательно иллюстрирует статью "Метод поектов как средство формирования ключевых компетентностей учащихся в области ИЗО"...

Использование метода проектов как средства формирования учебно-познавательной компетентности учащихся

Доклад по теме: "Использование метода проектов как средства формирования учебно-познавательной компетентности учащихся"...

«Метод проектов как путь формирования исследовательских умений учащихся»

В современной школе огромное внимание уделяется исследовательской деятельности учащихся. Многие ученые длительное время занимались исследованием данного вопроса. Как известно, чтобы привлечь вни...