Как составить рабочую программу педагога
рабочая программа

Карбовская Анна Александровна

Это индивидуальный инструмент педагогического работника, которым определяются наиболее оптимальные и эффективные для конкретного класса содержание, формы и методы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_predmetu.pptx779.75 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Карбовская А.А., учитель физики МАОУ СОШ № 27 Рабочая программа по предмету. Структура, содержание, технология разработки.

Слайд 2

Какие бывают программы? Примерная (типовая) учебная программа – документ, раскрывающий образовательные компоненты содержания (инвариантная часть) и параметры качества освоения учебного содержания курса конкретного предмета базисного учебного плана. Авторская программа – документ, созданный на основе государственного стандарта и Примерной учебной программы и имеющий авторскую концепцию построения содержания учебного материала. Рабочая программа – документ образовательного учреждения, который: регламентирует деятельность педагога; учитывает специфику учреждения и уровень подготовленности учащихся конкретного класса; обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

Слайд 3

Примерная (типовая) учебная программа документ, рекомендуемый Минобрнауки России; детально раскрывает обязательные (федеральные) компоненты содержания обучения; требования к качеству усвоения учебного материала по конкретному предмету .

Слайд 4

Авторская учебная программа документ, созданный на основе ФГОС и примерной учебной программы ; имеющий авторскую концепцию построения содержания учебного курса, предмета, дисциплины (модуля); разрабатывается одним автором или группой авторов. Для авторской программы характерны оригинальные концепция и построение содержания. Внедрению авторской программы в практику работы ОУ предшествует её экспертиза и апробация .

Слайд 5

Рабочая программа учебного предмета, курса (далее – рабочая программа) – учебная программа, разработанная педагогом на основе примерной (типовой) и (или) авторской учебной программы для конкретного ОУ и определенного класса (группы), имеющая изменения и дополнения в содержании, последовательности изучения тем, количестве часов, использовании организационных форм обучения и т. п. Рабочая программа по физике для 7-9 класса

Слайд 6

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА нормативный документ , определяющий объем, порядок, содержание изучения и преподавания какой-либо учебной дисциплины, основывающийся на типовой программе по учебному предмету; индивидуальный инструмент педагогического работника, которым определяются наиболее оптимальные и эффективные для конкретного класса содержание, формы и методы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта; средство фиксации содержания образования на уровне учебных предметов (предусмотренных учебным планом общеобразовательного учреждения для обязательного изучения), элективных, факультативных, дополнительных образовательных курсов для обучающихся.

Слайд 7

ЦЕЛЬ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ максимальная реализация специфики образовательного учреждения за счет планирования, организации и управления учебным процессом по определенной учебной дисциплине: а) расширения тем (возможно, как за счет увеличения часов из вариативной части учебного плана ОУ, так и в рамках базового времени за счет повышенных академических способностей учащихся по предмету); б) внесения дополнительных тем (возможно как за счет увеличения часов из вариативной части учебного плана ОУ, так и в рамках базового времени за счет повышенных академических способностей учащихся по предмету); в) углубления тем (возможно только за счет увеличения часов из вариативной части учебного плана ОУ); г) изменения логики освоения содержания материала; д) уменьшения количества часов на изучение материала по предмету.

Слайд 8

ЗАДАЧИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ Конкретное определение содержания, объема, порядка изучения учебной дисциплины с учетом целей, задач и особенностей образовательного процесса данного учреждения и контингента обучающихся; Практическая реализация компонентов федерального государственного образовательного стандарта при изучении учебного предмета классом в учебном году.

Слайд 9

Основные функции рабочей программы Нормативная (рабочая программа-документ, на основе которого осуществляется контроль за прохождением программы, полнотой усвоения учебного материала, определяется график контрольных работ); определяет обязательность реализации содержания программы в полном объеме Информационная (позволяет получить представление о целях, содержании, последовательности изучения учебного материала по предмету); Методическая (определяет пути достижения учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения образовательной программы по предмету, используемые методы, образовательные технологии); Организационно-планирующая ( предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся. ).

Слайд 10

Требования к рабочей программе наличие признаков нормативного документа; учет основных положений образовательной программы общеобразовательного учреждения; системность и целостность содержания образования; последовательность расположения и взаимосвязь всех элементов содержания курса; учет логических взаимосвязей с другими предметами учебного плана общеобразовательного учреждения; конкретность и однозначность представления элементов содержания образования.

Слайд 11

Основные требования к рабочей программе ООО закреплены в следующих документах: Закон РФ «Об образовании в РФ» от 29.12.12 № 273-ФЗ; Приказ Минобразования и науки РФ от 17.12.10 №1897 «Об утверждении ФГОС ООО»; «Требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования» ФГОС ООО, раздел III , п. 18.2.2 Приказа Минобразования и науки от 17.12.2010 № 1897; Локальный акт образовательного учреждения, устанавливающий структуру и требования к рабочей программе школы.

Слайд 12

Нормативные документы и локальные акты, лежащие в основе составления рабочей программы : Основная образовательная программа начального общего и основного общего образования образовательного учреждения; Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ, утвержденный приказом Минобрнауки РФ, приказы об изменениях в базисном учебном плане; Положение о рабочей программе; Федеральный перечень учебников ; Примерная программа учебно го предмет а, курса; Авторская программа учебно го предмет а, курса; Оценочные и методические материалы из авторского УМК; У чебный план образовательного учреждения; Годовой календарный график; Приказ руководителя образовательного учреждения об утверждении Рабочей программы учебного курса.

Слайд 13

Что учитывает педагог при составлении рабочей программы? Требования ФГОС ; Концепцию образовательного учреждения, его целевые ориентиры; Образовательные потребности семьи и ребенка (ориентир – основная образовательная программа образования учреждения); Планируемые результаты освоения основной образовательной программы , обязательный минимум и максимальный объем содержания учебного курса («ученик научится», «ученик получит возможность»); Объем часов учебной нагрузки выпускников , определенный учебным планом образовательного учреждения для реализации учебных предметов; Уровень профессиональной компетентности учителя ; Особенности, состояние здоровья уровень способностей учащихся класса; Материально-техническое обеспечение образовательного учреждения.

Слайд 14

Краткий алгоритм разработки рабочей программы Сопоставить ФГОС с содержанием примерной программы. Дополнить рабочую программу темами, вопросами, содержащимися в ФГОС, но не включенными в примерную программу. Внести дополнения в соответствии с требованиями регионального и школьного компонента. Провести организацию и структурирование отобранного содержания. Разработать новый календарно-тематический план. Определит ь результаты усвоения программы. Согласовать рабочую программу с наличием учебников, дидактического материала и других компонентов УМК. Составить пояснительную записку. Оформить рабочую программу соответствующим образом и согласовать в установленном порядке. Утвердить рабочую программу.

Слайд 15

На какой срок пишется рабочая программа? составляется на один учебный год или на ступень обучения (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование) с последующей корректировкой. может быть единой для всех учителей данного предмета, работающих в образовательном учреждении, или индивидуальной. является обязательным документом для административного контроля полного освоения содержания учебного предмета обучающимися и достижения ими планируемых результатов на базовом и повышенном уровнях. образовательное учреждение в соответствии с п. 2.7 ст. 32. Закона РФ «Об образовании» самостоятельно разрабатывает Положение о рабочей программе учителя

Слайд 16

СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ Определяется требованиями стандарта основного общего образования п.18.2.2 Пояснительная записка; Общая характеристика учебного предмета, курса; Описание места учебного предмета, курса в учебном плане; Требования к результатам освоения на личностном, метапредметном и предметном уровнях; Содержание учебного предмета, курса; Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса; Тематическое планирование; Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Слайд 17

СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ! Законом не определены требования к рабочей программе Один из вариантов рабочей программы может быть составлен по аналогии с Примерной программой по предмету. Учитель может внести коррективы во все структурные элементы программы с учетом особенностей своего образовательного учреждения и особенностей обучающихся конкретного класса. Таким образом, рабочая программа должна показывать, как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития обучающихся педагог создает индивидуальную педагогическую модель образования на основе государственных стандартов.

Слайд 18

Как вариант… Титульный лист. Пояснительная записка. Структура и краткое содержание учебного курса, место курса в учебном плане Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса по предмету (описание УМК, средств обучения). Планируемые результаты изучения учебного курса (л ичностные, метапредметные и предметные ), что может быть отражено в пояснительной записке. Тематическое планирование. Приложения (например, материалы диагностики и контроля, инструкции по проведению практических работ и др.)

Слайд 19

Титульный лист наименование ОУ; гриф утверждения программы (с указанием даты и номера приказа руководителя ОУ); название учебного курса, предмета, дисциплины (модуля); Ф. И. О. педагога, разработавшего и реализующего учебный курс, предмет, дисциплину (модуль); класс (параллель), учащиеся которого изучают учебный курс, предмет, дисциплину (модуль); год составления программы.

Слайд 20

Рабочая программа по _________________________ для _____ класса _______ часов в неделю (всего __ часов) Составитель: учитель __________(ФИО) Срок реализации рабочей программы(учебный год) 20_/20_ учебный год Примерный шаблон оформления титульного листа Полное наименование ОУ в соответствии с Уставом Процедура утверждения

Слайд 21

Пояснительная записка Нормативные правовые документы, на основании которых разработана данная рабочая программа. Сведения о программах, на основании которых разработана рабочая программа, обоснование выбора этих программ учителем. Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы, в том числе с учетом особенностей региона, школы. Определение места и роли учебного курса в учебном плане школы. Общая характеристика учебного предмета, учет требований к уровню подготовки обучающихся в соответствии с ФГОС. Новизна рабочей программы, информация о внесенных изменениях в примерную программу или программу авторов-разработчиков и их обоснование. Информация об используемых УМК (особенности его содержания и структуры). Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа. Используемые технологии обучения, формах уроков и т.п. Виды и формы промежуточного или итогового контроля. Информация о реализации регионального компонента.

Слайд 22

Возможные особенности класса, в котором будет реализован данный учебный курс Количественный состав класса; Уровень подготовленности учащихся к освоению учебного курса; Реализация индивидуальных учебных планов, индивидуального расписания; Формы получения образования учащимися класса (очная, дистанционная, экстернат, надомная); Психологические, физиологические особенности учащихся…

Слайд 23

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса Методические и учебные пособия; Учебные и справочные пособия; Учебно-методическая литература; Электронные средства обучения, ЦОР, медиаресурсы ; Дидактический материал Материально-техническое обеспечение: лабораторное оборудование, измерительные и демонстрационные приборы, наглядные пособия и т.п. ПРИЛОЖЕНИЯ: технологические карты уроков, технологическая карта контроля, технологическая карта планируемых результатов обучения и т.п.

Слайд 24

Планируемые результаты обучения Личностные Метапредметные Предметные Данный перечень результатов обучения включает в себя специальные предметные, общие учебные умения и способы деятельности.

Слайд 25

Тематическое планирование Количество часов, отведенное на изучение курса, тем (разделов); Названия тем (разделов); Основное содержание темы (тезисы в соответствии с формулировками примерной программы); Основные виды учебной деятельности (на уровне учебных действий); Проведение практических/лабораторных работ; Виды, формы контроля и диагностики Планируемые результаты обучения; Планируемые сроки изучения.

Слайд 26

Учебно-тематический план – структурный элемент программы, содержащий наименование темы, общее количество часов. Составляется в виде таблицы. № п/п Наименование разделов и тем Всего часов В том числе на: Контрольные работы уроки (учебные занятия) Практичес-кие , лаборатор-ные работы

Слайд 27

№ п/п Тема урока Тип урока Элементы содержа-ния или основные понятия урока Виды деятель-ности учащихся/ основные виды УУД Формы контроля Практичес-кие , лаборатор-ные работы Оборудо-вание , наглядно-сть Дата проведе-ния План Факт Календарно-тематический план № урока Тема урока Тип урока Цели урока Содержание урока Универсальные учебные действия (УУД) ИКТ, ТСО, презентация Формы оценки деятельности учащихся – является одним из самых важных компонентов рабочей программы, так как позволяет распределить весь учебный материал в соответствии с учебным планом и годовым графиком работы общеобразовательного учреждения. Оформляется в виде таблицы на весь срок обучения. Возможные варианты:

Слайд 28

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ включает: печатные пособия; экранно-звуковые пособия (могут быть в цифровом виде); технические средства обучения (средства ИКТ); цифровые образовательные ресурсы; учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование; натуральные объекты; демонстрационные пособия; натуральный фонд.

Слайд 29

Специфические для учебного курса формы контроля освоения учащимися содержания (текущего, промежуточного, итогового): Текущий контроль: тематические срезы, тест, устный опрос… Промежуточный контроль: проверочная работа, тест, самостоятельная работа… Итоговый контроль: портфолио , контрольная работа, тест …

Слайд 30

Рецензирование рабочей программы Внутреннее рецензирование на уровне ОУ является обязательным и проводится для того, чтобы программа была допущена к реализации в ОУ. Основные разделы рецензии: Характеристика работы (описание того, что собой представляет работа); Структура работы (построение по разделам, главам и их содержание); Выходные данные; Основные достоинства и недостатки; Оценка работы; Рекомендации; Заключение.

Слайд 31

Рабочая программа ? плюсы минусы Позволяет прогнозировать пути достижения результата Отнимает много времени и сил Рабочая программа является индивидуальным творческим документом учителя, позволяющим ему осуществлять долгосрочное целенаправленное планирование своей деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как составить рабочую программу.

Требования к составлению рабочей программы. Источник Интернет....

Как составить рабочую программу по предмету.

Презентация, составленная Купряшовой Т.А.. учителем МОУ "Михайловская средняя общеобразовательная школа №1" города Михайлова Рязанской области, поможет учителям составить рабочую программу....

Как составить рабочую программу

В презентации отражены основные требования и действия учителя по составлению рабочей образовательной программы по учебному курсу. Материалы соствлены в соответствии с требованиями ФГОС второго поколен...

Как составить рабочую программу по ФГОС?

Что такое рабочая программа? Рабочая программа - это совокупность учебно-методической документации (пояснительная записка, календарно-тематический план, включающий разделы и темы программы. планиру...

Как составить рабочую программу по ФГОС

·                    http://www.fio.ru  - Федерация Интернет-образования...

Как составить рабочую программу по учебному предмету в свете требований ФГОС ООО

Как составить рабочую программу по учебному предмету в свете требований ФГОС ООО...

Как составить рабочую программу по обновленным ФГОС 2021

В материале приводится материал в помощь учителю при составлении рабочей программы по предмету по обновленным ФГОС 2021. Основа для составления материала взята сайте электронного журнала Завуч....