Базовые механизмы формирования и развития функциональной грамотности
статья

Баранчикова Галина Александровна

Выступление на педагогическом совете

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete.docx20.31 КБ

Предварительный просмотр:

Базовые механизмы формирования и развития функциональной грамотности  

Первый механизм – коренное обновление методологии и содержания обучения. Это подготовка и повышение квалификации педагогов, внедрение новых педагогических технологий, ориентированных на функционально- компетентностный подход и развитие субъектной роли школьников и учителей.

Второй механизм – модернизация системы оценки результатов обучения. Развитие функциональной грамотности требует совершенно новых подходов оценки учебных достижений по новой системе критериев «знание – понимание – применение – систематизация и обобщение». Важное значение в развитии функциональной грамотности имеет мониторинг и комплексная оценка достижений учеников.

Третий механизм развития функциональной грамотности, признанный в мире – активное участие родителей в образовании и воспитании детей.

Четвертый механизм функциональной грамотности – развитие дополнительного образования.

 

Что касается учебного процесса, то каждая образовательная область участвует в развитии всех видов функциональной грамотности: грамотность в чтении и письме, грамотность в естественных науках, математическая грамотность, компьютерная грамотность, грамотность в вопросах семейной жизни, грамотность в вопросах здоровья, юридическая грамотность. Для того чтобы обеспечить формирование функциональной грамотности школьников   учителям необходимо применять специальные активные, развивающие образовательные технологии, такие как:

 проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний, позволяющая формировать организационные, интеллектуальные и другие умения, в том числе умение самостоятельно осуществлять деятельность учения;

Технология проблемного диалога универсальна, то есть, применима на любом предметном содержании и любой ступени. Основная особенность этой технологии заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Каждый учитель подтвердит, что дети лучше усваивают не то, что получили готовеньким и зазубрили, а то, что открыли сами и выразили по-своему. Учитель лишь направляет эту деятельность и в завершении подводит итог, давая точную формулировку новых знаний и знакомя с общепринятой системой обозначения. Таким образом, новые знания приобретают для детей личную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а, по сути.
На таких уроках, где используется проблемно-диалогический метод, ребята больше думают, чаще говорят, активнее формируют мышление и речь и им очень нравится, что они сами могут объяснить увиденные явления, опыты, формулы.

- Кто такие грибы: растения или животные?

- какую роль играют бактерии в жизни человека? (хорошие они или плохие)

- «В семье здоровых родителей рождается мальчик больной гемофилией (не свертываемость крови). В семье паника, откуда взялась болезнь, ведь последним кто ей болел, был прадед по материнской линии».

- Как вы думаете, будут ли дети человека, изменившего внешность, иметь эти признаки?

 технология формирования типа правильной читательской деятельности, создающая условия для развития важнейших коммуникативных умений;

Наиболее эффективными методическими приемами, побуждающими к самостоятельной деятельности, и способствующие развитию навыков смыслового чтения:  «Кластер», «Ты – мне, я – тебе», «Свой конспект – своя опора», «Составь определение», «Шпаргалка для друга».

Ученик составляет конспект или план материала учебника, которым он может пользоваться во время своего ответа. 

 Это может стать задание составить: таблицу, график или диаграмму по содержанию прочитанного текста, алгоритм по определенному правилу или выполнение задания: объяснить содержание прочитанного текста или практическая работа и т.д.

 технология проектной деятельности, обеспечивающая условия для формирования организационных, интеллектуальных, коммуникативных и оценочных умений (подготовка различных плакатов, памяток, моделей, организация и проведение выставок, викторин, конкурсов, спектаклей, мини- исследований, предусматривающих обязательную презентацию полученных результатов, и др.);

 обучение на основе «учебных ситуаций», образовательная задача которых состоит в организации условий, провоцирующих детское действие;

 Термин учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и частично – запоминают. В связи с этим перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.

При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые действия (работает со справочной литературой, анализирует текст, находит новые термины). Осваивает характерные для предмета способы действия, т.е. приобретает наряду с предметными познавательные и коммуникативные компетенции.

В молодой семье родился ребенок. Родители счастливы, малыш здоров, растет, прибавляет в весе. Все было хорошо, пока на очередном медосмотре не определили группу крови ребенка. В семье начались скандалы, да и было из-за чего: у родителей 2 и 3 группы крови, а у малыша 1. Мужчина не приходится  ребенку биологическим отцом? Младенца подменили в роддоме? Или беспокоится не о чем?

  Делали ли вам анализ крови? Зачем? При каких обстоятельствах? Какие показатели там есть?

 Методический прием: Побуждение к сравнению, сопоставлению фактов, обобщению, выводам.

Проблемный вопрос: Почему кровь из раны не вытекает вся?

 уровневая дифференциация обучения, использование которой вносит определённые изменения в стиль взаимодействия учителя с учениками (ученик – это партнёр, имеющий право на принятие решений, например, о содержании своего образования, уровне его усвоения и т. д.), главная же задача и обязанность учителя – помочь ребёнку принять и выполнить принятое им решение;

 информационные и коммуникационные технологии, использование которых позволяет формировать основу таких важнейших интеллектуальных умений, как сравнение и обобщение, анализ и синтез.

  В процессе преподавания биологии в школе можно использовать  следующие формы работы:

  • создание учениками мультимедийных презентаций по темам и разделам учебных курсов;
  • организация исследования на уроках и внеурочной деятельности, проведение экспериментов, (микроскоп)
  • поиск информации, написание  сообщений при помощи ресурсов Интернет по заданной теме;
  • контроль обученности средствами интерактивного тестирования. (Я класс, учи.ру)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение качества знаний на уроках английского языка, как важнейшее условие формирования и развития функциональной грамотности учащихся.

Достичь функциональной грамотности в процессе обучения английского языка можно различными способами. Главной составляющей преподавания иностранного языка в является заинтересованность...

Модельная карта учебных заданий под планируемые результаты формирования и развития функциональной грамотности обучающихся основной школы

Модельная карта учебных заданий под планируемые результаты формирования и развития функциональной грамотности обучающихся основной школы по английскому языку в 8 классе по теме "Здоровье"....

Формирование и развитие функциональной грамотности. Математическая грамотность. Практико-ориентированные задания

Выступление на заседании ШМО по теме "Формирование и развитие функциональной грамотности. Математическая грамотность. Практико-ориентированные задания" @font-face {font-family:Calibri; ...

Текст к Презентации темы по урокам иностранного языка "Современные технологии по формированию и развитию функциональной грамотности в обучении английскому языку"

Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой д...

«Формирование и развитие функциональной грамотности школьника как один из способов повышения качества обучения».

Протокол №5 заседания МОформа проведения заседания МО :круглый столВопросы формирования функциональной грамотности на уроках МИФДоклад «Обеспечение единства образовательной, развивающей и воспит...