Выступление к РМО педагогов дополнительного образования «Основная документация педагога дополнительногообразования»
методическая разработка

Собка Наталья Алексеевна

Современный педагог дополнительного образования должен владеть знаниями, достаточными для разработки образовательной программы и методического материала; уметь использовать в своей деятельности разнообразные педагогические средства и приемы; владеть техникой исследовательской работы, ее организации и анализа.

Ведение документации - трудоемкий, но необходимый аспект деятельности педагога образовательного учреждения. Кроме того, грамотное ведение документации позволяет самому педагогу структурировать и систематизировать свою работу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rmo_vystuplenie_1.docx40.33 КБ

Предварительный просмотр:

МБУ ДО МальчевскийДДиЮ

Выступление к РМО педагогов дополнительного образования

«Основная документация педагога дополнительногообразования»

Подготовила: Собка Н.А., методист

                                  МБУ ДО МальчевскогоДДиЮ

2022 г

Основная документация педагога дополнительного образования

Сегодня дополнительное образование является неотъемлемой частью основного образования, которая реализуется посредством дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.

Современный педагог дополнительного образования должен владеть знаниями, достаточными для разработки образовательной программы и методического материала; уметь использовать в своей деятельности разнообразные педагогические средства и приемы; владеть техникой исследовательской работы, ее организации и анализа.

Ведение документации - трудоемкий, но необходимый аспект деятельности педагога образовательного учреждения. Кроме того, грамотное ведение документации позволяет самому педагогу структурировать и систематизировать свою работу.

Ведение документации является обязательной методической деятельностью педагога дополнительного образования.

Учебно-воспитательная работа педагога обеспечивается системой взаимосвязанных документов, перечень которых ежегодно определяется методическим  советом и утверждается директором Учреждения.  

Документальная база педагога дополнительного образования делится на основную и дополнительную.

 Примерный перечень основной документации педагога составляет:

  • дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
  • календарно-тематический план на год к программе;
  • списки учащихся по группам;  
  • расписание занятий групп;
  • журнал учета работы детского объединения (на каждую группу);
  • анализ или отчет работы педагога за учебный год;  
  • портфолио педагога

        К дополнительной учебной документации педагога дополнительного образования относится:

  • личные дела обучающихся (заявления о приеме, согласия на обработку персональных данных, медицинские справки о состоянии здоровья);
  • конспекты занятий, мероприятий;
  • дидактические и раздаточные материалы к занятиям;
  • репертуарный план;
  • протоколы родительских собраний;
  • материалы по диагностике знаний, умений и навыков обучающихся

Документация в деятельности педагога имеет первостепенное значение и должна предшествовать началу и окончанию образовательного процесса.

 Сегодня мы более подробно остановимся на перечне основной документации педагога.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа- основной документ педагога детского творческого объединения, так как именно в ней:

  1. определяется своеобразная «стратегия» образовательного процесса на весь период обучения;
  2. отражаются основные (приоритетные) концептуальные, содержательные и методические подходык образовательной деятельности и ее результативности;
  3. организационные нормативыработы детского объединения.

Только после утверждения программы приказом директора она может считаться полноценным нормативно-правовым документом детского объединения.

Структурные элементы образовательной программы

        Титульный лист

  1. Наименование образовательного учреждения.
  2. Где, когда и кем утверждена дополнительная общеразвивающая программа.
  3. Название дополнительной общеразвивающей программы.
  4. Возраст детей, на который рассчитана дополнительная образовательная программа.
  5. Срок реализации дополнительной общеразвивающей программы.
  6. Ф.И.О, должность автора  программы.
  7. Название города, населенного пункта, в котором реализуется данная программа.

     8.Год разработки дополнительной общеразвивающей программы

Пояснительная записка включает в себя:

  1. Направленность дополнительной образовательной программы.
  2. Новизна введение изучения новых  образовательных областей, новых технологий, видов деятельности (для авторских программ).
  3. Актуальность программы (ориентация на решение наиболее значимых проблем дополнительного образования).
  4. Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы.
  5. Педагогическая целесообразность (история предмета, педагогическое кредо, принципы программы, основополагающие идеи рода практической или научной деятельности и т.д. по усмотрению педагога)
  6. Цель и задачи дополнительной образовательной программы. Цель формулируется для полного курса программы. Задачи формируются для каждого года обучения последовательно по мере усложнения.

Цель – предполагаемый результат образовательного процесса. Цель и задачи должны соответствовать целям и задачам учреждения.

Задачи общеразвивающих программ, указываются:

Обучающие:развитие познавательного интереса к чему-либоивключение в познавательную деятельность приобретение определенных знаний, умений, навыков, развитие мотивации к определенному виду деятельности;

Развивающие:развитие деловых качеств, таких как самостоятельность, ответственность, активность и т.д.;формирование потребностей в самопознании, саморазвитии.

Воспитательные: формирование у воспитанника социальной активности, гражданской позиции; культуры общения и поведения в социуме навыков здорового образа жизни и т.д.

7. Возраст детей участвующих в реализации программы - состав группы (постоянный, переменный; мальчики, девочки и т.д.); - особенности набора обучающихся (свободный, конкурсный); - базовые знания.

8. Сроки реализации дополнительной образовательной программы: продолжительность образовательного процесса, этапы: начальный и основной.

9.Формы и режим занятий.Характеризуя режим организации занятий, необходимо указать: - общее кол-во часов в год, - кол-во часов  и занятий в неделю, - периодичность занятий.

10.Ожидаемые результаты и способы их проверки:

  • То, что воспитанник должен знать и уметь;
  • качества личности (которые могут развиваться в ходе занятий);
  • система отслеживания и оценивания результатов обучения.

11. Форма подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы (выставки, фестиваль, соревнования, конференции).

После пояснительной записки следует учебно-тематический план по годам обучения.

Учебно-тематический план раскрывает последовательность изучения тем предлагаемого курса:

- перечень разделов тем;

- количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические часы.

Учебно-тематический план включает распределение часов по разделам и темам в пределах установленного времени.

Содержание программы включает в себя:

Краткое описание тем (теоретических и практических занятий).

Методическое обеспечение  программы

  1. Формы проведения занятий

(игры, беседа, поход, экскурсии, конкурс, конференции) - аудиторное занятие; - внеаудиторное занятие; - досуговая форма;

  1. Формы, методы и приемы организации образовательного процесса

Педагогические способы взаимодействия с детьми (способы передачи и основания знаний, умений, разнообразие, комплексность, соответствие содержанию, возрасту учащихся): объяснительно-иллюстративные; практические (опыт, упражнения, выполнение заданий, основные технологий); гностические (организация мыслительных операций – проблемно-поисковые, проблемные ситуации и др.); методы исследования (эксперимент, экспедиция, проблемный анализ и др.); методы стимулирования и мотивации.

Познавательные методы: опора на жизненный опыт; создание проблемной ситуации; выполнение творческих заданий.

Социальные методы: создание ситуации взаимопомощи; поиск контактов и сотрудничества; заинтересованность в результатах; взаимопроверка; рецензирование.

3. Обеспечение программы методическими видами продукции (средства обучения)

4. Используемый дидактический материал.

5. Виды и формы контроля.

6.Материально-техническое обеспечение занятий.

Воспитательная работа в объединении

Здесь необходимо прописать цель, задачи воспитательной работы. Указать методы и содержание воспитательной работы. Далее можно представить план работы с указанием формы проведения мероприятий.

Список используемой литературы:

Библиография включает в себя:

- список литературы для педагогов;

- список литературы для детей и родителей;

- список интернет-ресурсов

Приложения.

В данном разделе педагог представляет по своему желанию все методические материалы, которые на его взгляд, помогут наиболее качественно реализовать его программу.

Календарно-тематический план – это документ, регламентирующий деятельность педагога по выполнению содержания дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, разработанной им по учебному предмету и является индивидуальным документом педагога, который разрабатывается:

- для систематизации своей педагогической деятельности;

- в целях распределения содержания учебного материала, предусмотренного программой;  

-установления последовательности тем программы, точное время на их изучение;  

- планирования форм и видов учебных занятий, лабораторных и практических работ, экскурсий, деловых игр, учебных конференций т. п.;    

- подготовки нужных средств обучения (книг, наглядных пособий, учебнометодических материалов и др.);

- определения форм и методов учета и контроля результатов образовательных результатов учащихся в определенной последовательности; КТП разрабатывается педагогом на каждый учебный год в полном соответствии с установленной ему педагогической нагрузкой, действующей программой и графиком учебного процесса.  

Допускается разработка одного КТП для нескольких учебных групп одного года обучения, одновременно осваивающих содержание программы в рамках одного учебно-тематического плана.

В соответствии с утвержденным КТП педагог заполняет журнал учета работы объединения на учебный год.  

Важный этап организации деятельности объединения — формирование учебных групп и составление расписания занятий.

Количество обучающихся в каждой учебной группе и продолжительность учебных занятий определяется в соответствии:

■        с уставом учреждения дополнительного образования;

■        санитарно-гигиеническими требованиями к данному виду деятельности;

■       общеобразовательной общеразвивающей программой объединения.

Педагоги дополнительного образования в начале учебного года предоставляют  два документа - списки учебных групп и расписание занятий, которые должны быть заверены директором или заведующим учреждения, на базе которого работает педагог.

При оформлении расписания обязательно нужно указывать начало и окончание занятий.

При составлении расписания необходимо учитывать следующие рекомендации Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов:

 Посещение ребенком занятий более чем в двух- трех объединениях (секциях, студиях и т. д.) не рекомендуется.

- Кратность посещения занятий одного профиля рекомендуется не более 2-3 раз в неделю;

- Окончание занятий детских объединений — не позже 20.00 часов;

Журнал учёта работы педагога является основным необходимым документом, отражающим учебно-воспитательную работу педагога собучающимися. Одновременно это и важный государственный учетный, финансовый документ, на основании которого заполняется  табель учёта рабочего времени и производится начисление заработной платы.

Согласно номенклатуре дел, журнал хранится в архиве не менее 5-ти лет. В течение этого времени он может подвергаться проверке финансовых контролирующих органов. Записи в журнале должны вестись педагогом регулярно.

Общие требования к ведению журнала

  1. Журнал должен быть заведен для каждой группы  отдельно на весь учебный год. Сколько групп у педагога, столько и журналов учета работы.
  2. Списки детей с именами пишутся ежемесячно.
  3. На каждый месяц учебного года отводится отдельная страница.
  4. Записи в журнале ведутся аккуратно(без исправлений корректором, заклеиваний, зачёркиваний), чернилами синего цвета. Исправления, сделанные в исключительных случаях, обосновываются внизу страницы за подписью педагога дополнительного образования и допускаются только по согласованию с директором учреждения.
  5. Внешний вид журнала должен быть эстетичным (наличие обложки обязательно).
  6. Записывать наименование месяца прописью, а дату проведения занятий арабскими цифрами.В графе «часы» ставится не время, а количество отработанных академических часов.Особо грубой ошибкой считается исправление количества часов и дат проведения занятий. Это говорит о нарушении педагогом своевременного заполнения журнала.

7)     Все разделы журнала заполняются в обязательном порядке.  На стр. 30-31 в сентябре заполняются списки обучающихся в объединении. Без этих списков журнал считается недействительным. Обязательно ставить число, месяц и год рождения ребенка, дату поступления ребенка в объединение, домашний адрес и телефон.На стр. 34-35 заполняются данные о родителях обучающихся (имя, отчество, домашний и рабочий телефон) и классном руководителе (если объединение работает на базе школы в конкретном классе).  На стр. 36-37 два раза в полугодие заполняется инструктаж по технике безопасности.  Для оформления проведенных инструктажей вписываются фамилии и имена обучающихся, ставится дата проведения инструктажа, подпись педагога. Дата инструктажа должна совпадать с датой присутствия обучающегося на занятии.На стр. 26-27 фиксируются участие детей в массовых мероприятиях и на стр. 28-29 - творческие достижения обучающихся. Записи делаются непосредственно после проведенного мероприятия в соответствии с указанными графами.В начале каждого полугодия и в конце года заполняется «Годовой цифровой отчет» на стр. 38.

8) Наименование тем и количество часов на их освоение должны соответствовать календарно-тематическому плану.

       9) Дата проведения занятий проставляется только в день проведения занятий, а не заранее.Нельзя делать прочерки при повторяемости тем занятий.

10)  В течение года необходимо фиксировать выбывших детей и вновь принятых обучающихся. Если ребенок выбыл, следует сделать запись напротив его фамилии в том месяце, когда он выбыл и сделать отметку в конце журнала о причине выбытия и дату. Вновь принятых детей вписывают с момента их зачисления в группу, проводят с ними вводный инструктаж и заполняют все сведения.

11) Педагогам следует обращать внимание на стр. 39, где проверяющие (методист или заместитель директора по УВР) делают свои замечания по ведению журнала,предложения по устранению недостатков и своевременно их устранять.

Анализ работы педагога дополнительного образования за год

Анализировать и корректировать свою работу необходимо постоянно по мере выполнения задач, стоящих перед объединением. При этом анализ работы – это не просто перечень сделанного за год. Педагог должен задать себе несколько вопросов и найти на них ответы: Что было сделано за год? Что не получилось и почему?

Анализ позволяет выделить проблемы, которые необходимо решить. Проблема – это разница между намеченным и реальным положением дел. А разрешение любой проблемы заключается в том, чтобы существующее сегодня положение дел приблизить к идеальному, обозначенному в целях работы.

Отчет оформляется на листах формата А-4, в распечатанном виде, количество листов в отчете произвольное, зависит от сути изложенного материала.

Результативность работы в объединении оценивается не только показателями умственного и физического развития детей, но и наличием документов о  достижениях воспитанников по направлению деятельности.

Портфолио - это один из современных методов профессионального развития. Он предназначен для систематизации накопленного опыта, определения направления развития педагога, для объективной оценки его профессионального уровня.

Формируется в течение всего срока освоения образовательной программы и деятельности детского коллектива. Является визитной карточкой и своеобразной летописью детского коллектива и педагога. Отражает учебную, воспитательную, массовую, методическую работу педагога, достижения детского коллектива и его воспитанников.

Основными задачами портфолио являются:

  1. отслеживание динамики уровня профессионального развития педагога, достигнутого им в процессе профессиональной деятельности;
  2. оценка эффективности профессиональной деятельности, дополненная результатами традиционных форм контроля;
  3. развитие профессиональных компетенций педагога ДО;
  4. развитие навыков рефлексивной деятельности педагога ДО.

"Труд, творчество, талант" - три важных понятия, неразрывно связанных с профессией педагога – педагога - мастера. Каждый  выбирает свою дорогу к Мастерству: кто - то начинает ее с красного диплома в педагогическом институте или колледже, кто-то по зову сердца и складу ума, особому чувству долга или ответственности за проблемы детства приходит в дополнительное образование со своей уникальной профессией - "Успехом творчества" и постигает педагогику через самообразование. Педагог - профессия особая, поскольку рядом с ним всегда находится коллектив людей: обучающиеся, родители, коллеги по работе. Это те люди, которыевсегда на виду, поэтому безупречное владение своим ремеслом - это только первая ступень профессионализма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОЛОЖЕНИЕ о системе единого ведения программно-методической документации педагогов дополнительного образования

ПОЛОЖЕНИЕ о системе единого ведения программно-методической документации педагогов дополнительного образования подробно знакомит педагогов с перечнем материалов и сроков сдачи пакета документов...

Методические рекомендации по составлению и ведению учебной документации педагога дополнительного образования.

Буду рада, если данные рекомендации будут полезны в работе педагога дополнительного образования....

Выступление к семинару: «Сетевые педагогические сообщества в работе педагога дополнительного образования»

Предлагаю вам сообщение «Сетевые педагогические сообщества в работе педагога дополнительного образования», которое будет полезно для педагогов и методистов дополнительного образования. Соо...

Документация педагога дополнительного образования

Цель деятельности – развитие и коррекция познавательных процессов детей в течении всего срока пребывания в санатории (реализация учебной программы «Мир вокруг нас» по развитию детей ...

Ресурс Школы тьютора и Школы современного педагога для развития профессиональных компетенций педагогов дополнительного образования

Обеспечение, выявление, поддержку и профессиональное продвижение как можно большего количества педагогов дополнительного образования....

Памятка по работе к документацией педагога дополнительного образования

Памятка-календарь для педагогов. В помощь для своевременного предоставления отчетной документации....

Методические рекомендации для педагога дополнительного образования "Основные формы работы с родителями"

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования, в частности молодых специалистов, об основных формах работы с родителями....