Использование элементов народной педагогики на уроках ненецкого языка.
статья

Худи Некое Аркадьевна

Использование элементов народной педагогики на уроках ненецкого языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование элементов народной педагогики на уроках ненецкого языка.

Перед учителем родного (ненецкого) языка стоит трудная актуальная, но творческая задача – научить юное поколение северян мыслить и говорить, читать и писать на родном языке, приобщить к основам своеобразной этнической культуры.

Как известно, тундровое наречие ненецкого языка состоит из большеземельского говора и двух групп говоров: западных (малоземельского, канинского, тиманского и колгуевского) и восточных (приуральского, ямальского,надымского, тазовского и говоров таймырских ненцев).

Лесное наречие ненецкого языка состоит из ляминского, пуровского и нялинского говоров.

Родной (ненецкий) язык выступает не только как средство общения и познания окружающей действительности, но и как средство фиксации, сохранения национальных, культурных традиций и приобщения к ним последующих поколений.

Приобщение к материнскому слову должно происходить на фоне этнической культуры и педагогики –  «тохолкоб” ненэй ненэцяндаев’ лаханава, ненэй ненэцяндарев’ и’ ядэрма, ненэй ненэцяндарев’ илева, хусувэй намгэм’ ненэй ненэцяндарев’ пэрма». Учитывая при этом языковую ситуацию этноса (ненцев).

Для учащихся, оканчивающих основную школу, владение  родным языком должно стать нормой.

По мере изучения детьми ненецкого языка должны сформироваться прочные знания, умения и навыки, среди которых особо значимы три целевые установки или компетенции: коммуникативная, языковая и этнокультуроведческая.

Учебный предмет «Родной язык» - «Ненэця’ вада»

коммуникативные

умения и навыки

языковые знания

этнокультуроведческие

знания

говорение - лаханакурма

слушание - инзелева

письмо - паднава

чтение - толангова

фонетические          

грамматические

морфологические

синтаксические

лексические (лахана, падна, толанго мэта” правила”)

знание истории материальной и духовной культуры этноса (невхы, едэй ила’ саирм’ теневава)

В целях усиления практической направленности обучения в программы 1 – 9 классов включены основы теории ненецкого языка, служащие в дальнейшем базой для формирования необходимых речевых умений и навыков связной речи. Отражены те сведения, которые раскрывают богатство и выразительность  родного языка.

Овладение родным языком, изучение теории и усвоение практической речи должно происходить на фоне знаний этнокультурных традиций ненецкого этноса.

Так, при изучении лексики ненецкого языка важно заострять внимание учащихся на тех словах, словосочетаниях, предложениях и текстах, которые обозначают реалии этнической культуры и иллюстрируют особенности употребления этих слов в устной и письменной речи. При этом целесообразна группировка и пода

слов. Фразеологизмов по тематическому принципу. Сквозными темами, отражающими культурно – исторические реалии жизни этноса «ненцы», являются: «Мяд’ тер» (о семье), «Манзарабцо» (о труде), «Ям’ лэтамбава» (об экологии), «Невхы лаханако’’, сё’’ (о духовной жизни народа – фольклоре, песенном творчестве), «Мя’’, паны’’   мяд’ яёл’’», (о материальной культуре: жилище, одежда, домашняя утварь, «Хан’’»: нарты, упряжь).

Жизнь ненцев теснейшим образом связана с природой. Благополучие семьи во многом зависит от умения внимательно присматриваться к окружающему, замечать и учитывать конкретные связи явлений, повторяющихся из года в год.

В познании окружающего мира ненцы опираются не только на свой собственный опыт и коллективный опыт семьи, стойбища, но и на знания и умения предшествующих поколений, которые передают своим детям.

Система межличностных отношений, сложившаяся у ненецкого народа, проникнута гуманизмом. Гуманизм ненецкой народной педагогики начинается с уважения человека к человеку.

Ненецкий этикет, организуя общение, характеризует моральное сознание, уровень нравственности народа.

В семьях издавна существовал культ родителей. Послушание внедрялось в сознание ребёнка с самого рождения. Просьба, поручение передавались иногда только взглядом, жестом и выполнялись беспрекословно, в срок, добросовестно и качественно.

Авторитет родителей, деда и бабушки в кочевой ненецкой семье был и остаётся чрезвычайно высоким.  

Ненцы  старались детей с самого раннего возраста так, чтобы ум был острым (и’ ну’’ ненза нэсь серо’’ на), слово – ясным и твёрдым (вада ненадо нэбта, минпата тара), взгляд проницательным (сано па’’ мя нэбта тара), поступки честными (ненэсянэ илеб’’ тара), усилия  -  смелыми (нерняри’’ минзь сава).

Наставления, поучения родителей, мудрых старых людей являются для молодёжи стойбища своеобразной книгой жизни. Авторитет стариков непререкаем. К ним обращаются за советом, их поступки и дела являются образцом для подражания.

Говоря  об исторических корнях и сущности народной педагогики ненцев, следует отметить. Что она опирается на народную философию, мировидение в северном варианте,

на менталитете человека Арктики.

Воспитание детей на традициях народной педагогики поможет сохранить, обогатить культуру ненецкого народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование элементов арт-технологий на уроках французского языка в специальных коррекционных классах VII вида.

Данный материал освещает тему использования арт-педагогических технологий при обучении французскому языку в специальных коррекционных классах VII вида...

Использование элементов здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка

презентация по теме "Использование элементов здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка" с примерами...

Использование элементов музейной педагогики на уроках химии.

В наше время учителя все чаще задумываются о новых формах обучения, таких, которые не просто дают готовые знания и требуют отчета о выученном, а позволяют детям проявлять инициативу, сделать выбор вид...

Использование элементов музейной педагогики на уроках химии.

В наше время учителя все чаще задумываются о новых формах обучения, таких, которые не просто дают готовые знания и требуют отчета о выученном, а позволяют детям проявлять инициативу, сделать выбор вид...

Использование технологии театральной педагогики на уроках английского языка

Наблюдая за детьми, я всегда понимала, что материал только тогда воспринимается и запоминается детьми, когда дети и я прожили этот урок. Я постоянно чувствовала, что мне чего-то не хватает. И вот одна...

Элементы народной педагогики на уроках родного языка и литературы в этнокультурной школе

Народ – очень мудрый воспитатель. Средства, методы воспитания появились уже давно и развивались, усовершенствовались вместе с обществом. Народная педагогика как основа коллективного творчества в...