Мастер- класс на тему "Формирование метопредметных умений учащихся на уроках обществознания"
методическая разработка по обществознанию (9 класс) на тему

Ермакова Татьяна Валерьевна


Данный матер- класс предлагает теоретическую часть по формированию метпредметных умений учащихся на уроках обществознания, а также их практическая реализация на примере урока обществознания по теме "Глобальные проблемы"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад

Ориентация на результаты образования – это важнейший компонент конструкции федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения. Если раньше учитель учил, передавал знания, умения и навыки; то сегодня учитель должен помочь ученикам самим добывать знания, консультировать учащихся и корректировать процесс самообучения и самосовершенствования. От современного учителя требуется научить детей учиться, помочь развивать познавательные и творческие возможности учеников, воспитывать личность. Метапредметные результаты обучения обществознания являются одними из обязательных требований к результатам обучения и освоения содержания курса обществознание в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования

Под метапредметными (над предметными, межпредметными) результатами обучения понимается овладение учащимися универсальными учебными действиями в разных областях знаний или попросту, формирование у учеников умения принимать самостоятельное решения в различных жизненных ситуациях.

Метапредметные результаты  включают:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность
  • владение умениями работать с учебной внешкольной информацией, различными логическими действиями
  • использование современных источников информации, в том числе на электронных носителях и интернет-ресурсов;
  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах;
  •  готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе;
  • владение умениями работать в группе, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение.

Примером формирования всех видов УУД одновременно на уроках обществознания можно рассмотреть учебную деятельность по работе с текстом.

Основные формы и методы работы с текстом, позволяющие решить эти задачи, перед вами на слайде:

1. Составление вопросов к тексту и ответы на них.

2. Комментированное чтение текста.

3. Аналитическое чтение текста.

4. Деление текста на смысловые части.

5. Составление тезисного плана.

6. Составление конкретизирующих, сравнительных, хронологических обобщающих таблиц.

7. Подбор примеров, раскрывающих основные идеи текста.

8. Восстановление деформированного текста на основе полученных знаний.

9. Составление логической схемы.

10. Преобразование цифровой информации (графика, статистической таблицы, диаграммы) в собственный текст.

11. Реферирование текста.

Вашему вниманию предлагаю мастер- класс по работе с текстом на уроке обществознания по теме «Глобальные угрозы слвременности»

Практическая работа.

  1. Внимательно прочтите текст и разделите на смысловые части. Составьте тезисный план к тексту.

Глобальные проблемы порождаются неравномерностью развития разных областей жизни современного человечества и противоречиями порождаемыми в социально-экономических, политико-идеологических, социо-природных и других отношениях людей. Эти проблемы затрагивают жизнь человечества в целом.

Проблема Север-Юг — это проблема экономических отношений развитых стран с развивающимися. Ее суть состоит в том, что для преодоления разрыва в уровнях социально-экономического развития.

Современный экологический кризис выражается в загрязнении воздушного и водного бассейнов Земли, глобальном изменении климата, уничтожении лесов, исчезновении многих видов растений и животных, эрозии почвы, сокращении плодородных земель.

Глобальная демографическая проблема распадается на два аспекта: демографический взрыв в ряде стран и регионов развивающегося мира и демографическое старение населения развитых и переходных стран. Для первых решением является повышение темпов экономического роста и снижение темпов роста населения. Для вторых — эмиграция и реформирование социальной системы.

Нарастающая глобализация, взаимозависимость и сокращение временных и пространственных барьеров создают ситуацию коллективной незащищенности oт различных угроз.. Решение проблемы разоружения позволило бы отвести от человечества опасность ядерной войны. Однако на пути разоружения стоят еще многочисленные трудности и препятствия, среди которых — огромная инерционность гонки вооружений, сопротивление военно-промышленных комплексов, крупные масштабы международной торговли оружием, локальные войны и вооруженные конфликты, рост террористических и криминальных организаций и др.

Предотвращение мировой войны предполагает обуздание гонки вооружений, запрещение создания и применения систем вооружения массового уничтожения, людских и материальных ресурсов, ликвидацию ядерного оружия и т.д.;

Преодоление экономического и культурного неравенства между народами населяющими индустриально развитые страны Запада и Востока и развивающимися странами Азии, Африки и Латинской Америки.

Преодоление кризисного состояния взаимодействия человечества и природы, которое характеризуется катастрофическими последствиями в виде беспрецедентного загрязнения окружающей среды и истощения природных ресурсов. Это делает необходимым выработку мер, направленных на экономное использование природных ресурсов и снижение загрязнений отходами материального производства почвы, воды и воздуха.

Снижение темпов роста народонаселения в развивающихся странах и преодоление демографического кризиса в развитых капиталистических странах.

  1. Выпишите из текста новые термины. С помощью учебника, ресурсов Интернет найдите определение.
  2. На основе текста заполните таблицу.

Глобальные проблемы

Сущность

Пути решения

  1. На основе текста дополните схему

  1. Проанализируйте диаграмму и сформулируйте три возможных вывода

http://romir.ru/images/upload/pic_18497_1383724367.jpg

  1. На основе текста попробуйте показать взаимосвязь глобальных проблем

  1. Подберите аргументы за и против, к представленному суждению:

«Человек уже не способен приостановить нарастающую угрозу экологических проблем?»

Аргументы за

Аргументы против

Рабочий лист

Задание №1

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Максимально 2 балла _____________________

Задание №3

Глобальные проблемы

Сущность

Пути решения

Максимально 12 баллов___________________

Задание №4

Максимально 4 балла ________________________

Задание №5

1)________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2)________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3)________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Максимально 6 баллов _____________________________

Задание №6

Максимально 3 балла ________________________

Задание №7

 «Человек уже не способен приостановить нарастающую угрозу экологических проблем?»

Аргументы за

Аргументы против

С заданием не справился

Было сложно

Задание не вызвало затруднений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс по теме «Активные формы работы на уроках математики как фактор ведущих умений и навыков учащихся» на примере темы «Многогранники»

       На мой взгляд, наиболее глубокие знания учащиеся получают на экспериментальных уроках-исследованиях, посвящённых изучению новой главы или  темы, т.к. такие уроки...

Игровые технологии как фактор развития творческих умений умений учащихся на уроках английского языка.

Эта методическая разработка поможет учителю английского языка в его работе с учащимися. Здесь вы можете познакомиться с игровыми технологиями, которые следует использовать на уроках английского...

Мастер-класс «Использование дидактической многомерной технологии (ДМТ) на уроках истории и обществознания (на примере изучения тем «Перестройка» и «Социализация»

Цель мастер-класса: показать на примере уроков истории и обществознания в 10 и 11 классах применение дидактической многомерной технологии (ДМТ), способствующей решению проблем познавательной деятельно...

Статья "Контроль знаний и умений учащихся на уроках биологии в 5-9 классах"

Правильно организованный контроль знаний и умений затрагивает чувственную сферу учащихся, способствует развитию у них интереса к предмету, а главное – способствует развитию у школьников самооценки, по...

Мастер-класс на тему:" Технология проблемного обучения на уроках обществознания"

Нам не удавалось добиться идеального общества, так как нет хороших условий для соблюдения гуманного отношения к окружающим и самого желания человека не навредить....

Авторская дополнительная программа мастер-класса «Педагог-мастер» для учителей технологии – слушателей курсов повышения квалификации. Тема мастер-класса: «Социальная направленность практической деятельности учащихся»

 Изучение данного курса предусматривает ролевую игру с использованием современных технологий креативного решения проблем, изготовление изделий, предложенных учителем на мастер-классе, ...

Методическая разработка урока решения задач по физике для 10 класса: "Обобщение знаний и умений учащихся по теме «Постоянный ток»".

Методическая разработка урока решения задач по физике для 10 класса – "Обобщение знаний и умений учащихся по теме «Постоянный ток»"....