Рабочая программа по русскому языку 5 класс. Автор Шевченко Марина Анатольевна, учитель русского языка и литературы высшей категории МОУ "СОШ №43" г.Саратова
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему

Представлена программа по русскому языку для 5 класса. В данной программе отражены личностные, предметные и предметные цели с учетом ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku-5_kl.doc476 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 5 классе

№ п/п

Наименование раздела программы

Количество часов

Тема урока

(этап проектной деятельности)

Тип урока

(форма и вид деятельности учащихся)

Элементы содержания

(основные понятия и определения)

Вид контроля

Домашнее задание

Дата проведения

план

факт

корректировка

1

Раздел № 1. Общие сведения о языке

1

Наука о русском языке

Урок усвоения новых знаний

Лингвистика как наука о языке и речи.  Основные  разделы лингвистики, изучающиеся в 5 классе. Писатели и ученые о богатстве и выразительности русского языка

Выучить наизусть высказывание о языке

2

1

Язык и общение. Язык и человек. Общение устное и письменное

Урок усвоения новых  знаний

Язык как основное средство общения в определенном национальном   коллективе. Устная и письменная речь. Разделы лингвистики,  изучающие устную речь

Устное высказывание: когда и как служит нам язык

§1, 2. упр.7 (наизусть). Подобрать пословицы и поговорки   о языке, учебе

3

1

Язык и его единицы. Урок конкурс «лучший рассказчик»

Урок- конкурс

«Лучший

рассказчик»

Приемы слушания.  Нормы речевого этикета

Упр. 11 (воспроизвести услышанное и добавить    отсутствующую часть)

§ 4,    упр.12 (памятка). Прослушать сообщение на     интересующую вас тему по радио или телевидению, пересказать в классе

4

1

Стили речи.

Урок

развития

речи

Функциональные разновидности языка:   разговорный стиль,   научный стиль,  художественный стиль

Карточки из «Дидактического материала»   № 9, 10, 11.  Определить    стиль речи    данных текстов

Найти в школьных учебниках научный текст, в хрестоматиях по литературе –фрагмент художественного текста

5

Раздел № 2. Повторение изученного я начальной школе

1

 Звуки и буквы. Произношение и правописание

Урок повторения  и  закрепления изученного

Звуки гласные и согласные. Ударные и безударные гласные.   Согласные глухие и звонкие, мягкие и твердые. Различение буквы и звука.

Фонетический разбор

Упр22, (разделить 2-3 слова на слоги      для переноса)

6

1

Орфограмма

Урок

закрепления

изученного

Орфограмма. Место орфограмм в словах. Опознавательные    признаки орфограмм

Осложненное списывание: распределить слова в 2 столбика (с опознавательным признаком    безударной гласной и гласной после шипящей и Ц)

Упр. 27 (обозначить морфемы, в которых  есть орфограммы,   расставить  в  словах  ударения)

7

1

Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. Словарный диктант

Повторительно-обобщающий урок

Повторение правописание      проверяемых и непроверяемых гласных в корне слова.

Словарный диктант

§ 8, упр. ЗЗ (обозначить изученную орфограмму, подобрать проверочные слова, озаглавить текст)

8

1

Безударные непроверяемые гласные в корне слова

Повторительно-обобщающий урок

Повторение правописание  непроверяемых гласных в корне слова. Толковые  и  орфографические словари, их использование

Распределительный диктант

Упр. 38 (подготовиться к диктанту   по учебнику). Индивидуальное     задание: подготовить словарный диктант из 10    словарных слов

9

1

Правописание проверяемых согласных в корне  слова

Повторительно-обобщающий урок

Проверяемые   и   непроверяемые согласные в корне слова

Объяснительный диктант

Упр. 43 (подобрать проверочные слова)

10

1

Правописание согласных (проверяемых и непроверяемых)

Повторительно-обобщающий урок

Правописание  непроверяемых и непроизносимых согласных. Толковые и орфографические словари

Списывание

Упр. 46 (составить связный текст,     подчеркнуть  орфограммы)

11

1

Правописание непроизносимых согласных в кроне слова

Повторительно-обобщающий урок

Непроизносимые согласные в корне слова

Тест

§10, упр49. Подготовиться         к диктанту   по памятке, стр. 282, озаглавить текст

12

1

Буквы И, У, А после шипящих

Повторительно-обобщающий урок

Правописание букв и, у, а после шипящих.

Осложненное списывание

Упр. 53, составить предложения     (текст) со словами

13

1

Разделительный Ъ и Ь

Повторительно-обобщающий урок

Повторение части слова. Разделительные ь и ь

Распределительный    диктант

Упр. 57. Распределить слова в две группы:  1) с ь; 2) с ъ

14

1

Отличие предлога от приставки

Повторительно-обобщающий урок

Повторение различных частей речи. Раздельное          написание предлогов со словами

«Четвёртое лишнее» (найти   слова   без приставки)

Упр. 61 (1) Выписать:  1) существительные с предлогами из-за; 2) существительные  с предлогом из

15

1

Текст. Части текста

Урок

развития

речи

Текст как речевое произведение. Построение текста. Смысловая и композиционная цельность, связность текста

Озаглавить тексты, разделить на абзацы  

Упр. 65, списать,      озаглавить

16

1

Обучающее изложение (на  основе упр. 66)

Урок

развития

речи

Текст. Тема текста. Абзац

Написать изложение по плану

17

1

Части речи

Повторительно-обобщающий урок

Части речи. Самостоятельные и служебные части речи

Индивидуальная  работа по карточкам

Упр. 69 (определить все      части речи в предложениях  1 и  2  абзаца, озаглавить  рассказ словами текста)

18

1

Наречие

Повторительно-обобщающий урок

Наречие

Подбор   наречий к глаголам

Упр. 72 (описать, что вы видите        и слышите вокруг себя, используя наречия)

19

1

Глагол

Повторительно-обобщающий урок

Глагол: время, лицо, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях глаголов, буква Ь во втором лице единственного числа

Устное высказывание

Упр. 77, озаглавить стихотворение, записать  5 глаголов в неопределенной форме

20

1

 –ться и –тся в глаголах

Повторительно-обобщающий урок

Правописание    -тся   и    -ться в глаголах

Индивидуальная работа по карточкам

Упр. 79 (-тся или -ться)

21

1

Тема текста

Урок

развития

речи

Тема сочинения. Широкая и узкая тема.  Коммуникативная установка

Редактирование и запись исправленного текста

Выбрать тему из предложенных, создать свой текст

22-23

2

Личные окончания глаголов. НЕ с глаголами

Повторительно-обобщающие уроки

Раздельное написание не с глаголами. Глаголы  I  и  II спряжения.    Правописание гласных в личных окончаниях глаголов

Распределительный диктант

Упр. 87 (раскрыть скобки,    обозначить личные окончания глаголов)

24

1

Имя существительное

Повторительно-обобщающий урок

Имя существительное: три склонения существительных, род,   число, падеж. Собственные и нарицательные; одушевленные  и неодушевленные существительные Презентация об имени существительном

Взаимодиктант

Упр. 92 (устно),   упр. 93, обозначить склонение существительных

25

1

Буквы Е – И в окончаниях существительных

Повторительно-обобщающий урок

Повторение склонений существительных. Правописание гласных    в падежных окончаниях имен существительных

Индивидуальная   работа   с перфокартами

Упр. 97, указать падеж и склонение существительных

26

1

Ь после шипящих на конце существительных

Повторительно-обобщающий урок

Буква Ь на конце существительных   после   шипящих. Существительные 3 склонения. Презентация.

Словарный диктант, осложненное списывание

Упр. 94, распределить существительные   на две   группы: с Ь и без Ь после      шипящих

27

1

Имя прилагательное

Повторительно-обобщающий урок

Имя прилагательное:   род, число, падеж.   Правописание гласных в   падежных окончаниях прилагательных

Взаимодиктант

Задание   по индивидуальным карточкам.   Дополнить текст прилагательными

28-29

2

Сочинение по картине А.А.Пластова  «Летом»

Уроки

развития

речи

Средства раскрытия замысла художника: композиция, цвет,   колорит. План, опорные слова

Написать сочинение

30

1

Местоимение

Повторительно-обобщающий урок

Местоимения 1, 2, 3 лица единственного и   множественного числа,   склонение личных местоимений

Упр. 111. Подчеркнуть местоимения 3 лица с предлогами

31

1

Основная мысль текста. Сочинение «Летние радости»

Урок

развития

речи

Основная мысль текста. Понятия «тема» и «основная мысль»

Сочинение «Летние радости»

Среди предложенных тем выбрать наиболее узкую  и  написать сочинение        по одной из них

32-33

2

Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 1-4 классах» и его анализ

Уроки

контроля    и коррекции знаний

Изученные части речи, правописание гласных и   согласных в корне, падежных и личных окончаний

Диктант с дополнительными заданиями

Контрольные вопросы и задания

34

Раздел № 3. Синтаксис и пунктуация

1

Синтаксис как раздел грамматики

Урок усвоения новых знаний

Синтаксис как раздел грамматики, единицы синтаксиса: словосочетание, предложение. Знаки препинания конца предложения (знаки завершения, выделения, разделения)

Разбить  текст на предложения, на  абзацы, поставить знаки препинания в конце предложения

§ 25,  составить план теоретического   материала. Упр. 120  

35

1

Словосочетание. Строение словосочетаний

Урок усвоения новых знаний

Основные признаки    словосочетания: смысловая и грамматическая связь главного и зависимого   слова. Способы   выражения главного и зависимого слова

Выделить из текста словосочетания, составить их схемы

§ 26, упр. 126, распределить словосочетания в 3 группы в зависимости от   главного слова

36

1

Способы выражения грамматической связи в словосочетании

Урок

закрепления

изученного

Смысловая и грамматическая связь главного и зависимого слова в словосочетании

Замена словосочетаний одной   конструкции на другую

Упр. 130, составить словосочетание по рисунку

37-38

2

Виды словосочетаний. Разбор словосочетания. Тест

Уроки-практикумы

Основные признаки словосочетания

Тест

Упр. 132 устно,   упр. 133, определить основную мысль текста

39

1

Предложение

Урок усвоения новых знаний

Предложение как основная единица  синтаксиса и как минимальное речевое  высказывание. Основные признаки предложения   и его отличия от других языковых единиц. Презентация

Записать    небольшой     отрывок  из  любимого  стихотворения, расставить   логические ударения  в тексте, выразительно прочитать

§ 28, упр. 136. (Развернутый ответ: почему эту запись нельзя назвать текстом? Обозначить границы предложений знаками препинания)

40-41

2

Сжатое изложение «Старый пень»

Уроки

развития

речи

Основная  мысль текста. Главная и второстепенная информация текста

Изложение

Подготовить устное     выступление на        тему: «Гордость - это   хорошо или плохо?»

42

1

Виды предложений по цели высказывания

Урок   усвоения знаний

Виды предложений по цели высказывания:    невопросительные    (повествовательные, побудительные) и вопросительные

Устный аргументированный  ответ на вопрос

§29, упр. 147 (по желанию выучить стих наизусть). Охарактеризовать предложения   по цели  высказывания

43

1

Виды предложений по эмоциональной окраске

Урок усвоения новых знаний

Виды предложений по эмоциональной окраске: невосклицательные,       восклицательные.   Интонационные  и смысловые особенности повествовательных,    вопросительных,       побудительных, восклицательных предложений.  Пунктуационные  знаки завершения,        выделения, разделения предложения

Чтение предложений, расстановка логических ударений, пауз

§ 30,  упр. 151   (установить границы предложений,   расставить     знаки препинания)

44

1

Члены предложения. Сказуемое

Урок усвоения новых знаний

Главные члены предложения. Сказуемое. Способы его выражения

Описать объект с помощью глаголов

Вставить пропущенные     глаголы-связки, учитывая речевую ситуацию

45

1

Подлежащее

Урок усвоения  новых знаний

Определение главных членов предложения. Грамматическая основа предложения. Подлежащее. Способы его выражения. Презентация

На основе рисунка составить несколько предложений со словом «брат» так, чтобы это слово было подлежащим (1. Что делал брат? 2. Каков брат? 3. Кто он такой?)

§ 33,  упр. 165     (определить   способ выражения подлежащего и сказуемого)

46

1

Тире между подлежащим и сказуемом

Урок   усвоения     новых знаний

Способы   выражения   подлежащего и сказуемого существительными  в именительном падеже.   Особенности связи подлежащего и сказуемого

Взаимодиктант

§ 34,  упр. 169,     заменить данные предложения   близкими по смыслу   (по образцу)

47

1

Распространенные и нераспространенные предложения

Урок усвоения новых знаний

Распространенные и нераспространенные предложения. Презентация

Взаимопроверка

§35, упр. 174 (письменно), упр. 174 (подготовить устный   рассказ, о предложении    по плану).   Распространить данные предложения

48

1

Второстепенные члены предложения. Дополнение

Урок   усвоения     новых знаний

Второстепенные         члены предложения. Способы выражения дополнения

Работа по карточкам: распространить предложения дополнениями

§36, 37, 38, работа по карточкам-тренажерам

49

1

Определение

Урок   усвоения     новых знаний

Способы  выражения определений

Сочинение  по данному началу, подчеркнуть        в описании    определения

Составить предложения         или связный текст   по сюжетному рисунку

50

1

Обстоятельство

Урок   усвоения     новых знаний

Способы выражения    обстоятельств

Работа по карточкам: вставить в предложения пропущенные слова, определить их синтаксическую функцию

Используя обстоятельства,    ответить  на вопрос: как и где   вы отдыхаете  на каникулах?

51

1

Главные и второстепенные члены предложения

Повторительно-обобщающий урок

Главные и  второстепенные члены предложения. Знаки конца предложения

Работа по разноуровневым карточкам

I вариант -упр. 182, II вариант -  упр. 183

52-53

2

Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах.

Уроки усвоения новых знаний

Предложения   с   однородными членами, не связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая  между однородными членами   без союзов и с союзами а, но, и

Дополнить предложения однородными членами, составить схемы предложений. Диктант «Проверяю себя»

§40, 41, упр. 194.   Дополнить предложения однородными членами, связанными только интонацией  перечисления

54

1

Обобщающие слова при однородных членах

Урок   усвоения     новых знаний

Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие     после обобщающего слова

Графический диктант

Упр. 205, подробный пересказ текста.    Составить  и записать предложения по данным схемам

55

1

Обращение

Урок усвоения  новых знаний

Предложения, осложненные обращением. Обращение,  выраженное словом или сочетанием слов. Презентация 

Из текста басен  И. А. Крылова выписать 3 предложения с обращениями

Составить предложения с обращением, используя речевую ситуацию (посоветуйте другу не есть мороженое, попросите товарища дать вам книгу и др.)

56

1

Письмо. Написать письмо Деду Морозу

Урок развития речи

Письмо как одна из разновидностей  текста.   Эпистола, эпистолярный жанр, содержание,        оформление письма. Адрес

Написать письмо Деду Морозу

57

1

Синтаксический разбор предложения

Урок-практикум

Простое осложненное предложение. Порядок  синтаксического разбора

Индивидуальная работа по карточкам

§45, упр. 217 (синтаксический разбор по плану)

58-59

2

Функционально-смысловые типы речи

Уроки     развития речи

Типы речи: повествование, описание, рассуждение

Анализ текстов разных типов

Найти     тексты    разных типов,  обосновать  свой выбор

60

1

Предложения с вводными словами

Урок   усвоения     новых знаний

Вводные слова и их значения. Наблюдение   за использованием         вводных слов в тексте

Составление схем    предложений

Письменно обосновать свою    точку зрения  на слова Л.Успенского, использовав в своем тексте вводные слова

61

1

Простые и сложные предложения.

Повторительно-обобщающий урок

Простые и сложные предложения. Грамматическая основа предложений

Тест

По данным схемам составить предложения.

Упр. 231, дописать предложения так, чтобы получился текст

62

1

Синтаксический разбор сложного предложения. Пунктуационный разбор простого предложения

Урок

закрепления

изученного

Сложное и простое осложненное предложения. Знаки завершения    предложения, разделительные и выделительные знаки препинания

Полная синтаксическая характеристика    предложений

Упр.        135, составить план    сообщения      на тему    «Простые и сложные     предложения»

63

1

Прямая речь

Урок   усвоения     новых знаний

Предложения с прямой речью. Знаки препинания при прямой речи. Презентация

Из высказывания     сделать предложение с  прямой   речью (1-й вариант: прямая речь перед словами автора, 2-й вариант: прямая речь       после слов автора)

§ 48, правило наизусть, упр.238, выписать предложения  с прямой речью, стоящей после слов автора,  затем  с прямой речью, стоящей перед словами автора

64

1

Прямая и косвенная речь

Урок

закрепления

изученного

Прямая речь, слова автора. Понятие о косвенной речи

Графический диктант

Упр. 241, списать, расставляя знаки     препинания

65

1

Диалог

Урок усвоения новых знаний

Диалог. Реплика. Знаки препинания при диалоге

Комплексный анализ текста

Контрольные вопросы и     задания. Упр. 253

66

1

Систематизация и обобщение изученного по теме «Синтаксис и пунктуация». Тест

Повторительно-обобщающий урок

Главные и второстепенные члены    предложения. Осложненное простое и сложное    предложение.    Знаки препинания в них

Тест

Повторение по теме «Синтаксис и пунктуация»

67-68

2

Контрольный диктант по теме «Синтаксис и пунктуация» и его анализ

Уроки

контроля и коррекции знаний

Главные и второстепенные члены    предложения.    Осложненное простое и сложное предложение.    Знаки препинания в них

Составить диалог      по картинке

69

1

Выборочное изложение (упр. 254)

Урок   развития речи

Выборочное изложение текста. Тема. Основная мысль текста. Главная и второстепенная информация

повторить правила

70

Раздел № 4. Фонетика. Орфоэпия

1

Фонетика – наука о звуках

Урок   усвоения     новых знаний

Фонетика и орфоэпия  как разделы науки   о   языке. Звук -  основная  единица фонетики.       Фонетическая транскрипция как специальный способ записи  звучащей речи. Система гласных и согласных звуков русского языка

Аргументированный   ответ на вопросы

§50, упр. 259. Составьте словосочетания,      используя слова,      помещенные на полях

71

1

Гласные звуки

Повторительно-обобщающий урок

Гласные ударные и безударные

Фонетическая характеристика гласных звуков, работа над    произношением

§51, упр. 258, составить таблицу «Гласные звуки», подобрать  и записать односложные слова

72

1

Согласные звуки

Повторительно-обобщающий урок

Согласные звонкие и  глухие, мягкие и твердые. Парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твердости и мягкости. Сонорные согласные. Шипящие согласные.   Смыслоразличительная роль звука

Проговаривание скороговорок

§52, упр. 268, составить текст     «Как нужно читать вслух и как нельзя»

73

1

Изменение звуков в потоке речи

Урок   усвоения     новых знаний

Изменение звуков в речевом потоке. Изменение качества гласного звука   в безударной позиции. Оглушение и озвончение   согласных звуков. Характеристика отдельного звука речи и анализ звуков в речевом потоке, соотношение звука и буквы

Устное высказывание «Почему, как правило, люди говорят с акцентом на иностранном языке?»

§53, упр. 270, (найти  в учебнике литературы скороговорки, научиться быстро и внятно произносить их вслух)

74

1

Согласные твердые и мягкие

Повторительно-обобщающий урок

Согласные твердые и мягкие. Повторение случаев написания ь.

Характеристика звуков

§ 54,  упр. 273,        274, (используя слова для запоминания,    составить словосочетания)

75

1

Повествование

Урок развития речи

Композиция повествования. План как средство внутренней организации текста

Анализ текста

§ 55, составить      план любой сказки  из  самостоятельно прочитанных

76

1

Согласные звонкие и глухие

Повторительно-обобщающий урок

Согласные звонкие и глухие.

Словарный диктант

§56, упр. 282 (письмо по памяти)

77

1

Графика. Алфавит

Комбинированный урок

Разделы лингвистики,  изучающие письменную  речь: графика, орфография, пунктуация. Связь фонетики с графикой. Письмо и каллиграфия.  Презентация

Пользуясь учебником литературы, записать в алфавитном порядке фамилии писателей и  поэтов, чье творчество изучается в 5 классе

§ 57, 58. Составить список класса, расположив фамилии  в алфавитном порядке

78-79

2

Сочинение. Описание предмета

Уроки развития речи

Тип речи - описание. Композиционная схема данного типа речи.    Особенности художественного типа речи

Написать сочинение – писание предмета  в художественном стиле, озаглавить описание

80

1

Обозначение мягкости согласных с помощью Ь. Словарный диктант

Урок усвоения     новых знаний

Твердые и мягкие согласные. Использование Ь для обозначения  мягкости предшествующего    согласного. Написание сочетаний букв ЧК, ЧН, НЧ, РЩ

Словарный диктант

§ 60, упр. 298, 300 (распределить слова по группам:     Ь для обозначения  мягкости, Ь в неопределенной форме глагола, разделительный Ь)

81

1

Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я

Урок усвоения новых знаний

Соотношение буквы и звука. Звуковое значение букв. Повторение правописания разделительного ь. Презентация

Записать    любимые строчки из стихотворений А.С. Пушкина. Найти  в них слова с орфограммами, указать, какие звуки обозначают буквы Е,Ё, Ю,Я

§61, упр. 306, выписать из орфографического словаря по 10 слов, в которых: 1) букв больше, чем звуков,  2) звуков больше, чем букв

82

1

Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я. Распределительный диктант

Урок закрепления

изученного

Сопоставительный    анализ звукового и буквенного состава слова. Правописания разделительного ь и ъ.

Распределительный диктант

Упр. 308. Используя материалы § 61, рассказать, что изучает графика как раздел лингвистики

83

1

Орфоэпия. Слог. Ударение. Ударные и безударные гласные

Урок усвоения новых знаний

Орфоэпия как раздел языкознания. Понятие об орфоэпической норме. Овладение основными правилами литературного произношения и ударения: нормы произношения безударных гласных звуков; произношение  мягкого или твердого согласного перед [э] в иноязычных словах; произношение сочетаний согласных (чн,  чт и др.), особенности произношения иноязычных слов.   Особенности ударения  в  русском языке. Допустимые варианты   произношения и ударения, Орфоэпический словарь, его назначение, структура, содержание словарной статьи.  Оценивание собственной и чужой речи с точки зрения  соблюдения   орфоэпических норм. Презентация

Аргументированный ответ на вопрос: «Как научиться правильно  говорить?»

§62, упр. 312, устный ответ на   вопрос: «Чем близки по значению и происхождению слова «орфография» и «орфоэпия»? Почему их нельзя   смешивать?»

84

1

Фонетический разбор. Звукозапись как выразительное средство устной речи

Урок усвоения новых знаний

Фонетическая транскрипция. Объяснение особенностей произношения и написания слова с помощью элементов транскрипции, использование звукописи в художественной речи

Работа с фрагментами художественного текста

§63, упр. 313, найти   художественные тексты      со звукописью, обосновать цель        использования

85

1

Повторение и систематизация изученного по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика». Тест

Повторительно-обобщающий       урок (фронтальная форма работы)

Звук как основная единица языка. Обобщенные сведения о звуках речи, их классификация. Изменение звуков в речевом потоке. Правописание гласных и согласных в корне слова.

Докажите, что фонетика и орфоэпия связаны между собой

Контрольные    вопросы, упр.316

86-87

2

Контрольный диктант по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика» и его анализ

Уроки контроля и коррекции знаний

Звук как основная единица языка. Обобщенные сведения о звуках речи, их классификация. Изменение звуков в речевом потоке. Правописание гласных   и согласных в корне слова

Тест

88-89

2

Сочинение по картине Ф.Толстого «Цветы, фрукты, птица»

Уроки развития речи

Тип речи - описание. Натюрморт

Закончить работу  над сочинением

90

Лексикология как раздел науки о языке

1

Слово и его лексическое значение

Урок усвоения новых знаний

Лексикология как раздел лингвистики. Лексика    как словарный состав, совокупность слов данного языка. Слово - основная единица языка и речи. Отличие слова от других языковых единиц. Лексическое значение слова. Основные способы передачи лексических значений слов. Толкование лексического значения слова с помощью описания, толкования, подбора синонимов, антонимов, однокоренных слов

Из толкового словаря выписать 5 незнакомых слов и формулировку их значений, составить с этими словами предложения

§64, упр. 328. Пользуясь учебником истории, объяснить значения слов: археология, хронология. Объяснить, почему  эти понятия   используются в  курсе  истории   древнего мира

91

1

Словари

Урок-практикум

Толковый словарь русского языка и его использование для определения, уточнения лексического значения слов

Определить слова по толкованию       их лексического значения, проверить себя по толковому словарю

Упр.328, разгадать кроссворд

92

1

Однозначные и многозначные слова

Урок усвоения новых знаний

Лексическое богатство русского языка как источник выразительности речи. Характеристика лексической системы  русского языка  с точки зрения особенностей лексического значения слов. Однозначные и многозначные слова

Творческий диктант. Вставить в предложения нужные по смыслу слова

§65,

упр.333 или 334,     определить   лексическое значение многозначного слова

93

1

Прямое и переносное значение слов

Урок усвоения новых знаний

Прямое и переносное значение слов. Понимание основания для переноса наименования  (сходство, смежность объектов или признаков). Основные виды тропов, основанные  на  потреблении слова в переносном  значении. Наблюдение за использованием переносных значений слов в художественных текстах. Презентация

Отгадать загадки, созданные с помощью метафоры, найти метафоры и олицетворения   в стихотворе-ниях И.Бунина, С.Есенина

(упр. 339)

§66, 1-я  группа - упр. 337; 2-я группа - упр. 341. Найти в словаре 5 слов с     переносным    значением

94

1

Омонимы

Урок усвоения новых знаний

Лексические омонимы как слова, тождественные по звучанию и написанию, но различные по лексическому значению. Различение омонимов и многозначных слов в речи. Характеристика русского языка с точки зрения семантической группировки слов. Различные виды омонимов. Презентация

Указать омонимы в тексте-каламбуре, определить значения

§67, упр. 347, 348 (устно).  Устный ответ на вопрос: «Почему омонимы появились в языке? С какой целью писатели используют омонимы?»

95

1

Синонимы

Урок усвоения новых знаний

Синонимы как слова, близкие или тождественные по лексическому значению. Смысловые и стилистические различия синонимов. Словари синонимов русского языка и их использование.   Наблюдение за  использованием синонимов в художественных текстах

Распределить синонимы  по графам в таблице: нейтральные слова, книжные слова, разговорные слова

§68, упр. 353 и 349,  выписать из русских народных    сказок, пословиц, поговорок слова-синонимы, используемые в одном и    том    же предложении

96

1

Синонимы

Урок

закрепления

знаний

Выявление   смысловых   и стилистических      различий синонимов.   Использование синонимов как средства связи предложений в тексте и как средства устранения неоправданного повтора

Написать сочинение-миниатюру на тему «Моя мечта», использовать синонимические ряды

Упр. 353, озаглавить текст,   заменить повторы словами-синонимами

97-98

2

Сочинение по картине

И. Э. Грабаря «Февральская лазурь»

Уроки

развития

речи

Тип речи - описание. Описание природы

Сочинение

Прочитать отрывок    из повести М.Горького «Детство», выписать слова-омонимы, слова-синонимы

99

1

Антонимы

Урок усвоения новых знаний

Антонимы как слова, противоположные по    лексическому   значению.   Словари антонимов русского языка. Наблюдение  за использованием антонимов в художественных текстах. Презентация

Привести примеры пословиц, найти антонимы, ответить на вопрос «Почему народная  мудрость часто выражается противоположными по смыслу словами?»

Контрольные    вопросы. Составить план рассказа по теме «Лексикология»

100-101

2

Контрольная работа по теме «Лексикология» и ее анализ

Уроки

контроля    и

коррекции знаний

Синонимы, омонимы, антонимы, однозначные и многозначные слова,  лексическое значение слова, переносное значение слова

Контрольная

работа

102-103

2

Изложение «Первый снег»

Уроки

развития

речи

Основная мысль  текста. Заголовок. План. Стиль текста

Написание

изложения

Составить словарик по одной из предложенных   тематических групп: компьютерная  техника, виды спорта, лекарственные травы. Расположить в алфавитном порядке

104

Морфемика как раздел лингвистики. Орфография

1

Морфемика как раздел лингвистики

Урок

усвоения

новых

знаний

Морфемика как раздел науки о языке. Взаимосвязь морфемики и словообразования. Морфема как минимальная значимая единица языка. Отличие   морфемы от других языковых единиц. Виды морфем. Корневые и некорневые морфемы

Морфемный

разбор. Докажите, что морфемный    разбор связан со смысловым анализом слова

§70, упр. 365,

разобрать по составу 3 слова     различных  частей речи

105

1

Изменение и образование слов

Комбинированный урок

Словообразовательные     и словоизменительные  морфемы

Распределительный диктант

§71, упр. 370,  озаглавить текст,

пересказать его

106

1

Окончание и основа слова

Урок усвоения новых знаний

Основа слова, окончание

Определить, какими частями речи являются слова, соответствующие схемам, определить грамматическую форму слова, скрывающегося за схемой

§ 72, 73, упр. 373, обозначить окончания, основы слов,      озаглавить текст,   определить его стиль

107

1

Корень слова

Комбинированный урок

Корень. Однокоренные слова. Общность в лексическом значении однокоренных слов. Повторение правописания корней с проверяемыми и непроверяемыми гласными и согласными.

Выписать из сказки «О мертвой царевне...» А.Пушкина предложения, в которых употребляются слова с корнем         - ШЛ - (шла,         пришла). Чем объясняется различие в лексическом значении этих слов?

§74, упр. 382, выписать группы однокоренных слов, обозначить   корень

108

1

Рассуждение в повествовании. Сочинение-рассуждение.

Урок

развития

речи

Тип речи - рассуждение. Композиционная схема рассуждения, его смысловые части

Подготовить рассуждение на    грамматическую тему: доказать       принадлежность конкретного слова к определенной части речи

109

1

Суффикс

Урок

усвоения новых знаний

Суффикс как словообразовательная морфема

Работа  с школьным словообразовательным словарем

§76, упр. 392, составить таблицу «Суффиксы имен прилагательных»

110

1

Суффикс

Урок

закрепления

изученного

Суффикс как значимая часть слова

Из произведений устного народного творчества выписать имена существительные и прилагательные с  уменьшительно-ласкательными       суффиксами,   выделить эти морфемы

Упр. 339, составить список  русских народных сказок, в названиях которых  используются слова с уменьшительно-ласкательными     суффиксами, объяснить, почему языку сказок  свойственно употребление слов   с уменьшительно-ласкательными     суффиксами

111

1

Приставка

Урок усвоения новых знаний

Приставка как словообразовательная морфема. Приставка как значимая часть слова. Роль приставки как средства образования слов. Значение приставок. Правописание гласных и согласных в  приставках.

Работа с орфографическим словарем,     составление слов по схемам

Упр. 403, подобрать по       орфографическому   словарю 10-15 слов с приставками с-, без-, пере-

112

1

Морфемные словари русского языка

Урок усвоения новых знаний

Морфемные словари русского языка: назначение, структура, содержание словарной статьи

Пользуясь словарем, докажите, что морфема - значимая часть слова

Упр. 405, распределите слова на 3  группы,   в которые входят: 1)корень и суффикс; 2) приставка и корень; 3)приставка, корень и суффикс

113-114

2

Выборочное изложение текста с изменением лица рассказчика

Уроки

развития

речи

Выделение  в тексте  главной  и  второстепенной  информации. Изучающее чтение. Подробный   пересказ. Тип речи

Дописать изложение

115

1

Чередование гласных и согласных звуков в морфемах

Урок усвоения новых знаний

Чередование гласных и согласных в корнях слов. Типы чередований.   Появление чередований при образовании форм слов и новых слов

Записать свои примеры слов с чередования-ми. Осложненное списывание

§78, упр. 409, работа с таблицей, стр. 68, запомнить   основные  корни с чередованием

116

1

Беглые гласные

Урок усвоения новых знаний

Беглые гласные как варианты чередования. Презентация

Рассмотреть таблицу и сделать вывод: в каких частях слова бывают беглые гласные

§79, упр. 412, индивидуальные    задания: составить считалку с существительными,          в суффиксах

117

1

Варианты морфем

Комбинированный урок

Варианты морфем

Распределительный  диктант

С. 80, упр. 415, самостоятельно подобрать варианты морфем       к выбранным словам

118

1

Морфемный разбор

Урок

закрепления

изученного

Порядок  морфемного разбора. Членение слова на морфемы. Уточнение  лексического значения слова с опорой на его морфемный состав, находить орфограммы в морфеме

Устный разбор по плану

С. 81, упр. 417, подготовить материал для устного сообщения    на тему «Чередования гласных       и согласных   в корнях слов»

119

1

Правописание гласных и согласных в приставках. Словарный диктант

Комбинированный урок

Правописание неизменяемых приставок

Словарный диктант

§82, упр. 422 или

421 (по выбору)

120-121

2

Буквы з – с на конце приставок

Уроки усвоения новых знаний

Приставки на з - с

Проверочная работа с помощью перфокарт

§83, упр. 423,  26, найти в орфографическом словаре и выписать 5-6 слов с орфограммой, определить, какими частями речи являются выписанные слова

122

1

Буквы о – а в корнях лаг - лож

Урок усвоения новых знаний

Корни лаг - лож

Предупредительный диктант

§84, упр. 431, 432, списать последний абзац

123

1

Буквы о – а в корнях раст – ращ – рос

Урок усвоения новых знаний

Корни -раст - ращ рос

 Презентация

Тест «Четвертое лишнее»

§85, упр. 438, выучить пословицы с изучаемой орфограммой

124

1

Буквы ё – о после шипящих в корне

Урок усвоения новых знаний

Буквы ё - о после шипящих в корне. Презентация

Распределительный    диктант

§86, упр. 445, составить словарный диктант на правила, изученные в разделе «Морфемика»

125

1

Буквы ы – и после ц

Урок усвоения новых знаний

Буквы ы - и после ц

Проверочная работа с помощью сигнальных карточек

§ 87, продолжить рассказ (или упр. 449)

126

1

Обобщение и систематизация знаний по разделу «Морфемика». Тест

Повторительно-обобщающий урок

Морфемный состав слова. Правописание гласных и согласных в корне. Основные средства выразительности

Распределительный диктант, составление таблицы,       анализ фрагментов художественного текста

Контрольные вопросы стр. 183,  задание 1-й группе: упр. 454 (одно четверостишие по выбору);  задание  2-й группе: упр. 452 письменно

127-128

2

Описание «поэтических предметов». Описание картины

П.П.Кончаловского «Сирень в корзине»

Уроки развития

речи

Устное описание предмета. Тема. Основная мысль текста

Сочинение по картине

Подготовиться к контрольной работе

129-130

2

Контрольный диктант по теме «Морфемика» и его анализ

Уроки

контроля и

коррекции знаний

Морфемный состав слова. Правописание гласных и согласных в корне. Основные средства  выразительности

Комплексный

анализ текста

131

1

Основные способы и средства связи предложений в тексте

Урок

развития

речи

Смысловая связь предложений в тексте.  Цепная и параллельная связь. Средства сцепления    слов в предложении

Анализ текста

Составить связный

текст, используя один из видов связи

132

Морфология

1

Морфология как раздел грамматики

Урок

усвоения

новых знаний

Морфология  как раздел

грамматики. Грамматическое значение слова и его отличие от    лексического значения

Словарная работа, взаимодиктант

§88, упр.461

133

1

Самостоятельные и служебные части речи

Урок

усвоения

новых

знаний

Самостоятельные и служебные части речи. Повторение известных сведений о самостоятельных и служебных частях речи.

Работа по таблице, стр.188

Упр. 462 или из любой сказки

А. С. Пушкина    выписать четверостишие и определить все части речи

134

Имя существительное

1

Имя существительное как часть речи

Комбинированный урок

Имя существительное   как часть речи. Морфологические признаки существительного, его роль в предложении, употребление в речи.

Сочинение-миниатюра на основе ситуации: «Вы получили в подарок большую коробку. Что бы вам хотелось в ней обнаружить?» Объясните, почему в тексте будут преобладать существительные

§ 88, упр. 463. Прочитать любой текст, пропуская существительные. Сформулировать    вывод о роли существительных      в речи

135-136

2

Доказательства в рассуждении. Сочинение-рассуждение «Зачем нам нужен алфавит»

Уроки

развития

речи

Строение текста-рассуждения и способы развития основной мысли (тезиса), цепь умозаключений, вытекающих одно из другого. Тезис,  доказательства, вывод. Доказательства и объяснения в рассуждении

Выразить свое отношение к словам С.Я.Маршака  «Грамматику изучать необходимо и полезно»

Написать сочинение-рассуждение на тему «Зачем нам нужен алфавит?»

137

1

Имена существительные одушевленные и неодушевленные

Комбинированный урок

Имена      существительные одушевленные    и    неодушевленные.      Грамматические различия одушевленных и неодушевленных существительных

Распределительный диктант.  Найти в хрестоматиях по литературе в статье о загадках определение понятия  олицетворение. Доказать, что прием олицетворения основан на признаке существительных одушевленность/неодушевленность

Упр. 481. Выписать из басен И. Крылова примеры олицетворений

138

1

Имена существительные собственные и нарицательные

Комбинированный урок

Имена существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географических названиях, в названиях  улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и   кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками

Доказать, что, выбирая строчную или прописную букву, надо учитывать значение слова  (например, Соня-соня  и др.)

§92, упр.491 (или      492), написать небольшой рассказ       о том,  как бы вы    назвали своего  щенка,   котенка, куклу.  Соотнести имя и характер, имя и внешность

139

1

Морфологический разбор существительных

Комбинированный урок

Морфологические признаки существительного

Какие морфологические признаки существительных  являются непостоянными? Докажите на примерах.

Упр. 498 или написать письмо    незнакомцу, используя обращение. Определить, словами  каких     частей речи    выражено обращение?

140

1

Сжатое изложение (упр. 496)

Урок

развития

речи

Текст. Основная мысль текста. Деление текста на абзацы. Стиль текста. Выделение ключевых слов

Написание изложения

141

141. Род имен существительных

Урок усвоения новых знаний

Род как постоянный признак существительного.

Заполнить таблицу парами слов, противопоставленными по родовому принципу, разобрать эти слова по составу

§94, упр. 505, составить словосочетания с данными словами

142

1

Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа

Урок усвоения новых знаний

Число имён существительных. Существительные, имеющие форму только множественного числа

Образовать форму  И. п., Р.п. мн. ч., обозначить ударение, с 2-3 словами составить предложения

§95, упр. 510 (письменно), упр. 511 (устно), составить диалог, включив  в него сущ. мн. ч.

143

1

Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа

Урок усвоения новых знаний

Существительные, имеющие форму только единственного числа Презентация

Подобрать к существительным-антонимам прилагательные

§ 96, упр. 515, 516.    Подготовиться     к диктанту

144

1

Три склонения имен существительных

Комбинированный урок

Типы склонений имён  существительных

Распределительный    словарный    взаимодиктант

§97, упр. 519,    заполнить таблицу на стр. 38

145

1

Падеж имен существительных

Комбинированный урок

Система падежей в русском языке. Падежные окончания существительных

Зрительный диктант, творческое списывание

§ 98,  упр. 523, из произведений художественной    литературы выписать 10 словосочетаний, в состав которых входят  сущ. с     безударными    окончаниями

146

1

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе

Комбинированный урок

Система падежей в русском языке. Падежные окончания существительных.

147

1

Существительные на –ия, - ие, -ий.

Урок усвоения новых знаний

Окончания существительных на -ия, -ие, -ий в родительном, дательном и предложном падежах

Составить таблицу, включив в нее   новую информацию, дополнить своими примерами

§ 99, ч.2, написать сочинение-миниатюру по    иллюстрации

148

1

Подробное изложение с элементами описания

Урок

развития

речи

Подробное изложение текста. Типы речи: повествование, описание. Заголовок

Написание изложения

149

1

- Е, - И в окончаниях существительных

Урок

закрепления

изученного

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных

Выборочный диктант,  творческое списывание. Работа на   перфокартах: подчеркнуть обстоятельства, выраженные существительными, определить        стиль текста

Упр. 545, послушайте сообщения о погоде, напишите, какой она будет в различных местах     нашей страны

150-151

2

Контрольный диктант и его анализ

Уроки контроля и коррекции знаний

Имя существительное. Морфологические признаки существительных.     Правописание существительных

Контрольный диктант

Придумать предложения,  в которых  существительное «книга»   выполняло   бы роль разных членов предложения

152

1

Множественное число имен существительных

Комбинированный урок

Правильное   употребление имен существительных в речи. Орфоэпические и грамматические нормы

Работа с толковым словарем:   уточнить значения слов, придумать  с ними   предложения

§100, упр. 562. Индивидуальное     задание: составить словарный диктант  из 10-12 слов

153

1

Правописание о-ё после шипящих и ц в окончаниях существительных

Урок усвоения новых знаний

Буквы о-ё после шипящих в окончаниях существительных. Повторение правописания О-Ё в корнях после шипящих и ц. Презентация

Словарный диктант, выборочный диктант

§101, упр. 557, составить диктант из слов с непроверяемыми написаниями

154

1

Правописание о-ё после шипящих и ц в окончаниях существительных. Словарный диктант

Урок

закрепления

изученного

Буквы о-ё после шипящих в окончаниях существительных

Проверочная работа по перфокартам,  осложненное списывание

Упр. 560, распределить слова в 2 столбика

155-156

2

Систематизация и обобщение изученного по теме «Имя существительное». Тест

Повторительно-обобщающие уроки

Морфологические признаки существительного. Правописание окончаний. Употребление существительных в речи

Анализ текста, диктант «Проверяю   себя», творческое списывание

Упр. 562, озаглавить текст, обозначить падеж существительных

157

1

Контрольный диктант по теме «Имя существительное» и его анализ

Урок контроля

Имя существительное

Диктант с грамматическим заданием

Составить диктант     из изученных лингвистических терминов

158

Имя прилагательное

1

Имя прилагательное как часть речи

Урок усвоения новых знаний

Имя прилагательное как часть речи. Общее грамматическое значение. Род, число, падеж прилагательных. Полные и краткие прилагательные.    Синтаксическая  роль  имени  прилагательного

Сравнительный анализ текстов

§102,  упр. 574, описать сегодняшний день,       выбрать подходящие по смыслу  прилагательные, обратиться к словарю эпитетов

159

1

Имя прилагательное как часть речи

Комбинированный урок

Синтаксическая роль имени прилагательного. Роль прилагательных в тексте, употребление в речи

Сочинить небольшой диалог, обыграть в нем выражения:    «черный чай», «зеленый чай»

Упр. 573, подготовить устный    рассказ о прилагательном как части речи по плану

160

1

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных

Урок усвоения новых знаний

Падежные  окончания   прилагательных. Согласование прилагательных с существительными.

Проверочная работа по перфокартам

§103, упр. 581. Распределить слова в таблице      в зависимости от окончания

161

1

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных. Словарный диктант

Урок

закрепления

изученного

Падежные  окончания   прилагательных.    Сопоставление с именами сущ. на -ий, -ия, -ие

Диктант «Проверяю себя»

Упр. 586, написать сочинение-миниатюру в художественном   стиле (описать день, вид из окна)

162

1

Буквы о-ё после шипящих в окончаниях прилагательных

Урок усвоения новых знаний

Окончания имен   прилагательных после шипящих и Ц. Презентация

Выборочный диктант

Составить словарный диктант     из 10-12 слов с орфограммой о-ё после шипящих в окончаниях   прилагательных и  существительных

163-164

2

Описание животного (по материалу упр. 587)

Уроки

развития

речи

Озаглавливание.   Повествование с элементами описания животного. Стиль текста

Написание изложения

§104,

165

1

Прилагательные полные и краткие

Урок усвоения новых знаний

Полные и краткие прилагательные.   Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам. Синтаксическая роль в предложении полных  и кратких прилагательных

Работа по индивидуальным карточкам

§105, из стих.

Н. Рыленкова    «Все в тающей дымке» выписать предложение  с  краткими  прил., выделить грамматическую основу

166

1

Краткие прилагательные с основой на шипящую

Урок усвоения новых знаний

Правописание кратких прилагательных с основой на шипящую.

Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую

Распределительный диктант

Упр. 595, употребить этикетные слова,    упр. 593 (устно)

167

1

Морфологический разбор имени прилагательного

Комбинированный урок

Порядок морфологического разбора. Общее значение прилагательного. Морфологические признаки

Работа в парах,     взаимопроверка

§ 106, сочинение-миниатюра «Как я испугался» или упр. 600. Вопросы для повторения, стр. 239

168-169

2

Обобщение и систематизация изученного по теме «Имя прилагатель-ное». Тест

Повторительно-обобщающие уроки

Имя прилагательное.  Морфологические признаки. Правописание        прилагательных

Тест, свободный диктант

Из фрагмента «Сказки о мертвой   царевне» выписать    прилагательные, произвести их морфологический разбор,  охарактеризовать роль   прилагательных   в этом отрывке

170-171

2

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» и его анализ

Уроки

контроля    и коррекции знаний

Имя прилагательное.  Морфологические признаки. Правописание прилагательных

Зачет

172

1

Подготовка к сочинению-описанию животного на основе личных впечатлений

Урок

развития

речи

Художественное описание животного. Основная мысль. Конкретизация темы. Выбор заглавия.    Языковые средства выразительности художественного стиля. Словарно-лексическая и словарно-орфографическая работа

Написать сочинение о любимом животном

173-174

Глагол

2

Глагол как часть речи

Комбинированные уроки

Глагол как часть речи. Общее значение. Морфологические признаки (на основе изученного в начальной школе). Употребление глаголов в речи

Редакторская правка

Упр. 608, индивидуальные задания:  из «Сказки о мертвой  царевне» выписать    глаголы, которые обозначают     стремительное движение, объяснить, почему       в сказке часто используются такие глаголы

175

1

Не с глаголами

Комбинированный урок

Раздельное написание не с глаголами. Глаголы-исключения

Синонимичная замена. Составить предложения на тему «Настоящий друг», используя  глаголы  с не

Упр. 613 или 617.

Запомнить глаголы,   которые      без не не употребляются

176

1

Рассказ

Урок

развития

речи

Тип речи - повествование Композиционные элементы повествования.  Рассказ по сюжетным картинкам

Придумать свой рассказ (устно)

177

1

Неопределенная форма глагола

Урок усвоения новых знаний

Инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься)

Составить инструкцию или памятку

§ 110, упр. 628, распределить слова по группам, указать части речи

178

1

-тся и –ться в глаголах

Комбинированный урок

-тся и -ться в глаголах

Распределительный  диктант

§111, упр. 642, составить рассказ     по опорным словам

179

1

Виды глагола

Урок усвоения новых знаний

Глаголы совершенного    и несовершенного вида Презентация

Комментированное письмо

§112, упр. 648, подобрать к данным формам глаголы другого вида

180

1

Контрольный диктант и его анализ

Урок контроля

Правописание глаголов

Диктант

181

1

Видовые пары

Урок усвоения новых знаний

Способы   образования   видовых пар

Составить по рисунку предложения с глаголами совершенного и несовершенного вида

§113, упр. 650, из рассказа И.С.Тургенева     «Муму» выписать глаголы-синонимы    к слову «говорить»,   определить их вид

182

1

Буквы е-и в корнях с чередованием

Урок усвоения новых знаний

Буквы е-и в корнях глаголов с чередованием:

-бер-/-бир-, -дер-/-дир-,

-мер-/-мир-, -пер-/-пир-,

-тер-/-тир-, -стел-/-стил-. Повторение правописания корней –-раст-,- рос-, -ращ-, - лаг- - лож- Презентация

Объяснительный диктант

Упр. 653. Заполнить таблицу, запомнить корни с  чередованием

183

1

Буквы е-и в корнях с чередованием

Урок

закрепления

изученного

Правописание   букв   е-и  в корнях с чередованием

Творческий распределительный диктант

Упр. 656, доказать, что это текст

184

1

Невыдуманный рассказ (о себе)

Урок

развития

речи

Тип речи - повествование. Особенности рассказа

Устный рассказ на тему «Как я однажды...»

Написать рассказ

185

1

Время глагола

Комбинированный урок

Вид и время глаголов. Образование временных форм от глаголов совершенного и несовершенного вида

Предупредительный диктант

§ 115, подготовить     устное  высказывание «Как в русском языке связаны морфологические признаки вида и времени глагола?»

186

1

Прошедшее время глагола

Комбинированный урок

Глаголы в прошедшем времени. Способ образования и изменения глаголов прошедшего времени

Осложненное списывание

§ 116, упр. 665, графически объяснить орфограммы

187

1

Настоящее время глагола

Урок усвоения новых знаний

Глаголы в настоящем времени. Образование   глаголов настоящего времени. Их значение

Выразительное       чтение текста

§ 117, упр. 668, составить небольшой текст «Сегодня на улице», употребить глаголы настоящего времени

188

1

Будущее время глагола

Урок усвоения новых знаний

Две формы будущего времени:  простая  и сложная. Способы образования форм будущего времени

Устное высказывание       на тему «Какой станет  школа через 10 лет?»

§ 118, упр. 676,  указать вид,    время глаголов

189

1

Спряжение глаголов

Урок усвоения новых знаний

I и II спряжение глагола, глаголы-исключения.    Способ определения   спряжения глаголов Презентация

Распределительный диктант

§ 119, 120, упр. 682, запомнить глаголы-исключения

190

1

Спряжение глаголов

Урок

закрепления

изученного

I и II спряжение глагола. Правописание безударных личных окончаний глагола

Заполнить таблицу «Личные окончания глаголов» своими  примерами

Упр. 690, распределить    глаголы в 2 колонки, составить рассказ по рисункам (упр. 693)

191

1

Морфологический разбор глагола

Комбинированный урок

Морфологические признаки глагола.       Синтаксическая роль в предложении. Употребление глаголов

Редактирование

§ 121, упр. 700, контрольные вопросы, устное     высказывание о синтаксической       роли глагола  в предложении

192

1

Правописание ь в глаголах во 2-м лице единственного числа

Урок усвоения новых знаний

Форма глагола  2-го лица единственного числа. Употребление  глаголов данной формы в предложениях без подлежащего. Ь в глаголах второго лица. Правописание смягчающего Ь.

Выборочный диктант

§122, упр. 704, приготовиться         к диктанту по памяти

193

1

Правописание ь в глаголах во 2-м лице единственного числа

Урок

закрепления

изученного

Ь в глаголах второго лица. Неопределенная форма глагола, оканчивающаяся на шипящую

Заполнить

обобщающую

таблицу

§ 123, упр. 710, разбить текст на абзацы, заменить 1-е лицо на 2-е

194

1

Употребление времен

Урок усвоения новых знаний

Времена глагола. Употребление форм настоящего и будущего времени глагола при изображении прошлого

Сочинение-миниатюра  на основе учебника

§  123, упр. 712, подобрать синонимы к 2-3 глаголам

195

1

Систематизация и обобщение изученного по теме «Глагол». Тест

Повторительно-обобщающий урок

Общее значение, морфологические признаки глагола. Правописание глагола

Взаимодиктант,    диктант «Проверяю себя», комплексный анализ текста

Упр. 717, контрольные вопросы, сочинение-миниатюра по   опорным словам

196

1

Контрольный диктант по теме «Глагол» и его анализ

Урок

контроля

знаний

Общее значение, морфологические признаки глагола. Правописание глагола

Диктант         с грамматическим заданием

197

Систематизация и обобщение

 изученного в 5 классе

1

Разделы науки о языке

Повторительно-обобщающий урок

Синтаксис. Фонетика. Лексикология. Морфемика. Морфология. Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол

Составление обобщающей таблицы

§ 124, подготовить  устное сообщение  «Изучайте     русский язык» по плану

198-199

2

Орфограммы в приставке и корне слов

Повторительно-обобщающие уроки

Гласные. Ударные и безударные. Согласные. Части речи, части слова. Условия выбора орфограмм

Заполнить таблицу «Части речи» своими примерами, самостоятельно составить таблицу «Орфограммы в приставке и корне»

§ 125, упр. 736. Обозначить изученные орфограммы

200

1

Орфограммы в окончаниях слов

Повторительно-обобщающий урок

Орфография и морфология. Части речи. Части слова

Контрольное списывание

§126, упр. 740, обозначить изученные орфограммы

201

1

Употребление Ъ и Ь. Ь на конце после шипящих

Повторительно-обобщающий урок

Части речи. Части слова. Ь после  шипящих  в  разных частях речи. Правописание разделительных Ь и Ь

Распределительный диктант.    Осложненное списывание

§127, упр. 746, обозначить изученные орфограммы

202

1

Знаки препинания в простом и сложном  предложении

Повторительно-обобщающий урок

Простое предложение. Обращение. Однородные члены  предложения.     Обобщающее слово. Знаки завершения, разделения, выделения. Члены предложения. Знаки   препинания в простом    осложненном и сложном предложении

Заполнение таблицы своими примерами.   Конструирование предложений

§128, упр. 750, расставить знаки препинания, составить схемы предложений

203-204

2

Итоговый контрольный диктант и его анализ

Уроки контроля

Диктант


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по алгебре 7 класс автор учебника А.Г. Мордкович

В рабочую программу входят пояснительная записка, региональный компонент, УМК, требования к уровню подготовки учащихся 7 класса и календарно-тематическое планирование...

Рабочая программа по математике 8 класс. Автор Лепехина Надежда Павловна, учитель МОУ СОШ п.Учебный Ершовского района Саратовской области

Изучение математики на ступени основного общего образования направленона достижение следующих целей:овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятель...

Knowledge battle турнир знатоков для 7-х классов (Автор Хмелевская Л. П. -учитель английского языка)

Knowledge battle  турнир знатоков для 7-х классов в рамках предметной недели иностранного языка 2014-2015 Цели: поддержать интерес к изучению английского языка, развивать языковые способност...

Тема: «Здоровое питание», 8 класс Автор: Щербак Антонина Анатольевна, учитель биологии I квалификационной категории МБОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №2» Г. Мончегорск, Мурманской области

Конспект урока составлен в соответствие с программой по биологии основного общего образования для курса 8 класса "Биоология. Человек". Глава "Пищеварение"...

Сборник диктантов по русскому языку 8-9 классы. Авторы - Лилия Владимировна Кузьмина, учитель русского языка и литературы, Светлана Александровна Якшина, учитель русского языка и литературы

В сборнике представлены отобранные целостные и адаптированные тексты диктантов для текущего и итогового контроля знаний учащихся 8 – 9 классов по синтаксису и пунктуации. Тексты систематиз...

Выступление на ШМО учителей иностранных языков по теме: «Методические рекомендации для учителей иностранного языка по подготовке к аттестации по иностранному языку в новой форме»

Выступление на ШМО учителей иностранных языков по теме: «Методические рекомендации для учителей иностранного языка по подготовке к аттестации по иностранному языку в новой форме»...

Методическая разработка урока «От берёзы вся Русь рождена…» 6 класс Московских Марина Анатольевна, учитель русского языка и литературы

Учебник соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, "Примерным программам по учебным предметам. Литература. 5-9 классы" и...