Коррекция развития школьников в процессе обучения.
статья

Худи Некое Аркадьевна

Коррекция развития школьников  в процессе обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsiya_razvitiya_shkolnikov_v_protsesse_obucheniya.docx21.45 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекция развития школьников  в процессе обучения.

Коррекция опирается на данные изучения ребёнка. Выясняются затруднения ребёнка, причины их возникновения, на каком этапе обучения усилились, как они отразились на общем уровне умственного  развития, какова структура отклонения (например, первичное нарушение может состоять в низком умственном развитии, а вторичная – в снижении мотивации учения). Например, причинами неуспеваемости могут быть пробелы в знаниях, низкая успеваемость,  не владение  мыслительными операциями, заблокированные по причине ошибок учителя умственные способности (так называемая «выученная беспомощность»).                                                                                                                                                                              

       Желательно определить основу для компенсации, выявить, на какие сохранные качества ребёнка можно опереться, например, на широкий запас знаний или на положительную мотивацию к учению.

       Коррекция отклонений в мыслительной деятельности включает в себя создание у ребёнка мотива достижения результата, помощь в построении плана будущего действия, обучения мыслительным операциям, сопоставлению различных способов действий и т.д.

        Коррекционные цели ставить позитивно: не устранение отклонений, а формирование, например, мотивации, создание обстановки психологической безопасности для ребёнка.

        В работе с педагогически запущенными детьми, (но, может быть , с сохранной обучаемостью) надо устранить пробелы в знаниях, довести до необходимого уровня учебную деятельность, стимулировать самооценку, создавать возможность выбора в занятиях, повышать личную ответственность.                                                                                                                                                        

        В работе со школьниками с низкой  обучаемостью важно предусмотреть специальные, разделенные на мелкие этапы упражнения с опорой на схемы, проговаривание, применение развёрнутой инструкции с регулярным контролем; использование не только подсказок, но и стимулирование активности учащихся, обучение их постановке целей.

         С детьми с акцентуациями характера – психотерапевтическая индивидуальная работа, карточки с индивидуальными заданиями.

         В случаях «вынужденной беспомощности» - восстановить мотивацию, подкрепляя даже небольшие успехи ребёнка.

         В работе с детьми с низкой мотивацией используется, например, изменение позиции слабого ученика, когда он ведёт часть занятия, занимается с более слабым учеником, применяются сначала более слабые, лёгкие задания укрепляющие положительную мотивацию к учению.

         В последнее время составляются разные стратегии воздействия взрослого на ребёнка. Стратегия развития понимается как раскрытие творческого потенциала ребёнка, усиление заложенных в нём возможностей, помощь в обретении веры в свои силы, стимулирование активности, самостоятельности, ответственности, т.е. как развитие, идущее изнутри.

         Формирование предполагает направленное воздействие на ребёнка, но эти действия не должны нарушать внутреннего развития ребёнка, а учитывать его индивидуальность, предоставлять ему право выбора.

        Дать в руки ученика максимум того, что накопило человечество, чтобы он мог осознанно выбрать те средства, которые созвучны его индивидуальности.

        Психологической сущностью новых технологий обучения должно стать планирование учебного процесса от ученика, т.е. психологически ориентированное обучение.

                                              Этапы и уровни усвоения знаний

               I – этап воспроизведения знаний устанавливается вопросами и заданиями типа: назови, перечисли.

               II – этап понимания знаний – заданиями типа: объясни, нарисуй, напиши.

               III - этап применение знаний типа: сравни, докажи, сделай вывод.

       Передовые учителя подчёркивают роль положительных мотивов и эмоций в обучении и развитии. В.Ф.Шаталов отмечал: «Ученик должен учиться победно». Представитель одной из болгарских школ Г.Лозанов считает, что правильно организованное (суггестивное) обучение сопровождается отсутствием усталости, предусматривает ненапряжённую концентрацию, ибо напряжение очень утомляет и расходует энергию учащегося. Эти психологические состояния достигаются внутренней мотивацией (установкой учителя на резервные  возможности ученика), широкой вариацией условий обучения, ситуацией свободного общения на занятиях. Внешняя расслабленность не мешает внутренней концентрации учащегося.

       Суггестивная гипермнезия – повышенная запоминаемость путём внушения в состоянии бодрствования (метод Лозанова).

       Метод представляет интерес для учителей в процессе фронтальных занятий, т.к. при суггестивном обучении выявляются скрытые резервные возможности памяти. Запоминание приближается к непосредственному, естественному детскому запоминанию. Именно таким путём идёт естественный процесс доречевого и речевого развития ребёнка, в памяти ребёнка накапливается основная доля информации. Использование слухового анализатора оправдано тесной органической и функциональной связью корковых и слуховых центров.

        Г. Лозанов отмечал, что на учащихся влияет не только прямая информация (от учителя), но и материал, который охватывается «боковым»  зрением, оттенки общения (интонация, ритм речи учителя, паузы), общий фон – свет, звуки.

        Роль неосознаваемого в учении достаточно велика, т.к. оно разгружает сознание ученика. Учитель управляет непроизвольным вниманием, памятью в учебном процессе, создаёт второй план обучения, который необходим для высокопроизводительной работы.

       Обучение на высоком уровне трудности (Л.В. Занков) требует предъявлять задания, «нащупывающие» верхний предел возможностей. При необходимости степень трудности заданий снижается, дифференцируется. Вопросы должны вызывать у детей активную работу мысли: анализ, сравнение, сопоставление, отнесение слов к группам. Один ребёнок даёт ответ, у другого возникает мысль по аналогии, начинается живое активное обсуждение. Учитель подхватывает мысль, развивает её, обобщает.

       Должно быть обеспечено оптимальное развитие каждого.

        Познание учащихся движется при постоянном тесном переплетении новых знаний с ранее  полученными.

         Занятие может начаться с нового вопроса, связь которого с прежним опытом дети осознают самостоятельно или с постепенным нарастанием меры помощи со стороны учителя. Или занятие может развёртываться в виде постоянного углубления. Главное – не гладкость занятия, когда дети безошибочно отвечают на вопросы, а естественный процесс развёртывания познания – с его ошибками, трудностями, эмоциями удовольствия, радости, огорчения, преодоления инертности и лени. Дети при этом многосторонне раскрываются, следовательно, создаются возможности для их  полноценного обучения.

       Отношения при этом должны быть добрыми, доверительными, насыщенными положительными эмоциями; обстановка занятий – радостная, атмосфера увлеченности удовлетворённости детей процессом учения. Методы должны аппелировать не только к интеллекту, но и к чувствам детей. Исключительное значение имеет возможность делиться на занятии своими личными наблюдениями.

        Л.Г.Выготский обосновал возможность и целесообразность обучения, ориентированного на развитие ребёнка. Отказ от сведения развития ребёнка к развитию только познавательных функций и выдвижение на первый план процесса его становления как субъекта разнообразных видов и форм человеческой деятельности. Не обучаемый индивид, а само – изменяющийся объект учения  - учащийся.  В  результате чего у школьников формируется потребность в реализации себя как субъекта и в расширении сферы этой реализации.

       Обеспечение условий для становления ребёнка как субъекта учебной деятельности, заинтересованного в само - изменении и способного к нему, - такова исходная задача развивающего обучения. Качественное усвоение детьми достаточно сложной системы понятий, опираясь на учебную деятельность репродуктивного типа, невозможно. Ученик должен понимать, почему он делает именно так, а не иначе.

        Основной метод  - учебное исследование. Любое исследование по своей природе коллективно, оно предполагает сопоставление позиций, методов, результатов.

         Организация занятий проводится в форме развёрнутого коллективного учебного диалога. Чтобы организовывать, направлять и поддерживать такой диалог, учитель должен хорошо владеть техникой педагогического общения «изнутри», т.е. включаясь в диалог как один из его участников.

         В развивающем обучении неприемлема авторитарная позиция учителя, руководящего учебным процессом. Единственно возможной является позиция делового партнёра, активно сотрудничающего с детьми в процессе решения учебных задач.

         Необходимым условием эффективной коррекционной работы является создание условий, вызывающих положительные эмоции. Успешное обучение при безразличном  отношении к работе невозможно, поэтому необходимо обеспечить личностную включённость ребёнка в работу. Переживание маленьких успехов в учёбе, удовольствие от хорошо проделанной работы, достаточно быстрое достижение изменений в учении личностно включает ребёнка в занятия, что и является основным условием успеха.

     

       

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальный слух и его развитие в процессе обучения игре на фортепиано

Обучение учащихся навыкам, умениям  играть разные музыкальные произведения (полифония, крупная форма, пьесы, этюды) музыкально, эмоционально, с тщательным   слуховым контролем....

Дивиантное поведение школьника: коррекция гиперактивности в процессе обучения

Проблемы детей, имеющих нарушения поведения, связанные с ними трудности обучения в настоящее время особенно актуальны. Постоянно возбужденные, невнимательные, непоседливые и крикливые, такие дети прик...

План-конспект урока "Полифонический слух и его развитие в процессе обучения игре на фортепиано"

В материале открытого урока говорится о развитии полифонического слуха у учащихся в младших классах ДШИ, ДМШ,  показано применение практических методов работы....

«Прослеживание динамики развития ребенка с тяжёлыми и множественными нарушениями развития в процессе обучения в школе».

«Прослеживание динамики развития ребенка с тяжёлыми и множественными нарушениями развития в процессе обучения в школе».выступление на научно-практическом семинаре «Оценка образовательных достижений де...

Музыкальный слух и его развитие в процессе обучения игре на фортепиано

Обучение игре на фортепиано, как и на любом инструменте, прежде всего является обучением музыке. Оно не соответствует этой цели, если педагог ограничивается тем, что учит читать ноты и развивает у уче...