Методические рекомендации для музыкальных руководителей при работе с детьми с ЗПР
учебно-методический материал

Лапай Лариса Ивановна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii.docx19.81 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

 

Задержка психического развития – это, прежде всего задержка темпа развития ребёнка.  Это понятие носит временной (в соответствии с биологическим возрастом ребёнка) и временный характер (процесс). В самом общем виде сущность ЗПР состоит в следующем: развитие мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы личности происходит замедленно с отставанием от нормы. Ограничения психических и познавательных возможностей не позволяют ребенку успешно справиться с задачами и требованиями, которые предъявляет ему общество. 

Для всех детей этой категории характерны типичные, отличающие их от нормы тенденции развития: незрелость эмоционально-волевой сферы, дезадаптивные формы общественного поведения, сниженный уровень познавательной деятельности. Следовательно, у этих детей недостаточно сформирована готовность к усвоению знаний и предметных понятий.

·        Многие организационно-методические вопросы, касающиеся принципов, методов и конкретного содержания коррекционной работы, остаются недостаточно разработанными. Почему? Потому что степень проявления дефекта у детей с ЗПР может быть разной. Трудности построения системы коррекционно-развивающего обучения и воспитания обусловлены многообразием проявлений задержек в психическом развитии, мозаичностью нарушений, сочетанием незрелости эмоционально-волевой сферы и несформированности познавательной деятельности.

·        Главная задача педагогов – вовремя разглядеть таких детей и начать помогать. Чем раньше выделяют этих детей, тем лучше. Разглядеть - это не в смысле просто увидеть, это диагностически правильно выявить таких детей. Этим занимаются психологи и дефектологи.

·        Педагог, начавший работать с ребенком с ЗПР, должен глубоко осознать благоприятный интеллектуальный потенциал данной категории детей: они восприимчивы к интеллектуальной помощи, могут свободно перенести усвоенный образец - прием в новые условия, что определяет важнейшее для процесса обучения качество ребёнка - обучаемость, т.е. способность к продуктивному усвоению знаний, умений, чужого опыта.

·        Учитывая, сложную психологическую структуру задержки психического развития в дошкольном возрасте, полиморфный т.е. проявляющийся  во многих формах и вариациях состав воспитанников, педагоги, работающие с этими детьми, должны быть готовы к творческой деятельности, предполагающей изучение специальной научной и методической литературы, готовность к экспериментированию, выбору наиболее адекватных методов работы с детьми, отбору содержания обучения.

·        Важную роль в коррекционной работе можно отвести занятиям музыки и ритмики, где каждый ребёнок имеет шанс на успех. Ситуация успеха – важнейшее психологическое условие, своеобразная точка опоры, позволяющая изменить всю систему отношений у детей, пробудить веру в себя, в успех своих усилий. На музыкальных занятиях дети учатся слушать и слышать, смотреть и видеть, а также пытаться создать что-то своё.

·        Музыкальные занятия создают благоприятные условия для развития произвольного внимания, памяти, способствуют развитию мышления, улучшают слуховое восприятие. Обогащается и активизируется лексический запас слов, развивается устная монологическая речь, расширяется кругозор детей. Большое внимание уделяется формированию умений планировать свою деятельность, рационально действовать, контролировать и оценивать.

·        Коррекционную работу с детьми музыкального руководителя можно представить как систему постепенно усложняющихся ритмических, музыкальных, логоритмических упражнений и заданий с обязательным включением речевого материала.

·        Слово вводится в самых разнообразных формах: это тексты песен, пальчиковые, речевые игры, игры с палочками, хороводы, драматизации с пением, команды водящего в подвижных играх и др. Основным в коррекционной работе является – тесная связь всех видов деятельности с музыкой.

·        Обязательно надо помнить о значительной нервно-психической нагрузке на ребёнка, которую желательно равномерно распределить в течение дня, а также равномерно распределить во время занятий. Режим дня должен быть выверен, и точно соблюдаться.

·        Как и все другие занятия в ДОУ, музыкальные занятия в системе коррекционно-педагогической работы направлены на предупреждение возникновения вторичных отклонений в развитии, их коррекции и компенсации средствами музыкальной деятельности.  Например: ринолалия – рино в переводе  – нос,  это первичное нарушение анатомического строения носа, которое ведёт за собой нарушение артикуляторной моторики, далее нарушение звукопроизношения, нарушение фонематического слуха, нарушения письма, как следствие низкая самооценка и девиантное поведение.

·        Воспитательные задачи музыкального занятия подчинены общим задачам воспитания МДОУ.

·        Продолжительность занятий устанавливается в зависимости от степени сложности занятия и от состояния детей в данный день, но не более  25 минут. Построение занятий планируется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Обязательно осуществляется индивидуально-дифференцированный подход.

·        Успех коррекционной работы  зависит от умелого, обязательного планирования.  Музыкальный руководитель пишет план музыкального занятия для всей группы  на 1-2 недели, где может указываться план коррекционной работы индивидуально для каждого ребёнка. После каждого занятия его результаты фиксируются либо здесь же, либо отдельно в специально отведённом месте. План обязательно обсуждается с воспитателем и дефектологом для того, чтобы намечать и решать коррекционные задачи средствами музыкального воспитания, а также, чтобы в процессе проведения музыкальных занятий эти специалисты могли оказывать музыкальному руководителю необходимую помощь.

·        План занятия  должен быть очень гибким и меняться в зависимости от обстановки, от состояния и настроения детей.

·        Материал для занятия отбирается в соответствии с психическим развитием ребёнка и его речевыми расстройствами. Коррекционные задачи решаются в зависимости от ведущего неречевого и речевого расстройства, сопутствующих нарушений темпа, ритма речевой и двигательной деятельности, расстройства психических функций.

·        Ведение занятия для детей с ЗПР требует от педагога большого внимания. В поле его зрения должны находиться все дети группы. Педагог не может удовлетвориться правильным ответом одного-двух детей; он обязан убедиться в том, что все дети поняли материал, и только после этого переходить к новому.

·        В случаях, когда по своему психическому состоянию ребёнок не в силах работать на занятии, материал объясняют ему  индивидуально.

·        Содержание занятий может включать в себя разнообразные формы: игры, досуги, двигательные упражнения, использование разнообразных видов занятий, игровых моментов, красочного музыкально-дидактического материала.

·        Обязательно использование игровой мотивации на всех занятиях (один из принципов работы с детьми с ЗПР – опора на ведущую деятельность возраста).

·        Для предупреждения быстрой утомляемости или снятия ее целесообразно переключать детей с одного вида деятельности на другой, разнообразить виды занятий.

·        Темп занятия должен соответствовать возможностям ребёнка.

·        Важно правильно поместить оборудование и пособия, чтобы у детей не пропал интерес к занятию.

·        Обязательно использование наглядности – иллюстрации, опорные схемы (в начале занятия) “программированные карточки” (на дыхание), графические модели (по ритмике),  и другие карточки-помощницы, которые составляются в соответствии с характером затруднений при усвоении учебного материала;

·        Можно использовать всё пространство муз. зала, создавая небольшие уголки для различных видов деятельности.

·        Заниматься с детьми подгруппами, или в паре, используя метод КСО (коллективное совместное обучение).

·        Необходимо учить детей с ЗПР проверять качество своей работы, как по ходу ее выполнения, так и по конечному результату; одновременно нужно развивать потребность в самоконтроле, осознанное отношение к выполняемой работе, для чего на занятиях следует отводить специальное время на самопроверку и взаимопроверку выполненного задания (КСО)

·        Для всех форм ЗПР характерна личностная и эмоционально-волевая незрелость, сочетающаяся с выраженной зависимостью от мнения взрослых и сверстников. Из-за недостаточности ЗУН они сразу же попадают в разряд неуспевающих, что приводит к негативной оценке ребёнка со стороны взрослого и детей, воспринимающих его как глупого или ленивого. Такая ситуация систематического неуспеха формирует заниженный уровень притязаний не только по отношению к учебной деятельности, но и к любым заданиям содержащим оценочные моменты.  Необходимо подчёркивать успехи, пусть самые малые. Хвалить, хвалить и хвалить. Заранее поощрять поведение, которое хоть отдалённо напоминает нам желаемое. Стараться развивать систему самооценки, которая является главным регулятором поведения.

·        В начале занятия следует сказать детям, чему мы сегодня научимся, составить план занятия по этапам. Каждый промежуточный   этап отмечать. Можно выставить детям на мольберте условные знаки по видам деятельности - алгоритм реализации работы на занятии. Последовательность реализации каждого этапа занятия изображается условными знаками. Педагог объясняет детям, что означает каждая схема. По мере реализации плана схемы убираются. Этот приём способствует овладению детьми такими комплексными навыками, как планирование работы, выбор способов и средств её осуществления, проверка результатов, способствует понижению уровня тревожности.

·        Обязательным условием занятия является четкое обобщение каждого его этапа (проверка выполнения задания, объяснение нового, закрепление материала и т.д.). Новый материал также следует объяснять по частям. Вопросы педагога должны быть сформулированы четко и ясно.

·        Микроалгоритмическая организация деятельности детей на занятии (выслушать устное задание еще раз).

·        У этих детей страдает произвольная регуляция, поэтому необходимо им подбирать особый темп работы, тому, кто возбуждён или расторможен.

·        Осуществлять дополнительный контроль над занятостью ребенка; при признаках истощения внимания обязательна смена деятельности на другую деятельность, более легкую;

·        Необходима организация внимания самыми разными способами.

·        Актуализация мотива деятельности.

·        При организации обучения  детей с ослабленной памятью, возможны следующие направления: учет и опора на ведущий зрительный или слуховой тип памяти (дополнительное привлечение наглядности или повторного проговаривания вслух); организация смыслового запоминания на основе выделения главного; визуализация (зрительное) запоминаемой информации (на основе ярких и несложных таблиц, схем, конспектов); многократное повторение подлежащего запоминанию материала с расчленением его на несложную информацию; определение рационального объема запоминаемого материала с постепенным усложнением (в зависимости от особенностей развития и по годам обучения); обеспечение эмоционального богатства передаваемой информации для привлечения резервов эмоциональной памяти.   

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для родителей по проведению физминуток с детьми школьного возраста.

     Для того чтобы помочь детям сохранить физическое и психическое здоровье, не нужно организовывать ничего невероятного. Им необходимы оздоровительные минутки, которые позволяю...

Методические рекомендации для классных руководителей по изучению семей учащихся

Методические рекомендациидля классных руководителей по изучению семей учащихся....

Методические рекомендации для классного руководителя

Методические рекомендации содержат перечень документации классного руководителя.  Предлагается образец плана индивидуально - профилактичекой работы с учащимися, состоящими на разных видах учёта....

Методические рекомендации для классных руководителей по содержанию и проведению бесед, направленных на профилактику правонарушений

Данная разработка содержит методические рекомендации для классных руководителей по содержанию и проведению бесед, направленных на профилактику правонарушений...

Методические рекомендации для классных руководителей по содержанию и проведению бесед с обучающимися, направленные на оказание помощи в вопросах воспитания, социальной адаптации и профилактику правонарушений.

В данных методических рекомендациях собраны конспекты классных часов, тематических бесед и занятий с обучающимися коррекционной школы по вопросам оказания помощи в вопросах воспитания, социальной адап...

Методические рекомендации для классных руководителей

Методические рекомендации для классных руководителей...

рекомендации на музыкального руководителя от руководителя и родителей

рекомендации на музыкального руководителя от руководителя и родителей...