«Раскрытие потенциальных возможностей детей с ТНР через современный подход к обучению грамоте и чтению».
методическая разработка

Мерзлякова Вера Мхайловна

Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является подготовка детей к школе. В эту задачу входит, в частности, подготовка к обучению грамоте – чтение, элементарные навыки письма.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Раскрытие потенциальных возможностей детей с ТНР через современный подход к обучению грамоте и чтению».

Учитель-логопед

МБДОУ № 23 «Золотой петушок»

Мерзлякова В.М.

Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является подготовка детей к школе. В эту задачу входит, в частности, подготовка к обучению грамоте – чтение, элементарные навыки письма.

В современной литературе представлены разные методики и технологии обучения грамоте (Д.Б. Эльконин, Т.А. Ткаченко, Г.А. Каше,   В.Н. Зайцев, В.И. Городилова, С.Ф. Иваненко). Педагоги вправе выбирать ту или иную методику, учитывая особенности развития каждого ребенка, его возможности и способности.

Как показывает практика, знание ребенком букв еще не позволяет ему овладеть навыками слитного чтения. Один ребенок называет последовательно буквы, но не может прочитать слово, другой ребенок читает слово, но не может объяснить, что оно обозначает. Большинство детей из массовых групп не владеют навыками анализа и синтеза слов. Дети не умеют различать понятия, как гласные и согласные звуки, определять их количество и местоположение в слове.

Педагогам следует помнить, что навык чтения формируется у ребенка только после овладения навыками звукового и слогового анализа и синтеза. Ребенок должен усвоить, что предложения состоят из слов, слова – из слогов и звуков, расположенных в определенной последовательности.

Основным содержанием обучения чтению является звукослоговой анализ слов. Работа по звукослоговому анализу слов должна сочетаться с работой по развитию речи, которая ведется по всем направлениям: лексика, грамматика, связная речь.

Прежде чем приступить к обучению чтению, надо тщательно изучить ребенка, используя различные методики и технологии.

На что необходимо обратить внимание при обследовании

Физическое состояние ребенка, как часто он болел, какова его моторная ловкостью соматически ослабленные дети недостаточно усидчивы, у них отмечаются повышенная утомляемость, трудности поведения.

Развитие познавательной активности ребенка: обнаруживает интерес к обучению или безразличен, с трудом входит в контакт с педагогом, отказывается выполнять задания, проявляет речевой негативизм.

Развитие психических функций ребенка: памяти, внимания, мышления. Неустойчивость внимания, плохая память, несформированность мыслительной деятельности могут препятствовать обучению ребенка грамоте.

Соответствие уровня речевого развития возрастной норме; трудности в звукопроизношении: пропуски, замена и искажение звуков (корова – «коова»; санки – «шанки»).

Все эти особенности необходимо учитывать педагогу.

Всегда надо помнить, что ведущая деятельность ребенка – игра, а следовательно, обучение должно проходить в занимательной, игровой форме. Играя, дети лучше усваивают новый материал, а использование системы речевых игр позволяет им успешно овладеть звуковым анализом, с интересом узнавать особенности слов, учиться применять их в речи.

Я предлагаю игры, которые можно  использовать и на занятиях по обучению грамоте, и отдельно. Представленная система игр и упражнений, построенная с учетом последовательного усложнения материала, поможет ребенку научиться различать понятия звук и буква, подготовит его к чтению, сформирует элементарные навыки элементарного письма («печатания»).

Представленные игры делятся на две группы: игры со звуками и игры с буквами.

Игры со звуками можно проводить в любое время – утром, после сна, вечером.

Не раздражаться, если ребенок не понимает вас и не может выполнить задание. Ребенок должен чувствовать, что вы хотите ему помочь, что вы его друг и партнер.

Не забывать хвалить ребенка за старание, сотрудничество, стремление довести начатое дело до конца.

Старайтесь выполнять эти несложные правила, и тогда ребенок будет ждать встречи с вами, у него возникнет желание научиться читать.

Каждая игра включает в себя цель, ход и рекомендации для взрослого, который проводит игру.

ИГРЫ СО ЗВУКАМИ

«Хлопни, если услышишь в слове звук А»

Цель. Учить ребенка выделять заданный звук из слова.

Ход:  . Я назову цепочку слов. Если ты услышишь в слове звук А, хлопни в ладоши, вот так (взрослый хлопает один раз). Слушай и будь внимательным.

«Три слова»

Цель.  Учить ребенка самостоятельно определять звук, с которого начинаются три слова.

Ход: Я назову три слова, а ты назови звук, который встречается в каждом слове: утка, уши, узел.

Ребенок. Звук У.

Взрослый. Где ты услышал звук У в слове: в начале, в середине или в конце слова?

Ребенок. В начале слова.

«Картинки»

Цель. Учить ребенка называть заданный звук, который встречается в названии каждой картинки.

Ход:. Посмотри на картинки, назови их. С какого звука начинается название каждой картинки?

Ребенок. Апельсин, аист, арбуз. Звук А.

«Путешествия по комнате (группе)»

Цель. Учить ребенка находить предметы, в названии которых есть заданный звук.

Ход: У нас необычная игра. Мы будем ходить по комнате и находить предметы, в названии которых есть звук С. Но чтобы запомнить, кто какие предметы нашел, я кладу синюю фишку, а вы кладите красную фишку на найденный вами предмет. Пошли. .

 Игры подбираются с учетом основного принципа обучения – от простого к сложному. На начальном этапе ребенку предлагаются игры, в которых требуется различать гласные звуки, выделять звуки в начале слова, а затем в конце и в середине слова, подбирать слова, отбирать картинки, находить предметы с заданным звуком в названии. Впоследствии педагог использует эти же игры, но с заданиями на согласные звуки. Правила остаются теми же.

Когда ребенок усвоит понятие «звук» и «буква», научится различать гласные и согласные звуки, будет самостоятельно справляться с анализом и синтезом односложных слов (мак, дом), вы можете использовать следующие, более сложные игры.

«Составь слово из отдельно названых звуков»

 («Поймай словечко в ладошки»)

Цель. Учить ребенка составлять слово из отдельно названных звуков.

1-й вариант.

Ход: Я назову звуки, а ты назови слово. Звуки: М,А,К. какое слово ты услышал?

Ребенок. Слово мак.

2-й вариант.

Ход: Взрослый называет звуки слова  в нарушенной последовательности: Д, М, О. ребенок путем проб и ошибок составляет слово дом.

Рекомендации. 2-й вариант игры очень сложен для ребенка, и если ребенок затрудняется в назывании слова при последовательном произнесении взрослым звуков слова, то еще рано проводить игру по 2-му варианту. Попробуйте положить на стол картинки с изображением предметов (дом, кот, лук, шар). С опорой на наглядность ребенку легче будет составить слово из отдельно названных вами звуков.

«Найди слово, которое спряталось в названиях картинок»

Цель. Учить ребенка выделять первый звук из слов, запоминать звуки и составлять из них слово.

Ход:  Как ты думаешь, можно ли с помощью картинок составить слово?

Попробуем. Надо запомнить правила. Правило первое: рассмотри картинки, назови их и определи, с какого звука начинается название каждой картинки.

Правило второе: запомни звуки и назови их в том порядке, в котором картинки лежат на столе.

Правило третье: назови слово, которое спряталось в названиях картинок.

1-ый вариант. Из названия каждой картинки запомни первый звук.

Образец:

Картинки: шапка, автобус, рак.

Звуки: ш,а,р.

Слово: шар.

2-ый вариант. Из названия каждой картинки запомни последний звук.

Образец:

Картинки: комар, трава, сок.

Звуки: р,а,к.

 Слово: рак.

3-ый вариант. Из названия каждой картинки запомни третий звук и составь слово из последовательно названных звуков.

Образец:

Картинки: куст, крот, кукла.

Звуки: с,о,к.

Слово: сок.

«Цепочка слов»

Цель. Учить ребенка выделять последний звук в слове и подбирать слова с этим звуком. Учить запоминать правила игры и не нарушать их.

Ход

1-ый вариант. На подносе лежат картинки. Взрослый берет картинку, кладет на стол, называет ее, выделяя голосом последний звук: ЛУК. Ребенок находит картинку, название которой начинается со звука К, и кладет рядом с первой картинкой, называя ее: КОТ, выделяя голосом последний звук. Игра заканчивается, когда все картинки будут разобраны игроками.

2-ый вариант. Правила те же, но без картинок.

Взрослый. Я назову слово, а ты запомни последний звук в слове и назови слово, которое будет начинаться с этого звука. РАК.

Ребенок. Коза

И т.д.

Например: рак – коза – ананас – сова – автобус - самолет.

Эти игры можно использовать как индивидуально с каждым ребенком, так и с подгруппой детей. Проводя игры с подгруппой детей, можно внести элементы соревнования. Например: «Кто назовет больше слов с заданным звуком – получит звездочку». Такие игры учат ребенка играть в команде, быстрее думать, сопереживать, радоваться победе, искать новые слова.

Любят дети игры с мячом. Бросая мяч, ребенок не только должен поймать его, но и быстро вспомнить и назвать слово с заданным звуком.

Дети стоят вокруг педагога; педагог с мячом – в центре круга.

Взрослый. Я буду называть звук и бросать мяч, а вы, возвращая мне мяч, должны назвать слово, которое будет начинаться с этого звука.

Взрослый Звук  А

Ребенок Апельсин  и т.д.

«Волшебники»

Цель. Учить детей заменять один звук в слове другим. Вызвать интерес и желание играть со словами.

Ход

Взрослый. Сегодня мы будем волшебниками. С помощью звуков мы научимся изменять слова. Я буду называть слова, а ты первый звук в слове будешь заменять звуком С.

Взрослый Ток  Дом

Ребенок Сок Сом

 «Имена детей»

Цель. Учить детей путем добавления согласных звуков образовывать новые слова.

Ход:. Вспомни имя девочки, которое начинается со звука А.

Ребенок. Алиса, Аня, Антонина...

Взрослый. Красивое имя Аня.  Давай это имя с помощью согласных звуков превратим в новые имена девочек и мальчиков. К имени Аня добавь звук Т. какое имя девочки мы услышим?

Ребенок. Таня.

Взрослый к имени Аня добавь звук С. Какое имя мальчика мы услышим?

Ребенок. Саня.

И т.д.

Если вы сами проводите эти занятия с увлечением, в игровой и занимательной форме, то вскоре убедитесь, что у детей появляется особый интерес к слову, они начинают экспериментировать со словом, задают вопросы, ждут, когда вы найдете время чтобы поиграть снова.

При правильной, продуманной организации учебно-воспитательного процесса можно добиться удивительных результатов. Занимательные игры со словом побуждают детей думать, рассуждать, искать, творить, у детей появляется интерес к познавательной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный подход к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи в условиях детского сада.

Эффективные приемы, используемые для обучения чтению по следам звукового анализа и синтеза, апробированные в нашей практической логопедической работе....

Моё ЭССЕ «Мой взгляд на современные подходы к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации»

Моё ЭССЕ «Мой взгляд на современные подходы к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации»...

«Современные подходы к обучению и воспитанию детей с ОВЗ"

Иклюзия.Понятие.Инклюзивное образование....

Отбор - определение потенциальных возможностей детей.

Отбор - определение потенциальных возможностей детей....

«Раскрытие нравственного и интеллектуального потенциала личности через использование активных методов обучения на уроках русского языка и литературы»

   Современному обществу нужны грамотные, всесторонне развитые, свободные, самоопределяющиеся личности, самостоятельно адаптирующиеся в коллективе и обществе. Использование активных ф...

Роль внеклассной деятельности в формировании адаптивных способностей с одновременным раскрытием потенциальных возможностей обучающихся с ОВЗ

Внеклассная работа по биологии направлена на удовлетворение индивидуальных потребностей и запросов обучающихся, на укладывающихся в рамках того, что даётся им учебной программой. Она расширяет и углуб...

Диагностика выявляющее потенциальные возможности детей.

Психолого - педагогическая диагностика на выявление особенностей и потенциальных возможностей детей....