Роль внеклассной деятельности в формировании адаптивных способностей с одновременным раскрытием потенциальных возможностей обучающихся с ОВЗ
статья

Кузько Наталья Александровна

Внеклассная работа по биологии направлена на удовлетворение индивидуальных потребностей и запросов обучающихся, на укладывающихся в рамках того, что даётся им учебной программой. Она расширяет и углубляет знания, умения и навыки, способствует развитию самостоятельности, индивидуальных способностей и склонностей школьников, удовлетворяет их интересы и обеспечивает разумных отдых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnaya_rabota_po_biologii.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Роль внеклассной деятельности в формировании адаптивных способностей и одновременным раскрытием потенциальных возможностей обучающихся с ОВЗ

В 2006-2007 учебном году на базе АСКОШ №1 VIII вида при поддержке Администрации школы, мною был создан кабинет-лаборатория биологии. Благодаря этому сейчас очень удобно и интересно вести внеклассную и внеурочную работу по данному предмету, которая играет большую роль в воспитании и образовании школьников с интеллектуальным недоразвитием.

        ЦЕЛЬ внеклассной деятельности: совершенствование знаний и практических умений по программе обучения биологии во внеурочное время.

        ЗАДАЧИ: 1) расширение кругозора школьников с нарушением интеллекта;

                            2) обогащение словаря;

                            3) развитие навыков связной речи;

                            4) осуществление межпредметных связей (естествознание, география, русский язык, чтение);

                            5) коррекция и развитие мыслительной деятельности;

                            6) формирование необходимых практических умений.

Внеклассная работа по биологии направлена на удовлетворение индивидуальных потребностей и запросов обучающихся, на укладывающихся в рамках того, что даётся им учебной программой. Она расширяет и углубляет знания, умения и навыки, способствует развитию самостоятельности, индивидуальных способностей и склонностей школьников, удовлетворяет их интересы и обеспечивает разумных отдых. Внеклассная работа по биологии воспитывает у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья навыки организаторской работы и такие положительные черты характера как настойчивость, инициатива, умение работать в коллективе. По окончании школы обучающиеся оказываются лучше подготовленными к труду, отличаются более широким кругозором.

        Между обязательной учебной работой и внеклассной деятельностью существует взаимная связь и преемственность. В процессе обучения я выявляю интересы, уровень развития и культурные запросы своих школьников и на этой основе определяю, какую внеклассную образовательно-воспитательную работу можно провести с ними, развить у них склонность к изучению природы. Результаты внеклассной работы используются на уроках для расширения и углубления знаний, умений и навыков обучающихся с проблемами в обучении и воспитании.

        Анализ методической литературы и собственный опыт работы позволяет выделить следующие главные направления в содержании внеклассной работы:

  1. изучение биологии и самостоятельное выращивание культурных растений: овощных, зерновых, плодово-ягодных, технических, декоративных и других групп;
  2. изучение дикорастущих растений местного края, их биологической приспособленности к климатическим, почвенным и др. условиям. Ознакомление с наиболее типичными для Астраханского края растительными сообществами, их флористическим составом, условиями жизни, хозяйственным значением, охраной и умножением растительных богатств. Проведение фенологических наблюдений над ними, перенесение ценных дикорастущих растений в культуру.
  3. Изучение биологии комнатных растений и выращивание их для озеленения школы, классных комнат, школьного двора, дома и т.д. Проведение опытов и наблюдений над комнатными растениями, выявление наиболее благоприятных условий для их жизни.

Значительное место во внеклассной и внеурочной деятельности по биологии занимает непосредственное общение обучающихся с живой природой. Этому способствуют различные экскурсии в Астраханский биолого-экологический центр, Астраханский биосферный заповедник, Астраханский Краеведческий музей-заповедник. Общение с природой в этом случае направлено на привитие школьникам с ограниченными возможностями здоровья любви и бережного отношения к ней, выработку умений охранять и умножать её богатства.

Общении школьников с живой природой даёт мне как учителю биологии богатый материал для воспитания у них желания наблюдать за тем, что нас окружает, формировать интерес к предмету, развивать познавательные способности, особенно при проведении фенологических наблюдений, различных опытов в уголке живой природы.

В многолетней практике нашего учебного заведения  сложились такие организационные формы внеклассной работы, как индивидуальная работа, кружковые занятия, массовые общешкольные мероприятия.

Индивидуальная внеклассная работа по биологии в начале учебного года носит разведывательный характер, выясняющий познавательные интересы обучающихся к расширению и углублению биологических знаний, умений и навыков. Я присматриваюсь к школьникам, изъявляющим желание выполнять мои поручения и рекомендации и со временем привлекаю их во внеклассную деятельность. Индивидуальная работа обучающихся, которые уже вступили в кружок, принимает целенаправленный, углубленный и систематический характер и нередко является частью коллективного труда.

Первоначальные мои поручения сводятся к выполнению несложных и кратковременных работ. Например, в период изучения темы «Общее знакомство с цветковыми растениями» я предлагаю школьникам с нарушением интеллекта наблюдать в природе за рассеиванием семян конкретных древесных и травянистых растений, собрать плоды и семена дикорастущих и культурных растений для коллекции, подсчитать количество семян у наиболее распространённых сорняков и выращиваемых культур, изготовить гербарий растений, цветущих осенью. При изучении темы «Семя», школьники выполняют задания, на которые требуется продолжительное время. Например выясняют, в какие сроки начинают прорастать семена пшеницы, овса, проса, гороха, моркови и др. культур, помещенные в одинаковые условия, или определяют предельную глубину заделки мелких, средних и крупных семян различных культур в почву, или изготавливают гербарий развития проростков различных культур и сорняков и др. задания.

Более сложные задания поручаются обучающимся при работе по выращиванию, пересадке и перевалке комнатных растений. Здесь также проводятся опыты, связанные с выяснением влияния площади питания, сроков посадки или пересадки, различных видов и норм внесения удобрений, а также наблюдения за их развитием.

Выполнение таких заданий требует от обучающихся длительной и глубокой подготовки, связанной с приобретением дополнительных знаний, умений и навыков. Эти знания приобретаются на уроках биологии, а также во внеклассной и внеурочной деятельности.

Поскольку внеклассная работа мною ведётся систематически, это заметно сказывается на повышении интереса у школьников с ограниченными возможностями здоровья к изучению курса биологии, побуждает их к практической деятельности по выращиванию растений, опытничеству, наблюдению за природой, её охране.

Обучающиеся также часто занимаются изготовлением разнообразных наглядных пособий, поделок эколого-биологического содержания с применением природного материала, участвуют в различных внеклассных мероприятиях: спектаклях, театрализованных представлениях, экологических сказках, праздниках, викторинах, биологических КВН, выставках как школьного, регионального так и Международного уровней при Астраханском Государственном биосферном заповеднике.

Занятия обычно проходят 4 раза в месяц. Методика занятий во внеурочной работе стимулирует обучающихся с нарушением интеллекта к проявлению самостоятельности в выполнении заданий без всякого принуждения с моей стороны.

Моя задача сводится к тому, чтобы ненавязчиво руководить работой школьников, не спешить с готовым ответом на возникшие у них вопросы, а указать возможные пути их самостоятельного решения. Я стараюсь всегда обеспечить успех работы кружка. Для этого на первом же занятии предлагаю школьникам выбрать старосту. Староста обеспечивает своевременную явку членов кружка на занятия, ведёт учёт посещаемости, выдаёт им необходимое для работы лабораторное оборудование, а затем принимает его по её окончании, обеспечивает дежурство по уходу за растениями, аквариумом и т.д.

Я, как учитель биологии, организую и дисциплинирую работу членов кружка, ведение дневника. В нём фиксируется содержание коллективной работы, проводимой на занятиях в соответствии с принятым ранее планом. Вести запись в дневнике поручается обычно старосте. Систематически слежу за работой школьников, индивидуально провожу беседы о выполнении задания, заслушиваю рассказы обучающихся их личных наблюдений.

Эффективной проверкой и обобщающим смотром  внеклассной работы по биологии являются экологические праздники, викторины и другие массовые формы работы. Эти мероприятия значительно расширяют биологические знания школьников с ограниченными возможностями здоровья. Участие в оформлении выставки, подборе для неё экспонатов и размещении их, подготовке различного рода декораций, костюмов для выступления способствуют развитию художественного вкуса школьников и их эстетическому воспитанию.

Тематика мероприятий разнообразна. Я совместно с классными руководителями и учителями-предметниками выбираю тему, наиболее подходящую для времени года, отвечающую учебно-воспитательным задачам, интересам и возможностям школьников. Например, красочно и волнующе проходят мероприятия на темы: «Золотая осень», «Времена года», «Здравствуй, весна!». Эти мероприятия обычно приурочиваются к обобщению или началу длительных фенологических наблюдений в природе за жизнью растений и животных, деятельностью человека в различные времена года.

Очень ценны в познавательном и воспитательном отношении биологические мероприятия на темы о значении растений в жизни природы и человека, природных богатствах родного края. Например, «Что ты знаешь о растениях?», «Край ты мой любимый, край ты мой родной!», «Давайте будем беречь Планету!» и др.

При подготовке выступлений школьников на мероприятиях, я обращаю внимание на то, чтобы они были краткими и выразительными, затрагивали эмоции слушателей. Обучающиеся также готовят гербарии, коллекции, поделки, рисунки, фотографии.

Мероприятия проходят значительно интереснее и вызывают у обучающихся большое чувство радости и гордости, если на них приглашают родителей, перед которыми они могут показать результаты своей проведённой работы.

Биологическая викторина – это увлекательная игра, имеющая цель заинтересовать обучающихся в приобретении новых знаний о растениях, животных, закреплении и более глубоком их осмыслении путём чтения увлекательных рассказов, наблюдений в природе и уголке живой природы, выращивании растений. Викторины проводятся нами на любых массовых мероприятиях. Тематика самая различная, например: «Что вы знаете о культурных растениях?», «Наши комнатные растения», «Какие деревья растут в Астраханском крае?» и т.д. Каждая из названных тем викторины включает серию вопросов и заданий. Школьникам предлагаются загадки. Биологические кроссворды, пословицы, поговорки, даются рисунки и гербарии растений с предложением назвать их, рассказать, где они произрастают, каковы их биологические особенности.

В результате проводимой внеклассной работы  у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья совершенствуются знания и умения по программе обучения биологии, развиваются познавательные способности, расширяется кругозор, идёт обогащение словаря, развитие навыков связной речи, осуществляются межпредметные связи, формируются необходимые практические умения, что в дальнейшем способствует их успешной социализации в современном обществе.