Формирование читательской грамотности на уроках географии и биологии
учебно-методический материал

Лунякова Татьяна Сергеевна

Материал к методическом семинару 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chitatelskaya_gramotnost_lunyakova.pptx2.62 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБ УЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ И БИОЛОГИИ Подготовила: Лунякова Татьяна Сергеевна., у читель географии и биологии ОГКОУ «Санаторная школа-интернат»

Слайд 2

Читать – это ещё ничего не значит: что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело. К. Д. Ушинский

Слайд 3

За основу было взято определение, предложенное в исследовании PISA: «Читательская грамотность — способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни». Что такое читательская грамотность?

Слайд 4

В мониторинг функциональной грамотности включены читательские умения

Слайд 6

Познавательные действия по работе с информацией и чтению: ориентироваться в содержании текста, отвечать на вопросы, используя явно заданную в тексте информацию. АРКТИКА МОЖЕТ РАСТАЯТЬ В 2040 ГОДУ? 2016 год признан самым теплым за всю историю исследования Арктики. Если потепление продолжится, то к 2040 году мы рискуем получить европейскую зиму в центральном регионе России Российские и американские ученые бьют тревогу. Если климатическая ситуация в Арктике не изменится, то регион может лишиться ледников в летний период к 2040 году. Об этом заявил доктор физико-математических наук, ведущий научный сотрудник Лаборатории теории климата Института физики атмосферы им. А.М. Обухова РАН и заведующий Лабораторией климатологии Института географии РАН Владимир Семенов в интервью ТАСС. Арктический климат до сих пор остается загадкой для ученых. Исследователи не могут точно сказать, продолжится ли аномальное потепление и приведет к полному таянию ледников летом в ближайшем будущем, или это цикличное явление, которое на сегодняшний день достигло пика и вскоре пойдет на спад. Так, 2016 год стал самым теплым в истории исследования Арктики. Температура за полярным кругом за последние тридцать лет поднялась на полтора градуса, в то время, как в других регионах планеты этот показатель на градус меньше. На основе данных Датского метеорологического института Нико Сан ( Nico Sun ) составил диаграмму и сравнил расхождение по общему числу дней с минусовой температурой с сентября по июнь за последние пять лет. Первым на график обратил внимание Эрик Холтхаус ( Eric Holthaus ), метеоролог и автор научных публикаций. Он поделился им в Twitter с комментарием: «Это происходит сейчас. Не через 50 или 100 лет, а прямо сейчас», — отметил ученый отсутствие заморозков в Арктике.

Слайд 7

Несплошные тексты - это тексты, в которых информация предъявляется невербальным или не только вербальным способом. То есть это тексты, сочетающие в себе несколько источников информации, c которыми учащиеся чаще всего встречаются в реальной действительности. Важно понимать несплошной текст. Уметь его составлять и читать .

Слайд 9

Уровни работы с текстом

Слайд 10

ПОДХОДЫ к формированию читательской грамотности на уроках географии и биологии

Слайд 11

- 1. Читательские действия, связанные с нахождением и извлечением информации из текста находить и извлекать одну или несколько единиц информации; находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных или одном фрагментах текста ; определять наличие/отсутствие информации ; определять место, где содержится искомая информация (фрагмент текста, гиперссылка, ссылка на сайт и т.д.);

Слайд 12

Пример. Прочитайте текст учебника «Различие равнин по высоте», составьте схему различия равнин по высоте. Приведите примеры, используя физическую карту России Прикаспийская низменность Валдайская возвышенность Среднесибирское плоскогорье

Слайд 13

Прием «Спроси себя..». Биология. 6 класс: “Луковица – видоизменённый побег растения”. Ход чтения темы – рассуждения: Побег – стебель с листьями и почками. Луковица – побег, значит, у неё есть стебель, листья, почки. Видоизменённый – необычный. Хочу узнать, есть ли в луковице стебель, листья, почки, и почему она изменилась?

Слайд 14

2. Читательские действия, связанные с интерпретацией текста: понимать смысловую структуру текста (определять тему, главную мысль/идею, назначение текста) ; соотносить визуальное изображение с вербальным текстом ; понимать значение неизвестного слова или выражения на основе контекста; устанавливать скрытые связи между событиями или утверждениями (причинно-следственные отношения, отношения аргумент – контраргумент, тезис – пример, сходство – различие и др.) ; формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей текста.

Слайд 15

Приемы работы с текстом Чтение текста «с карандашом»; Определение основных понятий (без чтения всего текста); Составление таблиц (выборочное чтение); Составление плана текста (для пересказа); Поиск пропущенных слов

Слайд 16

Пример. Спишите текст, заменяя слова условными знаками

Слайд 17

Прием «Составь пары» 8 класс. Тема «Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма» Клетки крови Функции 1.Эритроциты А. Защитная 2.Лейкоциты Б. Транспортная 3. Тромбоциты В…..

Слайд 18

Прием «Лови ошибку» Задание: найди ошибки в тексте и сделай вывод. В тексте допущено 7 ошибок. Рыбы - это совершенно особые беспозвоночные животные. Их насчитывается более1 млн. видов. Для их изучения существует особая наука ихотология . Внешнее строение рыб полностью приспособлено к жизни в воде. Рыбы имеют обтекаемую форму тела, они покрыты чешуей и слизью. Для передвижения у них есть плавники. На голове рыб расположены: рот, окруженный губами, глаза с веками, ноздри для дыхания. Как и у ланцетника, у рыб имеется особый орган чувств - боковая линия.

Слайд 19

3. Читательские действия, связанные с осмыслением и оценкой текста понимать назначение структурной единицы текста, иллюстраций , схем и т.д.; оценивать представленную форму текста (структуру, стиль и т.д.); обнаруживать противоречия, содержащиеся в одном или нескольких текстах; высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте;

Слайд 20

Приемы работы с текстом Постановка вопроса «почему»; Повторное обращение к ключевым словам, вопросам, иллюстрациям; Выполнение творческих заданий

Слайд 21

Какие выводы можно сделать по данной розе ветров?

Слайд 22

« Почки раскрываются, шоколадные с зелеными хвостиками, и на каждом зеленом клювике висит большая прозрачная светлая капля. Возьмешь одну почку, разотрешь между пальцами, и потом долго все пахнет тебе ароматной смолой березы, тополя или особенным воспоминательным запахом черемухи: вспоминаешь, как, бывало, забирался наверх по дереву за ягодками, блестящими, черно-лаковыми, и ел их горстями прямо с косточками, и почему-то от этого никогда ничего, кроме хорошего, не бывало».

Слайд 23

Пример. (тема «Органы растения», 6 кл .) Ученик 6 класса прочитал на уроке отрывок из рассказа «Разговор деревьев» (из цикла «Лесной хозяин») М.М. Пришвина и ответил на вопросы-суждения: Вопрос-суждение Ответ ученика 1. Каким образом почки черемухи можно отличить от почек березы и тополя? . 2. Почему плоды черемухи нельзя назвать ягодой с ботанической точки зрения? Ответ дайте в форме дедуктивного умозаключения.

Слайд 24

Пример 10. (тема «Класс Двудольные: семейство Бобовые», 6,7 кл .) Познавательные действия по работе с информацией и чтению: оценивать достоверность предложенной информации, высказывать оценочные суждения на основе текста. Прочитайте рецепт, найдите биологическую ошибку и докажите это с помощью умозаключения. « Возьмите сырые арахисовые орешки, прожарьте их, а затем остудите. Когда скорлупа будет снята, снова верните арахис на сковороду, а сверху залейте его сахаром, растворённым в воде. Через 10 минут блюдо будет готово».

Слайд 26

4. Читательские действия, связанные с использованием информации из текста: использовать информацию из текста для решения практической задачи; формулировать на основе полученной из текста информации собственную гипотезу; прогнозировать события, течение процесса, результаты эксперимента на основе информации текста; предлагать интерпретацию нового явления, принадлежащего к тому же классу явлений, который обсуждается в тексте (в том числе с переносом из одной предметной области в другую).

Слайд 27

Типы заданий Сопоставление, нахождение сходств и различий (сравнение двух и более объектов, например природных комплексов) «Мозаика» (разделение текста для чтения на части, после ознакомления с определённой частью информации, учащиеся обмениваются ею и восстанавливают общее содержание текста). Составление списка (перечисление объектов, связанных с определённой темой) Множественный выбор ( выбор правильного ответа из предложенных вариантов) Викторина – опрос – соревнование (участники отвечают на фактические вопросы по содержанию) Заполнение таблицы (внесение в таблицу необходимой информации) Конспектирование (запись кратко в форме заметок содержания прочитанного текста с целью зафиксировать необходимую информацию для дальнейшего использования) Логические цепочки (после текста обучающимся предлагается построить события в логической последовательности)

Слайд 28

Пример. (Формулирование суждения по заданным словам (набор слов, терминов, из которых следует построить суждение, формулировку закона, правило, закономерность). Пример: атмосферных, признаков, количества, из, одним, является, с, осадков, климата, запада, на, уменьшение, восток, континентальности (одним из признаков континентальности климата является уменьшение количества атмосферных осадков с запада на восток).

Слайд 31

Работа с текстом – основа педагогической технологии развития критического мышления через чтение и письмо. В результате применения данных технологий обучающиеся учатся самостоятельно добывать знания, становятся активными участниками образовательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование читательской грамотности на уроках географии

Формирование читательской грамотности на уроках географии. На примере 8 класса, тема "Рельеф России"....

Формирование читательской грамотности на уроках географии

формирование читательской грамотности на уроках географии. На примере 7 класса....

Формирование читательской грамотности на уроках географии

формирование читательской граммотности на уроках географии. На примере 9 класса....

Приёмы формирования читательской грамотности на уроках географии

Приоритетной целью образования в современной школе является развитие личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Такое развитие личности обучающегося задае...

Формирование читательской грамотности на уроках географии

Умение каждого ученика читать и понимать прочитанное – одно из необходимых условий успешного обучения. Для формирования читательской  грамотности необходимо внедрять разнообразные новые при...

Формирование читательской грамотности на уроках географии

В представлении опыта по формированию функциональной грамотности  рассмотрены практические  подходы к формированию функциональной грамотности у школьников на уроках географии . Выявлена знач...

«Формирование читательской грамотности на уроках географии»

laquo;Формирование читательской грамотности на уроках географии»...