мастер - класс "Применение заданий на формирование картографических умений для достижения познавательных УУД"
материал

Литягина Оксана Николаевна

мастер - класс посвящен приемам работы с картой на уроках истории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект мастер - класса20.57 КБ
Файл рабочий лист502.08 КБ
Файл презентация1.09 МБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс 

«Применение заданий на формирование картографических умений для достижения познавательных УУД»

- Уважаемые коллеги, предлагаю вам вернуться в детство и вспомнить свои уроки истории.

- Чему вас учили на уроках истории? (ответы: …)

- Со всеми ответами я согласна, но остановлюсь на одном: работе с картами, но не просто картами, а с историческими картами.

( но я добавлю еще один вид работы на уроке: работа с историческими картами)

 - Замечу, что историческая карта отличается от географической тем, что привычные учащимся цвета географических карт получают иное значение на исторических; на исторических картах раскрывается динамика событий и процессов.  Поэтому работа с исторической картой вызывает затруднения у обучающихся. Чтобы  избежать этих затруднений помогаю  ученикам ориентироваться на карте одним из способов, которые представлены на слайде:

  1. Постановка наводящих вопросов.
  2. Использование исторической терминологии.
  3. Путешествие по исторической карте.

- Кроме этого, изучение нового государства  всегда начинаю с  карты. По карте с ребятами  определяем географическое положение государства, его климатические условия, ближайших соседей и т.д.

- Сегодня я попытаюсь показать вам, что применение заданий на формирование картографических умений, позволяет мне не только достичь предметных результатов, которые предусмотрены учебной программой, но и естественным образом создаёт условия для достижения метапредметных результатов, в частности познавательных УУД.

- Уважаемые коллеги, я приглашаю вас на урок истории с использованием краеведческого материала и предлагаю побывать в роли учеников. 

- Итак, ребята, продолжаем наш урок.

- У каждого из нас есть своя малая родина – тот уголок, где вы родились, где живут ваши родители и друзья, где находится ваш родной дом. Для кого-то малая родина – родной город. Для кого-то – городская улица или уютный дворик с качелями. Словом, малая родина у каждого своя!

-  И сегодня на уроке я предлагаю вам выполнить практические задания по теме: «Называевский район – моя малая Родина».  

- Все задания вы будете выполнять в паре, используя карту Называевского района.

- Возьмите ее.

- На исторической карте можно найти много интересной информации, но понять ее сможет только, то кто научится читать карту. Как без знания букв нельзя прочитать книгу, так без знания условных знаков нельзя «прочесть», то есть, понять изображения на карте.

- В городе Называевске поставлено на государственную охрану 13 памятников архитектуры, истории и культуры, в том числе 2 — федерального значения.

- Возьмите карточку с заданиями и … прочитай задание №1.

Проведение имитационной игры (учебного занятия)

  1. Составление легенды карты. 

Задание №1.

Нанесите на карту Называевского района туристические объекты и важнейшие туристические маршруты из представленного перечня, используя данные ниже условные обозначения.

- Все необходимые принадлежности  для работы у вас имеются на столе.

- Закончили  работу. Озвучьте, что у вас получилось.

Задание №2

  1. Сравнение информации, представленной на нескольких картах.

Ребята,  одним из способов “добывания” информации может служить сравнение информации, представленной на нескольких исторических картах. У вас в задании №2  представлены карты Москвы и Новгорода. Рассмотрите эти карты.

  1. В чём главное отличие в выборе места для города? С чем это может быть связано?
  2. Откуда мог начинаться и каким образом вырастал город?
  3. Выделите особенности формы старых русских городов.

- А теперь обратите внимание на следующую карту.

Сравните  карты Москвы и Санкт-Петербурга

  1. Сравните расположение улиц Москвы и Петербурга: в чем различие?
  2. С чем может быть связано наличие различий (обратите внимание на время основания городов)?
  3. Подумайте, какие проблемы могут сейчас существовать в городах, построенных по типу Москвы и Новгорода?

- А сейчас, взгляните на план Называевска, рассмотрите его внимательно. Сравните с  рассмотренными картами.

Какие выводы можете сделать?

- А сейчас, ребята, я предлагаю вам творческое задание.

- …. Прочитай задание. 

Задание №3. 

3. «Юные картографы». 

Прочитайте текст о бое партизан с белогвардейцами. Используя данную информацию,  нанесите на карту действия партизан и белогвардейцев. Время работы 3 минуты.

- Все закончили.  Ребята, покажите, пожалуйста, что у вас получилось.

- Уважаемые коллеги, я вам показала, какую роль играет историческая карта в формировании познавательных УУД.

- И в заключении предлагаю вам список познавательных УУД. Возьмите, пожалуйста, карточку синего цвета. Выберите, пожалуйста, те, на формирование которых были направлены   задания, которые вы только что выполняли.

Познавательные УУД:

 1. Определять понятия.

 2.  Создавать обобщения.

 3.  Устанавливать аналогии.

 4. Классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации.

 5. Устанавливать причинно-следственные связи.

 6.  Строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы.

 7. Создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

8. Сравнивать и выделять существенные признаки объекта.

- Коллеги, что у вас получилось?

( согласна. Какое задание)

И закончить свой мастер- класс я хотела бы следующими строками

С исторической картой, друзья, я дружу

И дружбою этой я дорожу.

Нам карта расскажет о нашей истории,

О ратных победах на суше и море,

О том, как Россия землей прирастала

И самой великой державою стала.

Благодарю вас  за сотрудничество и активное участие в мастер-классе.



Предварительный просмотр:

Рабочий лист

Задание №1. Используя условные обозначения нанесите на карту все памятники из перечня.

Перечень памятников

  • Называевск церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая 1860–1866 годы, деревня Лески
  •  братская могила 7 партизан, убитых белогвардейцами, деревня Дурбет
  •  братская могила 4-х крестьян, расстрелянных белогвардейцами, село Путь Социализма
  • братская могила, в которой похоронены Э. Ф. Яузем, В.Крингель, А. Я. Яузем, погибшие от рук белогвардейцев, село Путь Социализма
  • место боя партизан с белогвардейцами, близ деревни Гагаринка
  • могила партизан, погибших в боях с белогвардейцами, кладбище деревня Нововоскресенка
  • братская могила 17 крестьян, расстрелянных белогвардейцами, село Утичье
  • «Мангут — I» и «Мангут — II».

Задание №2. Сравните карты Новгорода и Москвы.

  1. В чём главное отличие в выборе места для города? С чем это может быть связано?
  2. Откуда мог начинаться и каким образом вырастал город?
  3. Выделите особенности формы старых русских городов.

Новгород                                           Москва

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/586800/img2.gif       москва

  1. Сравните  карты Москвы и Санкт-Петербурга.
  2. Сравните расположение улиц Москвы и Петербурга: в чем различие?
  3. С чем может быть связано наличие различий (обратите внимание на время основания городов)?
  4. Подумайте, какие проблемы могут сейчас существовать в городах, построенных по типу Москвы и Новгорода?

                           Санкт-Петербург                                                             Называевск

           C:\Users\Пользователь\Downloads\nazyvaevsk.smtm200.jpg

8. Рассмотрите план Называевска. Какие выводы можете сделать?

Задание №3. Прочитайте текст о бое партизан с белогвардейцами. Используя данную информацию,  нанесите на карту действия партизан и белогвардейцев.

Группа партизан в деревне Гагаринке готовила вооруженное восстание с целью дезорганизации движения на участке железной дороги Ишим – Омск. Гагаринские кулаки сообщили о восстании в Тюкалинск. В гагаринские леса был отправлен отряд карателей, но партизаны узнали об этом. К ним примкнули крестьяне деревень Нахимовки, Дурбета, Бычков и Земляное. Объединенный отряд разгромил карателей в коротком бою. Власти собрали новый отряд, который 28 августа вступил в Гагаринку. Семеро гагаринцев были расстреляны, остальные подвергнуты порке. Но партизанская борьба продолжалась до полного изгнания колчаковцев. 6 ноября 2-й кавалерийский дивизион под командованием К.К. Рокоссовского и 262-й полк под командованием М.Д. Соломатина овладели станцией Мангут. В ночь с 6 на 7 ноября была освобождена деревня Караульное, в ходе боя был ранен Рокоссовский, и станция Называевская была освобождена уже без его участия. В боях за станцию участвовал бронепоезд «Грозный», комиссаром которого был будущий маршал СССР И.С. Конев. В память об этом событии на фронтоне железнодорожного вокзала установлена мемориальная доска


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Называевский край – моя малая Родина»

Слайд 2

Задание 1: нанесите на карту туристические объекты и важнейшие туристические маршруты из представленного перечня, используя данные ниже условные обозначения . Перечень туристических объектов: Называевск церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая 1860–1866 годы, деревня Лески; братская могила 7 партизан, убитых белогвардейцами, деревня Дурбет ; братская могила 4-х крестьян, расстрелянных белогвардейцами, село Путь Социализма; братская могила, в которой похоронены Э. Ф. Яузем , В.Крингель , А. Я. Яузем , погибшие от рук белогвардейцев, село Путь Социализма ; место боя партизан с белогвардейцами, близ деревни Гагаринка ; могила партизан, погибших в боях с белогвардейцами, кладбище деревня Нововоскресенка ; братская могила 17 крестьян, расстрелянных белогвардейцами, село Утичье ; памятник погибшим в годы гражданской войны, установлен в 1984 году, село Утичье ; « Мангут — I» и « Мангут — II».

Слайд 3

Задание 2: сравните карты Москвы и Новгорода. В чём главное отличие в выборе места для города? С чем это может быть связано? Откуда мог начинаться и каким образом вырастал город? Выделите особенности формы старых русских городов. Новгород Москва

Слайд 4

Сравните карты Москвы и Санкт-Петербурга Санкт-Петербург Москва Сравните расположение улиц Москвы и Петербурга: в чем различие? С чем может быть связано наличие различий (обратите внимание на время основания городов)? Подумайте, какие проблемы могут сейчас существовать в городах, построенных по типу Москвы и Новгорода?

Слайд 5

Рассмотрите внимательно план Называевска. Сравните с рассмотренными картами. Какие выводы можете сделать?

Слайд 6

Задание 3: прочитайте текст о бое партизан с белогвардейцами. Используя данную информацию, нанесите на карту действия партизан и белогвардейцев. - действия партизан - действия белогвардейцев

Слайд 7

Познавательные УУД 1. Определять понятия. 2. Создавать обобщения. 3. Устанавливать аналогии. 4. Классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации. 5. Устанавливать причинно-следственные связи. 6. Строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы. 7. Создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. 8. Сравнивать и выделять существенные признаки объекта.

Слайд 8

Познавательные УУД 1 . Устанавливать причинно-следственные связи. 2. Строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы. 3. Создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. 4 . Сравнивать и выделять существенные признаки объекта.

Слайд 9

Спасибо за внимание !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система заданий для формирования интеллектуальных умений при обучении химии. ( развитие универсальных учебных действий )

Современный человек должен сознательно владеть мыслительными операциями высокого уровня - логическим мышлением, умением сопоставлять, сравнивать, обобщать, делать вывод, анализировать.Современный курс...

Задания на формирование логических умений

Примеры заданий по географии на формирование логических умений как разновидности УУД для учеников 5 класса. УМК О.А. Климановой....

Формирование картографических умений на уроке истории

Формирование картографических умений на уроке истории. Виды карт, алгоритм работы с картами, критерии оценивания....

Мастер- класс на тему "Формирование метопредметных умений учащихся на уроках обществознания"

Данный матер- класс предлагает теоретическую часть по формированию метпредметных умений учащихся на уроках обществознания, а также их практическая реализация на примере урока обществознания по теме &q...

Методическое пособие "Система упражнений и заданий для формирования текстовых умений и коммуникативной компетенции у младших школьников"

Сборник составлен с учетом требований ФГОС к предметным умениям младшего школьника по предмету «Русский язык». Задания могут использоваться учителями начальных классов в зависимости от гот...

Мастер-класс по теме: « Способы формирования картографических умений на уроках географии в соответствии с новыми образовательными стандартами».

Мастер-класс по теме:« Способы формирования картографических умений на уроках географии в соответствии с новыми образовательными стандартами».Цель: Способствовать обретению картографически...