Практико-ориентированные задачи
статья

Цыденова Марина Цырендоржиевна

Основная цель статьи - повышение качества и конкурентоспособности российского образования. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Сведения об авторе

Цыденова Марина Цырендоржиевна – Tsydenova Marina Tsyrendorzhievna

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №7 –  Municipal Budgetary Educational Institution “Secondary Educational School №7”

г. Мирный, Республика Саха (Якутия), РФ – The Russian Federation, Republic of Sakha (Yakutia), Mirniy.

адрес электронной почты: marinacydenova71@gmail.com

почтовый адрес: Республика Саха(Якутия), Мирнинский район,г.Мирный,ул.Московская,16, к.14.

тел.89149834769

должность- учитель математики.

2.Название статьи.

Практико-ориентированные задачи как условие формирования математической грамотности. – Practice-oriented tasks as a condition for the formation of mathematical competence.

3.Аннотация

…..

4.Ключевые слова

Математическая грамотность, практико-ориентированные задания, функциональная грамотность, структура, особенности, уровень компетентности, педагог, обучающийся.

Keywords: mathematical literacy, practice-oriented tasks, functional literacy, structure, features, level of competence, teacher, student.

5. Рецензия

Основная цель статьи - повышение качества и конкурентоспособности российского образования. Главной задачей является разработка на основе системно-деятельностного подхода системы заданий для учащихся 5-9 классов. Эта система заданий будет способствовать обновлению учебных и методических материалов с учетом переориентации системы образования на новые результаты, связанные с «навыками 21 века», – функциональной грамотностью учащихся и развитием позитивных установок, мотивации обучения и стратегий поведения учащихся в различных ситуациях. Мониторинг формирования функциональной грамотности – это не контроль и не проверка с выстраиванием рейтингов образовательных организаций или регионов. Основой статьи являются идеи формирующего оценивания: поддержка и обеспечение формирования функциональной грамотности. Система заданий разрабатывается с учетом подходов и инструментария международного исследования PISA (концептуальных рамок, заданий и результатов их выполнения российскими учащимися). При этом используются все отечественные инновационные разработки в данной области. В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделена: математическая грамотность

Расхождение слова и дела – вот основной недостаток уроков математики в школе. Пересказать текст, доказать теорему, дать определение могут многие; ответить на измененный вопрос – уже меньше, а решить задачу – уже отдельные.

В настоящее время для человека чрезвычайно важно не столько энциклопедическая грамотность, сколько способность применять обобщённые знания и умения для разрешения конкретных ситуаций и проблем, возникающих в реальной действительности.

По международной оценке качества образования PIRLS, TIMSS, PISA (2015-2016 годы), российские школьники обладают значительным объемом знаний, но не умеют грамотно пользоваться этими знаниями.

Основное внимание направлено на развитие способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. Сегодня нужны функционально грамотные выпускники, способные вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Остановимся на одном из компонентов функциональной грамотности- математическая грамотность.

Под математической функциональной грамотностью следует подразумевать способность личности использовать приобретенные математические знания для решения задач в различных сферах (личная жизнь, образование/ профессиональная деятельность, общественная жизнь, научная деятельность).

Как показывает практика, одним из эффективных способов развития предметной грамотности, т. е. математической грамотности является практико-ориентированное задание. Кроме того, решение задач практического содержания способно привить интерес ученика к изучению математики. Такие задания изменят и организацию традиционного урока. Они базируются на знаниях и умениях, и требуют умения применять накопленные знания в практической деятельности.

Для учителя в данной ситуации подойдут слова древнегреческого философа Аристиппа «Детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут», а детям адресовать слова мудрого Конфуция: «Учитесь так, словно вы постоянно ощущаете нехватку своих знаний,
и так, словно вы постоянно боитесь растерять свои знания
».

Практико-ориентированные задания это-

  • задания из повседневной жизни, связанные с формированием практических

навыков, в том числе с использованием элементов профессиональной деятельности.

  • текстовое задание, носящее не только дидактический характер, но и достоверность описываемой ситуации, и доступность ее разрешения средствами школьного курса

Цель практико-ориентированных заданий – «погружение» в решение «жизненной» задачи.

Применение практико- ориентированных задач на уроках математики имеет конкретные цели:

  • Доказать учащимся, что математика нужна всем и повсюду
  • Научить учащихся применять полученные знания на практике
  • Подготовить учащихся к сдаче ЕГЭ и ОГЭ

Особенности практико-
ориентированных заданий

  • значимость (познавательная, профессиональная, общекультурная,

социальная) результата, мотивирующая школьников;

  • формулировка условий задания в виде сюжета, ситуации, проблемы,

решаемую знаниями различных разделов математики, других наук или жизни;

  • представление информации и данных в различной форме (рисунок, таблица, схема, диаграмма, график и т.д.), что требует распознавания объектов;
  • указание (явное или неявное) области использования результата решения».

нестандартная структура, т.е. неопределённость некоторых компонентов заданий;

  • избыточные, недостающие, противоречивые данные, ведущие к объемной формулировке условия;
  • многообразие путей решения и возможный их поиск в ходе работы»;
  • многообразие типов вопросов – с выбором ответа, с кратким ответом (в

виде числа, выражения, формулы, слова и пр.), с развёрнутым свободным

ответом.

Структура практико- ориентированного задания

1. Название задания.

2. Личностно-значимый познавательный вопрос, профессионально-ролевой сюжет, фабула.

3. Информация, представленная в разнообразном виде (текст, таблица, график, статистический данные и так далее).

4. Задания на работу с информацией.

Виды практико-ориентированных заданий:

  • Аналитические (определение и анализ цели, выбор и анализ условий и способов решения, средств достижения цели);
  •  Организационно-подготовительные (планирование и организация практико-ориентированной работы индивидуальной, групповой или коллективной по созданию объектов, анализ и исследование свойств объектов труда, формирование понятий и установление связей между ними);
  •  Оценочно-коррекционные (формирование действий оценки и коррекции процесса и результатов деятельности, поиск способов совершенствования, анализ деятельности).

Уровень сложности практико-ориентированных задач:

Уровень

Практико-ориентированная задача

Соответствие

уровню компетентности

1 уровень

Для решения требуется один теоретический факт при разрешении практической ситуации.

1 уровень

– уровень воспроизведения

2 уровень

Для решения требуется комбинация нескольких математических идей при разрешении практической ситуации, применяются знания из разных разделов математики, личные наблюдения.

2 уровень –

уровень связи

3 уровень

Для решения требуется исследовательский подход при построении математической модели ситуации, изучении нового материала, поиска нескольких способов решения одной задачи.

3 уровень –

уровень размышления

Практико – ориентированные задачи на различных

этапах уроков

ЭТАП Устный счет

Пример (5 класс). Магазин открывается в 10 часов утра, а закрывается в 10 часов вечера. Обеденный перерыв длится с 15 до 16 часов. Сколько часов в день открыт магазин?

Пример (6 класс). Спидометр на велосипеде у Саши показывает 250, однако не уточняет единицу измерения. В чем измеряется скорость на спидометре Сашиного велосипеда? Выберите подходящий момент и обоснуйте.

1) м/с   2) км/ч   3) м/мин   4) км/мин

ЭТАП актуализации знаний

Пример (8 класс). Тема «Площадь многоугольников»

Необходимо произвести настилку паркетного пола размером 5,1 м × 8 м. Паркетные плитки имеют форму прямоугольного треугольника, параллелограмма и равнобедренной трапеции. Размеры даны в см. Выполните один из вариантов настилки и посчитайте сколько плиток каждого вида потребуется?

ЭТАП изучения новой темы

Пример (9 класс) Тема «Геометрическая прогрессия».

Представьте себе, что вы стоите перед дилеммой, либо получить 100.000 руб. прямо сейчас, либо в течение 28 дней получать монетку в 1 рубль, который ежедневно удваивается? Чтобы вы предпочли?

Тема «Действия с десятичными дробями».

Задача. В понедельник в меню школьной столовой на обед было предложено: гречневая каша (200 гр.) с котлетой (100 гр.) и салат из цветной капусты (100 гр), а во вторник в меню предложили печеночные оладьи (150 гр.) с салатом из свеклы с черносливом (100 гр). В какой день, съев обед, ты получил, суточную норму железа? В меню, какого дня необходимо добавить продуктов, содержащие железо? (необходимый справочный материал предлагается)

При изучении темы в 9 классе «Геометрическая прогрессия» можно выстроить урок «Геометрическая прогрессия и ее приложения в экономике» и рассмотреть вопрос: «Как банки дают кредиты различным фирмам?» Учащиеся видят, что такие, на первый взгляд, бесполезные вопросы, как сумма членов геометрической прогрессии, бесконечно убывающая прогрессия и ее сумма, имеют глубокий экономический смысл.

ЭТАП применения знаний

5 класс. Тема «Десятичные дроби. Объем прямоугольного параллелепипеда».

    Кабинет математики имеет форму прямоугольного параллелепипеда. Сколько потребуется желтой краски, чтобы покрасить стены кабинета, имеющего размеры 8,5 м, 6,5 м, 3 м, если на 1 кв.м. расходуется 150 грамм краски.

При использовании практико-ориентированных заданий в корне меняются соотношения «педагог- обучающийся»: ученик определяет цель деятельности- педагог помогает ему в этом, ученик открывает новые знания- педагог рекомендует источник знаний, ученик выбирает - педагог содействует, обучающийся активен- педагог создает условия для проявления активности. Таким образом, практико-ориентированное задание способствует формированию активной, самостоятельной позиции учащихся, развивать исследовательские, рефлексивные умения.

Трудности ставят перед нами задачи, выполнение которых позволит нам более активно применять практико-ориентированные задания в своей практике.

Литература.

 1. Волкова, Т. Н. Использование практико-ориентированных задач в обучении математике учащихся основной школы // Математика и математическое образование: современные тенденции и перспективы развития. Сборник научных трудов по материалам II заочной Всероссийской научно-практической конференции. 2017. с. 173–176.

2.  Примерная основная образовательная программа основного общего образования. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. №1/15) [Электронный ресурс] // Официальный сайт. URL: http://fgosreestr.ru/registry/primernaya-osnovnayaobrazovatelnaya-programmaosnovnogo-obshhego-obrazovaniya-3/.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс] // Официальный сайт. URL:https://fgos.ru/.

4. OECD (2017), PISA 2015 Assessment and Analytical Framework: Science, Reading, Mathematics, Financial Literacy and Collaborative Problem Solving, revised edition, PISA, OECD Publishing, Paris. p. 65-80 (определение – p. 67).

5. OECD (2018), PISA 2021 Mathematics Framework (First Draft), PISA, OECD Publishing, Stockholm, p.46.

6. OECD Governing Board PISA 2021 Mathematics Framework (First Draft), April 2018 [For Official Use], p. 8, 21-22.

7. PISA 2018 Draft Analytical Framework [Электронный ресурс] //Официальный сайт ОЭСР. URL: http://www.oecd.org/pisa/data/PISA-2018-draft-frameworks.pd


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Практико-ориентированные и профессионально-ориентированные задачи на уроках математики"-открытый урок в 7 классе на Окружном практико-ориентированном методическом семинаре для заместителей директоров по УВР

Урок проводился в рамках Окружного практико-ориентированного методического семинара для заместителей директоров по УВР 2-3 ступеней по теме: "Организация педпрофильного и профильного обучения в ГБОУ С...

Презентация к открытому уроку «Практико-ориентированные и профессионально-ориентированные задачи на уроках математики»

Данная презентация -- неотъемлемая часть открытого урока по теме «Практико-ориентированные и профессионально-ориентированные задачи на уроках математики», с которой урок интересен, увлекателен и ...

Практико–ориентированный проект «Задачи на проценты: научился решать сам, научи друга»

Практико-ориентированный проект "Задачи на проценты" подготовлен учениками 6 класса в процессе изучения темы "Проценты". Им помогали ученики 8 класса при оформлении презентации. Цель: усвоить 3 типа з...

Практико-ориентированная математическая задача к сюжету «Исаакиевский собор». Технологическая карта задачи.

Презентация обучающей межпредметной задачи. Класс: 6-9 класс. Данная задача относится к классу стандартных задач: условие четко определено, известен способ решения и обоснования основного вопроса...

Решение практико-ориентированных задач огэ. Задача о путешествии

Презентация для подготовки учащихся к огэ по математике. Задача о путешествии...

Сборник задач «Практико-ориентированные задачи железнодорожной направленности»

Данный сборник задач для учащихся 8-11 классов. Его можно использовать педагогам как на уроках, факультативах, так  и внеклассных занятиях....