Авторская дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа художественной направленности «Творческий мир»
материал
1.Пояснительная записка
1.1 Введение
Авторская дополнительная общеобразовательная программа «Творческий мир» дает возможность каждому ребенку получать дополнительное образование исходя из его интересов, склонностей, способностей образовательных потребностей, осуществляемых в соответствии федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований.
По своему функциональному назначению программа является общеразвивающей, создает условия для творческого самовыражения детей 6-10 лет посредством знакомства с различными видами деятельности.
Программа «Творческий мир» рассчитана на младших школьников 6-10 лет и направлена на их творческое, эстетическое, духовно-нравственное развитие, приобретение ими опыта по созданию работ в различных техниках исполнения.
1.2 Направленность авторской дополнительной общеобразовательной программы – художественная.
Основной задачей данной программы является развитие творческих способностей детей. Творчество характеризуется как высшая форма деятельности личности, требующая длительной подготовки, эрудиции и интеллектуальных способностей. Оно является основой человеческой жизни, источником всех материальных и духовных благ.
Творческий процесс всегда сопровождается положительными эмоциями. Это способствует развитию профессионального интереса, увлеченности в работе, формирует положительную мотивацию учения в целом. Креативным людям проще добиться определенных высот, они инициативны, всегда смотрят в будущее. Важная особенность таких людей – видеть в простых вещах что-то необычное, сложное, красивое.
1.3 Отличительная особенность, новизна программы
В отличие от большинства программ дополнительного образования, предполагающих углубленное изучение одного вида творчества, программа «Творческий мир» включает в себя комплексное изучение самых актуальных видов творческой деятельности, таких как: работа с пластилином, работа с природным материалом, работа с бумагой, работа с ватными дисками и полочками.
Данная программа построена таким образом, чтобы на протяжении всего учебного года, обучающиеся одновременно осваивают несколько направлений декоративно-прикладного творчества, т.е. темы по различным направлениям чередуются, а задачи по их выполнению усложняются. Подобное планирование занятий, позволяет эффективно работать в нескольких направлениях одновременно и не терять интерес у обучающихся к работе.
Данная программа отличается от других особенностями построения учебного плана, формой проведения занятий, а также последовательностью изучения материала - в этом ее новизна.
1.4Актуальность заключается в том, что сегодня декоративно-прикладное искусство обретает новую жизнь и становится особенно популярным и модным. Люди стали больше ценить изделия, выполненные вручную, каждый старается проявить индивидуальность, свой стиль. Просматривается возрастающий интерес к традициям наших предков и их применение в повседневной одежде и интерьере современного жилища. С другой стороны, материалы, используемые в работе, отличаются доступностью и широкими возможностями применения.
Педагогическая целесообразность. Основной проблемой у детей при обучении тому или иному виду деятельности является отсутствие творческого подхода к работе. Поэтому задача педагога не только обучать детей технологическим навыкам, но и формировать у них творческую мысль, творческую активность. Вовлекаясь во все более интересные виды творчества, обучающаяся вместе с этим совершенствует свои моторные навыки, умственное и образное мышление, наблюдательность.
1.5Цель: стимулирование и развитие творческих способностей обучающихся для дальнейшей самореализации в творческой деятельности.
Задачи:
Обучающие:
- создать условия для развития каждого обучающегося, раскрыть его способности к декоративно-прикладному творчеству;
- обучить технологическим навыкам;
- обучить основам композиции, цветоведению;
- научить применять инструменты и приспособления в работе, с соблюдением правил охраны труда;
- дать представление о последовательности и технологии изготовления изделий;
- обучить алгоритму выполнения творческого проекта.
Развивающие:
- развивать творческие способности;
- развивать мелкую моторику рук и зрительно-двигательную координацию;
- развивать образное и пространственное мышление, самостоятельность, инициативность, художественный вкус;
- развивать исследовательский подход к объектам окружающей действительности.
Воспитывающие:
- воспитывать личностные качества, основанные на культуре общения внутри коллектива и творческой деятельности;
- воспитывать аккуратность, трудолюбие, коммуникабельность:
- формировать качества успешного взаимодействия в коллективе на основе совместной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_tvorcheskiy_mir.doc | 545 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение
«Дом детского творчества»
Красненского района Белгородской области
Рассмотрена на заседании УТВЕРЖДАЮ:
педагогического совета Директор МБУ ДО
от « » __________20___г. «Дом детского творчества»
Протокол № ___ ___________ И.Н. Смирных
Пр. № __ от «__» ________ 20__г.
Авторская дополнительная общеобразовательная
(общеразвивающая) программа
художественной направленности
«Творческий мир»
Возраст детей – 6 – 10 лет
Срок реализации – 2 года
Автор-составитель:
Сорокина А.Н.,
педагог дополнительного образования
Красное
2021
Паспорт авторской дополнительной общеобразовательной
(общеразвивающей) программы «Творческий мир»
Название программы | Авторская дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Творческий мир» |
Учреждение, реализующее программу | Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества» Адрес: Красненский р-н, с. Красное, ул. Подгорная, д.1 телефон: 5-22-24 |
Разработчик(и) программы | Сорокина Алла Николаевна, педагог дополнительного образования МБУ ДО «ДДТ» |
Аннотация | «Творческий мир» предоставляет младшим школьникам возможность освоить основы декоративно-прикладного творчества в разных техниках исполнения. |
Год разработки программы | 2020 г. |
Где, когда и кем утверждена программа | Решение педагогического совета МБУ ДО «ДДТ» от 29 мая 2020 г. Протокол № 5 |
Тип программы по функциональному назначению | Общеразвивающая |
Направленность программы | Художественная |
Направление (вид) деятельности | Творчество и лепка |
Форма обучения по программе | Очная |
Вид программы по уровню организации деятельности учащихся | Творческий |
Вид программы по уровню освоения содержания программы | Программа базового уровня |
Вид программы по признаку возрастного предназначения | Начального общего образования |
Охват детей по возрастам | 6-10 лет (1-4 класс) Разновозрастные группы |
Срок реализации программы | 2 года |
ОГЛАВЛЕНИЕ
1.Пояснительная записка……………………………..………………………….………..4
1.1 Введение……………………………………………………………….….……………...4
1.2 Направленность……………………………………………………..…….……………..4
1.3 Отличительная особенность, новизна программы ………………………...………….4
1.4 Актуальность и педагогическая целесообразность……………………….……...........4
1.5 Цель и основные задачи программы……………………….…………….…...….……..5
1.6 Возраст детей…………………………..……………………...…………….……………5
1.7 Срок реализации……………………………………………………….…….…………..5
1.8 Формы и режим занятий…………………………………………………….…………..5
1.9 Ожидаемые результаты……………………………………………….…….…………...6
1.10 Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной (общеразвивающей) программы……………………………………………………….……...............7
2 Учебный план на 2 года .………………………………………...………………..….…8
2.1Календарный учебный график реализации дополнительной общеобразовательной программы «Творческий мир»……………………………………………………………..8
2.2 Учебно–тематический план 1-год обучения……………………………….……….…8
2.3 Учебно–тематический план 2-год обучения……………………………….……….…10
3.Содержание программы………………………………………….…………………..…12
3.1 Содержание программы 1-го года обучения……………………….……...…………..12
3.2 Содержание программы 2-го года обучения………………..…….……………….…..16
4. Организационно-педагогические условия реализации программы…..…………21
4.1 Педагогические технологии, методы, приемы и формы организации образовательного процесса……………………………………………………………………….…….…21
4.2 Дидактическое и методическое обеспечение (учебно-методический комплект)…..21
4.3 Материально-техническое обеспечение программы………………………………....21
4. Список литературы……………………………………………………….………..….22 Приложения………………………………………………………………………..………23 |
Приложение 1 Входящая диагностика (Стартовый контроль) 1 год обучения……….23
Приложение 2 Тестовые задания промежуточной аттестации 1 год обучения...……....24
Приложение 3 Тестовые задания итоговой аттестации 1 год обучения………………...25
Приложение 4 Тестовые задания стартовой аттестации 2 год обучения……………….26
Приложение 5 Тестовые задания промежуточной аттестации 2 год обучения….……..27
Приложение 6 Тестовые задания итоговой аттестации 2 год обучения...……………....28
Приложение 7 Методика определения самооценки «Дерево» (авт. Д. Лампен)…….….29
Приложение 8 Мониторинг развития личности ребенка в процессе освоения дополнительной образовательной программы…………………………………………………...…30
Приложение 9 Анкета «Изучение уровня удовлетворенности программой дополнительного образования» ………………………………………………………..…………..….….32
Приложение 10 Анкета для родителей «Удовлетворенность результатами обучения по программе «Творческий мир»…………………………………………………………..…..34
1.Пояснительная записка
1.1 Введение
Авторская дополнительная общеобразовательная программа «Творческий мир» дает возможность каждому ребенку получать дополнительное образование исходя из его интересов, склонностей, способностей образовательных потребностей, осуществляемых в соответствии федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований.
По своему функциональному назначению программа является общеразвивающей, создает условия для творческого самовыражения детей 6-10 лет посредством знакомства с различными видами деятельности.
Программа «Творческий мир» рассчитана на младших школьников 6-10 лет и направлена на их творческое, эстетическое, духовно-нравственное развитие, приобретение ими опыта по созданию работ в различных техниках исполнения.
1.2 Направленность авторской дополнительной общеобразовательной программы – художественная.
Основной задачей данной программы является развитие творческих способностей детей. Творчество характеризуется как высшая форма деятельности личности, требующая длительной подготовки, эрудиции и интеллектуальных способностей. Оно является основой человеческой жизни, источником всех материальных и духовных благ.
Творческий процесс всегда сопровождается положительными эмоциями. Это способствует развитию профессионального интереса, увлеченности в работе, формирует положительную мотивацию учения в целом. Креативным людям проще добиться определенных высот, они инициативны, всегда смотрят в будущее. Важная особенность таких людей – видеть в простых вещах что-то необычное, сложное, красивое.
1.3 Отличительная особенность, новизна программы
В отличие от большинства программ дополнительного образования, предполагающих углубленное изучение одного вида творчества, программа «Творческий мир» включает в себя комплексное изучение самых актуальных видов творческой деятельности, таких как: работа с пластилином, работа с природным материалом, работа с бумагой, работа с ватными дисками и полочками.
Данная программа построена таким образом, чтобы на протяжении всего учебного года, обучающиеся одновременно осваивают несколько направлений декоративно-прикладного творчества, т.е. темы по различным направлениям чередуются, а задачи по их выполнению усложняются. Подобное планирование занятий, позволяет эффективно работать в нескольких направлениях одновременно и не терять интерес у обучающихся к работе.
Данная программа отличается от других особенностями построения учебного плана, формой проведения занятий, а также последовательностью изучения материала - в этом ее новизна.
1.4Актуальность заключается в том, что сегодня декоративно-прикладное искусство обретает новую жизнь и становится особенно популярным и модным. Люди стали больше ценить изделия, выполненные вручную, каждый старается проявить индивидуальность, свой стиль. Просматривается возрастающий интерес к традициям наших предков и их применение в повседневной одежде и интерьере современного жилища. С другой стороны, материалы, используемые в работе, отличаются доступностью и широкими возможностями применения.
Педагогическая целесообразность. Основной проблемой у детей при обучении тому или иному виду деятельности является отсутствие творческого подхода к работе. Поэтому задача педагога не только обучать детей технологическим навыкам, но и формировать у них творческую мысль, творческую активность. Вовлекаясь во все более интересные виды творчества, обучающаяся вместе с этим совершенствует свои моторные навыки, умственное и образное мышление, наблюдательность.
1.5Цель: стимулирование и развитие творческих способностей обучающихся для дальнейшей самореализации в творческой деятельности.
Задачи:
Обучающие:
- создать условия для развития каждого обучающегося, раскрыть его способности к декоративно-прикладному творчеству;
- обучить технологическим навыкам;
- обучить основам композиции, цветоведению;
- научить применять инструменты и приспособления в работе, с соблюдением правил охраны труда;
- дать представление о последовательности и технологии изготовления изделий;
- обучить алгоритму выполнения творческого проекта.
Развивающие:
- развивать творческие способности;
- развивать мелкую моторику рук и зрительно-двигательную координацию;
- развивать образное и пространственное мышление, самостоятельность, инициативность, художественный вкус;
- развивать исследовательский подход к объектам окружающей действительности.
Воспитывающие:
- воспитывать личностные качества, основанные на культуре общения внутри коллектива и творческой деятельности;
- воспитывать аккуратность, трудолюбие, коммуникабельность:
- формировать качества успешного взаимодействия в коллективе на основе совместной деятельности.
1.6 Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной (общеразвивающей) программы от 6 до 10 лет.
1.7 Срок реализации.
Программа обучения рассчитана на два года.
На 1-ом году обучения занятия посещают дети 6 - 9 лет, в группе 10 - 15 обучающихся. На 1 году обучения задача педагога состоит в том, чтобы увлечь обучающегося в мир декоративно – прикладного искусства, где обучающийся получает первоначальные знания и умения в различных видах творческой деятельности. У него формируется представление о различных видах деятельности, закладывается фундамент для углубленного изучения этих видов декоративно-прикладного творчества.
Обучающиеся знакомятся с обрядами и традициями своего края. Дети 1 года обучения осваивают различные техники.
На 2-ом году обучения занятия посещают дети 7 - 10 лет, в группе 10 - 15 обучающихся. На 2 году обучения задача педагога усложняется, ему предстоит более подробно изучить с детьми каждый вид работы. Продолжается формирование навыков и умений, направленных на изготовление изделий. Процесс создания изделий с постоянным усложнением деталей соединения и дополнения. Работы, выполненные воспитанниками, должны иметь общественную значимость. Они могут быть представлены на выставках, ярмарках, а также в качестве сувениров.
1.8Формы и режим занятий.
Основной формой организации обучения являются комбинированные занятия, на которых одновременно решается несколько дидактических задач: систематизация и получение знаний и умений, а также развитие творческих способностей обучающихся. На таких занятиях большая часть времени отведена выполнению практического задания, в ходе выполнения которого обучающиеся приобретают технологические умения и навыки. Также для успешной реализации программы предусмотрены следующие формы организации занятий: беседа и дискуссия, как возможность определить творческую проблему и решить некоторые задачи по ее выполнению; лекция (как часть занятия), направленная на приобретение детьми теоретических знаний; основную часть программы составляют практические занятия, где обучающиеся приобретают технологические навыки и умения. В качестве воспитательных мероприятий предусмотрены: экскурсии, выставки, конкурсы, тематические мероприятия.
Расписание занятий на 1 году обучения строится из расчета 2 занятия в неделю по 2 академических часа. На 2 году обучения 3 занятия в неделю по 2 академических часа. Перерыв между занятиями 5-10 минут. Занятия проводятся на базе ОГБОУ «Новоуколовская средняя общеобразовательная школа».
1.9 Ожидаемые результаты.
К концу первого года обучения дети должны знать:
- знать названия инструментов и приспособлений, необходимых при работе в определенной технике;
- знать различные материалы для творчества, уметь их применять;
- иметь понятие о композиции; видах и правилах построения; о форме и объеме;
- знать правила по охране труда при работе с колющими и режущими материалами и инструментами.
Должны уметь:
- уметь пользоваться инструментами и приспособлениями, с соблюдением правил безопасной работы;
- уметь пользоваться технологическими картами, схемами;
- соблюдать последовательность в технологии выполнения работы;
- уметь организовывать свое рабочее место.
К концу второго года обучения дети должны знать:
- гармоничное сочетание цветов в орнаменте;
- различные приемы работы с бумагой;
- что такое оригами, аппликация;
- историю возникновения каждого вида искусства;
Должны уметь:
- правильно организовывать рабочее место;
- уметь применять различные приемы работы с бумагой;
- оставлять аппликационные композиции из разных материалов;
- соединять детали из бумаги с помощью клея;
- работать с технологическими и инструкционными картами;
- оформлять готовое изделие.
Для контроля ЗУН предполагается проведение стартового, промежуточного, итогового контролей, мини-выставок и итоговой выставки.
Контроль знаний, умений и навыков.
Контроль является одним из важнейших компонентов учебной деятельности. Программа предусматривает проведение предварительного, текущего, промежуточного и итогового контроля. Предварительный контроль проводится в начале обучения и позволяет определить исходный уровень знаний и умений детей. Формой предварительного контроля может выступать мини – презентация учащегося о своих интересах и склонностях.
На занятиях чаще всего применяется текущий контроль при выполнении трудовых операций и их последовательности, контроль над соблюдением правил по охране труда. Текущий контроль проводится в течение года регулярно в форме индивидуального и фронтального опроса, творческого задания, тематических выставок, и позволяет получить информацию о ходе и качестве усвоения учебного материала.
Промежуточный и итоговый контроль проводится в конце I и II полугодия соответственно, с целью определения качества изучения учебного материала по разделам и темам программы. Форма проведения в виде теста, мини-выставок после изучения каждого раздела, итоговых выставок. В конце учебного года также можно провести мини-презентацию достижений обучающихся и выставку лучших работ.
1.10 Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной (общеразвивающей) программы
В качестве форм подведения итогов по программе используются:
1) текущие и итоговые выставки достижений обучающихся (в соответствии с планом работы учреждения);
2) В соответствии с календарным учебным графиком проводится: входящая диагностика, промежуточная и итоговая аттестации.
3) При анализе уровня усвоения программного материала обучающимися педагог использует карты достижений обучающихся, где усвоение программного материала и развитие других качеств ребенка определяются по трем уровням обученности:
- П – в полном объеме – программный материал усвоен обучающимся полностью, воспитанник имеет достижения на уровне района, области.
- Н – с некоторыми недочетами – усвоение программы в полном объеме, при наличии несущественных ошибок; участвует в выставках, конкурсах и др. на уровне школы, класса.
- С – слабо – усвоение программы в неполном объеме, допускает существенные ошибки в теоретических и практических заданиях; участвует в выставках на уровне коллектива.
Обучающиеся занимающиеся по данной программе принимают участие в проектной деятельности детского дома творчества и общеобразовательной школы.
Отслеживание итогов образовательного процесса производится следующим образом:
- анализ выполнения практических работ;
- выставка, организованная на ранней стадии обучения (ноябрь, декабрь), и итоговая (в конце учебного года) покажет возрастание уровня выразительности и творческой свободы работ;
- участие в выставках и конкурсах на уровне учреждения, района и области. Для учёта участия детей в выставках и конкурсах используется следующая таблица:
№ | Ф.И. обучающегося | Дата | Название конкурса, выставки | Название работы | Результат |
2. Учебный план на 2 года
№ пп | Разделы программы | Количество часов | |
1год | 2 год | ||
1. | Введение в программу | 6 | 2 |
2. | Работа с ватными дисками | 36 | 26 |
3. | Работа с природным материалом | 32 | 34 |
4. | Работа с бумагой | 32 | 86 |
5. | Работа с пластилином | 22 | 48 |
6. | Работа с ватными палочками | 12 | 16 |
7. | Подведение итогов | 4 | 4 |
Всего часов: | 144 | 216 | |
2.1 Календарный учебный график реализации дополнительной общеобразовательной программы «Творческий мир»
Номер группы | Год обучения | Срок реализации учебных недель | Кол-во учебных часов в год | Кол-во часов в неделю на группу | Кол-во занятий в неделю | Продолжительность занятий |
1 | 1 | 01.09.2020-31.05.2021 (36 недель) | 144 | 4 | 2 | 45 |
2 | 1 | 01.09.2020 -31.05.2021 (36 недель) | 144 | 4 | 2 | 45 |
3 | 1 | 01.09.2020 -31.05.2021 (36 недель) | 144 | 4 | 2 | 45 |
1 | 2 | 01.09.2021 -31.05.2022 (36 недель) | 216 | 6 | 3 | 45 |
2 | 2 | 01.09.2021 -31.05.2022 (36 недель) | 216 | 6 | 3 | 45 |
3 | 2 | 01.09.2021 -31.05.2022 (36 недель) | 216 | 6 | 3 | 45 |
2.2 Учебно–тематический план
1-год обучения
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Теория | Практика |
1. Введение в программу - 6 часов; 6 - теория. | ||||
1.1 | Вводное занятие. Задачи, цели объединения. Охрана труда. Стартовый контроль. | 2 | 2 | - |
1.2 | Обряды и традиции. Посещение школьного музея. | 2 | 2 | - |
1.3 | Материалы и инструменты. Охрана труда. | 2 | 2 | - |
2. Работа с ватными дисками – 36; 10 – теория, 26 – практика. | ||||
2.1 | Котик. | 2 | 1 | 1 |
2.2 | Гусеничка. | 2 | 1 | 1 |
2.3 | Птички. | 2 | 1 | 1 |
2.4 | Каллы. | 6 | 1 | 5 |
2.5 | Панда. | 4 | 1 | 3 |
2.6 | Барашек. | 4 | 1 | 3 |
2.7 | Рыбки. | 4 | 1 | 3 |
2.8 | Собачка. | 4 | 1 | 3 |
2.9 | Бабочка. | 2 | 1 | 1 |
2.10 | Незабудки. | 6 | 1 | 5 |
3. Работа с природным материалом – 32; 4 – теория, 28 –практика. | ||||
3.1 | Цветы в вазе. | 6 | 1 | 5 |
3.2 | Снеговик. Мониторинг. | 12 | 1 | 11 |
3.3 | Еж. Промежуточный контроль. | 6 | 1 | 5 |
3.4 | Снегири. | 8 | 1 | 7 |
4. Работа с бумагой – 32; 7 – теория, 25 –практика. | ||||
4.1 | Кружка для папы. | 2 | 1 | 1 |
4.2 | Танк. | 4 | 1 | 3 |
4.3 | Кораблик. | 4 | 1 | 3 |
4.4 | Медаль. | 2 | 1 | 1 |
4.5 | Подарок для мамы. | 6 | 1 | 5 |
4.6 | Бабочка. | 10 | 1 | 9 |
4.7 | Подарок бабушке «Кружка». | 4 | 1 | 3 |
5. Работа с пластилином– 22; 3 – теория, 19 –практика. | ||||
5.1 | Пасхальные яйца. | 6 | 1 | 5 |
5.2 | Пасхальный кулич. | 6 | 1 | 5 |
5.3 | Открытка «9 мая». | 10 | 1 | 9 |
6. Работа с ватными палочками– 12; 2– теория, 10 –практика. | ||||
6.1 | Бараш. | 4 | 1 | 3 |
6.2 | Цветы. | 8 | 1 | 7 |
7. Подведение итогов - 4 часа; 4 - теория | ||||
7.1 | Итоговое занятие 1 года обучения. | 2 | 2 | - |
7.2 | Мини – выставка. Анализ проделанной работы. | 2 | 2 | - |
ВСЕГО ЧАСОВ: | 144 | 36 | 108 |
2.3Учебно–тематический план
2-год обучения
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Теория | Практика |
1. Введение в программу - 2 часа; 2 - теория. | ||||
1.1 | Вводное занятие. Задачи, цели объединения. Охрана труда. Проведение стартового контроля. | 2 | 2 | - |
2. Работа с ватными дисками – 26; 4 – теория, 22 – практика. | ||||
2.1 | Панно «Коты». | 4 | 1 | 3 |
2.2 | Розы. | 8 | 1 | 7 |
2.3 | Открытка. | 10 | 1 | 9 |
2.4 | Ангелочек. | 4 | 1 | 3 |
3. Работа с природным материалом – 34; 3 – теория, 31 –практика. | ||||
3.1 | Еж. | 10 | 1 | 9 |
3.2 | Сова. | 12 | 1 | 11 |
3.3 | Подарок маме. | 12 | 1 | 11 |
4. Работа с бумагой – 86; 21 – теория, 65 –практика. | ||||
4.1 | Гусеница. | 2 | 1 | 1 |
4.2 | Виноград. | 2 | 1 | 1 |
4.3 | Белка. | 2 | 1 | 1 |
4.4 | Кот. | 2 | 1 | 1 |
4.5 | Осеннее дерево. | 2 | 1 | 1 |
4.6 | Елка. | 8 | 1 | 7 |
4.7 | Снежинки. | 6 | 1 | 5 |
4.8 | Снегирь. Мониторинг. | 2 | 1 | 1 |
4.9 | Синица. Промежуточный контроль. | 2 | 1 | 1 |
4.10 | Снеговики. | 2 | 1 | 1 |
4.11 | Зимний город. | 4 | 1 | 3 |
4.12 | Пингвины. | 4 | 1 | 3 |
4.13 | Зимний лес. | 4 | 1 | 3 |
4.14 | Кормушка с птицами. | 6 | 1 | 5 |
4.15 | Котенок. | 4 | 1 | 3 |
4.16 | Щенок. | 4 | 1 | 3 |
4.17 | Лягушата. | 2 | 1 | 1 |
4.18 | Медвежонок. | 4 | 1 | 3 |
4.19 | Открытка «Рубашка». | 4 | 1 | 3 |
4.20 | Гвоздики. | 8 | 1 | 7 |
4.21 | Гиацинты. | 12 | 1 | 11 |
5. Работа с пластилином – 48; 5 – теория, 43 – практика. | ||||
5.1 | Ваза с цветами. | 6 | 1 | 5 |
5.2 | Черепаха. | 16 | 1 | 15 |
5.3 | Пасхальная корзина. | 8 | 1 | 7 |
5.4 | Салют победы. | 8 | 1 | 7 |
5.5 | Панно «Голубь мира». | 10 | 1 | 9 |
6. Работа с ватными палочками – 16; 2– теория, 14 –практика. | ||||
6.1 | Одуванчики. | 10 | 1 | 9 |
6.2 | Радуга. | 6 | 1 | 5 |
7. Подведение итогов - 4 часа; 4 - теория | ||||
7.1 | Итоговое занятие 2 года обучения. | 2 | 2 | - |
7.2 | Мини – выставка. Анализ проделанной работы. | 2 | 2 | - |
ВСЕГО ЧАСОВ: | 216 | 41 | 175 |
3.Содержание программы
3.1Содержание программы 1-го года обучения
(144 часа – по 4 часа в неделю)
№ п/п | Наименование тем занятий | Краткое содержание занятий | Формы организаций занятий |
1. Введение в программу - 6 часов; 6 - теория. | |||
1.1 | Вводное занятие. Задачи, цели объединения. Охрана труда. Стартовый контроль. | Теория: в водное занятие, задачи, цели объединения. Ознакомление детей с программой объединения и охраной труда при работе с колющими и режущими предметами. Организация мини-выставки детских работ, созданных в процессе обучения воспитанниками коллектива. Проведение стартового контроля. | Лекция, беседа педагога по теме занятия, мини-выставка работ. |
1.2 | Обряды и традиции. Посещение школьного музея. | Теория: посещение школьного музея. История школы с. Новоуколово. Выдающиеся выпускники школы. Традиции нашего села. Простые и красивые художественные изделия народных мастеров нашего села помогут детям привить любовь к родному краю, научат их видеть, любить природу, ценить традиции родных мест, уважать труд взрослых. | Занятие-лекция. Исторический метод.
|
1.3 | Материалы и инструменты. Охрана труда. | Теория: материалы: природный материал, цветная бумага, картон, ватные диски, ватные палочки, линейка, пластилин, салфетки, шпажки, простой карандаш, ножницы, клей. Вводный инструктаж по охране труда: «Работа с колющими и режущими предметами». Правила пользования крючком, ножницами. Правила организации рабочего мест. Правила поведения на занятиях объединения. Что понадобится для работы. Материалы и инструменты. Правила пользования схемой. | Занятие-лекция. Беседа, групповое занятие по усвоению новых знаний. |
2. Работа с ватными дисками – 36; 10 – теория, 26 – практика. | |||
2.1 | Котик. | Теория: беседа. Знакомство с техникой работы с ватными дисками. Объяснение и показ работы с ватными дисками. Знакомство с инструментами и правила работы с ними. Практика: выполнение заготовок. Крепление деталей на клей. Окончательное оформление работы. | Групповое занятие по усвоению новых знаний, практическая работа. |
2.2 | Гусеничка. | Теория: беседа. Объяснение и показ последовательности изготовления работы. Практика: выполнение заготовок. Приклеивание деталей на клей. Окончательное оформление работы. | Групповое занятие по усвоению новых знаний, практическая работа. |
2.3 | Птички. | Теория: беседа. Объяснение и показ последовательности изготовления работы. Практика: выполнение заготовок. Крепление деталей на клей. Окончательное оформление работы. | Групповое занятие по усвоению новых знаний, практическая работа. |
2.4 | Каллы. | Теория: беседа. Объяснение и показ последовательности изготовления работы. Практика: выполнение заготовок. Покраска заготовок. Крепление деталей на клей. Окончательное оформление работы. | Групповое занятие по усвоению новых знаний, практическая работа. |
2.5 | Панда. | Теория: беседа. Мультитехника. Объяснение и показ последовательности изготовления работы. Практика: выполнение заготовок. Покраска заготовок. Крепление деталей на клей. Окончательное оформление работы. | Беседа-показ, занятие по усвоению новых знаний, самостоятельная работа. |
2.6 | Барашек. | Теория: беседа. Мультитехника. Объяснение и показ последовательности изготовления работы. Практика: выполнение заготовок. Покраска заготовок. Крепление деталей на клей. Окончательное оформление работы. | Групповое занятие по усвоению новых знаний, творческая мастерская. |
2.7 | Рыбки. | Теория: беседа. Мультитехника. Объяснение и показ последовательности изготовления работы. Практика: выполнение заготовок. Покраска заготовок. Крепление деталей на клей. Окончательное оформление работы. | Групповое занятие по усвоению новых знаний, практическая работа. |
2.8 | Собачка. | Теория: беседа. Объяснение и показ последовательности изготовления работы. Практика: выполнение заготовок. Крепление деталей на клей. Окончательное оформление работы. | Групповое занятие по усвоению новых знаний, творческая мастерская. |
2.9 | Бабочка. | Теория: беседа. Объяснение и показ последовательности изготовления работы. Практика: выполнение заготовок. Крепление деталей на клей. Окончательное оформление работы. | Беседа-показ, занятие по усвоению новых знаний, самостоятельная работа. |
2.10 | Незабудки. | Теория: беседа. Объяснение и показ последовательности изготовления работы. Практика: выполнение заготовок. Крепление деталей на клей. Окончательное оформление работы. | Групповое занятие по усвоению новых знаний, творческая мастерская. |
3. Работа с природным материалом – 32; 4 – теория, 28 –практика. | |||
3.1 | Цветы в вазе. | Теория: беседа. Экскурсия. Сбор природного материала. Практика: выполнение заготовок. Крепление деталей на клей. Окончательное оформление работы. | Занятие-экскурсия, беседа, практикум. |
3.2 | Снеговик. | Теория: беседа. Разработка алгоритма изготовления. Композиция с цветами. Правила выполнения. Практика: приклеивание мелких деталей. Приклеивание крупных деталей. Оформление работы. | Групповое занятие по усвоению новых знаний, творческая мастерская. |
3.3 | Еж. | Теория: беседа. Разработка алгоритма изготовления. Композиция с цветами. Правила выполнения. Практика: приклеивание мелких деталей. Приклеивание крупных деталей. Оформление работы. | Групповое занятие по усвоению новых знаний, творческая мастерская. |
3.4 | Снегири. | Теория: беседа. Разработка алгоритма изготовления. Композиция с цветами. Правила выполнения. Практика: приклеивание мелких деталей. Приклеивание крупных деталей. Окончательное оформление работы. Мультитехника. | Групповое занятие по усвоению новых знаний, творческая мастерская. |
4. Работа с бумагой – 30; 7 – теория, 22 –практика. | |||
4.1 | Кружка для папы. | Теория: знакомство со свойства бумаги. Название инструментов и правила работы с ними. Разные приемы разметки деталей из бумаги: с помощью шаблонов, трафаретов. Практика: выполнение заготовок. Крепление деталей на клей. Окончательное оформление работы. | Групповое занятие по усвоению новых знаний, творческая мастерская. |
4.2 | Танк. | Теория: знакомство со свойства бумаги; название инструментов и правила работы с ними; разные приемы разметки деталей из бумаги: с помощью шаблонов, трафаретов. Практика: выполнение эскиза работы. Выполнение заготовок. Крепление деталей на клей. Окончательное оформление работы. | Групповое занятие по усвоению новых знаний, творческая мастерская. |
4.3 | Кораблик. | Теория: пропорции. Разработка алгоритма изготовления. Практика: выполнение заготовок. Крепление деталей на клей. Окончательное оформление работы. | Групповое занятие, применение полученных знаний и навыков. |
4.4 | Медаль. | Теория: разработка алгоритма изготовления. Практика: выполнение заготовок. Крепление деталей на клей. Окончательное оформление работы. | Комбинированное. Творческая мастерская. |
4.5 | Подарок для мамы. | Теория: пропорции. Разработка алгоритма изготовления. Практика: выполнение заготовок. Крепление деталей на клей. Окончательное оформление работы. | Комбинированное. Творческая мастерская. |
4.6 | Бабочка. | Теория: беседа. Знакомство с техникой выполнения. Знакомство с этапами работы. Практика: выполнение заготовок. Крепление деталей на клей. Окончательное оформление работы. | Групповое занятие, применение полученных знаний и навыков. |
4.7 | Подарок бабушке «Кружка». | Теория: беседа. Знакомство с техникой. Технология изготовления. Практика: выполнение элементов композиции. Предварительная сборка. Корректировка изделия. Окончательная сборка. Оформление изделия. | Групповое занятие по усвоению новых знаний, творческая мастерская. |
5. Работа с пластилином – 26; 4 – теория, 22 –практика. | |||
5.1 | Пасхальные яйца. | Теория: особенности технологии лепки. Технология лепки. Практика: лепка композиции. Окончательное оформление работы. | Творческая мастерская. |
5.2 | Пасхальный кулич. | Теория: особенности технологии лепки. Технология лепки. Практика: лепка композиции. Окончательное оформление работы. | Применение полученных знаний и навыков. Творческая мастерская. |
5.3 | Открытка «9 мая». | Теория: поэтапное выполнение работы. Порядок лепки композиции. Технология работы. Практика: изготовление крупных деталей. Изготовление мелких деталей. Окончательная сборка. | Комбинированное. Творческая мастерская. |
6. Работа с ватными палочками – 12; 2– теория, 10 –практика. | |||
6.1 | Бараш. | Теория: беседа. Знакомство с техникой работы с ватными палочками. Объяснение и показ работы с ватными палочками. Знакомство с инструментами и правила работы с ними. Практика: выполнение заготовок. Крепление деталей на клей или пластилин. Окончательное оформление работы. | Групповое занятие по усвоению новых знаний, практическая работа. |
6.2 | Цветы. | Теория: беседа. Объяснение и показ последовательности изготовления работы. Практика: выполнение заготовок. Приклеивание деталей на клей или пластилин. Окончательное оформление работы. | Комбинированное. Творческая мастерская. |
7. Подведение итогов - 4 часа; 4 - теория | |||
7.1 | Итоговое занятие 1 года обучения. | Теория: мониторинг результатов обучения ребёнка по дополнительной образовательной программе. Поведение итогового контроля. | Занятие групповое, проверка изученного материала. |
7.2 | Мини-выставка. Анализ проделанной работы. | Теория: защита зачетных работ. Выставка зачетных работ. | Анализ.
|
3.2 Содержание программы 2-го года обучения
(216 часов – по 6 часов в неделю)
№ п/п | Наименование тем занятий | Краткое содержание занятий | Формы организаций занятий |
1. Введение в программу - 6 часов; 6 - теория. | |||
1.1 | Вводное занятие. Задачи, цели объединения. Охрана труда. Проведение стартового контроля. | Теория: в водное занятие, задачи, цели объединения. Ознакомление детей с программой объединения и охраной труда при работе с колющими и режущими предметами. Организация мини-выставки детских работ, созданных в процессе обучения воспитанниками коллектива. Проведение стартового контроля. | Лекция, беседа педагога по теме занятия, мини-выставка работ. |
2. Работа с ватными дисками – 26; 4 – теория, 22 – практика. | |||
2.1 | Панно «Коты». | Теория: беседа. Объяснение и показ работы с ватными дисками. Охрана труда при работе с клеем и ножницами. Практика: выполнение заготовок. Крепление деталей на клей. Окончательное оформление работы. | Групповое занятие по усвоению новых знаний, практическая работа. |
2.2 | Розы. | Теория: беседа. Объяснение и показ последовательности изготовления работы. Правила скрепления между собой. Практика: выполнение заготовок. Приклеивание деталей на клей. Окончательное оформление работы. | Групповое занятие по усвоению новых знаний, практическая работа. |
2.3 | Открытка. | Теория: беседа. Объяснение и показ последовательности изготовления работы. Практика: выполнение заготовок. Крепление деталей на клей. Окончательное оформление работы. | Комбинированное занятие. Творческая мастерская. |
2.4 | Ангелочек. | Теория: беседа. Объяснение и показ последовательности изготовления работы. Практика: выполнение заготовок. Покраска заготовок. Крепление деталей на клей. Окончательное оформление работы. | Групповое занятие по усвоению новых знаний, практическая работа. |
3. Работа с природным материалом – 34; 3 – теория, 31 –практика. | |||
3.1 | Еж. | Теория: беседа. Экскурсия. Сбор природного материала. Практика: выполнение заготовок. Крепление деталей на клей. Окончательное оформление работы. | Занятие-экскурсия, беседа, практикум. |
3.2 | Сова. | Теория: беседа. Разработка алгоритма изготовления. Композиция с цветами. Правила выполнения. Практика: приклеивание мелких деталей. Приклеивание крупных деталей. Оформление работы. | Групповое занятие по усвоению новых знаний, творческая мастерская. |
3.3 | Подарок маме. | Теория: беседа. Экскурсия. Сбор природного материала. Разработка алгоритма изготовления. Композиция с цветами. Правила выполнения. Практика: приклеивание мелких деталей. Приклеивание крупных деталей. Оформление работы. | Занятие-экскурсия, беседа, творческая мастерская |
4. Работа с бумагой – 86; 21 – теория, 65 –практика. | |||
4.1 | Гусеница. | Теория: знакомство со свойства бумаги. Практика: выполнение заготовок. Крепление деталей на клей. Окончательное оформление работы. | Групповое занятие по усвоению новых знаний, творческая мастерская. |
4.2 | Виноград. | Теория разные приемы разметки деталей из бумаги: с помощью шаблонов, трафаретов. Практика: выполнение эскиза работы. Выполнение заготовок. Крепление деталей на клей. Окончательное оформление работы. | Групповое занятие по усвоению новых знаний, творческая мастерская. |
4.3 | Белка. | Теория: пропорции. Разработка алгоритма изготовления. Практика: выполнение заготовок. Крепление деталей на клей. Окончательное оформление работы. | Групповое занятие, применение полученных знаний и навыков. |
4.4 | Кот. | Теория: разработка алгоритма изготовления. Практика: выполнение заготовок. Крепление деталей на клей. Окончательное оформление работы. | Комбинированное. Творческая мастерская. |
4.5 | Осеннее дерево. | Теория: пропорции. Разработка алгоритма изготовления. Практика: выполнение заготовок. Крепление деталей на клей. Окончательное оформление работы. | Комбинированное. Творческая мастерская. |
4.6 | Елка. | Теория: беседа. Знакомство с техникой выполнения. Знакомство с этапами работы. Практика: выполнение заготовок. Крепление деталей на клей. Окончательное оформление работы. | Групповое занятие, применение полученных знаний и навыков. |
4.7 | Снежинки. | Теория: беседа. Знакомство с техникой. Технология изготовления. Практика: выполнение элементов. Предварительная сборка. Корректировка изделия. Окончательная сборка. Оформление изделия. | Групповое занятие по усвоению новых знаний, творческая мастерская. |
4.8 | Снегирь. Мониторинг. | Теория: птицы в природе. Разновидность птиц. Снегирь. Правила вырезания фигурок с помощью шаблонов. Мониторинг. Практика: выполнение элементов. Предварительная сборка. Корректировка изделия. Окончательная сборка. Оформление изделия. | Групповое занятие. Самостоятельная творческая работа обучающихся. |
4.9 | Синица. Промежуточный контроль. | Теория: правила вырезания фигурок с помощью шаблонов. Промежуточный контроль. Практика: выполнение элементов. Предварительная сборка. Корректировка изделия. Окончательная сборка. Оформление изделия. | Групповое занятие. Самостоятельная творческая работа обучающихся. |
4.10 | Снеговики. | Теория: поэтапное изображение снеговика. Порядок изготовления композиции. Технология работы над снеговиками. Практика: выполнение заготовок. Крепление деталей на клей. Окончательное оформление работы. | Групповое занятие по усвоению новых знаний, творческая мастерская. |
4.11 | Зимний город. | Теория: пропорции. Разработка алгоритма изготовления. Практика: выполнение заготовок. Крепление деталей на клей. Окончательное оформление работы. | Групповое занятие, применение полученных знаний и навыков. |
4.12 | Пингвины. | Теория: поэтапное изображение пингвина. Порядок изготовления композиции. Технология работы над пингвинами. Практика: выполнение заготовок. Крепление деталей на клей. Окончательное оформление работы. | Групповое занятие, применение полученных знаний и навыков. Творческая мастерская. |
4.13 | Зимний лес. | Теория: беседа, деревья, растущие в средней полосе. Формы и виды деревьев. Пейзаж и художники-пейзажисты. Технология вырезания деревьев из бумаги. Практика: изображение деревьев. Выполнение заготовок. Крепление деталей на клей. Окончательное оформление работы. | Групповое занятие. Практическая работа. |
4.14 | Кормушка с птицами. | Теория: беседа. Птицы в нашей жизни. Виды птиц. Поэтапное изображение птиц. Ззнакомство с техникой выполнения. Знакомство с этапами работы. Практика: выполнение заготовок. Крепление деталей на клей. Окончательное оформление работы. | Комбинированное. Творческая мастерская. |
4.15 | Котенок. | Теория: беседа. Знакомство с техникой. Технология изготовления. Практика: выполнение элементов композиции. Предварительная сборка. Корректировка изделия. Окончательная сборка. Оформление изделия. | Групповое занятие по усвоению новых знаний, творческая мастерская. |
4.16 | Щенок. | Теория: пропорции. Разработка алгоритма изготовления. Практика: выполнение заготовок. Крепление деталей на клей. Окончательное оформление работы. | Групповое занятие, применение полученных знаний и навыков. |
4.17 | Лягушата. | Теория: разработка алгоритма изготовления. Практика: выполнение заготовок. Крепление деталей на клей. Окончательное оформление работы. | Комбинированное. Творческая мастерская. |
4.18 | Медвежонок. | Теория: пропорции. Разработка алгоритма изготовления. Практика: выполнение заготовок. Крепление деталей на клей. Окончательное оформление работы. | Комбинированное. Творческая мастерская. |
4.19 | Открытка «Рубашка». | Теория: беседа. Знакомство с техникой выполнения. Знакомство с этапами работы. Практика: выполнение заготовок. Крепление деталей на клей. Окончательное оформление работы. | Групповое занятие по усвоению новых знаний. Самостоятельная творческая работа обучающихся. |
4.20 | Гвоздики. | Теория: цветы в природе. Актуальность применения цветов в интерьере. Виды цветов. Правила изготовления гвоздик. Варианты выполнения цветов из бумаги. Практика: выполнение заготовок. Крепление деталей на клей. Окончательное оформление работы. | Групповое занятие по усвоению новых знаний, творческая мастерская. |
4.21 | Гиацинты. | Теория: виды цветов. Правила изготовления гиацинта. Варианты выполнения цветов из бумаги. Практика: выполнение заготовок. Крепление деталей на клей. Окончательное оформление работы. | Групповое занятие по усвоению новых знаний, творческая мастерская. |
5. Работа с пластилином – 48; 5 – теория, 43 – практика. | |||
5.1 | Ваза с цветами. | Теория: особенности технологии лепки. Правила применения шприца в процессе создания фактуры поверхности. Технология лепки. Практика: лепка композиции ваза с цветами. | Творческая мастерская. |
5.2 | Черепаха. | Теория: особенности технологии лепки. Технология лепки. Мультитехника. Практика: лепка композиции. Окончательное оформление работы. | Применение полученных знаний и навыков. Творческая мастерская. |
5.3 | Пасхальная корзина. | Теория: поэтапное выполнение работы. Порядок лепки композиции. Технология работы. Практика: изготовление крупных деталей. Изготовление мелких деталей. Окончательная сборка. | Комбинированное. Творческая мастерская. |
5.4 | Салют победы. | Теория: поэтапное выполнение работы. Порядок лепки композиции. Технология работы. Практика: изготовление крупных деталей. Изготовление мелких деталей. Окончательная сборка. | Комбинированное. Творческая мастерская. |
5.5 | Панно «Голубь мира». | Теория: поэтапное выполнение работы. Порядок лепки композиции. Технология работы. Практика: изготовление крупных деталей. Изготовление мелких деталей. Окончательная сборка. | Комбинированное. Творческая мастерская. |
6. Работа с ватными палочками – 16; 2– теория, 14 –практика. | |||
6.1 | Одуванчики. | Теория: беседа. Знакомство с техникой работы с ватными палочками. Объяснение и показ работы с ватными палочками. Практика: выполнение заготовок. Крепление деталей на клей или пластилин. Окончательное оформление работы. | Групповое занятие по усвоению новых знаний, практическая работа. |
6.2 | Радуга. | Теория: беседа. Объяснение и показ последовательности изготовления работы. Практика: выполнение заготовок. Приклеивание деталей на клей или пластилин. Окончательное оформление работы. | Комбинированное. Творческая мастерская. |
7. Подведение итогов - 4 часа; 4 - теория | |||
7.1 | Итоговое занятие 2 года обучения. | Теория: мониторинг результатов обучения ребёнка по дополнительной образовательной программе. Поведение итогового контроля. | Занятие групповое, проверка изученного материала. |
7.2 | Мини-выставка. Анализ проделанной работы. | Теория: защита зачетных работ. Выставка зачетных работ. | Анализ.
|
4. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
4.1 Педагогические технологии, методы, приемы и формы организации образовательного процесса
В работе по программе применяются следующие методы обучения:
- репродуктивный: организуются задания на тренировку, упражнения на повторение;
- иллюстративный: – объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала;
- проблемный: педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения;
- эвристический: проблему формируют сами дети, ими и предлагаются способы ее решения;
- словесный: рассказ, беседы – на таких занятиях излагается теоретический материал о художественных приемах, техниках и направлениях, о материалах и технических средствах, применяемых в данном виде творчества;
- практический: организация рабочего места, приобретение и отработка навыков и приемов работы с материалами и инструментами.
Методы выполнения работы демонстрируются педагогом. Если в процессе самостоятельной работы обучающиеся испытывают трудности, проводится индивидуальная работа, педагогом выявляются ошибки, которые разбираются. В конце каждого занятия проводится анализ работ, выявляются ошибки. Дети самостоятельно отмечают лучшие работы. Положительная оценка работы ребенка является для него важным стимулом. Можно и необходимо отметить и недостатки, но похвала должна претворять, и завершать оценку. Отчет о работе объединения проходит в форме выставки, размещается в соцсетях, где систематически вывешиваются лучшие работы с информацией об авторе.
4.2 Дидактическое и методическое обеспечение (учебно-методический комплект)
Для реализации программы «Творческий мир» сформирован учебно-методический комплект, который постоянно пополняется. Учебно-методический комплект имеет следующие разделы и включает следующие материалы:
I. Методические материалы для педагога:
1. Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии мероприятий, памятки. Комплексы оздоровительно-профилактических упражнений, предотвращающих и снижающих утомление обучающихся.
2. Организационно-методические материалы:
2.1. Календарно-тематическое планирование учебного материала на учебный год;
2.2. Инструкции по охране труда и технике безопасности.
3. Диагностический инструментарий:
3.1 Тесты и задания входящей, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся. (Приложение 1-6)
3.2 Мониторинг развития личности ребенка в процессе освоения дополнительной образовательной программы. (Приложение 7)
3.3. Тест Методика определения самооценки школьника «Дерево» (авт. Д. Лампен, в адаптац. Л.П.Пономаренко) (Приложение 8)
3.4. Анкета для обучающихся «Изучение уровня удовлетворенности программой дополнительного образования». (Приложение 9)
3.5 Анкета для родителей «Удовлетворенность результатами обучения по программе «Творческий мир». (Приложение 10)
4.3 Материально-техническое обеспечение программы
1. Помещение, необходимое для реализации программы:
1.1. Учебный кабинет, удовлетворяющий санитарно – гигиеническим требованиям, для занятий группы 12 – 15 человек (парты, стулья, доска, шкафы и стеллажи для хранения методических и наглядных материалов, раздаточных образцов).
2.Оборудование необходимое для реализации программы:
2.1. Компьютер с выделенным каналом выхода в Интернет и программным обеспечением;
2.2. Мультимедийная проекционная установка;
3. Материалы и инструменты для творчества:
- цветная бумага;
- картон белый;
- картон цветной;
- клей «Титан»;
- клей карандаш;
- линейка;
- пластилин;
- кисточка;
- ножницы;
- простой карандаш;
- ватные диски;
- ватные палочки;
- палочки для шашлыка;
- салфетки;
- клеёнка;
- природный материал (крупы, косточки, шишки и др.).
Литература для педагога
- Жиров М.С. «Народная художественная культура Белгородчины» Белгород, 2000г
- Иванченко В.Н. Занятия в системе дополнительного образования детей. Ростов н/Д: Издательство «Учитель», 2007.- 288 с.
- Методика И.А. Лыковой «Лепим из глины, пластилина, теста». М., 2007
- Поделки, игрушки, сувениры, панно, фоторамки / [сост. С. Ю. Ращупкина]. – М.: РИПОЛ, 2011.
- Уолтер Х. Цветы из бумажных лент: Практическое пособие. – М.: Изд.«Ниола-Пресс», 2008.
Литература для обучающихся
- Букин М., Букина С. Квиллинг. Волшебство бумажных завитков. — М.: Феникс, 2011.
- Логвиненко Г.М. Декоративная композиция – М.: ГУМАНИТ изд. Центр ВЛАДОС, 2006.
- Майорова Ю. А..Чудеса из бумаги. Для всей семьи – Доброе слово, 2012.
Интернет-ресурсы
- https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&text=поделки%20из%20ватных%20дисков
- https://yandex.ru/images/search?text=поделки%20из%20природного%20материала&from=tabbar
- https://yandex.ru/images/search?text=поделки%20из%20круп&from=tabbar
- https://yandex.ru/images/search?text=поделки%20из%20бумаги&from=tabbar
- https://yandex.ru/images/search?text=поделки%20из%20%20пластилина&from=tabbar
- https://yandex.ru/images/search?text=поделки%20из%20ватных%20палочек&from=tabbar
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Входящая диагностика (Стартовый контроль)
(1 год обучения)
Цель диагностики – определить уровень мотивации, подготовленности и творческих способностей детей в начале обучения.
Определение уровня мотивации обучающихся
Фамилия имя ____________
Возраст _________________
Дата заполнения _________________
- Как называется объединение, в которое ты записался?
___________________________
- Я узна(а) об объединении (нужное отметить):
- из интернета;
- от педагога;
- от родителей;
- от друзей;
3.Знаешь, ли ты чем занимаются в объединении?
- Да, знаю
- Немного
- Нет, не знаю
4.Умеешь ли ты уже что-то делать в этой области?
- Да, умею
- Немного
- Нет, не умею
5.Чего ты ожидаешь от обучения?
- Многому научиться
- Что-то свое
- Не знаю
6. Почему ты пришел(а) именно в это объединение?
- Самому захотелось
- Родители посоветовали
- За компанию с другом
7. Думаю, что занятия помогут мне (нужное отметить):
- Определиться с выбором профессии;
- С пользой проводить свободное время;
- Приобрести знания, которые пригодятся на уроках в школе.
Вывод: Результаты анкеты позволяют педагогу иметь общую картину о своих воспитанниках. Кто пришел в объединение целенаправленно за определенными знаниями и навыками или за общением, а кто пришел случайно, за компанию с другом или по чьему - либо совету. Данная информация нужна педагогу для того, чтобы он мог акцентировать первоначальное внимание на тех обучающихся, кто пришел случайно, чтобы мотивировать их интерес к занятиям, чтобы они не уходили после первых занятий, а остались до конца курса обучения.
Приложение 2
Тестовые задания промежуточной аттестации
(1 год обучения)
1. Какой инструмент необходим для работы с ватными дисками
- крючок;
- ножницы;
- линейка.
2. Из чего изготавливают ватные диски?
- хлопок;
- вата;
- ткань.
3. Отметьте знаком + природные материалы растительного происхождения
- листья;
- цветы
- перо.
4. Отметьте знаком + природные материалы животного происхождения
- кожа;
-яичная скорлупа;
- ветки и корни.
5. Как правильно вести себя во время сбора природных материалов?
- не ломать деревья;
- громко разговаривать;
- не мусорить.
6. Чем отличаются хорошо высушенные листья от недосушенных?
- легко ломаются;
- не ломаются;
- не чем не отличаются.
7. Из чего делают бумагу?
- из железа;
- из древесины;
- из пластика.
8. Выбери инструменты при работе с бумагой:
- игла;
- стека;
- ножницы.
9. Для чего нужен шаблон?
- чтобы получить много одинаковых деталей;
- чтобы получить одну деталь.
10. Какие свойства бумаги ты знаешь?
- хорошо рвется;
- легко гладится;
-легко мнется;
- режется;
- хорошо впитывает воду;
- влажная бумага становится прочной.
Приложение 3
Тестовые задания итоговой аттестации
(1 год обучения)
1. Выберите основные и дополнительные цвета, обозначив их буквами О, Д
Красный Фиолетовый
Зеленый Желтый
Синий Оранжевый
Зеленый Коричневый
2. Определите теплые и холодные цвета, обозначив буквами Т, Х
Красный Фиолетовый
Зеленый Желтый
Синий Оранжевый
Зеленый Коричневый
3. Бумага- это
- материал;
- инструмент;
- приспособление.
4. Какие виды бумаги ты знаешь?
- писчая;
- толстая;
- газетная.
5. Что нельзя делать при работе с ножницами?
- держать ножницы острыми концами вниз;
- оставлять их на столе с раскрытыми лезвиями;
- передавать их закрытыми кольцами вперед;
- пальцы левой руки держать близко к лезвию;
- хранить ножницы после работы в футляре.
6. На какую сторону бумаги наносить клей?
- лицевую;
- изнаночную.
7. Какой инструмент необходим для лепки из пластилина
- стека;
- ножницы;
- линейка.
8. Назовите свойства пластилина.
- мягкий, пластичный;
- не отмывается от рук, липнет к рукам;
- крошится, токсичен.
9. Приемы лепки
- рисование, стирание;
- наклеивание, вырезание;
- скатывание, раскатывание, расплющивание.
10. Пластилин – это:
- природный материал;
- материал, созданный человеком.
Приложение 4
Тестовые задания стартовой аттестации
(2 год обучения)
1. Какой инструмент необходим для работы с ватными дисками
- крючок;
- ножницы;
- линейка.
2. Определите теплые и холодные цвета, обозначив буквами Т, Х
Красный Фиолетовый
Зеленый Желтый
Синий Оранжевый
Зеленый Коричневый
3. Отметьте знаком + природные материалы растительного происхождения
- листья;
- цветы
- перо.
4. Какие виды бумаги ты знаешь?
- писчая;
- толстая;
- газетная.
5. Как правильно вести себя во время сбора природных материалов?
- не ломать деревья;
- громко разговаривать;
- не мусорить.
6. На какую сторону бумаги наносить клей?
- лицевую;
- изнаночную.
7. Из чего делают бумагу?
- из железа;
- из древесины;
- из пластика.
8. Назовите свойства пластилина.
- мягкий, пластичный;
- не отмывается от рук, липнет к рукам;
- крошится, токсичен.
9. Для чего нужен шаблон?
- чтобы получить много одинаковых деталей;
- чтобы получить одну деталь.
10. Пластилин – это:
- природный материал;
- материал, созданный человеком.
Приложение 5
Тестовые задания промежуточной аттестации
(2 год обучения)
1. О каком предмете идет речь? Они могут быть:
- портновскими;
- маникюрными;
-канцелярскими;
-садовыми;
-кровельными;
-по железу.
2. Сувенир это:
- одежда;
- подарок на память;
- праздничный танец.
3. Работа над композицией нужно начинать с
- эскиза;
- подбора материала;
- приклеивания
4. Цвета по оттенкам и светлоте разделяются на два вида
- холодные и теплые;
-горячие и холодные.
5. Каков порядок выполнения аппликации из листьев?
- приклей;
- нарисуй эскиз;
- составь композицию;
- подбери материалы;
-закрой листом бумаги и положи сверху груз.
6. Что относится к природным материалам:
- бумага;
- ткань;
- пластилин;
- глина.
7. Почему для сушки листьев используют газетную бумагу? Потому что...
- она хорошо впитывает влагу;
- для удобства.
8. Можно ли окрасить ватный диск в другой цвет?
- да;
- нет.
9. Можно ли выполнить объемную работу из ватных дисков?
- нет;
- да.
10. Выбери инструменты при работе с ватными дисками:
- игла;
- нож;
- ножницы.
Приложение 6
Тестовые задания итоговой аттестации
(2 год обучения)
1. Какие виды бумаги ты знаешь?
- наждачная;
- писчая;
- шероховатая;
- толстая;
- обёрточная;
- газетная.
2. На деталь нанесли клей. Что нужно сделать раньше?
- сразу приклеить деталь на основу;
- подождать, пока деталь слегка пропитается клеем.
3. Чтобы выгнать излишки клея и пузырьки воздуха, ты кладешь сверху:
- чистый лист бумаги;
- ладошку,
- тряпочку.
4. Укажи порядок наклеивания деталей при выполнении аппликации:
- мелкие;
- крупные;
- средние.
5. Чтобы вырезать симметричную фигуру, ты:
- не разворачиваешь лист;
- разворачиваешь лист.
6. Какие виды разметки ты знаешь?
- по шаблону;
- сгибанием;
- сжиманием;
- на глаз;
- с помощью копировальной бумаги.
7. При разметке симметричных деталей применяют:
- шаблон половины фигуры;
- целую фигуру.
8. Как можно размягчить пластилин?
- разогреть на батарее;
- разогреть на солнце;
- разогреть теплом своих рук.
9. Перечисли приспособления при работе с пластилином:
- подкладная доска;
- катушечные нитки;
- стеки;
- тряпочки.
10. Каким инструментом нарезают пластилин при лепке?
- стек;
- нож-помощник;
- скальпель
Приложение 7
Методика определения самооценки «Дерево» (авт. Д. Лампен, в адаптац. Л.П. Пономаренко)
Инструкция: Посмотри внимательно на рисунок. Перед вами лесные человечки. У каждого из них разное настроение, каждый занят своим любимым делом, каждый занимает свое положение.
Возьми коричневый карандаш (фломастер) и раскрась ствол и ветки дерева. А когда будешь раскрашивать, внимательно рассмотрите каждого человечка: где он расположен, чем занят.
А теперь возьми красный карандаш (фломастер) и раскрась того человечка, который напоминает тебе себя, похож на тебя, твое настроение и твое положение.
Теперь возьми зеленый карандаш (фломастер) и раскрасьте того человечка, которым ты хотел бы быть и на чьем месте ты хотел бы находиться.
Бывает так, что некоторые дети просят разрешения обозначить позиции двух человечков.
Считаю, что в этом случае не следует ограничивать их выбор, но необходимо зафиксировать, какой человечек был отмечен в первую очередь, какой во вторую, так как соотношение этих выборов может быть достаточно информативным.
Ключ (чтобы видеть текст выделите его курсивом):
Интерпретация результатов выполнения проективной методики «Дерево» проводится исходя из того, какие позиции выбирает данный ученик, с положением какого человечка отождествляет свое реальное и идеальное положение, есть ли между ними различия.
Для удобства объяснения каждой фигурке присвоен свой номер.
Выбор позиции № 1, 3, 6, 7 характеризует установку на преодоление препятствий.
№ 2, 11, 12, 18, 19 — общительность, дружескую поддержку.
№ 4 — устойчивость положения (желание добиваться успехов, не преодолевая трудности).
№ 5 — утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость.
№ 9 — мотивация на развлечения.
№ 13, 21 — отстраненность, замкнутость, тревожность.
№ 8 — отстраненность , уход в себя.
№ 10, 15 — комфортное состояние, нормальная адаптация.
№ 14 — кризисное состояние, «падение в пропасть».
Позицию № 20 часто выбирают как перспективу дети с завышенной самооценкой и установкой на лидерство.
Следует заметить, что позицию № 16 дети не всегда понимают как позицию «человечка, который несет на себе человечка № 17», а склонны видеть в ней человека, поддерживаемого и обнимаемого другим.
Приложение 8
Мониторинг развития личности ребенка в процессе освоения дополнительной образовательной программы.
Показатели | Критерии | Степень выраженности оцениваемого качества | Возможное количество баллов | Методы диагностики |
Организационно-волевые качества: 1.Терпение | Способности переносить нагрузки в течение определенного времени, преодолевать трудности | -терпения хватает меньше чем на ½ занятия; | 1 | Наблюдение |
- терпения хватает больше чем на ½ | 5 | |||
занятия; -терпения хватает на все занятие | 10 | |||
2. Воля | Способность побуждать себя к практическим действиям | волевые усилия ребенка побуждаются извне | 1 | Наблюдение |
иногда самим ребенком | 5 | |||
всегда самим ребенком | 10 | |||
3. Самоконтроль | Умение контролировать свои поступки | ребенок постоянно действует под воздействием контроля извне | 1 | Наблюдение |
периодически контролирует сам себя | 5 | |||
постоянно контролирует себя сам | 10 | |||
Ориентационные качества 1.Самооценка | Способно оценивать себя адекватно реальным достижениям | завышенная | 1 | Анкетирование |
заниженная | 5 | |||
нормальная | 10 | |||
2. Интерес к занятиям в детском объединении | Осознанное участие ребенка в освоении образовательной программы | интерес к занятиям продиктован ребенку извне | 1 | Тестирование |
интерес периодически поддерживается самим ребенком | 5 | |||
интерес постоянно поддерживается самим ребенком | 10 | |||
Поведенческие качества 1.Конфликтность | Способность занять определенную позицию в конфликтной ситуации | периодически провоцирует конфликты | 0 | Наблюдение |
Сам в конфликтах не участвует, старается их избежать | 5 | |||
пытается уладить конфликты | 10 | |||
(отношение ребенка к общим делам в объединении) | Умение воспринимать дела общие как свои собственные | избегает участия в общих делах | 0 | Наблюдение |
участвует при побуждении извне | 5 | |||
инициативен в общих делах | 10 |
Индивидуальная карточка
учета динамики личностного развития ребенка
Ф.И. ребенка__________
Возраст __________
Название объединения_________________
Дата начала наблюдения_____________
Сроки диагностики | Первый год обучения | |
Показатели | начало уч.года | конец уч.года |
Организационно-волевые качества | ||
Терпение | ||
Воля | ||
Самоконтроль | ||
Ориентационные качества | ||
Самооценка | ||
Интерес к занятиям | ||
Поведенческие качества | ||
Конфликтность | ||
Тип сотрудничества | ||
Личностные достижения обучающегося |
Приложение 9
Анкета «Изучение уровня
удовлетворенности программой дополнительного образования».
Уважаемые воспитанники,приглашаем вас принять участие в опросе.
Для этого просим ответить на вопросы анкеты.
- Я посещаю дополнительные занятия, потому что:
- Здесь я занимаюсь творчеством
- Здесь я готовлюсь к профессии
- Это укрепляет здоровье
- Мне нравится общаться с педагогом
- Мне нравится общаться со сверстниками
- Другое (напишите Ваш вавант)_____________________________________________
- С каким настроением ты собираешься на занятия в системе дополнительного образования
- С радостью, интересом, воодушевлением
- Настроение не имеет значения, это пригодится мне в будущем
- Настроения нет, вынужден идти туда, т.к. этого требует классный руководитель (воспитатель)
- Настроение появляется уже на занятиях
- Занимаюсь без настроения
- Бывает по-разному
- Занятия всегда интересны для меня?
- Да
- Нет
- По-разному
- Устраивает ли тебя уровень и тематика занятий?
- Да
- Нет
- По-разному
- Ты хотел(а) бы, чтобы задания на занятиях были более легкими?
- Да
- Иногда
- Хочу, чтобы задания были трудными
- За период посещения занятий в системе дополнительного образования:
- Я многое узнал(а), многое для себя открыл(а)
- Я стал(а) активным участником различных мероприятий, проводимых учреждении
- Я стал(а) активным участником различных мероприятий, проводимых в сети Интернет
- У меня появилось больше друзей
- Ничего не изменилось
- Какие черты характера воспитывают в тебе занятия, которые ты посещаешь
- Аккуратность
- Внимательность
- Активность
- Усидчивость
- Любознательность
- Серьёзность
- Исполнительность
- Общительность
- Уверенность в себе
- Артистизм
- Другое (напишите Ваш вариант)____________________________________________
_______________________________________________________________________
- Как ты думаешь, поможет ли тебе посещение занятий определиться с выбором будущей профессии?
- Да, поможет
- Может и нет, но мне нравится посещать занятия, заниматься любимым делом
- Не знаю, время покажет
- Нет
- Ты считаешь, что твои педагоги ДО:
- Проводят интересные и увлекательные занятия
- Доброжелательны, справедливы, тактичны
- Всегда понимают тебя, твое настроение
- У тебя есть желание быть похожим на них
- Другое (напишите Ваш вариант)_________________________________________
_____________________________________________________________________
- Педагоги ДО всегда учитывают мои возможности и способности?
- Да
- Нет
- По-разному
- Если бы педагог сказал, что завтра на занятия всем приходить не обязательно, ты бы пришел(а)?
- Пришел(а)
- не пошел(а) бы
- не знаю
- Ты хотел(а) бы, чтобы у тебя были другие, менее строгие педагоги?
- не хотел(а), мне нравятся наши педагоги
- хотел(а) бы
- точно не знаю
- Ты часто рассказываешь о занятиях своим родственникам и друзьям?
- часто;
- редко;
- совсем не рассказываю
- Тебе нравятся ребята, которые занимаются вместе с тобой?
- да;
- не очень;
- нет
- Напиши свои впечатления о занятиях в системе дополнительного образования
Спасибо за ответы!
Обработка результатов:
За каждый ответ на вопрос № 2-5, 10-14:
а) да – 3 балла,
б) иногда, не знаю, редко, бывает по-разному – 1 балл,
в) нет – 0 баллов.
Подсчет общего коллектива баллов:
0-7 баллов – неучебная мотивация, неудовлетворительное отношение к занятиям;
8-15 балов – низкий уровень мотивации к занятиям.
16-19 баллов – средний уровень мотивации, занятия привлекают, но в основном, с целью организации времяпрепровождения.
20-23 баллов – хороший уровень познавательной мотивации.
24-27 баллов – высокий уровень учебной мотивации.
Приложение 10
Анкета для родителей
«Удовлетворенность результатами обучения
по программе «Творческий мир»
Уважаемые родители!
Ваше участие в анкетном опросе позволят направить усилия образовательных учреждений
на повышение качества дополнительного образования и комфортность обучения детей и подростков.
Заполняя анкету, отметьте те ответы, которые отражают Ваше мнение. Опрос анонимный.
Творческое объединение ________________________________________________________________________________________________
1. Как Вы узнали о Доме детского творчества?
- из интернета, газеты
- по объявлениям
- по совету родственников, друзей, знакомых
- другое (напишите)
2. Почему Вы выбрали именно это объединение для своего ребенка?
- удобство расположения, близость к месту жительства
- обучаются друзья ребенка
- доброжелательные педагоги
- высокий уровень преподавания
- по рекомендации родственников, друзей, знакомых
- другое (напишите)
3. Как давно Ваш ребенок занимается в объединении:
менее 1 года | 1 год | 2 года | 3 года | 4 года | 5 и более лет |
4. Сколько человек в группе, в которой занимается Ваш ребенок?
от 1 до 5 человек | 5-10 человек | 10-15 человек | 15-20 человек |
5. Оцените, пожалуйста, работу объединения по 5-ти бальной шкале
Удобство времени работы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Качество обучения | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Состояние помещений | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Удовлетворенность детьми занятиями | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
6. Какое состояние у вашего ребенка после занятия?
Подавленность | Усталость | Удовлетворенность | Безразличие | Чувство уверенности | Радость |
7. Что нравится Вам в работе творческого объединения?
8. С какой целью Ваш ребенок посещает объединение? (Отметьте 1-2 наиболее подходящих варианта)
- чтобы получить дополнительные знания
- чтобы занять время
- чтобы раскрыть его способности, таланты
- чтобы общаться с друзьями
- другое (напишите)____________________________________________________
9. Где еще занимается Ваш ребенок?_________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
10. Принимаете ли вы участие с Вашими детьми в мероприятиях, проводимых учреждением?
- принимаем с удовольствием
- принимаем по мере возможности
- не принимаем
- другое (написать)__________________________________________________________
11. Как сложились Ваши отношения с ДДТ?
- регулярно изучаем информацию об учреждении (газеты, брошюры, сайты и т.п.)
- имеем возможность общаться с представителями учреждения (телефон, электронная почта, сайт, социальные сети и т.п.)
- готовы рекомендовать данное учреждение знакомым, друзьям и т.п.
12. Какие отношения сложились у Вас с педагогом?
- доброжелательные
- негативные
- регулярно получаем информацию о работе объединения (через мессенджеры, соцсети, газеты)
- регулярно получаем информацию о достижениях ребенка (телефон, личные встречи, мессенджеры. т.п.)
13. Каким способом Вам удобнее получать информацию о работе ДДТ и творческого объединения
- газеты
- сайты педагога и Дома детского творчества
- социальные сети
- личные встречи
- родительские собрания
- мессенджеры (Вайбер, Ватсапп)
14. Планируете ли Вы обучение в ДДТ в следующем году?
Да | |
Нет | |
Затрудняюсь ответить |
Спасибо за сотрудничество!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности студии "Гитара и Мы" для обучающихся 13 – 18 лет срок реализации три года
Гитара-достаточно популярный инструмент, который издавна пользуется популярностью и используется как для сольной игры, так и для аккомпанемента. Учитывая, что подавляющее большинство учащихся занимает...
Модульная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности творческого объединения «Радуга»
Модульная программа дополнительного образования детей направлена на удовлетворение индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого обучающегося в сфере и...
Авторская Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Дорога к танцу - 7»
Авторская разноуровневая программа «Дорога к танцу-7» предназначена для преподавания основ хореографического искусства для детей 7 – 17лет.Содержание программы предусматривает систем...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности творческого объединения «Радуга творчества»
Программа творческого объединения художественной направленности "Радуга творчества"...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая разноуровневая программа художественной направленности "Яркие ладошки"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Яркие ладошки» направлена на изучение изобразительного искусства.Программа ориентирована на форм...
дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности " Творческий микс"
Программа содержит следующие блоки : авторская текстильная кукла; кожанная пластика; декупаж; роспись по стеклу и по ткани; работа с пластиком....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ СЕТЕВАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Театральная мастерская»
Цель программы: развитие творческих способностей обучающихся и их дальнейшего самоопределения, посредством изучения профессий театрального костюмера и гримёра. Цель может быть достигнута при решении ...