Приемы формирования математической грамотности
учебно-методический материал

Титова Валентина Юрьевна

в работе представоены приемы формирования математической грамотности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matem_gr.docx17.24 КБ

Предварительный просмотр:

Приемы формирования математической грамотности на уроках математики.

Титова В.Ю. учитель  математики МБОУ «Лешуконская СОШ»

Сегодня на первое место в мире выходит потребность быстро реагировать на все изменения, происходящие  в жизни, умение самостоятельно находить, анализировать, применять информацию. Главным становится функциональная грамотность, т.к это «способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных знаний». Одним  из её видов   является мaтематическая грaмотность обучaющихся. Мaтемaтическaя грaмотность – это способность человекa определять и понимaть роль мaтемaтики в мире, в котором он живёт, выскaзывaть  обосновaнные мaтемaтические суждения и использовaть мaтемaтику тaк, чтобы удовлетворять в нaстоящем и будущем потребности, присущие созидательному, зaинтересованному и мыслящему граждaнину.

Учащиеся, овладевшие математической грамотностью, способны:

  • распознавать проблемы, которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены средствами математики;
  • формулировать эти проблемы на языке математики;
  • решать проблемы, используя математические факты и методы;
  • анализировать использованные методы решения;
  • интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;
  • формулировать и записывать результаты решения.

Главные направления формирования математической грамотности:

  • формирование читательской грамотности;
  • интеграция и перенос знаний, алгоритмов, способов действий и способов рассуждений;
  • перевод знаний из пассивных в активные

Основные средства: учебные ситуации и учебные задания.

Наиболее эффективны:

  • учебные исследования
  •  учебные проекты, задания проектного типа
  • кейсы, квесты, ролевые и деловые игры,  и другие задания, способствующие приобретению опыта успешных позитивных действий
  • комплексные задания (содержащие мотивационную часть, использующие разные форматы представления информации, охватывающие все оцениваемые компетентности)

Один из первых и самых ключевых навыков функциональной грамотности в математике — чтение сложных текстов, из которых не всегда очевидно, что именно требуется в задаче. К сожалению, этой теме уделяется мало внимания, особенно в старших классах. Статистика проведения ЕГЭ говорит о том, что даже в очень простых задачах школьники допускают обидные ошибки, неправильно читая условия задач и находя ответ не на тот вопрос, который предлагался в задаче. Например, в задаче на поиск меньшего корня квадратного уравнения школьники невнимательно читают условие и записывают в ответ значение большего корня. В 5-м и 6-м классах важно научить детей гибкому чтению на уроках математики. Важным признаком того, что условие прочитано неверно, может служить очень сложное решение или «некрасивый» ответ в задаче.

Для формирования  математической грамотности  учащимся следует предлагать  учебные задачи,  близкие к реальным, иногда,  проблемным ситуациям.

Это задачи на прикидку и оценку. Ведь умение cделать прикидку не менее важно, чем умение получать точный ответ. Оно позволяет находить ошибки, принимать решения о покупке/не покупке, определять достоверность данных. Задачи на округление с недостатком и избытком.

Ни для кого не секрет, что математика  прикладная наука.  И каждый из нас сталкивается с математикой ежедневно в жизненных ситуациях. Мы ходим в магазин за покупками, готовим пищу, ведем экономические расчеты, получаем заработную плату, производим оплату коммунальных услуг, делаем ремонт.

Можно назвать еще много областей, в которых человек использовал бы знания точной науки – математики.

Практико-ориентированные задачи (контекстные)  - это задачи, условия которых раскрывают приложения математики в смежных учебных дисциплинах, знакомит с ее использованием в  экономике современного производства, в сфере обслуживания, в быту и т.д. Переход на ФГОС нового поколения требует пересмотра содержания математического образовании. На первый план выходит не просто передача знаний, умений и навыков, а формирование математической компетентности, которая выражается в способности применять математический аппарат для решения любых практических задач. Учащиеся получают  определенный социальный опыт. В этих задачах немаловажным является понимание нематематической ситуации, описанной в тексте (задачи на шины, терассы, теплицы и т.д). Учащиеся в этой ситуации опираются не только на математические знания, но и на жизненный опыт. Если это понимание отсутствует или недостаточно у учащегося, то решение математической части задачи приводит к затруднению. В данных задачах отрабатывается и читательская грамотность, и отработка алгоритмов, и интеграция знаний.

Школьникам, которые никогда не будут использовать математику в работе, всё равно придётся принимать в жизни решения, которые будут основаны на анализе сложившейся ситуации, на анализе входных данных. Эти данные могут быть текстом договора, надписью на информационном щите, инструкцией к электроприбору и так далее. В ОГЭ, ЕГЭ, ВПР есть задачи такого характера, с помощью которых школьники смогут научиться отвечать на вопрос «следует ли из этой информации тот или иной вывод?»  Поэтому очень важно решать задачи на развитие логики.

Современный урок – это  урок, на котором   решается  важнейшая задача современной системы образования - формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию

Формируя  математическую грамотность обучающихся,  активизируются их мыслительные процессы, развивается  познавательная активность, наблюдательность, внимание, память, поддерживается  интерес к предмету, повышается  у учащихся мотивация к изучению предмета, развиваются  аналитические способности, сообразительность, математическая речь, гибкость ума. Ученик становится  функционально грамотным человеком в современном мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Приемы формирования орфографической грамотности учащихся на уроках русского языка в 5-6 классах".

Выпускаясь из начальной школы, ученики еще не приобрели необходимых знаний по русскому языку, у них нет достаточной грамматической базы. Познавательный интерес детей может быстро угаснуть, если от них...

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA: методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA:методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»....

Формирование математической грамотности. Новые подходы к содержанию математического образования в условиях реализации ФГОС ООО

Математическая грамотность - это умение применять, формулировать, и интерпретировать математику в различных жизненных ситуациях. Математически грамотный человек должен  понимать роль математ...

Формирование математической грамотности школьников на уроках математики и во внеурочной деятельности как важнейшая составляющая функциональной грамотности.

В работе рассмотрены теоретические и практические аспекты в формировании математической грамотности.  Предложена подборка заданий в помощь учителям, которая основывается на все большем включении ...

Формирование математической грамотности у детей с ОВЗ как компонент функциональной грамотности

Формирование математической грамотности у детей с ОВЗ как компонент функциональной грамотности...

Мастер-класс: «Лучшие методические приемы формирования читательской грамотности обучающихся» Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»

       Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».          Цель мастер – класса: ...