Рабочая программа по ОДНКНР по УМК Л.Л. Шевченко
рабочая программа (5 класс)

Чичкова Лилия Ярославовна

Рабочая программа по ОДНКНР (модуль ОПК) по УМК Л.Л. Шевченко (4-5 классы)

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

«ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»

ДЛЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        

Учебный курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса — «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность»- являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).Курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль, как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина. Курс обеспечивает преемственность перехода и взаимосвязи предметной области «Основы религиозных культур и светской этики»(начальное общее образование) и предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (основное общее образование).

Содержание программы позволяет раскрыть его значение и показать ценности жизни христиан в контексте истории христианской Церкви. С этой целью определена интегративная тема – «Ценности жизни христиан как путь к спасению». Этот концентр программы углубляет раскрытие всех семи содержательных линий, указанных в Примерном содержании по предмету «Православная культура».

Культурологический характер отбора материала позволяет рассматривать основы православной веры в социокультурном контексте истории России, учитывая возможности восприятия современного школьника.

Показателями освоения учебного материала предметной области, помимо  умения школьников охарактеризовать термины  и понятия курса в содержательном плане, является способность оценки и навыки анализа духовно-нравственных явлений и категорий как, в общем, культурно-историческом, так и в конкретном социокультурном  российском контексте.

Модуль «Основы православной культуры», как и весь учебный курс ОРКСЭ  и ОДНКНР, направлен на развитие у школьников 4-5 классов представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

В содержание программы учебного предмета «Основы православной культуры» заложен воспитывающий и развивающий потенциал. Средствами предмета в детях формируются нравственные, эстетические чувства, творческие способности и потребности эстетического преобразования окружающего мира; формируются ценностные ориентации, православное отношение к природе, труду, производству, семейно-бытовым отношениям, устанавливаются межличностные отношения; воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, народу, его духовным и культурным ценностям; закладываются представления о красоте и доброте окружающего мира.

Культуроведческий аспект в обучении способствует обогащению предметно-содержательного плана речи, вносит значительный вклад в воспитание, образование и развитие личности нового типа, ориентированной на ценностное отношение к родной стране, ее истории и традициям.

        

Изучение предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (модуль «Основы православной культуры») направлено на достижение следующих целей: 

- ознакомление школьников с историей, культурой и основными ценностями православного христианства;

- оказание воспитательного воздействия на процесс формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего её культурные традиции, готового к межкультурному, межэтническому и межконфессиональному диалогу.

Модуль «Основы православной культуры» предмета ОДНКНР нацелен на решение следующих основных задач:

- знакомство учащихся с основами православной культуры;

- развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

- формирование ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов;

- развитие способностей учащихся к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Ценностные ориентиры содержания учебного курса.

•Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

•Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

•Освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях: умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности (в т.ч. социальных и культурных) в соответствии с содержанием учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности; осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера).

•Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию.

•Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе.

•Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества.

•Формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России.

•Первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности.

•Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России.

•Осознание ценности человеческой жизни.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

Шевченко Л.Л., «Православная культура 4-й год обучения», учебник для учащихся начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2013

Шевченко Л.Л.,  «Православная культура 5-й год обучения», учебник для учащихся начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2013

 Шевченко Л.Л.,  «Наглядное пособие.  Православная культура» М:, Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2013

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Общий объём времени, отводимого на изучение ОРКСЭ (модуль «Основы православной культуры») в 4 классе, составляет 34 часа(1 час в неделю, 34 учебные недели), ОДНКНР (модуль «Основы православной культуры») в 5 классе, составляет 34 часа(1 час в неделю, 34 учебные недели)

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ФГОС ООО устанавливает требования  к результатам освоения учебного предмета: личностным, метапредметным, предметным.

Таблица 1. Личностные и метапредметные результаты освоения учебного предмета ОРКСЭ,

предметная область ОДНКНР

(модуль ОПК)

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

  1. класс

  • формирование основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину;
  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов.

  • бережное отношение к материальным и духовным ценностям;

  • нравственно-эстетическое оценивание;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • развитие личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

  • самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
  • совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему);
  • совместно с учителем составлять план решения задачи;
  • работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся;
  • ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг;
  • отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов.
  • добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.).;
  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий;
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы;
  • слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения;
  • читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план;
  • договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе;
  • доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
  • доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы.

5 класс

Личностные

Метапредметные

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной  принадлежности;  формирование  ценностей  многонационального российского  общества;  становление  гуманистических  и  демократических ценностных ориентаций;

  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей,  религий,  отказ  от  деления  на  «своих»  и  «чужих»,  развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
  • деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
  • развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
  • понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

  • овладение способностью понимать цели и задачи учебной деятельности; поиска средств еѐ осуществления;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации; определять наиболее эффективные способы достижения
  • результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе  оценки и учѐта характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  •  адекватное использование речевых средств и средств  информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
  •  умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и
  • жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с  задачами коммуникации;
  •  овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным

понятиям;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность
  • признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;
  • излагать своѐ мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;
  • определение общей цели и путей еѐ достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать

собственное поведение и поведение окружающих

Таблица 2. Предметные результаты освоения учебного предмета ОРКСЭ,

предметная область ОДНКНР

(модуль ОПК)

Предметные результаты

4 класс

Обучающийся научится:

Обучающийся получит возможность научиться:

  • понимать и принимать  ценностные понятия: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
  • узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;
  • различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком;
  • используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
  • оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
  •  использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
  • понимать основы светской этики и религиозной морали, их значение в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
  • формированию первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
  • понимать и принимать  ценностные понятия: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России.
  • осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
  • ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего;
  • оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
  • наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, социума, этноса, страны;
  • проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке;
  • участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
  • определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения; договариваться о распределении функций и ролей;
  • осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Таблица 2. Предметные результаты освоения учебного предмета ОРКСЭ,

предметная область ОДНКНР

(модуль ОПК)

Предметные результаты

5 класс

Обучающийся научится:

Обучающийся получит возможность научиться:

  • Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и
  • прослушанных объяснений учителя;
  • сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов;
  • проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями;
  • участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства;
  • создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя;
  • оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей;
  • работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей;
  • использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач;
  • определять влияние природных условий на жизнь и быт людей;
  • описывать памятники истории и культуры народов России на основе иллюстраций учебника;
  • рассказывать (на основе учебника и дополнительных источников информации) о традиционных религиях, обычаях и традициях народов России;
  • готовить небольшие сообщения о национальных праздниках, народных промыслах народов России, защитниках Отечества, национальных героях;
  • характеризовать духовно-нравственные черты народов России, основываясь на традиционных религиях, фольклоре и других источниках;
  • различать хорошие и плохие поступки людей, оценивать их с общепринятых нравственных позиций;
  •  рассказывать о составе семьи, своих обязанностях в семье, оценивать характер семейных взаимоотношений;
  • оценивать, приводя примеры, своё поведение в семье, школе и вне их
  • Высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека;
  • оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития;
  • работать с историческими источниками и документами;
  • использовать первоначальные представления о традиционных религиях народов России, их нравственных заповедях в общении с одноклассниками и другими людьми;
  • сравнивать обычаи и традиции народов России, авторское и своё отношение к литературным героям, реальным событиям и людям;
  • находить на карте столицы национально-территориальных образований России;
  • соблюдать нравственные нормы поведения в семье, школе, общественных местах; заботливо относиться к младшим, уважать старших;
  • различать нравственные и безнравственные поступки, давать оценку своим поступкам и стараться избавиться от недостатков;
  • использовать дополнительную информацию (словари, энциклопедии, детскую художественную литературу, Интернет) с целью поиска ответов на вопросы, извлечения сведений об образе жизни, обычаях и традициях, религиях народов России для создания собственных устных и письменных сообщений, презентаций.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОРКСЭ» 

предметная область ОДНКНР

(модуль ОПК)

4 класс

Россия — наша Родина. Обращение к детям. О духовных ценностях жизни людей.

Культура и религия. О вере, знании и культуре. О чем рассказывает религиозная культура? Культура, культурный человек, историческая память, тура. Ценности жизни христиан. Любовь к Родине. Отечеств в жизни людей. Религиозные представления разных народов. Традиционные религии России. Христианство - одна из основных религий мира. Во что верят православные христиане. Иисус Христос. Православие - основная религия в России.

Священное Писание. О чем рассказывает Библия? Христианское понимание происхождения знания о Боге. Священное Писание. В какой книге написано о сотворении мира? Библия. Книги, входящие в состав Библии. Смысл жизни Сотворение мира. Шесть дней творения. Обращение к Богу – молитва. Знаменитые люди о Библии.

Священное Писание. Что говорит о Боге православная культура.

Библия рассказывает о том, что Бог открыл о Себе людям. Христианское Откровение о Святой Троице. Явление Троицы Аврааму. Размышления святых о тайне Святой Троицы.

Добро и зло. Добро и зло в православной традиции. Добро и зло в ангельском мире. Добрые и злые ангелы. Ангел Хранитель.

Что говорит о человеке православная культура. Священная история рассказывает о  Боге, мире, человеке: Бог - Творец красивого мира; как Бог создавал мир; сотворение человека; Адам - любимое чадо Божие; общение человека с Богом. Жизнь в Раю. Правила, данные человеку для жизни. Как зло появились в мире. Искушение Евы. Изгнание из Рая. Взаимосвязь христианских понятий «послушание - радость».

Что говорит о человеке православная культура. О талантах и душе человека. Размышление  маленького христианина о человеке: рождение; рост; развитие; смерть; душевные способности; способность воображения; внутренние воля; вера в Бога; желание стать умнее и добрее; душа человека - свободная и разумная бессмертная, желающая добра, верящая в Творца; сердце человека. Притча о талантах. Что такое талант? Ответственность человека за полученный дар. Чуткость, сострадательность к людям как самые главные дары Божии. Где они скрыты в человеке? Человек – образ и подобие Божие. Какими качествами украшается душа человека?

Христианское учение о спасении. Спасение. Пророки. Пророк Моисей. Как Бог спасал людей: десять заповедей. Царь Соломон.

Спаситель. Священное Писание рассказывает о Рождестве Христовом. Рождество в вертепе. Явление Ангелов. Поклонение волхвов. Почему Спаситель пришел в мир не грозным Судьей или земным Царем, а кротким Младенцем? О дарах волхвов, которые они  принесли Христу: как они выглядят, где хранятся.

Христианская этика. Чему Иисус Христос учил людей. Заповеди блаженства.  Что нужно человеку для счастливой жизни? Учение Христа. Заповеди блаженства. Блаженство - счастье. Нагорная проповедь. Радость выполнения заповедей. Апостолы и евангелисты Матфей, Марк, Лука, Иоанн. Радостная весть. Божественная благодать.

Христианская этика. Золотое правило жизни христиан. Главное правило  христианской жизни: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними». Почему это правило можно назвать «золотым» правилом? Какие еще правила дал Христос людям (повторение заповедей Блаженства). Доброта моей души. Чем я могу  поделиться? Следует ли мне ожидать ответного добра от людей? Что означают слова « круговая порука добра»? Понятия ответственности и обязанностей.

Христианская этика. Добродетели и страсти. Какой я? Что помогает и что мешает человеку подниматься по небесной лестнице? Добродетели и страсти. Как растет в человеке доброе? Притча о сеятеле. Препятствия на пути движения человека к добру. Что это такое? Какие бывают добродетели, какие - страсти. Как научиться бороться со страстями. Где находятся препятствия: внутри человека или вовне? Какие из них сильнее? «Доброе сердце - злое сердце» - как понимать это выражение. Поэма святителя Иосафа Белгородского о сражении семи добродетелей с семью грехами. Какие добродетели с какими страстями борются? Отношение к труду. Труд души. Рассказ об этом средствами иконописи («Лествица» преподобного Иоанна Лествичника) - представление иконы; средствами светской и духовной поэзии. Древо талантов - добродетелей христианина.

Христианская этика. Милосердие. Кто мой ближний? Доброта и милосердие  христианина. Притча о милосердном самарянине. Какой он – христианин? Долг и ответственность христианина. За что должен отвечать человек? Милость, милосердие, сострадание христианина. Евангельская притча о милосердном самарянине. Отражение темы милосердия в духовной поэзии (стихотворения Я.П. Полонского и М.Ю. Лермонтова).

Спаситель. Жертвенная любовь. Крестная Жертва. Христианское почитание Креста. Тайная Вечеря. Предательство Иуды. Смерть на Кресте. Погребение. Стража у гроба. Апостол Павел о любви.

Спаситель. Победа над смертью. Самый великий праздник православного календаря. События праздника и его духовный смысл. Пасха – переход от смерти к жизни.  Воскресение Христово. Русские поэты и писатели рассказывают о Воскресении Христовом.  Исторические свидетельства описанных в Евангелиях событий. Туринская Плащаница. Библия о будущих судьбах мира. Страшный суд. Ответственность христианина.

Православный храм. Православные традиции жизни. Православный христиан. Храм - дом, посвященный Богу. Православный храм, его духовное значение. Духовная красота. Внешняя красота храма и духовная красота его создателя. Основные части храма. Колокола. Виды звона ( перезвон, благовест, трезвон, набат). Символический смысл храма. Иконостас, четверик, алтарь. Престол. Скиния—первый  храм. Изгнание Христом из храма торговавших там. Русские поэты рассказывают о православных  храмах, их устройстве, богослужении, колокольном звоне, христианской радости.

Православные Таинства. Православный храм и Таинства православной церкви. Начало христианской жизни в Таинстве Крещения. Крёстные родители. Таинство Причастия—центр духовной жизни христиан. Тайная Вечеря. Установление Таинства Крещения и Причастия. Таинство Исповеди. Православное богослужение. Литургия. Евхаристия - благодарение. Духовный смысл Литургии. Правило веры символ православной веры. Православный храм в традициях жизни православной семьи: крестины, венчание, отпевание. Московский Кремль - сердце; Вера русских князей и традиции почитания святынь. Успенский собор – самый главный собор Московского Кремля. Венчание на царство Русских государей. Восхождение на церковный престол Патриархов. Правила поведения в храме.

Священные образы. О чем рассказывает икона. Символический язык православной культуры. Как человек воспринимает красоту окружающего мира? Христианская религия о мире материальном и нематериальном. Икона - окно в мир невидимый. Икона -  христианская святыня. Кому посвящались христианские иконы? Что означает  почитание иконы? Почему икона является священным изображением? История создания  первой иконы. Спас Нерукотворный. Иконописные изображения. Фреска. Мозаика.  Словарик иконописца. Иконография Христа. Духовная красота иконы. Картина и икона.  Христианское искусство.

Христианская семья. Родина. Отчий дом - самое родное место на земле. Семья.  Члены семьи. Предки и потомки семьи. Родительская любовь. Дар любви. Служение  близким. Ценности жизни христианской семьи. Чему учат христиан заповеди Божии? Поучения Евангелия о любви к ближним. Добрые дела любви. Священная история о почитании родителей. Дети Ноя. Христос Отрок. Его жизнь в Назарете. Традиции освящения христианского дома. Молебен. Иконы Спасителя и Богородицы.

Православный календарь и праздники. История церковного календаря. Устроение Церковью жизни христиан по церковному календарю. Чему посвящены православные праздники? Православные традиции жизни. Библия о посвящении седьмого дня недели Богу. Двунадесятые праздники. Какой праздник празднуется христианами чаще всего? Иконы праздников. Пост - подготовительные дни к празднику. В чем заключается православный пост? О духовном и телесном воздержании. Радости православного поста.

Почитание святых в православном календаре. Православие в России Святая Русь. Христианские святые. Что означает почитание святых? Христианский подвиг святых. Как христианство пришло на Русь. Лики святых. О святых юных мученицах Вере,  Надежде, Любови и матери их Софии. Изображение святых в иконописи. Икона «Все святые, в Земле Российской просиявшие». Отражение подвигов святых в духовной поэзии.

Православный календарь. Почитание святых. Верность. Сыновья князя Владимира - святые братья -князья. Христианский подвиг святых князей Бориса и Глеба. За что  они прославлены? Добродетели, явленные святыми. О вере и верности. Мученики -  страстотерпцы. Пример кротости и послушания Богу, показанный Христом. Евангельский рассказ «В саду Гефсиманском»). Любовь к Богу, кротость, любовь к ближнему -  заповеди, выполнение которых святые князья засвидетельствовали мученической смертью.  Рассказ о подвиге святых в житиях, иконописи, поэзии. Чтение евангельского текста и его  соотнесение с подвигом святых Бориса и Глеба: «Не бойтесь же не могущих убить» (Мф. 10,28). Как почтили память святых Бориса и Глеба?  Архитектурные памятники в честь святых, храмы, названия городов, поселков, улиц в  разных городах.

Православный календарь. Почитание святых. Смирение. О святом Преподобном Сергии Радонежском в истории Руси. Детские годы Преподобного. Послушание родителям. Основание монастыря—центра духовной жизни Руси. Смиренный чудотворец. В чём проявляется добродетель смирения? Размышляем о добродетели смирения в жизни современного человека. О добродетели смирения рассказывают произведения духовной поэзии. Смирение—это сила или слабость? Объединение русских князей. Чему учил Преподобный Сергий русских князей. подобный Сергий русских князей. Защита Отечества. Благословение князя Димитрия Донского на битву. Святые воины - схимонахи Троицкой Лавры Александр Пересвет и Родион Ослябя. Что защищали святые воины? Как преподобный Сергий помогал русским воинам на Куликовом поле. Ученики преподобного Сергия. Христианские добродетели, которые воспитывал в князьях Преподобный. О святых учениках преподобного Сергия. Представление иконы: «Видение Сергию множества птиц» (фреска). Паломничество в Троице-Сергиеву лавру.

Православный календарь. Почитание святых. Ратный подвиг. Святые вожди в земле Русской. Защитники Отечества. Преподобный Илья Муромец. Как Илья Муромец богатырем стал. Что он защищал, с чем сражался. Святой богатырь, преподобный монах. Какие христианские добродетели почитались на Руси. Князь Димитрий Донской. Князь Александр Невский. О святом князе Александре Невском. Паломничество в Александро-Невскую Лавру. Святой Александр Невский на фреске собора Московского Кремля. О словах князя «Не в силе Бог, а в правде». В чем заключался подвиг князя? Защитник Отечества в наше время. Какие добрые дела во славу своего Отечества может совершить человек сегодня? Какие качества души ему для этого необходимы?

Православный календарь. Почитание святых. Мужество. Защитник русской земли святой Патриарх Ермоген. Его послания к русским людям. Оборона Троице-Сергиевой Лавры. Мученическая смерть Патриарха Ермогена. Из истории Троице-Сергиевой Лавры. Как почтили память монахов - защитников Троице-Сергиевой лавры: архимандрита Дионисия и келаря Авраамия Палицына? Надпись на гробнице Авраамия Палицына на Соловках. О мужестве в наше время. В каких делах оно проявляется?

Православный календарь. Почитание святых. Христианская радость. О святом преподобном Серафиме Саровском. Христианская радость. Отличается ли радость христианская от обычной, житейской? Что означают слова «радость о Господе»? Явления Пресвятой Богородицы преподобному Серафиму. Какую главную христианскую добродетель проявил святой Серафим Саровский? Христианское прощение. Почему Серафим Саровский всегда радостно встречал людей? Что питало его любовь к людям? Изображение жития преподобного Серафима в иконописи. Представление житийной иконы. Почитание христианских святынь. Паломнический маршрут в Серафимо-Дивеевский монастырь. Троицкий собор. Канавка Божией Матери.

Православный календарь. Почитание святых. Подвиг веры. Что такое подвиг? Как его объяснить в христианском значении? Русская Голгофа. Новомученики Российские. Что помогало Новомученикам сохранить мужество перед лицом злобы? Представление иконы: «Собор Новомучеников и Исповедников Российских». Как разрушили храм Христа Спасителя. Добро и зло в душе человека: созидателя - православного зодчего; разрушителя святынь - вандала.

Любовь и уважение к Отечеству. Как сохранить красивый мир? Святыни России. Что такое чудотворная икона? Почему на Руси сложились традиции почитания икон Пресвятой Богородицы? Из истории христианской культуры. «Тихвинская», «Казанская», «Владимирская», «Смоленская», «Донская», «Почаевская» иконы Божией Матери. История о том, как была спасена Москва от войск завоевателя Тамерлана. Словарик иконописца: основные иконографические типы изображений Богоматери - Умиление, Одигитрия, Оранта. Почему на Руси сложились традиции почитания икон Пресвятой Богородицы?

Творческие проекты «Диалог культур и поколений: сохраняем духовное, культурное наследие России».

Сохраняем святыни России. Сокровища духовные. Духовные завещания. Поучение князя Владимира Мономаха детям. Какие сокровища завещали родители детям в 17-18 веках? Духовное завещание святого Митрофана Воронежского. Наставления святого Тихона Задонского своим духовным детям. Какие добрые дела может выполнять современный человек, учитывая наставления святых?

Обращение к школьникам XXI века: «Желаю тебе». Какие ценности я хотел бы передать в наследство школьникам 22 века? Какие добрые дела может выполнять современный человек, учитывая наставления святых?

По святым местам моей Родины—России. «Герои России», «Русские святые», Золотая цепь святых. Мои предки».

5 класс

Религиозная культура в жизни человека. Что такое «религиозная культура»? Духовность, культура, культурный человек, историческая память, религия, религиозная культура. Духовная культура и её характеристики. Примеры феноменов духовной культуры. Этические нормы христианства.

О чём рассказывает христианская православная культура? Счастье жизни христиан. Когда возникла христианская религия. Основные понятия христианской культуры. Содержание православной религии: спасение человека Богом. Библия как источник религиозного знания и культуры. Христианская антропология.

О чём рассказывает Библия? О Боге, о мире, о человеке. Как создавалась Библия? Книги, входящие в состав Библии. Священное Писание как основная богослужебная книга. Понятия добра и зла в жизни людей. Первые правила, данные в Раю Адаму и Еве. Грехопадении. Десять заповедей. Заповеди Блаженства. Чему Христос учил  людей. Крестная Жертва – Искупление человека. Воскресение Христово.

Библейские сюжеты в произведениях христианской православной культуры. Четыре основные темы Священной истории Ветхого и Нового Завета: сотворение мира; Рождество Христово; Крестная Жертва; Воскресение Христово и создание Церкви. Отражение Библейской истории в произведениях православной культуры: хоровой музыке, духовной поэзии, религиозной и светской живописи, литературе, храмовом зодчестве.

Монастырь – центр христианской православной культуры. О христианской радости.  христианской радости. Смысл жизни христиан. Христианские добродетели. Христиане о таланте. Смысл монашеской жизни. Монастырь в истории христианской православной культуры.

Язык христианской православной культуры. Как христианская культура рассказывает о мире Небесном.  Спасение человека Богом – основное содержание православной культуры. Как христианская культура объясняет возможности творчества? Святая Земля. Символы христианской православной культуры. В чём заключается смысл красоты православного искусства?

Для чего построен и как устроен православный храм? Православный храм в жизни христиан. Храм – дом, посвящённый Богу. Внешняя красота храма и духовная красота создателя. Символический смысл храма.  Богослужение. Таинства Церкви. История создания храмов. Правила поведения в храме.

Религиозная живопись. О чём рассказывает икона? Икона – окно в мир невидимый. Икона – христианская святыня. История создания первой иконы. Иконописные изображения. Духовная красота иконы.

Красивый мир церковнославянской азбуки. Письменные источники христианской православной культуры. Церковнославянский язык. Церковнославянская азбука. Её создатели – святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. Псалтирь, евангелие – первые книги на Руси. Библейские сюжеты в творчестве русских поэтов и писателей.

История христианской Церкви в житиях её святых. Христианская Церковь входит в мир.Золотая цепь святых. Начало христианской эры. Святые апостолы. Как христианство стало распространяться в мире. Избрание Христом апостолов. Образование Церкви. Жизнь первых христиан. Труды апостолов. Христианские праздники? День Святой Троицы, праздник святых апостолов Петра и Павла, Собор двенадцати апостолов. Учение Иисуса Христа раскрывается в феноменах православной культуры.

Святые дети – мученики за веру. Вифлеемские младенцы. Причины преследования христиан иудейскими и римскими властями. Первые пострадавшие за Христа – Вифлеемские младенцы. Первомученик Стефан. Святой Игнатий Богоносец.Юная мученица Акилина. Святой отрок Вит. Смысл мученичества. Жития юных мучеников.

Христианские добродетели вера, надежда, любовь в жизни святых. Святые Вера, Надежда, Любовь и мать их София. О святых юных мученицах Вере, Надежде, Любови и матери их Софии. Христианские добродетели.О святой деве Татиане. Размышления о духовной красоте. В чём проявлялась любовь христиан к врагам?

Мудрость жизни христиан. Святая великомученица Екатерина. Главные ценности  жизни христиан. Христианская мудрость. Христианская радость. Святая великомученица Варвара. Христианские добродетели  и наименование великомученицы Варвары «всечестная».    

 Святые воины. Святые Георгий Победоносец, Димитрий Солунский, Святой Феодор Стратилат. Великомученик Георгий Победоносец, Димитрий Солунский. Святой мученик Севастиан. Подвиги исповедания веры и защиты Отечества. Кого называли воинами Христовыми? Воинская доблесть. О почитании святых воинов. Размышления над евангельскими текстами о любви к врагам, христианской радости, воинском подвиге. Борьба христианина в внутренними врагами: грехами- страстями своей души. Борьба христианина за красоту своей души. Святитель Иоасаф Белгородский учит христиан тактике сражения с грехами.

Святые врачеватели. Святые Косма и Дамиан. Всемилостивый целитель Пантелеимон. Бескорыстие святых врачей. Евангелие о дарах. Притча о талантах. Сражение бескорыстия и корыстолюбия.Какие добродетели проявляли святые в детстве? Какими христианским добродетелями и подвигами прославились? Размышления о Божиих дарах святым при чтении церковнославянских текстов Священного Писания.

 Защита христианской веры. Вселенские Соборы. Святые равноапостольные Константин и Елена. Святые Отцы Церкви.   Прекращение гонений на христиан в царствование Константина Великого. Обретение и Воздвижение Креста Господня святыми Константином и Еленой. Защита христианского вероучения от ересей.

7 Вселенских соборов. Утверждение основных догматов христианской веры. Утверждение «Символа веры».  Почитание христианами икон. Крест в жизни христиан.

Утверждение христианского учения. Учителя веры – Святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст. Почему потребовалось защищать учение Церкви? Какими трудами на благо Церкви Христовой прославились святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст.

О богослужении Православной Церкви. Божественная Литургия. Всенощная. Вклад святителей в составление песнопений богослужения. За что христиане благодарили Бога? Пути к спасению. Великие подвижники пустыни: Преподобные Антоний Великий, Пахомий Великий, Павел Фивейский. Смысл монашества. Подвиги духовные. Их смысл – спасение души. Разные пути к спасению. Монашество – путь совершенных. Основоположник монашества  - Антоний Великий. Монашеские обеты.

Примеры христианских добродетелей в жизни святых подвижников.

Пути к спасению. Святая преподобная Мария Египетская. Ефрем Сирин. Прославление Бога верой и добрыми делами. Промысел Божий в деле спасения человека. Борьба со страстями души – путь к спасению.Покаяние. Покаянная молитва святого Ефрема Сирина. Великий Пост в жизни христиан.

Пути к спасению. Преподобный Досифей. Святитель Павлин Милостивый. Ответственность христианина. Как может спастись христианина? Священное Писание рассказывает о Страшном Суде. Христианские добродетели смирения, послушания, кротости, терпения, умеренности – путь к спасению души.

О милости Божией к человеку. Искупительная Жертва, принесённая Христом за людей. Христос показывает примеры милосердия и прощения. Добродетель милосердия.

Просветители славянские Кирилл и Мефодий. Евангелие приходит на славянские земли. Монахи – миссионеры-проповедники. Труды святых братьев Кирилла и Мефодия. Детские годы святых. Апостольские труды святых.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 КЛАСС (34часа)

№ раздела, темы

Раздел, тема

Количество часов

Планируемые предметные результаты

1

Россия – наша Родина

О вере, знании и культуре

2

Работать с физической и административной картами мира и России «Путешествуя по родной стране». Участвовать в игре «Продолжи ассоциативный ряд»  по теме «С чего начинается Родина. Участвовать в викторине «Ими гордится страна»

 Познакомиться с историей возникновения и распространения православной культуры.

2

О чём рассказывает Библия?

Что говорит о Боге православная культура

2

Познакомиться с описанием основных содержательных составляющих священных книг.

Изучать основы духовной традиции православия.

3

Добро и зло

Что говорит о человеке православная культура.

2

Познакомиться с основными нормами православной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе.

Осмыслить нравственные ценности христианской культуры в жизни современного человека.

4

О талантах и душе человека. Тест  «Священное писание о взаимоотношениях человека с Творцом»

1

Осмыслить нравственные ценности христианской культуры в жизни современного человека.

Устанавливать взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей.

Выполнять тестовые работы, опираясь на изученный теоретический материал.

Обобщение по теме «Священное писание»

1

5

Спасение. Спаситель.

Чему Иисус Христос учил людей. Заповеди блаженства

2

Описывать различные явления православной духовной традиции и культуры.

Осмыслить нравственных ценностей христианской культуры в жизни современного человека.

6

Золотое правило жизни христиан

Добродетели и страсти. Какой я?

2

Познакомиться с основными нормами православной морали, понимать их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе

Анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозных культуры (православной и др.)

Выполнять творческие проектные работы «Мое отношение к людям»

7

Милосердие. Кто мой ближний?

1

Излагать своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества. Толерантно относиться к представителям разных мировоззрений и культурных традиций  

8

Жертвенная любовь

Победа над смертью

2

Определять и объяснять основы духовной традиции православия.

9

Тест «Чему Иисус Христос учил людей»

1

Выполнять тестовые работы, опираясь на изученный теоретический материал.

10

Презентация творческих работ

1

Представлять творческие проектные работы «Мое отношение к людям»

11

Православный храм

Православные Таинства

2

Усвоить  основные  догматы христианства в памятниках зодчества. Раскрывать смысл внешнего и внутреннего устройства православного храма. Объяснить Таинства Православной Церкви.

12

Священные образы. О чем рассказывает икона. Христианское искусство.

1

Осмыслить нравственных ценностей христианской культуры в жизни современного человека.

13

Христианская семья. Тест «Православный храм»

1

Выполнять тестовые работы, опираясь на изученный теоретический материал.

14

Православный календарь и праздники.

1

Различать православные праздники, объяснять традиции, связанные с ними.

15

Святая Русь.

Верность.

Смирение.

Ратный подвиг.

Мужество.

5

Различать термины и понятия. анализировать духовно-нравственные явлений и категории, как в общем культурно-историческом, так и в конкретном социокультурном российском контексте;

организовывать и строить свои отношения с окружающими людьми в соответствии с нравственными нормами российского общества.

16

Христианская радость.

Подвиг веры.

1

Охарактеризовать термины и понятия, анализировать духовно-нравственные явлений и категорий, как в общем культурно-историческом, так и в конкретном социокультурном российском контексте,

организовывать и строить свои отношения с окружающими людьми в соответствии с нравственными нормами российского общества.

17

Как сохранить красивый мир? Святыни России.

1

18

Обращение к школьникам XXI  века.

1

Составить обращение школьникам XXI века, основываясь на нравственных ценностях русского народа.

19

Тест «Золотая цепь святых»

1

Выполнять тестовые работы, опираясь на изученный теоретический материал.

20

Защита творческих проектов

2

Представлять творческие проектные работы «Герои России», «Русские святые», «Золотая цепь святых. Мои предки».

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 КЛАСС (34часа)

№ раздела, темы

Раздел, тема

Количество часов

Планируемый предметный результат

I

Основы православной культуры

10

Оценивать и анализировать духовно-нравственные явления и категории в культурно-историческом и в конкретном социокультурном российском контексте.

1.

 Религиозная культура в жизни человека.

1

Познакомиться с памятниками христианской и православной культуры

Усвоить нравственные нормы в ходе знакомства с богатейшей православной культурой России.

2.

О чём рассказывает христианская православная культура?

1

Отличать понятия «культура» и «христианская православная культура».

Усвоить теоретический материал о достопамятных событиях священной истории, имён и подвигов величайших просветителей и святых

3.

О чём рассказывает Библия?

1

4.

Библейские сюжеты в произведениях христианской православной культуры.

1

Приобрести устойчивые представления о нравственности и духовности

Сравнивать и анализировать документальные и литературные источники

5.

Монастырь – центр христианской православной культуры.

1

  Углубить понятия о христианских добродетелях, а также  усвоить новые понятия: «обет», «послушание», «нестяжание».

Познакомиться  с монашеским образом жизни.

6.

Язык христианской православной культуры.

1

    Усвоить  язык христианской православной культуры как способ выражения христианской духовности.

7.

Для чего построен и как устроен православный храм?

1

Познакомиться с памятниками христианской и православной культуры; уметь вести себя в православном  храме в соответствии с правилами.

 Усвоить основные догматы христианства  в памятниках зодчества

Отличать внешнее и внутренне устройство православного храма.

8.

О чём рассказывает икона?

1

Отличать иконопись от живописи.

Читать надписи на иконах.

 Определять и отличать различные образы икон (Спасителя, Богородицы, святых и сюжетные иконы христианских праздников)

9.

Красивый мир церковнославянской азбуки. Божественные письмена

1

Видеть в памятниках письменности и произведениях русской классической литературы славянизмы, их необычные формы и понимать их смысл

10

Тест «Устройство православного храма»

1

Усвоить нравственные нормы в ходе знакомства с богатейшей православной культурой России, иметь потребность  в нравственном совершенствовании

II

История христианской Церкви в житиях святых. Христианская Церковь входит в мир

24

  Понимать и объяснять через жития святых культурное и историческое наследие христианской церкви.

Различать термины и понятия. анализировать духовно-нравственные явлений и категории, как в общем культурно-историческом, так и в конкретном социокультурном российском контексте.

Организовывать и строить свои отношения с окружающими людьми в соответствии с нравственными нормами российского общества.

11.

Христианская Церковь входит в мир. Святые апостолы Христа.

2

  Познакомиться с событиями священной истории, именами  и подвигами величайших просветителей и святых; описывать достопамятные события.

Понимать и объяснять суть подвига веры апостолов как учеников Христа и первых христианских священников и миссионеров.

12

Святые дети – мученики за веру. Вифлеемские младенцы.

Святые дети – мученики за веру. Святые Акилина, Вит.

2

Усвоить понимание мученичества как чина святости и как христианского подвига.

Понимать, как христианство входило в мир через первых мучеников.

13

Христианские добродетели вера, надежда, любовь в жизни святых.

Святая мученица Татиана.

2

 Углубить понимание христианских  добродетелей  (веры, надежды, любви)

  Пересказывать жития святых, анализировать стихотворные произведения о них, приведённых в учебнике, узнавать их иконописное изображения и определять значимость их подвига согласно их чину и подвигу веры.

Объяснять смысл христианских добродетелей святых великомучеников и мучеников.

14

Мудрость жизни христиан. Святая великомученица Екатерина.

Святая великомученица Варвара.

2

 

 Понимать и объяснять, в чём заключается мудрость жизни христиан.

Определять нравственные ориентиры и духовные ценности в жизни православных святых. Понять на примере  и жития  заповедь Христа о благословлении и прощении врагов

15

Святые воины. Святые Георгий Победоносец, Димитрий Солунский, Феодор Статилат

2

 Различать чины святых. Понимать суть христианского подвига святых воинов. Определять и различать их иконописное изображение. Ориентироваться на ленте времени в историческом прошлом первых веков христианства.  Иллюстрировать и объяснять с помощью текстов из Евангелия, приведённых в учебнике жития святых, их подвиг святости и веры.

Тест «Святое воинство»

16

Святые врачеватели. Святые Косма и Дамиан.

2

Пересказывать жития святых, анализировать стихотворные произведения о них, при-ведённых в учебнике, узнавать их иконопис-ные изображения и определять значимость их подвига согласно их чину и подвигу веры.

Объяснять смысл христианских добродете-лей святых врачевателей и целителей.

Святые врачеватели. Всемилостивый целитель Пантелеимон.

17

Защита христианской веры. Вселенские Соборы. Святые равноапостольные Константин и Елена.

2

Объяснять историческое и культурное значение Вселенских Соборов, а также утверждения христианства как государственной религии в IV веке от Р.Х при Константине Великом.

Ориентироваться на ленте времени в историческом прошлом первых веков хри-стианства.  Иллюстрировать и объяснять с помощью текстов из Евангелия, приведён-ных в учебнике, жития святых, их подвиг святости и веры.

Отличать чин равноапостольных от других чинов святых.

18

Утверждение христианского учения. Учителя веры – Святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст.

2

Объяснять и определять суть утверждение христианского учения  через пояснения жития и значимости подвига учителей веры –святителей  Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста.

19

Пути к спасению. Великие подвижники пустыни: Преподобные Антоний Великий, Пахомий Великий, Павел Фивейский.

2

Определять пути ко спасению души на примерах житий подвижников благочестия. Определять чин преподобных.

Иллюстрировать и объяснять с помощью текстов из Евангелия, приведённых в учебнике, жития святых. Определять нравственные ориентиры и духовные ценности в жизни православных святых.

20

Пути к спасению. Святая преподобная Мария Египетская.

Святой Ефрем Сирин.

Преподобный Досифей.

Преподобный Павлин Милостивый.

Тест «Преподобные святые»

3

Пересказывать жития святых, анализировать стихотворные произведения о них, при-ведённых в учебнике, узнавать их иконописные изображения и определять значимость их подвига согласно их чину и подвигу веры.

Иллюстрировать и объяснять с помощью текстов из Евангелия, приведённых в учеб-нике, жития святых. Определять нравствен-ные ориентиры и духовные ценности в житиях православных святых.

21

Просветители славянские Кирилл и Мефодий.

1

Объяснять культурное и историческое значение просветительского подвига святых братьев Кирилла и Мефодия. Отличать чин равноапостольных от других чинов святых.

22

Защита  творческих проектов

2

Представлять творческие проектные работы «Мой небесный покровитель», «Святое воинство Руси», «Святые жены Руси», «Утраченные святыни моего города»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 5 класс. Автор Шевченко Марина Анатольевна, учитель русского языка и литературы высшей категории МОУ "СОШ №43" г.Саратова

Представлена программа по русскому языку для 5 класса. В данной программе отражены личностные, предметные и предметные цели с учетом ФГОС....

Рабочая программа по истории древнего мира 5 класс Шевченко С.А. Пояснительная записка

Пояснительная записка   Рабочая программа составлена на основе  авторской программы под редакцией А.Н.Майкова «История» и под редакцией А.А. Вигасина, Г.И. Годера и  И.С. Све...

Рабочая программа по ОДНКНР 5 класс. ФГОС.

Данная рабочая программа составлена на основе программы комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков из...

Рабочая программа курса ОДНКНР

Рабочая программа ОДНКНР составлена на основе Рабочая программа по истории  составлена в соответствии с Федерального государственного стандарта (2010 г.), Примерной программой основного общего об...

Рабочая программа по ОДНКНР 5 класс 2016

Рабочая программа по ОДНКНР 5 класс 2016...

рабочая программа по ОДНКНР 5 класс

рабочаая программа по ОДНКНР 5 класс...

Рабочая программа по ОДНКНР автор Н.Ф.Виноградова

Программа содержит пояснительную записку, планируемые результаты изучения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование с уазанием основных видов учебной деятельности...