Элементы народной педагогики на уроках родного языка и литературы в этнокультурной школе
статья (9 класс)

Муллачанова Гузалия Халиловна

Народ – очень мудрый воспитатель. Средства, методы воспитания появились уже давно и развивались, усовершенствовались вместе с обществом. Народная педагогика как основа коллективного творчества включает в себя его мысли, надежды, цели. Известно, что у каждого народа есть своя педагогика, но между ними есть и сходства. Все народы общаются друг с другом. Обычаи, традиции, методы воспитания одного народа используются в жизни другого и становятся средством воспитания.

Ключевые слова: народная педагогика, воспитание, уважение, фольклор, народ, учитель.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Mullachanova Guzaliya Khalilovna, candidate of Sciences, teacher of MAOU Chikchinskaya Secondary School named after Yakin

FOLK PEDAGOGY IN AN ETHNOCULTURAL SCHOOL

Аnnotation

The people are a very wise educator. The means and methods of education have appeared for a long time and have developed and improved together with society. Folk pedagogy as the basis of collective creativity includes his thoughts, hopes, goals. It is known that each nation has its own pedagogy, but there are similarities between them. All nations communicate with each other. Customs, traditions, methods of education of one people are used in the life of another and become a means of education.

Муллачанова Гузалия Халиловна,

к.ф.н., учитель МАОУ Чикчинской СОШ имени Якина

НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА В ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ШКОЛЕ

АННОТАЦИЯ

Народ – очень мудрый воспитатель. Средства, методы воспитания появились уже давно и развивались, усовершенствовались вместе с обществом. Народная педагогика как основа коллективного творчества включает в себя его мысли, надежды, цели. Известно, что у каждого народа есть своя педагогика, но между ними есть и сходства. Все народы общаются друг с другом. Обычаи, традиции, методы воспитания одного народа используются в жизни другого и становятся средством воспитания.

Ключевые слова: народная педагогика, воспитание, уважение, фольклор, народ, учитель.

          С древних времен у всех народов была своя специфическая воспитательная система, педагогика, сущностью которой является подготовить учащихся к будущей активной жизни. Эта народная педагогика является выводом творческой мысли всех поколений народов, и она ставит перед собой самые гуманистические, демократические, воспитательные традиции. Каждому народу свойственна педагогика со своим содержанием и духовным отличием.

 Я в своей работе использую традиции татарской народной педагогики, которые являются средством формирования у учащихся национального самосознания. К народным традициям входят такие гуманные отношения, как уважение к старшим, любовь к детям, гостеприимность, вежливость, душевность, скромность, отзывчивость, способность войти в положение других, сочувствие, умение разделить чужое горе, сообразительность, добролюбие, благодарность, быть хорошим другом; отрицает лень, зло, эгоизм.

Все эти выше перечисленные народные традиции, отношения отображаются в обычаях, сказках, пословицах, поговорках, песнях и являются программой и содержанием нравственного воспитания. Под их воздействием формируется моральное сознание, развиваются гуманные чувства и такие навыки, как уважение к старшим, любовь к другим народам. В определении характера своего народа татары на первый план ставят такие требования, как трудолюбие, трудоспособность; это отображается в обычаях, в традициях. Со временем жизнь народа меняется и появляются новые традиции. Все новое возникает и развивается на основе старого. Народные традиции и обычаи решали тысячелетние, также и на сегодняшний день актуальные задачи.

Все учебники татарской литературы с 5 по 9 классов начинаются с поэтических рассказов татарского народа и включают в себя разные жанры фольклора: народные песни, сказки, пословицы, и поговорки, загадки, легенды, жанры, свойственные татарскому народу – баиты. Например, в       5-м классе из устного народного творчества изучаются сказки. Сказочные герои содержат в себе все нравственные нормы, нужные в процессе воспитания нового поколения. Трудолюбивые и умные сказочные персонажи являются своеобразным ориентиром, направленным на воспитание и на самовоспитание. Главный герой сказки «Зирәк карт» (Мудрый старик), годами накопленный опыт, знания он передает молодому поколению как нравственные нормы. В 5-м классе в повести Мустая Карима «Озын-озак балачак» (Длинное детство) описываются такие народные традиции, как приветствие, приглашение в гости, рождение ребенка, дать имя младенцу, отпраздновать праздник в честь новорожденного. Когда рождается младенец, проводят такие обычаи, как праздник и баня в честь новорожденного. Со временем такие обычаи забываются. Все родственники, друзья, соседи младенцу приносят подарки.

В 8-9 классах изучают легенды и баиты. Баит о Пугачеве, баит «Суюмбика», баит «Сак-Сок» и др. Во время чтения баитов, ученики знакомятся с историей Казанского ханства, узнают исторические сведения о Суюмбике-правительнице, о тяжести жизни народа. Так у учеников пробуждается интерес к истории своего народа.

Например, возьмем баит «Сак-Сок». Здесь поднимается проблема родителей и детей в семье. С одной стороны, мать, которая проклинала своих детей, а с другой – непослушные дети. В конце истории дети превращаются в птиц и улетают, не могут встретиться с родителями. Из этого можем сделать такой вывод: дети всегда должны слушаться, уважать старших, а родители в свою очередь должны хорошо воспитать и быть в хороших отношениях с детьми.

И на уроках татарского языка часто обращаемся к устному народному творчеству, которое является хранительницей духовной культуры народа. Пословица, по словам В. Даля, – это «цвет народного ума».  В пословицах даются житейские советы, добрые пожелания, как жить, работать; осуждение за недостойные поступки. Укоры, упреки, советы родителям о воспитании детей; честности, порядочности и т.д.

В качестве примера можно привести изучение темы «Антонимы». В пословицах «Тырышлык бәхет китерер, ялкаулык ачтан үтерер» (Труд кормит, лень портит). «Әйтмәсен кеше, әйтсен эше» (Человека красит его труд). «Зур эштә җаның чыкса да, даның калыр”. (Трудолюбивый умрет, но дело его – память о нем). «Бүгенге эшне иртәгә калдырма». (Не оставляй на завтра то, что можно сделать сегодня) и т.д. говорится о труде. Трудолюбие было и есть черта, определяющая облик татарского народа. Такие загадки помогают быстро запомнить буквы, звуки и улучшить внимательность детей.

В народной педагогике накоплен вековой опыт воспитания и преподавания. Также надо сказать, что народная педагогика – это совокупность средств и методов воспитания, советы, мысли, учения, испытанные в жизни и в практике.

  1. Народная педагогика – это педагогические идеи в фольклоре.
  2. Народная педагогика – это традиционная для народа практика воспитания со своими сложившимися в ней знаниями, принципами, идеалами, которые закрепились в народных заповедях, образах фольклора, прикладного искусства, других формах отражения и преображения действительности.
  3. Педагоги-классики полагали, что народная педагогика обогащает науку о воспитании, служит ей опорой и основой, поэтому важным для развития педагогической науки является возвращение к истокам этнических культур на основе познания самобытности и уникальности каждого народа, введение в практику работы с детьми педагогического опыта, накопленного тем или иным народом.
  4. Народная педагогика – это проявление педагогической культуры масс, олицетворяющей идеалы, представления и воззрения о человеке, семье, детях и взаимоотношения между ними. Созданное народом педагогическое наследие нашло отражение в поговорках, пословицах, сказках, загадках, легендах, колыбельных песнях, играх, хороводах, в прикладном искусстве.
  5. Истоки народной педагогики, как первого этапа развития педагогики вообще, мы находим в сказках, былинах, песнях, частушках, детских прибаутках, пословицах, поговорках, заговорах, колыбельных песнях и песнях-хороводах, загадках, скороговорках, считалках, оглядках, исторических преданиях, народных приметах.
  6. Известно множество татарских и русских пословиц и поговорок, имеющих педагогическое назначение: «Белем – ул нур, аннан шатлык туадыр» (Знание – это свет, от него рождается радость), «Доброе братство сильнее богатства», «Век живи — век учись», «Учение — красота, а не учение — сухота».
  7. Народное творчество доступно и понятно всем, и его сила в том, что оно не навязывается людям, а вырастает из недр собственной народной культуры, а его идеи впитываются человеком через
    колыбельную песню, сказку, мудрую пословицу и поговорку нужными обществу качествами гражданина.
  8. Пословица создается всем народом, поэтому выражает коллективное мнение народа. В ней заключена народная оценка жизни, наблюдения народного ума. Народные пословицы имеют
    форму, благоприятную для запоминания. Конечной целью пословиц всегда было воспитание, они с древнейших времен выступали как педагогические средства. С одной стороны, они содержат педагогическую идею, с другой - оказывают воспитательное влияние.
  9. Загадки умны, высоко поэтичны, многие несут в себе нравственную идею. Соответственно, они оказывают влияние на умственное, эстетическое и нравственное воспитание. Загадки призваны развивать мышление детей, приучать их анализировать предметы и явления из различных областей окружающей действительности; причем наличие большого количества загадок об одном и том же явлении позволяло давать всестороннюю характеристику предмету (явлению).
  10. В песнях отражаются вековые ожидания, чаяния и сокровенные мечты народа. Их роль в воспитании огромна, пожалуй, ни с чем не сравнима. Главное назначение песен - привить любовь к прекрасному, выработать эстетические взгляды и вкусы. Колыбельная песня – величайшее завоевание народной педагогики. В простенькой колыбельной песне мать рассказывала о труде, о Родине, о важности труда, рассказывала непринужденно, в удивительно поэтической форме, без всякой назидательности и нравоучения.
  11. Сказки татарского народа педагог Каюм Насыйри назвал первыми блестящими попытками народной педагогики. Благодаря сказкам, в душе ребенка с логической мыслью срастается прекрасный поэтический образ, развитие ума идет дружно с развитием фантазии и чувства.
  12. Народная педагогика, став самостоятельной областью народной культуры, создала целостную систему обучения и воспитания с учетом специфических особенностей наций, этносов, народностей, регионов. Поэтому у каждого народа, нации, региона сложилась самобытная культура воспитания, совершенствующаяся из поколения в поколение.

По мнения Насыйри, целью воспитания является подготовка «настоящего» гуманного, широко образованного человека, любящего свою Родину и уважающего другие народы.

К. Насыйри были разработаны основные принципы воспитания, на которые должна опираться всякая разумная система воспитания и обучения:

1. Принцип народности – воспитание сообразное с укладом жизни народа;

2. Гуманное отношение к ребёнку – уважение к личности ребёнка в процессе воспитания;

3. Воспитание и обучение должно падать на детские и юношеские годы;

4. Учёт в процессе воспитания и обучения склонностей и интересов детей;

5. Полное вовлечение в процесс обучения сил и чувств ребёнка;

6. Развитие умственных способностей ребёнка и обеспечение сознательного усвоения учебного материала;

7. Сочетание обучения и физического труда;

8. Принципиальность по отношению к воспитуемому;

9. Личный пример воспитателя.

В своей воспитательной системе он уделяет большое внимание среде, как фактору, формирующему мировоззрение и взгляды человека. Здоровая среда воспитывает нравственно здоровую личность, а нездоровая – испорченную. Высокие требования Насыйри в своей педагогической системе предъявляет и к учителям, и родителям. Учитель должен быть научно подготовленным, разносторонне развитым, обладать ценными качествами: доброта, терпимость и т.д. Учитель должен быть внимателен к ученикам, должен учитывать их психологию, обучать без телесных наказаний. Он советовал родителям быть требовательными к детям, в то же время внимательными и предупредительными. Заслуга К.Насыри в том, что он впервые в татарской общественной мысли обратил внимание на то, что именно в процессе воспитания человеческое дитя становится человеком. К.Насыйри оказал огромное влияние на развитие среди татар педагогической мысли, и её представители обращались к наследию просветителя, как к важнейшему идейному источнику.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Каюм Насыри. Избранные произведения. Казань, Татарское кн.изд. 1977 г.
  2. Предисловие к кн.: «Каюм Насыйри мажмугасе»/Сост. Г. Ибрагимов.  Казань, 1922 г.
  3. История Казани. Т.1. – Казань, 1988; Т.2. – Казань, 1989 г.
  4. Культура, искусство татар. народа: истоки, традиции, взаимосвязи. –  Казань, 1993/Мәгариф.1993.№8,9,10.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элементы здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и чтения в коррекционной школе VIII вида

Обучение – это целенаправленный, систематический и организованный процесс формирования и развития у учащихся качеств, необходимых им для выполнения учебной деятельности. Обучение в условиях здор...

Элементы здоровьесберегающих технологий на уроках родного языка

в своем статье показала какие здоровьесберегающие технологии я использую на уроках родного языка...

Использование элементов народной педагогики на уроках ненецкого языка.

Использование элементов народной педагогики на уроках ненецкого языка....

Технология музейной педагогики на уроках русского языка и литературы

IX муниципальная НПК "Образование и воспитание школьников в условиях поликультурного региона"...