Методическая разработка урока решения задач по физике для 10 класса: "Обобщение знаний и умений учащихся по теме «Постоянный ток»".
методическая разработка по физике (10 класс) по теме

Самойлова Татьяна

Методическая разработка урока решения задач по физике для 10 класса –

"Обобщение знаний и умений учащихся по теме «Постоянный ток»".

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока решения задач по физике для 10 класса –

"Обобщение знаний и умений учащихся по теме «Постоянный ток»".

Учитель физики ГБОУ СОШ №444 Самойлова Т.С.

Тема

«Постоянный ток» - обобщение знаний и умений учащихся в процессе решения задач. С применением экспериментальной проверки результатов теоретического решения задач.

Цель

Активизировать познавательную деятельность учащихся.

Задачи

Образовательные: использовать изученный материал для решения задач; закрепить и углубить знания по теме «Постоянный ток»; научить теоретическому и практическому решению задач.
Развивающие: развить познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности учащихся в процессе решения задач.

Воспитательные: воспитать обоснованность высказываний учащихся, уважительное отношение к мнению оппонентов, дух сотрудничества; развивать инициативу, активность, самостоятельность в процессе коллективной деятельности.

УУД

  • Личностные УУД: получение знаний и навыков исследовательской работы.
  • Регулятивные УУД: умение организовывать выполнение задания, включая практическую составляющую деятельности.
  •  Коммуникативные УУД: участие в совместной практической работе; владение формами устной речи - монолог, диалог, умение задать вопрос, привести довод при устном ответе.
  • Познавательные УУД: умение анализировать, планировать и выполнять практическую и теоретическую части заданий; умение осуществлять самооценку своей деятельности.

Формы урока

фронтальная, групповая



 

Ход урока

Этапы урока

Деятельность

Учителя

Учащихся

Формирование УУД

Организационный этап

Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку.

Учащиеся готовы к началу работы.

Цель: Создать положительную мотивацию к работе.

УУД: Коммуникативные

Этап целеполагания, актуализации и мотивации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Мотивация

Завершая основной этап изучения темы «Постоянный ток», мы обратимся к заданиям, решение которых вызывает наибольшие трудности у сдающих экзамен по ЕГЭ. Как вы думаете, по какой причине?

 2. Актуализация.

С  одной из таких задач мы уже встречались. Недавно мы выполняли лабораторную работу по определению ЭДС и внутреннего сопротивления источника  тока.

Проверим вашу любознательность и внимательность: что происходит с силой тока и напряжением на источнике при изменении внешнего сопротивления? Кто тогда ответил себе на этот вопрос?

   

 

 

 

 

 

3. Целеполагание

Мы сегодня  преодолеем неуспешность в решении подобных задач. Давайте вместе сформулируем тему нашего урока и запишем ее в тетради.

Тема «Решение задач по теме «Постоянный ток»».

Сформулируем цель урока:

Отработать знания и умения по данной теме и научиться решать задачи группы C из ЕГЭ, не  пропуская ни один этап логической цепочки умозаключений обосновывая его формулами.

Учащиеся отвечают.

 

 

 

 

Обучающиеся ищут ответ на поставленный вопрос.

 

Учащиеся формулируют тему, записывают в тетрадь.

Актуализировать знания детей по теме.

 Цель: Создать проблемную ситуацию,

 

УУД: Регулятивные

 

 

УУД:

Познавательные

 

 

 

УУД:

Регулятивные

Повторение и развитие понимания ранее изученного материала

Задача №1

- Формулировка условия задачи и её осмысление.

-Самостоятельная работа над решением задачи

-Объяснение и обсуждение решения задачи

Задача №2

- Формулировка условия задачи и её осмысление.

-Самостоятельная работа над решением задачи

-Объяснение и обсуждение решения задачи

Задача №3

- Формулировка условия задачи и её осмысление.

-Самостоятельная работа над решением задачи

-Объяснение и обсуждение решения задачи

 Воспользуемся электрической цепью с переменным сопротивлением – той, что была в лабораторной работе. Что будет происходить с силой тока и напряжением на источнике при перемещении ползунка реостата?

При обосновании полученных результатов необходимо соблюдать логическую последовательность действий и их обоснованность.

 Изобразим электрическую цепь, на которой укажем (для определённости) направление перемещения движка реостата.

Какое правило вы будете соблюдать при сборке электрической цепи?

Тот, кто раньше всех выполнил и оформил задачу верно, получает 2 балла и возможность заработать дополнительные баллы за верно выполненные задания по листам самоконтроля (В.А. Орлов).

 В вашем распоряжении две лампы накаливания – 220V/25 Вт и 220V/100Вт. Какая из ламп, с вашей точки зрения, будет гореть ярче?

 Выясняем, о чем говорят номинальные характеристики, указанные на лампочках .

Какая физическая величина не изменяется от вида подключения лампы?

Тот, кто раньше всех выполнил и оформил задачу верно, получает 2 балла и возможность заработать дополнительные баллы за верно выполненные задания по листам самоконтроля (В.А. Орлов).

Откройте сборник ЕГЭ (на стр. 111, №28).

Условие задачи: В схеме на рисунке сопротивление резистора и полное сопротивление реостата равны R, ЭДС батарейки – ε, внутренним сопротивлением батарейки пренебречь. Как изменяются показания идеального вольтметра при перемещении движка реостата из крайнего верхнего в крайнее нижнее положение?  

 Ответ поясните, указав, какие закономерности вы используете для объяснения.

 Что означает термин «идеальный вольтметр»?

Получите экспериментальное подтверждение теоретического вывода самостоятельно.

Убрав из условия термин «идеальный вольтметр», какое получим решение?

P.S.: На всех этапах решения задач ведется самостоятельная работа в группах – взаимоконтроль и обсуждение.

Обучающиеся участвуют в беседе, высказывая свои предположения.

 

Сначала собираем последовательно соединённые части цепи и только потом параллельные.

Собирают электрические цепи и проводят

исследование.

 Самостоятельно находят формулы-обоснования: один записывает решение у доски, остальные - в тетрадях.

В объяснении использованы формулы:

- зависимости сопротивления от длины проводника реостата - vse-formuli-fiziki/img140;

- закон Ома для полной цепи – vse-formuli-fiziki/img138 ;

 Обратим внимание на возможность обоснования изменения напряжения с помощью закона Ома для неоднородного участка цепи.

Ученик-эксперт, подготовивший (домашнее практико-ориентированное задание) эксперимент, демонстрирует (при последовательном соединении ламп) неожиданный для многих результат: ярче горит «маломощная лампа ».

Все проводят данный эксперимент самостоятельно. И работают над объяснением результата эксперимента.

 Обучающиеся дают ответ -    «сопротивление».

Самостоятельно находят формулы-обоснования: один записывает решение у доски, остальные - в тетрадях.

 

 

 

 

Самостоятельно находят формулы-обоснования: один записывает решение у доски, остальные - в тетрадях.

 Сопротивление вольтметра бесконечно большое (намного больше сопротивления других в этой цепи).

Таким образом, падением напряжения на реостате можно пренебречь, по сравнению с падением напряжения на вольтметре.

Эксперт (один из обучающихся, подготовивший дома данное практическое задание) показывает экспериментальное подтверждение и объясняет его результаты классу.

 

УУД:

 регулятивные,

коммуникативные,

образовательные.

УУД:

 регулятивные,

коммуникативные,

образовательные.

УУД:

 регулятивные,

коммуникативные,

образовательные.

Этап подведение итогов урока. Домашнее задание.

1. Какую цель мы поставили в начале урока?

2. Достигли ли мы цели?

3. Выставление оценок за работу активным ученикам.

4. Домашнее задание. Работа в системе «Решу ЕГЭ» - составленная учителем проверочная работа.

Озвучивают цель и проверяют ее достижение.

Без осмысливания условия и обоснования каждого этапа логической цепи рассуждения и решения задачи, невозможно получить достоверный конечный результат. 

Записывают домашнее задание

Цель: Подвести итоги урока, сделать выводы.

УУД: познавательные, регулятивные.

 

Использованная литература:

  1. В.А. Орлов «Физика. Задания для самопроверки и контроля». - М.: Издательство «Илекса», 2008.
  2. М.Ю. Демидова, В.А. Грибов и др. «ЕГЭ 2016. Физика. Типовые тестовые задания. 25 вариантов заданий» -

М.: Издательство «Экзамен», 2016.

  1. «Физика. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: профильный уровень». О.Ф. Кабардин, А.Т. Глазунов,

В.А. Орлов и др.; под ред. А.А. Пинского. – М.: Издательство «Просвещение», 2012.

  1. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт среднего общего образования (10-11кл).

Утвержден приказом Минобрнауки России от 17.05.2012г. №413.

  1. Образовательный портал «Решу ЕГЭ».

 Использованное оборудование:

Для выполнения экспериментальных заданий учащимися.

- Компьютер;

- Проектор;

- Раздаточный материал (задания).

Из набора оборудования ГИА:

- Батарейка;

- Вольтметр;

- Амперметр;

- Реостат;

- Ключ;

- Сопротивление;

- Лампы накаливания;

- Соединительные провода.



Предварительный просмотр:

Тема:  

Решение задач по теме «Постоянный ток» для 10 класса с использованием физического эксперимента.

Цель:  Обобщить знания по теме «Постоянный ток». Научиться находить практическое решение задач. Выстраивать логическую цепочку рассуждений с обоснованием на каждом ее этапе.   

Задача №1

Воспользуемся электрической цепью с переменным сопротивлением – той, что была в лабораторной работе. Что будет происходить с силой тока и напряжением на источнике при перемещении ползунка реостата?

Задача №2

В вашем распоряжении две лампы накаливания – 220V/25 Вт и 220V/100Вт. Какая из ламп, с вашей точки зрения, будет гореть ярче?

Задача №3

Откройте сборник ЕГЭ (на стр. 111, №28).

Условие задачи: В схеме на рисунке сопротивление резистора и полное сопротивление реостата равны R, ЭДС батарейки – ε, внутренним сопротивлением батарейки пренебречь. Как изменяются показания идеального вольтметра при перемещении движка реостата из крайнего верхнего в крайнее нижнее положение?  

Домашнее задание:

Проверочная работа

http://phys.reshuege.ru/test?id=2074338

(с регистрацией на сайте и указанием ФИО)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока «Решение задач и уравнений на тему «Разложение многочленов на множители».7 класс.

Методическая разработка урока алгебры в 7 классе «Разложение многочленов на множители».Иллюстрационные материалы к уроку....

Методическая разработка урока: Решение задач на применение законов Ньютона

Данный урок позволяет применить законы Ньютона для решения задач на примере снегохода. Методическая разработка сопровождается презентацией....

методическая разработка урока "Решение задач по теме "Молекулярные основы наследственности. биосинтез белка""

Методические рекомендации проведения урока в профильном классе.Тип урока: эмпирическое индуктивное обобщение.Форма урока: взаимообмен заданиями по методике Ривина – Баженова.Цели урока: Систематизиров...

Методическая разработка урока "Решение задач по теме "Силы в природе"

Методическая разработка данного урока посвящается проблеме развития навыков и умений обучающихся решать физические задачи и применять полученные знания и умения в нестандартных ситуациях. Методическая...

Методическая разработка урока "Решение задач с помощью систем уравнений. 7 класс"

Методическая разработка урока в 7 классе по теме:"Решение задач с помощью систем уравнений"....

Методическая разработка урока решения задач на плотность - "Корона Гиерона"

Методическая разработка урока позволит учителю на уроке решения задач закрепить и обобщить материал по теме "Плотность", сформировать навыки учащихся  в решении разноуровневых задач....

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УРОКОВ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПО ФИЗИКЕ

Основной курс физики в школе начинается в 7 классе. Юных семиклассников на первых уроках физики переполняют эмоции, оттого что им предстоит изучать увлекательный предмет, не похожий ни на один из тех,...