Приёмы формирования читательской грамотности на уроках географии
статья по географии (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Приоритетной целью образования в современной школе является развитие личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Такое развитие личности обучающегося задает особые требования ко всем ступеням образования.

Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией.

Успешное обучение в школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_chitatelskoy_gramotnosti.docx21.55 КБ

Предварительный просмотр:

Приёмы формирования читательской грамотности на уроках  географии

Необходимость навыков работы с текстом важна в школе на каждом предмете. Для географии это особо актуально, так как предмет отличается от других огромным потоком информации и сведений. В учебниках географии есть тексты сплошные (без визуальных изображений) и несплошные (с визуальными изображениями)

Сплошные тексты

Несплошные тексты

описание  

повествование  

объяснение (определение, толкование)

аргументация (комментарий, научное обоснование)

инструкция (указание к выполнению работы, правило).

Графики

диаграммы

статистические таблицы

карты

картосхемы

Правильная организация работы ученика с текстом учебника является важной задачей учителя, решение которой позволит достичь результатов, обозначенных в стандарте. Но учебник – это не самоучитель! Прочитал параграф - не значит, освоил материал! И задача каждого учителя объяснить это ученикам, а работу с учебником на уроках географии необходимо контролировать, постоянно направляя, уча самостоятельно разбираться в учебнике, акцентируя внимание на существенном, разъясняя сложное и непонятное. Умение каждого ученика читать и понимать прочитанное – одно из необходимых условий успешного обучения. Для формирования читательской  грамотности необходимо внедрять разнообразные новые приёмы работы с текстом, постоянно менять формы работы  для привлечения и удержания внимания учащихся.

В своей работе я использую следующие приемы. Решаем проблемные вопросы через нахождение в тексте необходимой информации

Проблема: Австралия является лидером по проценту территории, занятому пустыней, и по обеспеченности подземными водами одновременно. Почему? Как такое возможно?  

--предлагаю задание на сравнение по тексту двух близких по смыслу понятий.

Здесь необходимо каждый раз напоминать учащимся, что сравнение – это поиск не только отличий, но и сходств.

Примеры: сравнение бризов и муссонов, географического положения Черного и Белого морей, высотной поясности Урала и Кавказа, свойств горных пород базальта и мрамора

     В 5-6 классах детям даю признаки для сравнивания, в 7 корректирую названные учащимися признаки, а в 8-9 классах ребята самостоятельно определяют признаки для сравнения.

--использую прием  преобразование текстовой информации в другие формы – здесь необходимо «свернуть» информацию, данную в виде текста, в таблицу, схему, диаграмму, карту, символы, проанализировать и сделать вывод.

-- составление заданий на «опережение времени», т.е. направленных на развитие логики и фантазии одновременно. Например, предположить, что будет с тем или иным географическим объектом через 100 лет

Даю задания на Исправление (определение и корректировка содержательных  нарушений в тексте).

Пример:  В состав Центральной России входят: Центрально-Чернозёмный, Волго- Вятский, Северо-Западный, Поволжский районы. Центральная Россия богата природными ресурсами: добывают железную руду, каменный уголь, торф. Район специализируется на наукоёмком машиностроении, на производстве черных металлов. В Центральном районе преобладает сельское население (ошибки: подчёркнуты).

С большим интересом дети выполняют задания на определение региона России или страны  по его краткому описанию.

Дети должны выделить главные признаки , по которым можно узнать объект.

Пример. Эта республика расположена в зоне тайги. Особенностью её экономико-географического положения является наличие выхода к Государственной границе Российской Федерации и выхода к морю. На территории республики находится морской порт. Республика специализируется на производстве пиломатериалов, целлюлозы, бумаги, железорудных окатышей, алюминия.

Определите страну по его краткому описанию

По площади территории эта страна относится к крупнейшим в мире. Омывается водами трёх океанов. Граничит по суше лишь с одной страной. Почти половина территории расположена в климатических поясах с неблагоприятными условиями для жизни и деятельности. Средняя плотность населения примерно 3 человека на 1 км2.                                                                                  

При работе с текстом использую «Тонкие» и «Толстые» вопросы

«Тонкие» вопросы – это вопросы, требующие однословного ответа, вопросы репродуктивного плана:

Кто? Что?

Когда?

«Толстые»        вопросы        –        это        вопросы,        требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать:

Объясните, почему…? Почему, вы так думаете? В чём различие?

Верно ли?

Предположите, что будет, если…?

Также применяю задания на определения Верных и неверных утверждений (выбор суждений или ответов, который осуществляется путём соотнесения высказываний с содержанием прочитанного или прослушанного текста).

Пример (по теме «Население и страны Южной Америки):

Коренные жители Южной Америки – индейцы.

В Южной Америке находилось могущественное государство инков с развитым хозяйством и культурой.

Большинство населения Южной Америки говорит на английском языке.

На территории Южной Америки много стран, как и в Африке.

Потомки от браков европейцев и индейцев – мулаты.

Для обобщения изучаемого материала  использую приём синквейн (синтез материала, изложение материала в нескольких значимых словах, ёмких и кратких выражениях»).

Это стихотворение состоит из пяти строк.

Первая строка – тема  , выраженная одним словом, обычно существительным.

Вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, прилагательным.

Третья строка – описание действий в рамках данной темы тремя словами, обычно глаголами.

Четвёртая строка - фраза их четырёх слов, выражающая отношение к данной теме.

Пятая строка - одно слово, синоним к первому, эмоциональное, образное, философское обобщение, повторяющее суть темы.

 Пример синквейна:

11 класс

8 класс

Индия

Река

Древняя, красивая

Широкая, полноводная

Увлекает, оживляет, притягивает

Протекает, изменяет, восхищает

Самая необычная страна мира

Удивительный водный объект России

Чудесная.

Водная артерия.

Работу по развитию читательской грамотности провожу и с использованием небольших письменно оформленных карточек - заданий.: дети должны внимательно прочитать предложенный текст и заполнить пропуски в предложениях, то есть использую приём Восстановление текста

Пример:

В Австралии и Новой Гвинее живёт маленький зверёк, покрытый

         , - ехидна. Размером и игольчатым покровом она напоминает нашего          . На самом же деле ехидна очень        ___от ежа. Она относится к

древней, почти                    группе           млекопитающих. Свои яйца она вынашивает        на животе. Во время своих путешествий ехидна переносит детёнышей в сумке. Питается ехидна                   . Удлинённые челюсти её лишены зубов, а длинный клейкий               помогает ей успешно отправлять в рот муравьёв.(по Д. Акимушкину)

Говоря о работе с текстом на уроке географии, мы должны понимать, что все выпускники основной школы должны овладеть аналитическим уровнем работы с текстом. Степень самостоятельности учеников при выполнении заданий, направленных на работу с текстом, должна возрастать от класса к классу: если в 5 и 6 классах доля заданий на воспроизведение информации, содержащейся в тексте, может быть еще достаточно значительной, то к 9 классу она должна стать минимальной (по мере необходимости для отдельных учащихся).
По мере работы с текстом учебника учащиеся выходят на новый уровень: они начинают самостоятельно осваивать разные приемы работы с информацией, а это способствует достижению результатов: предметных, метапредметных и личностных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приёмы формирования читательской грамотности на уроках английского языка

Актуальность темы обусловлена редким использованием иноязычной художественной литературы в школьной практике. Современные дети в гораздо большей степени зрители, чем читатели и слушатели. Компьютерная...

Материалы семинара "Приёмы формирования читательской грамотности у обучающихся".

Материалы семинара "Приёмы формирования читательской грамотности у обучающихся"....

Приёмы формирования читательской грамотности

Презентация поможет учителям, для развития читательской  грамотности...

Мастер-класс «Приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка»

Обмен опытом педагогической деятельности по организации системы работы по формированию читательской грамотности на уроках ....

Приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы.

Данная презентация является приложением к выступлению на семинаре по популяризации опыта в рамках семинара "Формирование и оценка читательской грамотности"...

Приёмы формирования читательской грамотности обучающихся на уроках русского языка и литературы

Приёмы формирования читательской грамотности обучающихся    на уроках русского языка и литературы...