Модель позиционного обучения школьников в свете требований ФГОС
статья

Выступление 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Доклад21.34 КБ
Файл Схема ПО194.63 КБ
Office presentation icon Презентация к докладу1.37 МБ

Предварительный просмотр:

Модель позиционного обучения школьников в свете требований ФГОС

 «Любой человек может стать Ньютоном, если только яблоко упадет ему на голову. Но зачем же ждать, пока оно упадет; уж лучше стать тем, кто тряхнет яблоню»

Тряхнуть яблоню – значит помочь ученику поддержать в нем состояние любопытства, которое столь свойственно ему; значит    содействовать его поискам ответов на вопросы, которые он ставит  перед собой.

Слайд 

Новые федеральные образовательные стандарты (ФГОС) поставили перед школой  новые задачи: создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею.

Решение этих задач вызвало необходимость применения интерактивных методов обучения.

Слайд 

Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности. Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учащихся не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности школьников в процессе обучения.

     Интерактивные методы обучения – система правил организации продуктивного взаимодействия учащихся между собой и с учителем в форме учебных, деловых, ролевых игр, дискуссий, при котором происходит освоение нового опыта и получение новых знаний.

Одним, из интерактивных методов является  позиционное обучение. Предлагаю познакомиться с данной технологией.

        В практике работы каждого учителя важное место занимают тексты: художественные, научные, публицистические, учебные. Не секрет, что традиционные приемы работы с текстом, особенно научным, репродуктивны: передача содержания, ответ на вопросы.  При использовании продуктивных форм - аналитическое чтение, постановка вопросов, реферирование – трудность представляет придание этой работе субъективного, личностно-ориентированного характера. Одним из путей решения заявленной проблемы является технология позиционного обучения, так называемое «позиционное чтение».

Идея позиционного подхода основана на принципе субъектности в обучении, когда каждый учащийся является субъектом образовательного процесса.

Слайд

Один из основателей позиционной модели обучения, доктор психологических наук, профессор Николай Евгеньевич Веракса с коллегами в 1990-х годах начинает использовать позиционную модель обучения  для работы с текстами в вузах. Эта  технология была создана для работы со студентами, следовательно, для применения ее учителем школы необходима некоторая корректировка.

Данная технология обладает всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью. Предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, коррекции результатов, оценки – основных регулятивных универсальных учебных действий. Она эффективна по результатам и оптимальна по затратам, а также гарантирует достижение стандарта обучения.

Как известно, существуют разные способы мышления. Познавательная  деятельность расположена  как бы в трёх слоях. Первый  - нормативный,   связанный с усвоением норм и правил соответствующей деятельности, с получением  информации. Второй - диалектический, связанный  с ответом на вопрос, как преобразовать информацию. Третий – символический,  связанный  со способностями к выражению своего отношения к миру.  

Слайд

В технологии позиционного обучения можно выделить следующие группы задач:

- познавательные -  осознание содержания текста;

-коммуникативные - формирование умений работы в данной группе, выстраивать взаимодействие за ее пределами с другими позициями;

-социальные – формирование гражданских качеств, необходимых для адекватной социализации индивида в сообществе. 

Слайд

Дидактические особенности технологии:

  • обучение направлено на формирование обобщенных знаний, умений, навыков и способов мышления: умение работать в группе, умение графически оформить текстовый материал, умение творчески интерпретировать имеющуюся информацию, умение ранжировать информацию по степени новизны и значимости;
  • появляется реальная возможность интеграции отдельных дисциплин;
  • создаются условия для вариативности и дифференциации;
  • используется положительное стимулирование обучающихся;
  • формируются направленность на самореализацию, потребность в рефлексии, в самоутверждении.

 Слайд

 Важнейшая особенность обучения: процесс научения происходит в групповой совместной деятельности. Смысл групповой работы заключается в том, чтобы приобретаемый в специально созданной среде опыт (знания, умения) человек смог перенести во внешний мир и успешно использовать его.

 Слайд

   В группе должны осуществляться две основные функции, необходимые для успешной деятельности:

  • решение поставленных задач (учебных, поведенческих и прочих);
  • оказание поддержки членам группы в ходе совместной работы.

Слайд

Педагогическая идея метода — обдумать, разработать, объяснить и защитить определенную позицию на основе учебного текстаю

Слайд

Педагогическая технология позиционного обучения состоит из следующих этапов:

  1. Подготовительный, который включает:
  • подготовка преподавателем достаточного количества копий учебного текста,
  • глубокое изучение текста,
  • подготовка к управлению групповой дискуссией по содержанию текста;

2. Организационный:

  • деление учащихся  на группы,
  •  распределение позиционных ролей между группами: «тезис», «понятие», «схема», «оппозиция», «апологет», «метод», «ассоциация», «символ» и другие, в зависимости от изучаемого материала. Для творческой интерпретации обсуждаемого текста, можно добавить позиции «поэзия», «театр»;

3. Позиционное чтение:

  • группа изучает текст с точки зрения своей позиционной роли,
  •  вырабатывает «позицию»: содержание и способы ее презентации;

4. Презентация группой своей позиции перед остальными участниками и «защита» этой позиции:

  •  каждая группа в полном составе выходит перед аудиторией и обосновывает, иллюстрирует, защищает свою позицию,
  • группа отвечает на вопросы  учащихся и преподавателя.

        На каждом из этапов работа ведется с точки зрения одной из позиций. Следует отметить, что в высшей школе таких позиций достаточно много, список их варьируется в зависимости от материала, степени подготовленности аудитории, задач, стоящих перед педагогом и т.д. Позиции могут быть такими: «понятие», «схема», «тезис», «критик», «апологет», «символ», «театр», «рефлексия», «поэты», «эксперт», «вопрос», «практика», «ассоциация», «позитив», «негатив», «экспериментатор», «семья», «оппозиция», «реалист», «пессимист», «оптимист», «защитник» и т.п.  Опыт нашей работы показывает, что в школе оптимальным является список из 4-6 позиций, в зависимости от целей и содержания урока. Рассмотрим подробнее наиболее актуальные для построения урока в соответствии с моделью позиционного обучения.

Слайд

  • «Понятие» - указать, выписать базовые понятия, входящие в тему, и дать им определения.
  • «Схема» - представить схему, показывающую  смысловые связи между единицами изучаемого материала, и сделать к ним пояснения.
  • «Тезис» - изложить содержание изучаемой темы в виде тезисов.
  • «Вопрос» - сформулировать вопросы по содержанию учебного материала.
  • «Рефлексия» - определить трудности, которые могут возникнуть у ученика при использовании материала. 
  • «Практик» - использовать краеведческий материал в изучении данной темы.
  • «Эксперт» - сформулировать позитивные и негативные моменты в деятельности каждой группы.  
  • «Ассоциация» - назвать  ассоциации, которые вызывает текст (зрительные образы и т.д.).
  • «Символ» - выразить идею текста с помощью визуального образа, представить символ текста.
  • «Поэзия» -  донести содержание текста в стихотворной форме
  • «Театр» - донести содержание средствами театра(миниатюра, сценка).

        Две последние позиции позволяют творчески интерпретировать текст или свою работу над ним.

        К ожидаемым результатами позиционного обучения относится: овладение учениками   навыками эффективной работы с текстом, формирование навыков рефлексии, развитие творческих способностей, совершенствование навыков коммуникации, что позволяет сделать процесс обучения принципиально иным.

        Уроки с использованием технологии позиционного обучения становятся запоминающимися, интересными и для учеников, и для учителя, поскольку ученики создают актуальную творческую разработку, а учитель организует эффективное усвоение учебного материала.

        Позиционное обучение является становящимся методом обучения, который только начинает осваиваться в школе.

Какие преимущества использования данной технологии?

Активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.

Повышение познавательной мотивации.

Обучение навыкам успешного общения (умения слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание)

Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных задач, умение предусматривать последствия своего выбора, его объективная оценка.

Воспитание лидерских качеств.

Умение работать с командой и в команде.

Принимать на себя ответственность за совместную и собственную деятельность по достижению результата.

Ученики обучаются эффективной работе с текстом, навыкам рефлексии, развивают творческие способности, навыки коммуникации, что позволяет сделать процесс обучения принципиально иным. Данный метод может применяться на уроках разных типов.

Слайд

В чём привлекательность данного метода?

Во-первых, изменяется роль ученика от созерцателя к активному участнику процесса обучения.

Во- вторых, формируется более высокий уровень мышления от иллюстративно-созерцательного к исследовательскому уровню мышления.

В-третьих, можно строить индивидуальный образовательный маршрут каждого учащегося.

Уроки с использованием технологии позиционного обучения становятся запоминающимися, интересными и для учеников, и для учителя, поскольку ученики создают актуальную творческую разработку, а учитель организует эффективное усвоение учебного материала.

 



Предварительный просмотр:

http://my-vmeste.ucoz.net/priobchenie/mpo.jpg


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Модель позиционного обучения школьников в свете требований ФГОС

Слайд 2

«Любой человек может стать Ньютоном, если только яблоко упадет ему на голову. Но зачем же ждать, пока оно упадет; уж лучше стать тем, кто тряхнет яблоню»

Слайд 3

ФГОС поставили перед школой новые задачи : создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею.

Слайд 4

Интерактивные методы обучения – система правил организации продуктивного взаимодействия учащихся между собой и с учителем в форме учебных, деловых, ролевых игр, дискуссий, при котором происходит освоение нового опыта и получение новых знаний.

Слайд 5

Николай Евгеньевич Веракса

Слайд 6

Задачи технологии позиционного обучения конкретно-познавательная, которая связана с непосредственной учебной ситуацией; коммуникативно-развивающая, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения внутри и за пределами данной группы; социально-ориентационная, воспитывающую гражданские качества, необходимые для адекватной социализации индивида в сообществе.

Слайд 7

Дидактические особенности технологии обучение направлено на формирование обобщенных знаний, умений, навыков и способов мышления: умение работать в группе, умение графически оформить текстовый материал, умение творчески интерпретировать имеющуюся информацию, умение ранжировать информацию по степени новизны и значимости; появляется реальная возможность интеграции отдельных дисциплин; создаются условия для вариативности и дифференциации; используется положительное стимулирование обучающихся; формируются направленность на самореализацию, потребность в рефлексии, в самоутверждении

Слайд 8

Важнейшая особенность обучения: процесс научения происходит в групповой совместной деятельности

Слайд 9

Две основные функции, необходимые для успешной деятельности: решение поставленных задач (учебных, поведенческих и прочих); оказание поддержки членам группы в ходе совместной работы

Слайд 10

Педагогическая идея метода обдумать, разработать, объяснить и защитить определенную позицию на основе учебного текста

Слайд 11

Этапы технологии подготовительный (подготовка преподавателем достаточного количества копий учебного текста, глубокое изучение текста, подготовка к управлению групповой дискуссией по содержанию текста); организационный (деление учащихся на группы, распределение позиционных ролей между группами); позиционное чтение (группа изучает текст с точки зрения своей позиционной роли и вырабатывает «позицию»: содержание и способы ее презентации); презентация группой своей позиции перед остальными участниками и «защита» этой позиции (ответы на вопросы учащихся и преподавателя).

Слайд 12

Задачи групп «тезис» — выделить и обосновать основные тезисы текста; «понятие» — определить основные понятия данного текста; «схема» — представить текст в виде схемы, отразить смысловые связи; «вопрос» - сформулировать вопросы по содержанию учебного материала. «кроссворд» — составить кроссворд по содержанию текста; «ассоциация» — предъявить те ассоциации, которые вызывает текст (зрительные образы, детские воспоминания и т.д.); «символ» — выразить идею текста с помощью визуального образа, представить символ текста; «поэзия» — донести содержание текста в стихотворной форме; «театр» — донести содержание средствами театра (миниатюра, инсценировка)

Слайд 13

Во-первых, изменяется роль ученика от созерцателя к активному участнику процесса обучения. Во- вторых, формируется более высокий уровень мышления от иллюстративно-созерцательного к исследовательскому уровню мышления. В-третьих, можно строить индивидуальный образовательный маршрут каждого учащегося. Привлекательность позиционного обучения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на методическом объединении на тему: «Проблемный подход к обучению школьников в свете внедрения ФГОС»

Статья отражает принципы технологии проблемного обучения. Даёт рекомендации ( из опыта работы) по подготовке , проведению  проблемно- диалогических уроков и их анализу....

Современные образовательные технологии и процессе обучения математике в свете требований ФГОС

Данная статья предназначена,для составления технологических карт,учитывая современные образовательные технологии и процессе обучения математике в свете требований ФГОС....

Патриотическое воспитание школьников в свете требований ФГОС

Патриотическое воспитание школьников в свете требований ФГОС...

Системно-деятельностный подход в обучении младших школьников английскому языку в свете требований ФГОС

Презентация. Тема: "Системо-деятельностный подход в обучении младших школьников английскому языку по ФГОС. Представление опыта учителя....

Выступление по теме «Системно-деятельностный подход в обучении химии в свете требований ФГОС»

Собственная учебная деятельность школьников, важнейшая составляющая системно-деятельностного подхода, реализуется как личностно-деятельностный подход в обучении. Его можно выразить формулой &quo...