Как составить рабочую программу педагога
рабочая программа
Это индивидуальный инструмент педагогического работника, которым определяются наиболее оптимальные и эффективные для конкретного класса содержание, формы и методы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_predmetu.pptx | 779.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Какие бывают программы? Примерная (типовая) учебная программа – документ, раскрывающий образовательные компоненты содержания (инвариантная часть) и параметры качества освоения учебного содержания курса конкретного предмета базисного учебного плана. Авторская программа – документ, созданный на основе государственного стандарта и Примерной учебной программы и имеющий авторскую концепцию построения содержания учебного материала. Рабочая программа – документ образовательного учреждения, который: регламентирует деятельность педагога; учитывает специфику учреждения и уровень подготовленности учащихся конкретного класса; обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
Примерная (типовая) учебная программа документ, рекомендуемый Минобрнауки России; детально раскрывает обязательные (федеральные) компоненты содержания обучения; требования к качеству усвоения учебного материала по конкретному предмету .
Авторская учебная программа документ, созданный на основе ФГОС и примерной учебной программы ; имеющий авторскую концепцию построения содержания учебного курса, предмета, дисциплины (модуля); разрабатывается одним автором или группой авторов. Для авторской программы характерны оригинальные концепция и построение содержания. Внедрению авторской программы в практику работы ОУ предшествует её экспертиза и апробация .
Рабочая программа учебного предмета, курса (далее – рабочая программа) – учебная программа, разработанная педагогом на основе примерной (типовой) и (или) авторской учебной программы для конкретного ОУ и определенного класса (группы), имеющая изменения и дополнения в содержании, последовательности изучения тем, количестве часов, использовании организационных форм обучения и т. п. Рабочая программа по физике для 7-9 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА нормативный документ , определяющий объем, порядок, содержание изучения и преподавания какой-либо учебной дисциплины, основывающийся на типовой программе по учебному предмету; индивидуальный инструмент педагогического работника, которым определяются наиболее оптимальные и эффективные для конкретного класса содержание, формы и методы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта; средство фиксации содержания образования на уровне учебных предметов (предусмотренных учебным планом общеобразовательного учреждения для обязательного изучения), элективных, факультативных, дополнительных образовательных курсов для обучающихся.
ЦЕЛЬ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ максимальная реализация специфики образовательного учреждения за счет планирования, организации и управления учебным процессом по определенной учебной дисциплине: а) расширения тем (возможно, как за счет увеличения часов из вариативной части учебного плана ОУ, так и в рамках базового времени за счет повышенных академических способностей учащихся по предмету); б) внесения дополнительных тем (возможно как за счет увеличения часов из вариативной части учебного плана ОУ, так и в рамках базового времени за счет повышенных академических способностей учащихся по предмету); в) углубления тем (возможно только за счет увеличения часов из вариативной части учебного плана ОУ); г) изменения логики освоения содержания материала; д) уменьшения количества часов на изучение материала по предмету.
ЗАДАЧИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ Конкретное определение содержания, объема, порядка изучения учебной дисциплины с учетом целей, задач и особенностей образовательного процесса данного учреждения и контингента обучающихся; Практическая реализация компонентов федерального государственного образовательного стандарта при изучении учебного предмета классом в учебном году.
Основные функции рабочей программы Нормативная (рабочая программа-документ, на основе которого осуществляется контроль за прохождением программы, полнотой усвоения учебного материала, определяется график контрольных работ); определяет обязательность реализации содержания программы в полном объеме Информационная (позволяет получить представление о целях, содержании, последовательности изучения учебного материала по предмету); Методическая (определяет пути достижения учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения образовательной программы по предмету, используемые методы, образовательные технологии); Организационно-планирующая ( предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся. ).
Требования к рабочей программе наличие признаков нормативного документа; учет основных положений образовательной программы общеобразовательного учреждения; системность и целостность содержания образования; последовательность расположения и взаимосвязь всех элементов содержания курса; учет логических взаимосвязей с другими предметами учебного плана общеобразовательного учреждения; конкретность и однозначность представления элементов содержания образования.
Основные требования к рабочей программе ООО закреплены в следующих документах: Закон РФ «Об образовании в РФ» от 29.12.12 № 273-ФЗ; Приказ Минобразования и науки РФ от 17.12.10 №1897 «Об утверждении ФГОС ООО»; «Требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования» ФГОС ООО, раздел III , п. 18.2.2 Приказа Минобразования и науки от 17.12.2010 № 1897; Локальный акт образовательного учреждения, устанавливающий структуру и требования к рабочей программе школы.
Нормативные документы и локальные акты, лежащие в основе составления рабочей программы : Основная образовательная программа начального общего и основного общего образования образовательного учреждения; Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ, утвержденный приказом Минобрнауки РФ, приказы об изменениях в базисном учебном плане; Положение о рабочей программе; Федеральный перечень учебников ; Примерная программа учебно го предмет а, курса; Авторская программа учебно го предмет а, курса; Оценочные и методические материалы из авторского УМК; У чебный план образовательного учреждения; Годовой календарный график; Приказ руководителя образовательного учреждения об утверждении Рабочей программы учебного курса.
Что учитывает педагог при составлении рабочей программы? Требования ФГОС ; Концепцию образовательного учреждения, его целевые ориентиры; Образовательные потребности семьи и ребенка (ориентир – основная образовательная программа образования учреждения); Планируемые результаты освоения основной образовательной программы , обязательный минимум и максимальный объем содержания учебного курса («ученик научится», «ученик получит возможность»); Объем часов учебной нагрузки выпускников , определенный учебным планом образовательного учреждения для реализации учебных предметов; Уровень профессиональной компетентности учителя ; Особенности, состояние здоровья уровень способностей учащихся класса; Материально-техническое обеспечение образовательного учреждения.
Краткий алгоритм разработки рабочей программы Сопоставить ФГОС с содержанием примерной программы. Дополнить рабочую программу темами, вопросами, содержащимися в ФГОС, но не включенными в примерную программу. Внести дополнения в соответствии с требованиями регионального и школьного компонента. Провести организацию и структурирование отобранного содержания. Разработать новый календарно-тематический план. Определит ь результаты усвоения программы. Согласовать рабочую программу с наличием учебников, дидактического материала и других компонентов УМК. Составить пояснительную записку. Оформить рабочую программу соответствующим образом и согласовать в установленном порядке. Утвердить рабочую программу.
На какой срок пишется рабочая программа? составляется на один учебный год или на ступень обучения (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование) с последующей корректировкой. может быть единой для всех учителей данного предмета, работающих в образовательном учреждении, или индивидуальной. является обязательным документом для административного контроля полного освоения содержания учебного предмета обучающимися и достижения ими планируемых результатов на базовом и повышенном уровнях. образовательное учреждение в соответствии с п. 2.7 ст. 32. Закона РФ «Об образовании» самостоятельно разрабатывает Положение о рабочей программе учителя
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ Определяется требованиями стандарта основного общего образования п.18.2.2 Пояснительная записка; Общая характеристика учебного предмета, курса; Описание места учебного предмета, курса в учебном плане; Требования к результатам освоения на личностном, метапредметном и предметном уровнях; Содержание учебного предмета, курса; Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса; Тематическое планирование; Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ! Законом не определены требования к рабочей программе Один из вариантов рабочей программы может быть составлен по аналогии с Примерной программой по предмету. Учитель может внести коррективы во все структурные элементы программы с учетом особенностей своего образовательного учреждения и особенностей обучающихся конкретного класса. Таким образом, рабочая программа должна показывать, как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития обучающихся педагог создает индивидуальную педагогическую модель образования на основе государственных стандартов.
Как вариант… Титульный лист. Пояснительная записка. Структура и краткое содержание учебного курса, место курса в учебном плане Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса по предмету (описание УМК, средств обучения). Планируемые результаты изучения учебного курса (л ичностные, метапредметные и предметные ), что может быть отражено в пояснительной записке. Тематическое планирование. Приложения (например, материалы диагностики и контроля, инструкции по проведению практических работ и др.)
Титульный лист наименование ОУ; гриф утверждения программы (с указанием даты и номера приказа руководителя ОУ); название учебного курса, предмета, дисциплины (модуля); Ф. И. О. педагога, разработавшего и реализующего учебный курс, предмет, дисциплину (модуль); класс (параллель), учащиеся которого изучают учебный курс, предмет, дисциплину (модуль); год составления программы.
Рабочая программа по _________________________ для _____ класса _______ часов в неделю (всего __ часов) Составитель: учитель __________(ФИО) Срок реализации рабочей программы(учебный год) 20_/20_ учебный год Примерный шаблон оформления титульного листа Полное наименование ОУ в соответствии с Уставом Процедура утверждения
Пояснительная записка Нормативные правовые документы, на основании которых разработана данная рабочая программа. Сведения о программах, на основании которых разработана рабочая программа, обоснование выбора этих программ учителем. Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы, в том числе с учетом особенностей региона, школы. Определение места и роли учебного курса в учебном плане школы. Общая характеристика учебного предмета, учет требований к уровню подготовки обучающихся в соответствии с ФГОС. Новизна рабочей программы, информация о внесенных изменениях в примерную программу или программу авторов-разработчиков и их обоснование. Информация об используемых УМК (особенности его содержания и структуры). Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа. Используемые технологии обучения, формах уроков и т.п. Виды и формы промежуточного или итогового контроля. Информация о реализации регионального компонента.
Возможные особенности класса, в котором будет реализован данный учебный курс Количественный состав класса; Уровень подготовленности учащихся к освоению учебного курса; Реализация индивидуальных учебных планов, индивидуального расписания; Формы получения образования учащимися класса (очная, дистанционная, экстернат, надомная); Психологические, физиологические особенности учащихся…
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса Методические и учебные пособия; Учебные и справочные пособия; Учебно-методическая литература; Электронные средства обучения, ЦОР, медиаресурсы ; Дидактический материал Материально-техническое обеспечение: лабораторное оборудование, измерительные и демонстрационные приборы, наглядные пособия и т.п. ПРИЛОЖЕНИЯ: технологические карты уроков, технологическая карта контроля, технологическая карта планируемых результатов обучения и т.п.
Планируемые результаты обучения Личностные Метапредметные Предметные Данный перечень результатов обучения включает в себя специальные предметные, общие учебные умения и способы деятельности.
Тематическое планирование Количество часов, отведенное на изучение курса, тем (разделов); Названия тем (разделов); Основное содержание темы (тезисы в соответствии с формулировками примерной программы); Основные виды учебной деятельности (на уровне учебных действий); Проведение практических/лабораторных работ; Виды, формы контроля и диагностики Планируемые результаты обучения; Планируемые сроки изучения.
Учебно-тематический план – структурный элемент программы, содержащий наименование темы, общее количество часов. Составляется в виде таблицы. № п/п Наименование разделов и тем Всего часов В том числе на: Контрольные работы уроки (учебные занятия) Практичес-кие , лаборатор-ные работы
№ п/п Тема урока Тип урока Элементы содержа-ния или основные понятия урока Виды деятель-ности учащихся/ основные виды УУД Формы контроля Практичес-кие , лаборатор-ные работы Оборудо-вание , наглядно-сть Дата проведе-ния План Факт Календарно-тематический план № урока Тема урока Тип урока Цели урока Содержание урока Универсальные учебные действия (УУД) ИКТ, ТСО, презентация Формы оценки деятельности учащихся – является одним из самых важных компонентов рабочей программы, так как позволяет распределить весь учебный материал в соответствии с учебным планом и годовым графиком работы общеобразовательного учреждения. Оформляется в виде таблицы на весь срок обучения. Возможные варианты:
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ включает: печатные пособия; экранно-звуковые пособия (могут быть в цифровом виде); технические средства обучения (средства ИКТ); цифровые образовательные ресурсы; учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование; натуральные объекты; демонстрационные пособия; натуральный фонд.
Специфические для учебного курса формы контроля освоения учащимися содержания (текущего, промежуточного, итогового): Текущий контроль: тематические срезы, тест, устный опрос… Промежуточный контроль: проверочная работа, тест, самостоятельная работа… Итоговый контроль: портфолио , контрольная работа, тест …
Рецензирование рабочей программы Внутреннее рецензирование на уровне ОУ является обязательным и проводится для того, чтобы программа была допущена к реализации в ОУ. Основные разделы рецензии: Характеристика работы (описание того, что собой представляет работа); Структура работы (построение по разделам, главам и их содержание); Выходные данные; Основные достоинства и недостатки; Оценка работы; Рекомендации; Заключение.
Рабочая программа ? плюсы минусы Позволяет прогнозировать пути достижения результата Отнимает много времени и сил Рабочая программа является индивидуальным творческим документом учителя, позволяющим ему осуществлять долгосрочное целенаправленное планирование своей деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как составить рабочую программу.
Требования к составлению рабочей программы. Источник Интернет....
Как составить рабочую программу по предмету.
Презентация, составленная Купряшовой Т.А.. учителем МОУ "Михайловская средняя общеобразовательная школа №1" города Михайлова Рязанской области, поможет учителям составить рабочую программу....
Как составить рабочую программу
В презентации отражены основные требования и действия учителя по составлению рабочей образовательной программы по учебному курсу. Материалы соствлены в соответствии с требованиями ФГОС второго поколен...
Как составить рабочую программу по ФГОС?
Что такое рабочая программа? Рабочая программа - это совокупность учебно-методической документации (пояснительная записка, календарно-тематический план, включающий разделы и темы программы. планиру...
Как составить рабочую программу по ФГОС
· http://www.fio.ru - Федерация Интернет-образования...
Как составить рабочую программу по учебному предмету в свете требований ФГОС ООО
Как составить рабочую программу по учебному предмету в свете требований ФГОС ООО...
Как составить рабочую программу по обновленным ФГОС 2021
В материале приводится материал в помощь учителю при составлении рабочей программы по предмету по обновленным ФГОС 2021. Основа для составления материала взята сайте электронного журнала Завуч....