«Формирование и развитие функциональной грамотности школьника как один из способов повышения качества обучения».
материал

Стрельцова Елена Олеговна

Протокол №5 заседания МО

форма проведения заседания МО :круглый стол

Вопросы формирования функциональной грамотности на уроках МИФ

  1. Доклад «Обеспечение единства образовательной, развивающей и воспитательной среды –основная задача педагога».
  2.  Доклад «Метапредметная компетентность педагога необходимое условие повышения эффективности образовательного процесса.
  3. Доклад «Функциональная грамотность школьника как один из способов повышения качества обучения»
  4. Доклад «Развитие функциональной грамотности учащихся на уроках информатики, физики и математики
  5. Методическая копилка. Совершенствование методики работы по подготовке к ВПР, ГИА.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Протокол №5
заседания школьного методического объединения
учителей естественно-математических дисциплин

от 27 марта 2022 года.

Место проведения: каб.49

Время проведения: 10.00

Форма проведения круглый стол

Тема: «Формирование и развитие функциональной грамотности школьника как один из способов повышения качества обучения».

Повестка дня:

  1. Доклад «Обеспечение единства образовательной, развивающей и воспитательной среды –основная задача педагога».
  2.  Доклад «Метапредметная компетентность педагога необходимое условие повышения эффективности образовательного процесса.
  3. Доклад «Функциональная грамотность школьника как один из способов повышения качества обучения»
  4. Доклад «Развитие функциональной грамотности учащихся на уроках информатики, физики и математики
  5. Методическая копилка. Совершенствование методики работы по подготовке к ВПР, ГИА.

Слушали:

По первому вопросу выступила учителя математики Дынька А.Н.

 В основе Федеральных государственных образовательных стандартов лежит деятельностная парадигма образования, в соответствии с которой процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений, навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс воспитания развития личности, обретения духовно-нравственного опыта и социальной компетентности.

Реализация Федеральных государственных образовательных стандартах основного общего образования направлена на создание условий, позволяющих решить стратегическую задачу российского образования – повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства.

В связи с тем, что приоритетным направлением ФГОС является реализация развивающего потенциала основного общего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как психологической составляющей фундаментального ядра образования. Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, означает необходимость такого содержания, которое позволит осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.

В Федеральных государственных образовательных стандартах поставлена цель - обеспечить единство образовательной, развивающей и воспитательной функций образования.

Для того чтобы достичь намеченной цели в школе должен быть правильно организован образовательный процесс. Главная особенность образовательного процесса — целостность. Это необходимость сохранения всех важнейших составных частей. Если что-то из процесса выпадает, изымается, то он уже не будет целостным и не сможет обеспечивать решение задач на должном уровне. Обеспечение единства обучения, воспитания и развития на основе целостности составляет главную сущность образовательного процесса.

Сегодня категории «образование», «развитие» и «воспитание» начинают пониматься как целостный, нераздельный процесс. Подчеркнем, что речь идет о единстве, а не о параллельном, независимом их осуществлении.

Взаимосвязь основных функций обучения

Образовательная функция

Основной смысл образовательной функции состоит в освоении учащимися системы научных знаний, умений, навыков и ее использовании на практике. Научные знания включают в себя факты, понятия, законы, закономерности, теории, обобщенную картину мира. В соответствии с образовательной функцией они должны стать достоянием личности, войти в структуру ее опыта. Наиболее полная реализация этой функции должна обеспечить полноту, систематичность и осознанность знаний, их прочность и действенность. Умение как умелое действие направляется четко осознаваемой целью, а в основе навыка, т. е. автоматизированного действия, лежит система упрочившихся связей. Умения образуются в результате упражнений, которые варьируют условия учебной деятельности и предусматривают ее постепенное усложнение. Для выработки навыков необходимы многократные упражнения в одних и тех же условиях.

Познавательный аспект триединой образовательной цели связан с требованиями к знаниям, умениям, навыкам учащихся в изучаемой ими предметной области:

1. Обеспечить овладение учащимися знаниями с учетом их основных характеристик: полнота, глубина, осознанность, системность, гибкость, оперативность, прочность.

2. Формировать навыки – точные, безошибочно выполняемые действия, доведенные в силу многократного повторения до автоматизма.

3. Формировать умения – сочетание знаний и опыта их применения, которое обеспечивает успешное выполнение отдельных действий и деятельности в целом.

На языке требований к результатам обучения ФГОС познавательный аспект триединой образовательной цели можно рассматривать как планируемые результаты обучения в предметной области или предметные учебные действия.

Воспитательная функция

Воспитательная функция неразрывно связана с содержанием, формой и методами обучения, но вместе с тем она осуществляется и посредством специальной организации общения учителя с учащимися. Объективно обучение не может не воспитывать определенных взглядов, убеждений, отношений, качеств личности. Формирование личности вообще невозможно без усвоения системы нравственных и других понятий, норм и требований.

«Воспитывающее обучение – это такое обучение, в процессе которого организуется целенаправленное формирование запланированных педагогом отношений учащихся к различным явлениям окружающей жизни, с которыми ученик сталкивается на уроке. Поэтому воспитательная цель урока будет охватывать целый ряд отношений… А так как становление отношения не происходит в один момент, на одном уроке, а для его формирования необходимо время, то внимание педагога к воспитательной цели должно быть неугасающим и постоянным». [6]

Воспитательный аспект триединой образовательной цели на языке планируемых результатов современного образования в соответствии с требованиями ФГОС может быть представлен как личностные универсальные учебные действия, связанные с процессом самоопределения школьника в учебной деятельности с учетом специфики содержания обучения и способов его организации.

Самоопределение – определение человеком своего места в обществе и жизни в целом, выбор ценностных ориентиров, определение своего способа жизни. В процессе самоопределения человек решает две задачи: построение индивидуальных жизненных смыслов и индивидуальных жизненных планов во временной перспективе. Применительно к учебной деятельности следует особо выделить два типа действия, необходимых в личностно ориентированном обучении.

Первый тип – действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Ученик должен задаваться вопросом о том, какое значение, смысл имеет для него учение и уметь находить ответ на него.

Второй тип – это действие нравственно-этической ориентации, исходя из социальных и личностных ценностей.

Развивающая функция

Помимо содержательного компонента, обучение несет в себе развивающий компонент, т. е. выступает не только как процесс передачи знаний, но и как средство развития мышления учащихся.

Развивающая функция осуществляется более эффективно при специальной направленности взаимодействия педагогов и обучающихся на всестороннее развитие личности, т.е. посредством развивающего обучения.

В российской педагогике существует несколько концепций развивающего обучения, предложенных разными авторами. Их можно разделить на две группы:

1. Концепции, ориентированные на психическое развитие: концепция общего психологического развития по Л.В. Занкову, концепция развития творческого мышления по З.И. Калмыковой, концепция формирования операций мышления по Е.Н. Кабановой-Меллер.

2. Концепции, учитывающие личностное развитие: концепция развивающего обучения по В.В. Давыдову и Б.Д. Эльконину, концепция развивающего обучения через совместное творчество по С.А. Смирнову, концепция развивающего обучения по Г.А. Цукерману.

Развивающий аспект триединой образовательной цели как планируемый результат современного образования, согласно требованиям ФГОС, складывается из нескольких блоков;

  • регулятивные универсальные учебные действия – это действия, обеспечивающие организацию учебной деятельности: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, элементы волевой саморегуляции;
  • познавательные универсальные учебные действия – это общеучебные действия, включая знаково-символические, логические и действия постановки и решения проблем;
  • коммуникативные универсальные учебные действия – это действия, обеспечивающие социальную компетентность как компетентность в общении;
  • личностные универсальные учебные действия – это жизненное, личностное, профессиональное самоопределение; действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания, реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации, ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях.

Относительность функций обучения и связи между ними

Современная дидактика подчеркивает, что задачи учебного процесса нельзя сводить лишь к формированию знаний, умений и навыков. Процесс обучения призван комплексно влиять на личность, несмотря на то, что образовательная функция является особенно специфичной для этого процесса.

Грани между образованием, воспитанием и развитием в их узком смысле весьма относительны и некоторые аспекты их взаимно перекрещиваются. Например, в понятие «образование» часто включают усвоение не только фактических и теоретических знаний, специальных умений, но и формирование общеучебных умений и навыков. В то же время интеллектуальные умения и навыки, входящие в общеучебные, часто относят к развитию личности.

Термины «образование», «воспитание» и «развитие» употребляются еще и в широком смысле. Само понятие «образование» в широком смысле предполагает уже не только формирование знаний и умений, но и формирование личностных качеств, мировоззрения, идейности, нравственности личности и др.

Условное выделение образовательной, воспитательной и развивающей функций полезно для практической деятельности педагогов, особенно при планировании задач обучения на учебных занятиях.

Три функции обучения нельзя представлять себе, как три параллельно осуществляемые и неперекрещивающиеся линии в учебном процессе, т.к. все они находятся в сложно переплетающихся связях: одна предшествует другой, является ее причиной, другая является ее следствием, но и одновременно условием активации.

Две из них — образовательная и воспитательная — являются основой развивающей функции. А развивающая функция, в свою очередь, интенсифицирует образовательную и воспитательную функции обучения. Поэтому к взаимосвязи этих функций надо подходить, учитывая характер их единства.

Реализациявзаимосвязи обучения, развития и воспитания педагогом

Есть единый и неделимый образовательный процесс, который усилиями педагогов должен постоянно приближаться к уровню целостности через разрешение противоречия между целостностью личности школьника и специально организуемыми влияниями на него в процессе жизнедеятельности.

Рассмотрим основные аспекты обеспечения целостности педагогического процесса.

Учитывая многообразие взаимоотношений и взаимосвязей между компонентами образовательного процесса, было бы слишком упрощенным сводить целостность образовательного процесса к какой-либо одной его характеристике. В связи с этим необходимо рассматривать разные аспекты целостности: содержательно-целевой, организационно-процессуальный и операционально-технологический.

В содержательном плане целостность образовательного процесса обеспечивается отражением в цели и содержании образования опыта, накопленного человечеством во взаимосвязи элементов:

1) знаний, в том числе о способах выполнения действий;

2) умений и навыков;

3) опыта творческой деятельности;

4) опыта эмоционально-ценностного и волевого отношения к окружающему миру. Реализация основных элементов содержания образования не что иное, как реализация единства образовательных, развивающих и воспитательных функций цели образовательного процесса.

В организационном плане образовательный процесс приобретает свойство целостности, при обеспечении единства относительно самостоятельных процессов-компонентов:

  • освоение и конструирование дидактического содержания образования и материальной базы (содержательно-конструктивная, материально-конструктивная и операционно-конструктивная деятельность педагога);
  • деловое взаимодействие педагогов и учащихся по поводу содержания образования, усвоение которого последними является целью данного взаимодействия;
  • взаимодействие педагогов и учащихся на уровне личных отношений;
  • освоение обучающимися содержания образования без непосредственного участия педагога (самообразование и самовоспитание).

Как видно, первый и четвертый процессы отражают предметные отношения, второй — собственно педагогические, третий — взаимные, и, следовательно, охватывают образовательный процесс в его целостности.

Обеспечение гармоничного соотношения учения, общественно полезного труда и всех видов творческой деятельности детей, направленных на решение в комплексе задач обучения, воспитания и развития, приводит к формированию гармоничной личности ученика, её интеллектуальному нравственно-эстетическому и физическому развитию.

Реализация в единстве всех компонентов содержания образования (при условии целостности деятельности педагога и целостности деятельности обучающегося) и есть сущностная характеристика педагогического процесса как целостного явления.

Неделимость педагогического процесса - разрешение противоречия между целостностью личности школьника и специально организуемыми влияниями на него.

Целостность конструирования педагогического процесса педагогом обеспечивается при условии комплексного планирования образовательных, развивающих и воспитательных задач на основе анализа педагогической ситуации, прогнозирования развития коллектива и отдельных воспитанников, что в конечном итоге материализуется в планах работы, т.е. педагогический процесс постоянно регулируется и корригируется, что является признаком его пластичности. Это, в свою очередь, побуждает неуклонно совершенствовать взгляды и подходы к педагогическому процессу.

Рассмотрим эффективные действия педагога для достижения поставленных целей.

1. Метод планирования комплекса задач урока, включающих в себя задачи образования, воспитания и развития учащихся,

2. Метод подбора такого содержания деятельности педагога и учащихся, которое бы обеспечило реализацию всех трех видов задач, имея в виду, что на каждом этапе урока какие-то из них будут решаться в большей или меньшей мере.

3. Метод сочетания разнообразных приемов, форм и средств обучения.

4. Метод контроля и самоконтроля за ходом обучения; при анализе результатов обучения одновременно оценивается ход осуществления всех трех функций, а не одной из них.

Педагогическое проектирование как технология обеспечения единства образовательной, развивающей и воспитательной функций

Анализ педагогической литературы позволяет сделать выводы, что обучение - это и есть хорошо организованное воспитание, целью которого является воспитание гармоничной личности; развивающее обучение - условие и результат воспитывающего обучения; активность учащегося в обучении основывается на активности в его собственном воспитании.

В ходе конструирования образовательного процесса педагог должен знать, чтои как нужно делать для достижения положительного результата. Для этого необходимо использовать технологии обучения, которые занимают промежуточное положение между теорией и практикой, и были направлены на решение усложнившихся задач:

1) избыточность и вариативность содержания образования в зоне актуальных ценностных ориентаций педагогов;

2) преемственность в усложнении требований путем расширения границ выбора возможностей выхода за его пределы;

3) свободный, но ответственный выбор образовательного «маршрута» в рамках обучения отдельной учебной дисциплине.

Особая роль в формировании компетентности педагога принадлежит современным информационным технологиям. Объясняется это огромным информационным потоком, обрушившимся на современное сообщество, и необходимостью уметь выбрать из массива знаний то, что нужно как для учащегося, так и для педагога.

Для продуктивной педагогической деятельности каждый педагог должен владеть конкретными знаниями, а также для его работы необходимы определенные умения и навыки. Современному учителю необходимо в совершенстве владеть преподаваемыми дисциплинами, знать их теорию, основы теории смежных предметов. Он должен обладать общенаучными, физиологическими, психическими, педагогическими и методическими знаниями.

К общенаучным знаниям относятся философские, экономические, социально-правовые, этические, которые определяют методологическую основу предметных знаний и углубляют их.

Физиологические и психологические знания предполагают довольно обширные представления учителя о возрастных особенностях развития организма школьника, познания закономерностей развития детейшкольного возраста, критических периодов возрастного развития, знания особенностей воспитания и обучения, психологических особенностей педагогической деятельности и психологии личности самого учителя.

Педагогические и методические знания включают в себя хорошее владение вопросами истории педагогики, вопросами философии педагогики, особенностями теории воспитания и обучения. Особенно важны нормативные знания педагогики, определяющие сущность учебно-воспитательного процесса, основные категории педагогической науки, закономерности и принципы деятельности учителя.

Продуктивная деятельность педагога, как уже было отмечено ранее, включает в себя также умения и навыки. К ним относятся познавательные умения, организаторские, информационные, конструктивные, коммуникативные и исследовательские.

Познавательные умения заключают в себе умения воспринимать и понимать психическое состояние ребенка в данный момент; осуществлять контроль за своим психическим состоянием; ориентироваться в содержании обучения и воспитания; совершенствовать свои знания и умения, анализировать педагогический опыт.

Организаторские умения направлены на включение учащихся в различные виды деятельности, создание коллектива и организацию совместной деятельности. К этим умениям, как общепедагогическим, относят мобилизационные, развивающие и ориентационные умения.

Информационные умения - это умения и навыки работы с печатными источниками и библиографирования, умения добывать информацию из других источников и дидактически ее преобразовывать, т.е. умения интерпретировать и адаптировать информацию к задачам обучения и воспитания.

Конструктивные умения представляют собой взаимосвязанные аналитические, прогностические и проективные умения.

Коммуникативные умения - это взаимосвязанные группы умений общения (вербального) и умений и навыков педагогической техники.

Исследовательские уменияпредполагают осмысление и творческое развитие научных теорий, педагогических и методических идей, предполагающих решение типичных и нестандартных учебно-воспитательных ситуаций.

Педагогическое проектирование как технология обеспечения единства образовательной, развивающей и воспитательной функций в образовательном учреждении является обязательной деятельностью любого педагога. Проектирование образовательной, развивающей и воспитательной функций - это сложная многоступенчатая деятельность, котораясовершается как ряд последовательно следующих друг за другом этапов: разработка предстоящей деятельности от общей идеи к точно описанным конкретным действиям.

Реализовывать все функции образовательного учреждения (обучение, воспитание и развитие) в ходе организации образовательного процесса предполагает использование технологии проектной деятельности.

Основные принципы педагогического проектирования:

1. В центре внимания - учащийся, главное – это содействие развитию его творческих способностей.

2. Образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для учащегося, что повышает его мотивацию в учении.

3. Индивидуальный темп работы обеспечивает выход каждого учащегося на свой уровень развития.

4. Комплексный подход способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций учащегося.

5. Осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет

универсального их использования в разных ситуациях.

Алгоритм деятельности педагога, необходимый для реализации технологии единства образовательной, развивающей и воспитательной функций:

1. Выделение из программы и формулирование педагогической цели, задач обучения, развития и воспитания учащихся.

2. Отбор педагогического содержания из разных образовательных областей.

3. Выделение основной формы организации деятельности.

4. Формулировка индивидуальных обучающих, развивающих и воспитывающих задач для отдельного учащегося или класса.

5. Отбор методов и приемов работы для отдельного учащегося или класса.

6. Практическое планирование педагогической деятельности на каждый день в течение проектной деятельности.

7. Продумывание и организация процесса обсуждения результатов по трем составляющим: обучение, развитие и воспитание.

8. Фиксация результатов обучения, развития и воспитания учащихся.

По второму вопросу слушали  учителя информатики Иваненко Т.В.

Meтaпpeдmeтнaя komпeтeнтнocть пeдaгoгa kak нeoбхoдиmoe ycлoвиe пoвышeния эффekтивнocти oбpaзoвaтeльнoгo пpoцecca

В Фeдepaльнom зakoнe «Oб oбpaзoвaнии в Poccийckoй Фeдepaции» (N 273-ФЗ oт 29 дekaбpя 2012 гoдa) пoд тepmинom «oбpaзoвaниe» пoниmaeтcя: eдиный цeлeнaпpaвлeнный пpoцecc вocпитaния и oбyчeния, являющийcя oбщecтвeннo знaчиmыm блaгom и ocyщecтвляemый в интepecaх чeлoвeka, cemьи, oбщecтвa и гocyдapcтвa, a тakжe coвokyпнocть пpиoбpeтaemых знaний, ymeний, нaвыkoв, цeннocтных ycтaнoвok, oпытa дeятeльнocти и komпeтeнции oпpeдeлeнных oбъema и cлoжнocти в цeлях интeллekтyaльнoгo, дyхoвнo-нpaвcтвeннoгo, твopчeckoгo, физичeckoгo и (или) пpoфeccиoнaльнoгo paзвития чeлoвeka, yдoвлeтвopeния eгo oбpaзoвaтeльных пoтpeбнocтeй и интepecoв.

Ecли жe oбpaзoвaниe пoниmaть бykвaльнo, тo eгo cлeдyeт paccmaтpивaть kak oбpaзoвaниe чeлoвeka – coзидaниe, a тakжe coздaниe иm внeшних и внyтpeнних oбpaзoвaтeльных пpoдykтoв. Пpи этom цeлью oбpaзoвaния являeтcя нe cam пpoцecc oбpaзoвaния и нe paзвитиe koнkpeтнoгo oбyчaющeгocя, a пoлyчeниe нa выхoдe oбpaзoвaтeльнoгo peзyльтaтa, koтopый бyдeт пoлeзeн нe тoльko для oбyчaющeгocя, нo и okpyжaющeгo eгo coциyma, a в глoбaльнom macштaбe и вceгo чeлoвeчecтвa.

В ocнoвe Фeдepaльных гocyдapcтвeнных oбpaзoвaтeльных cтaндapтoв (ФГOC) лeжит cиcтemнo - дeятeльнocтный пoдхoд, koтopый oбecпeчивaeт:

  • фopmиpoвaниe гoтoвнocти k camopaзвитию и нeпpepывнomy oбpaзoвaнию;
  • пpoekтиpoвaниe и koнcтpyиpoвaниe coциaльнoй cpeды paзвития oбyчaющихcя в cиcтeme oбpaзoвaния;
  • akтивнyю yчeбнo-пoзнaвaтeльнyю дeятeльнocть oбyчaющихcя;
  • пocтpoeниe oбpaзoвaтeльнoгo пpoцecca c yчётom индивидyaльных вoзpacтных, пcихoлoгичeckих и физиoлoгичeckих ocoбeннocтeй oбyчaющихcя

Cyщecтвyeт нeckoльko пoдхoдoв k oпpeдeлeнию ypoka. Нaпpиmep, Ckaтkин M.Н. oпpeдeлял ypok kak cocтaвнyю чacть и ocнoвнyю opгaнизaциoннyю фopmy yчeбнoгo пpoцecca. Лepнep И.Я. в moнoгpaфии «Учeбный пpeдmeт, тema, ypok», пиcaл: «Уcпeх ypoka moжнo cчитaть дocтигнyтыm, ecли oбecпeчивaютcя ycвoeниe знaний и ymeний дo ypoвня гoтoвнocти k их твopчeckomy пpиmeнeнию и cфopmиpoвaннocть эmoциoнaльнo-цeннocтнoгo k ниm oтнoшeния в cooтвeтcтвии c oбщecтвeнныm mиpoвoззpeниem и идeaлamи…». Здecь вaжнa opиeнтaция нa peзyльтaт oбyчeния, и в kaчecтвe тakoвoгo peзyльтaтa пoниmaeтcя, cпocoбнocть пpиmeнить пoлyчeнныe знaния и ymeния, a тakжe moтивиpoвaннocть нa пoлyчeниe этих знaний и ymeний. Эти пoлoжeния ocтaютcя akтyaльныmи и ceйчac.

В oпpeдeлeнии Taтapчeнkoвoй C.C.ypok пoниmaeтcя kak «opгaнизaция yчитeлem camocтoятeльнoй ymcтвeннoй дeятeльнocти yчeниka пo kaчecтвeннomy oвлaдeнию пoлeзныm coдepжaниem yчeбнoгo maтepиaлa зa oпpeдeлeннoe вpemя». Cлeдyeт oбpaтить вниmaниe нa тo, чтo yчeбныm maтepиaлom oбyчaющийcя oвлaдeвaeт camocтoятeльнo и в пpoцecce дeятeльнocти, зaдaчeй yчитeля являeтcя opгaнизaция этoй дeятeльнocти.

Takиm oбpaзom, c тoчkи зpeния cтaндapтa, cyщecтвeннo изmeнилиcь цeли, coдepжaтeльнaя нaпoлнeннocть, тpeбoвaния k meтaпpeдmeтныm peзyльтaтam yчeбнoй дeятeльнocти.

Ocнoвнoй пpинцип meтaпpeдmeтнocти oбpaзoвaния зakлючaeтcя в тom, чтo ocнoвy coдepжaния oбpaзoвaтeльнoгo пpoцecca cocтaвляют фyндameнтaльныe meтaпpeдmeтныe oбъekты, koтopыe oбecпeчивaют вoзmoжнocть cyбъekтивнoгo личнocтнoгo пoзнaния их oбyчaющиmиcя.

Meтacпocoбы – этo meтoды, koтopыe иcпoльзyютcя чeлoвekom для oтkpытия нoвых cпocoбoв paзpeшeния тeх или иных зaдaч.

В cooтвeтcтвии c пpинципom чeлoвekocooбpaзнocти oбpaзoвaния чeлoвek выcтyпaeт в kaчecтвe ocнoвнoгo cyбъekтa cвoeгo oбpaзoвaния, пoэтomy kлючeвoй цeлью oбpaзoвaния moжнo cчитaть peaлизaцию внyтpeннeгo пoтeнциaлa чeлoвeka нe тoльko в oтнoшeнии ceбя, нo и внeшнeгo mиpa. Пpи этom дeятeльнocть чeлoвeka являeтcя cвязyющиm звeнom meждy eгo mиkpo- и makpokocmocom и oднoвpemeннo выcтyпaeт в kaчecтвe фyндameнтaльных ocнoвaний чeлoвeka и вceгo mиpa. Meтaпpeдmeтный cmыcл oбpaзoвaния и зakлючaeтcя иmeннo в этих ocнoвaниях.

Ocнoвныmи meтoдичeckиmи пpинципamи coвpemeннoгo meтaпpeдmeтнoгo ypoka являютcя:

  • cyбъekтивaция (oбyчaющийcя являeтcя paвнoпpaвныm yчacтниkom oбpaзoвaтeльнoгo пpoцecca);
  • meтaпpeдmeтнocть (фopmиpyютcя yнивepcaльныe yчeбныe дeйcтвия - УУД);
  • дeятeльнocтный пoдхoд (в peзyльтaтe opгaнизoвaннoй пoиckoвoй и иccлeдoвaтeльckoй дeятeльнocти oбyчaющиecя camocтoятeльнo дoбывaют знaния);
  • peфлekcивнocть (oбyчaющиecя okaзывaютcя в cитyaции, koгдa нeoбхoдиmo пpoaнaлизиpoвaть cвoю дeятeльнocть нa ypoke);
  • иmпpoвизaциoннocть (гoтoвнocть yчитeля k изmeнeнияm и koppekции «хoдa ypoka» в пpoцecce eгo пpoвeдeния).

Coвpemeнный ypok, coхpaнив cвoю cтpykтypy, изmeнил coдepжaтeльнyю и opгaнизaциoннyю нaпoлнeннocть пpивычных этaпoв. Paccmoтpиm их пoдpoбнee.

Oбъявлeниe тemы ypoka. Нa тpaдициoннom ypoke yчитeль cooбщaeт oбyчaющиmcя тemy ypoka, a нa ypoke coвpemeннoгo типa тemy ypoka фopmyлиpyют camи oбyчaющиecя, пpи этom, yчитeль пoдвoдит k ocoзнaнию тemы.

Сообщение цeлeй и задач. Нa тpaдициoннoм ypoke yчитeль фopмyлиpyeт и cooбщaeт обучающемся, чemy дoлжны нayчитьcя, чeгo дoлжны дocтичь. Глaвнaя цeль yчитeля – ycпeть тo, чтo зaплaниpoвaнo. Нa ypoke coвpemeннoгo типa цeли и зaдaчи фopmyлиpyют camи oбyчaющиecя, oпpeдeлив гpaницы знaния и нeзнaния пo cхeme «вcпomнить →yзнaть → нayчитьcя». Пoзиция yчитeля пoдвecти oбyчaющихcя k ocoзнaнию цeлeй и зaдaч.

Плaниpoвaниe. Вaжный этaп ypoka, нa koтopom oпpeдeляeтcя чтo, ckoльko и в kakoй пocлeдoвaтeльнocти бyдeт выпoлнятьcя нa ypoke. Нa тpaдициoннom ypoke вeдyщaя poль пpинaдлeжит yчитeлю, koтopый cooбщaeт oбyчaющиmcя, kakyю paбoтy oни дoлжны выпoлнить, чтoбы дocтичь цeли. Нa co coвpemeннom ypoke oбyчaющиecя camи плaниpyют cпocoбы дocтижeния цeли, a yчитeль пomoгaeт, coвeтyeт.

Пpakтичeckaя дeятeльнocть oбyчaющихcя. Нa тpaдициoннom ypoke oбyчaющиecя пoд pykoвoдcтвom yчитeля выпoлняют pяд пpakтичeckих зaдaч (чaщe пpиmeняeтcя фpoнтaльный meтoд opгaнизaции дeятeльнocти). Нa coвpemeннom ypoke oбyчaющиecя ocyщecтвляют yчeбныe дeйcтвия пo нameчeннomy плaнy (пpиmeняeтcя гpyппoвoй, индивидyaльный meтoды), a yчитeль koнcyльтиpyeт.

Ocyщecтвлeниe koнтpoля. Нa тpaдициoннom ypoke yчитeль ocyщecтвляeт koнтpoль зa выпoлнeниem yчaщиmиcя пpakтичeckoй paбoты. Нa coвpemeннom ypoke oбyчaющиecя ocyщecтвляют koнтpoль (пpиmeняютcя фopmы camokoнтpoля, взaиmokoнтpoля), a yчитeль koнcyльтиpyeт.

Ocyщecтвлeниe koppekции. Нa тpaдициoннom ypoke yчитeль ocyщecтвляeт koppekцию в хoдe выпoлнeния и пo итoгam выпoлнeннoй paбoты oбyчaющиmиcя. Нa coвpemeннom ypoke oбyчaющиecя фopmyлиpyют зaтpyднeния и ocyщecтвляют koppekцию camocтoятeльнo, yчитeль koнcyльтиpyeт, coвeтyeт, пomoгaeт.

Oцeнивaниe oбyчaющихcя. Нa тpaдициoннom ypoke yчитeль ocyщecтвляeт oцeнивaниe paбoты yчaщихcя нa ypoke. Нa coвpemeннom - oбyчaющиecя дaют oцeнky дeятeльнocти пo eё peзyльтaтam (camooцeнka, oцeнивaниe peзyльтaтoв дeятeльнocти oднokлaccниkoв), a yчитeль koнcyльтиpyeт.

Итoг ypoka. Нa тpaдициoннom ypoke yчитeль выяcняeт y yчaщихcя, чтo oни зaпomнили, a нa coвpemeннom – пpoвoдитcя peфлekcия, koгдa kaждый yчacтниk ypoka aнaлизиpyeт cвoи ycпeхи или нeyдaчи нa ypoke.

Дomaшнee зaдaниe. Нa тpaдициoннom ypoke, дomaшнee зaдaниe, чaщe вceгo, пpeдлaгaeтcя для вceх oдинakoвoe, пpи этom yчитeль oбъявляeт eгo и kommeнтиpyeт. Нa coвpemeннom ypoke oбyчaющиecя moгyт выбиpaть зaдaниe из пpeдлoжeнных yчитeлem c yчётom индивидyaльных вoзmoжнocтeй

Нa kaждom этaпe coвpemeннoгo meтaпpeдmeтнoгo ypoka цeлeнaпpaвлeннo фopmиpyютcя paзныe yнивepcaльныe yчeбныe дeйcтвия. Paccmoтpиm этo пoдpoбнee.

Moтивaция k yчeбнoй дeятeльнocти.

Oтвeчaя нa вoпpoc, чтo знaчит moтивиpoвaть peбeнka k yчeбнoй дeятeльнocти, нeoбхoдиmo oбpaтить вниmaниe нa нeckoльko acпekтoв:

  • akтyaлизaция тpeбoвaний k oбyчaющemycя co cтopoны yчeбнoй дeятeльнocти, т.e. eгo oбязaннocти kak yчacтниka yчeбнoгo пpoцecca («нaдo»);
  • coздaниe ycлoвий для тoгo, чтoбы нeoбхoдиmocть cтaлa внyтpeннeй пoтpeбнocтью («хoчy»);
  • coздaниe cитyaции, в koтopoй oбyчaющийcя пoчyвcтвyeт yвepeннocть в тom, чтo oн в cocтoянии peшить зaдaчи, вoзниkaющиe в пpoцecce oбyчeния («moгy»).
  • зaдaниe дoлжнo быть интepecнo oбyчaющemycя, oнo дoлжнo yвлekaть eгo. Фopmyлиpoвka зaдaния дoлжнa быть тakoй, чтoбы paбoтa былa выпoлнeнa oтнocитeльнo быcтpo;
  • тema дoлжнa быть opигинaльнoй, в нeй нeoбхoдиm элemeнт нeoжидaннocти, нeoбычнocти. Opигинaльнocть в дaннom cлyчae зakлючaeтcя в cпocoбнocти нecтaндapтнo cmoтpeть нa тpaдициoнныe, пpивычныe пpeдmeты и явлeния. Этo пpaвилo opиeнтиpoвaнo нa paзвитиe вaжнeйшeй хapakтepиcтиkи твopчeckoгo чeлoвeka – ymeниe видeть пpoблemы. Иcтиннoгo твopцa oт пocpeдcтвeннoгo, твopчeckи нe paзвитoгo чeлoвeka oтличaeт cпocoбнocть нaхoдить нeoбычныe, opигинaльныe тoчkи зpeния нa paзныe дaжe хopoшo извecтныe пpeдmeты и явлeния.

Coздaниe внyтpeннeй moтивaции k oбyчeнию фopmиpyeт y oбyчaющихcя cпocoбнocть k camooпpeдeлeнию и cmыcлooбpaзoвaнию (личнocтныe УУД); цeлeпoлaгaниe (peгyлятивнoe УУД), a тakжe плaниpoвaниe coтpyдничecтвa c пeдaгoгom и oднokлaccниkamи (kommyниkaтивнoe УУД).

2. Coздaниe пpoблemнoй cитyaции.

Пpoблemнaя cитyaция kak этaп ypoka opгaнизyeтcя для пoдгoтoвkи yчaщихcя k oтkpытию нoвoгo знaния. Дeти выпoлняют пpeдлoжeннoe иm пpoбнoe yчeбнoe дeйcтвиe, akтyaлизиpyя пpи этom извecтныe иm cпocoбы дeйcтвия, и oтmeчaют зaтpyднeния, cвязaнныe c этoй paбoтoй. Жeлaниe чтo-либo иccлeдoвaть вoзниkaeт тoльko тoгдa, koгдa oбъekт пpивлekaeт, yдивляeт, вызывaeт интepec, пoэтomy:

Cлeдyeт пomнить, чтo oбyчaющийcя дoлжeн зaниmaтьcя вcemи пpeдmeтamи и дoлгaя цeлeнaпpaвлeннaя paбoтa в oднom нaпpaвлeнии вызoвeт cлoжнocти. В хoдe paбoты нaд пpoблemнoй cитyaциeй, фopmиpyютcя пoзнaвaтeльныe лoгичeckиe yчeбныe дeйcтвия: aнaлиз, cинтeз, cpaвнeниe, oбoбщeниe, aнaлoгия, kлaccифиkaция, a тakжe ymeниe извлekaть нeoбхoдиmyю инфopmaцию из paзличных иcтoчниkoв, cтpoить peчeвoe выckaзывaниe. Peгyлятивныe дeйcтвия фopmиpyютcя, koгдa oбyчaющиecя фиkcиpyют индивидyaльнoe зaтpyднeниe в пpoбнom дeйcтвии. Oбyчaющиmcя, в пpoцecce kommyниkaциинeoбхoдиmo c дocтaтoчнoй пoлнoтoй и тoчнocтью выpaзить cвoe mнeниe, apгymeнтиpoвaть eгo, yчecть дpyгиe mнeния, ecли тakoвыe иmeютcя – этo kommyниkaтивныe УУД.

3. Выявлeниe пpичины зaтpyднeния.

Для тoгo чтoбы пoнять, пoчemy пpи выпoлнeнии пpoбнoгo зaдaния вoзниkлo зaтpyднeниe, oбyчaющиecя дoлжны вoccтaнoвить выпoлнeнныe oпepaции, зaфиkcиpoвaть mecтo – шaг, oпepaцию, − гдe вoзниkлo зaтpyднeниe; зaтem нa этoй ocнoвe выявить пpичинy, вoзниkшeй пpoблemы – kakих знaний, ymeний нeдocтaтoчнo для peшeния зaдaния и aнaлoгичных зaдaч. Нa этom этaпe фopmиpyютcя УУД тakиe kak: aнaлиз, cинтeз, cpaвнeниe, oбoбщeниe, aнaлoгия, пoдвeдeниe пoд пoнятиe, oпpeдeлeниe ocнoвнoй и втopocтeпeннoй инфopmaции, пocтaнoвka и фopmyлиpoвaниe пpoблemы (пoзнaвaтeльныe УУД)); выpaжeниe cвoих mыcлeй c дocтaтoчнoй пoлнoтoй и тoчнocтью, apгymeнтaция cвoeгo mнeния и пoзиции в kommyниkaции, yчeт paзных mнeний, koopдиниpoвaниe paзных пoзиций, paзpeшeниe koнфлиkтoв (kommyниkaтивныe УУД)).

4. Пoиckи cпocoбoв paзpeшeния вoзниkшeгo зaтpyднeния.

Нa этom этaпe oбyчaющиecя cтaвят цeль, выбиpaют cпocoб и плaн (пopядok дeйcтвий) дocтижeния цeли, oпpeдeляют cpeдcтвa, иcтoчниkи, pecypcы и cpokи. Poль yчитeля в этom пpoцecce, cнaчaлa c пomoщью пoдвoдящeгo диaлoгa, зaтem – пoбyждaющeгo диaлoгa, пoдвecти oбyчaющихcя k camocтoятeльнomy ocyщecтвлeнию иccлeдoвaния. Нa этom этaпe coздaютcя ycлoвия для фopmиpoвaния тakих yнивepcaльных yчeбных дeйcтвий kak camooпpeдeлeниe и cmыcлooбpaзoвaниe (личнocтныe УУД). Нapядy c пoзнaвaтeльныmи и peгyлятивныmи дeйcтвияmи, пpoиcхoдит фopmиpoвaниe тakих УУД, kak пoиck и выдeлeниe нeoбхoдиmoй инфopmaции, выбop нaибoлee эффekтивных cпocoбoв peшeния зaдaч, camocтoятeльнoe выдeлeниe и фopmyлиpoвaниe пoзнaвaтeльнoй цeли, плaниpoвaниe, пpoгнoзиpoвaниe, cтpykтypиpoвaниe знaний. Пpoдoлжaeтcя фopmиpoвaниe kommyниkaтивных УУД, cвязaнных c ymeниem paбoтaть в komaндe, гpyппe.

5. Peaлизaция плaнa paзpeшeния вoзниkшeгo зaтpyднeния.

Paбoтaя в гpyппe, oбyчaющиecя пpeдлaгaют paзличныe вapиaнты cпocoбoв дeйcтвия, koтopыe oбcyждaютcя вcemи члeнamи гpyппы, и зaтem выбиpaeтcя camый эффekтивный. Oбщee peшeниe пpeдcтaвляeтcя вo внeшнeй peчи и/или в видe cхemы (знakoвo). Этoт cпocoб дeйcтвий иcпoльзyeтcя для peшeния иcхoднoй зaдaчи, вызвaвшeй зaтpyднeниe. В peзyльтaтe зaтpyднeниe дoлжнo быть пpeoдoлeнo, нa чтo тakжe oбpaщaeтcя вниmaниe. Этa дeятeльнocть фopmиpyeт cпocoбнocть ocoзнaвaть oтвeтcтвeннocть зa oбщee дeлo, вoлeвyю camopeгyляцию, пoзнaвaтeльнyю инициaтивy. Для тoгo чтoбы ycпeшнo peaлизoвaть плaн, нeoбхoдиmo выдвигaть гипoтeзы, иckaть нeoбхoдиmyю инфopmaцию, иcпoльзoвaть знakoвo-cиmвoличeckиe cpeдcтвa. Нa дaннom этaпe, пo-пpeжнemy akтyaльны лoгичeckиe УУД: aнaлиз, cинтeз, cpaвнeниe, oбoбщeниe, aнaлoгия, kлaccифиkaция, ycтaнoвлeниe пpичиннo-cлeдcтвeнных cвязeй. Oбyчaющийcя cтpoит лoгичeckи нeпpoтивopeчивyю цeпь paccyждeний, yчитcя выpaжaть cвoи mыcли пoлнo и тoчнo. Cpeди kommyниkaтивных УУД нa этom этaпe пepвocтeпeннoe знaчeниe пpиoбpeтaют cлeдyющиe: фopmyлиpoвaниe и apгymeнтaция cвoeгo mнeния и пoзиции в kommyниkaции, yчeт paзных mнeний, koopдиниpoвaниe paзных пoзиций, иcпoльзoвaниe kpитepиeв для oбocнoвaния cвoeгo cyждeния, дocтижeниe дoгoвopeннocтeй и coглacoвaниe oбщeгo peшeния, paзpeшeниe koнфлиkтoв.

6. Пpoвepka эффekтивнocти нaйдeннoгo cпocoбa дeятeльнocти.

Oбyчaющиecя peшaют типoвыe зaдaния, иcпoльзyя нoвый cпocoб дeйcтвий. Этa paбoтa moжeт вecтиcь в пapaх, в гpyппaх, или фpoнтaльнo. Пomиmo УУД, o koтopых yжe ckaзaнo, нa этom этaпe фopmиpyeтcя cпocoбнocть дeйcтвoвaть пo aлгopитmy, moдeлиpoвaниe и иcпoльзoвaниe moдeлeй paзных типoв.

7. Camocтoятeльнaя paбoтa и camoпpoвepka.

Oбyчaющиecя paбoтaют camocтoятeльнo: выпoлняют зaдaния нoвoгo типa, ocyщecтвляют их camoпpoвepky, пoшaгoвo cpaвнивaя c oбpaзцom, выявляют и koppekтиpyют coбcтвeнныe oшибkи. Нa этom этaпe, пomиmo пpoчих, фopmиpyютcя peгyлятивныe УУД: koнтpoль, koppekция, oцeнka, вoлeвaя camopeгyляция в cитyaции зaтpyднeния.

8. Peфлekcия и camooцeнka.

Нa дaннom этaпe фиkcиpyeтcя нoвoe coдepжaниe, изyчeннoe нa ypoke, и opгaнизyeтcя peфлekcия и camooцeнka oбyчaющиmиcя coбcтвeннoй yчeбнoй дeятeльнocти. Oт oбyчaющихcя тpeбyeтcя cooтнecти цeль yчeбнoй дeятeльнocти и ee peзyльтaты, зaфиkcиpoвaть cтeпeнь их cooтвeтcтвия и нameтить цeли дaльнeйшeй дeятeльнocти. Нa этom этaпe фopmиpyютcя yнивepcaльныe yчeбныe дeйcтвия, пoзвoляющиe oцeнивaть coбcтвeннyю дeятeльнocть: peфлekcия cпocoбoв и ycлoвий дeйcтвия, koнтpoль и oцeнka пpoцecca и peзyльтaтoв дeятeльнocти, camooцeнka нa ocнoвe kpитepия ycпeшнocти, aдekвaтнoe пoниmaниe пpичин ycпeхa / нeycпeхa в yчeбнoй дeятeльнocти.

Takиm oбpaзom, meтaпpeдmeтный ypok, пomиmo пpeдmeтных, peшaeт бoлee шиpoko нaпpaвлeнныe зaдaчи:

  • фopmиpoвaниe в kaждый momeнт ypoka y oбyчaющeгocя пoниmaния тoгo, kakиmи cпocoбamи oн дocтиг нoвых знaний и kakиmи cпocoбamи emy нyжнo oвлaдeть, чтoбы yзнaть тo, чeгo oн eщe нe знaeт;
  • фopmиpoвaниe цeлocтнoгo пpeдcтaвлeния o mиpe, взaиmocвязях eгo чacтeй, пepecekaющихcя в oднom пpeдmeтe или coчeтaющихcя в нem, пocтижeниe пpoтивopeчивocти и mнoгooбpaзия mиpa в дeятeльнocти;
  • opиeнтaция нa тecнyю cвязь oбyчeния c нeпocpeдcтвeнныmи жизнeнныmи пoтpeбнocтяmи, интepecamи и coциokyльтypныm oпытom oбyчaющихcя;
  • oбyчeниe oбщиm пpиemam, тeхниkam, cхemam, oбpaзцam mыcлитeльнoй paбoты, koтopыe лeжaт нaд пpeдmeтamи, пoвepх пpeдmeтoв, нo koтopыe вocпpoизвoдятcя пpи paбoтe c любыm пpeдmeтныm maтepиaлom.

Пpизнakи meтaпpeдmeтнoгo ypoka:

  • oбязaтeльныm элemeнтom meтaпpeдmeтнoгo ypoka являeтcя цeлeпoлaгaниe;
  • пpиcyтcтвиe иccлeдoвaтeльckoй, эвpиcтичeckoй, пpoekтнoй, kommyниkaтивнo-диaлoгoвoй, диckyccиoннoй, игpoвoй дeятeльнocти, cyть koтopoй зakлючaeтcя в тom, чтo ycвoeниe любoгo maтepиaлa пpoиcхoдит в пpoцecce peшeния пpakтичeckoй или иccлeдoвaтeльckoй зaдaчи, пoзнaвaтeльнoй пpoблemнoй cитyaции;
  • coздaниe пpoблemных cитyaций, тpeбyющих личнocтнoгo camoyпpaвлeния (т.e. peгyлятивных yнивepcaльных дeйcтвий): yчитeль coздaeт ycлoвия, в koтopых oбyчaющиecя moгyт camocтoятeльнo нaйти peшeния тeх или иных пocтaвлeнных зaдaч;
  • akтивизaция интepeca и moтивaции oбyчeния oбyчaющихcя пyтёm пpивлeчeния k пpeдmeтy ypoka дpyгих oблacтeй знaний и oпopы нa личный пpakтичeckий oпыт kaждoгo oбyчaющeгocя;
  • нa ypoke пpoиcхoдит вывeдeниe yчитeля и oбyчaющeгocя k нaдпpeдmeтнomy ocнoвaнию, koтopыm являeтcя cama дeятeльнocть oбyчaющeгocя и пeдaгoгa. В хoдe движeния в meтaпpeдmeтe peбeнok ocвaивaeт cpaзy двa типa coдepжaния – coдepжaниe пpeдmeтнoй oблacти и дeятeльнocть;
  • peфлekcия, пepeвoд тeopeтичeckих пpeдcтaвлeний в плockocть личнocтных paccyждeний и вывoдoв;
  • cпocoбы дeятeльнocти нa ypoke являютcя yнивepcaльныmи, тo ecть пpиmeниmыmи k paзличныm пpeдmeтныm oблacтяm.

Peaлизaция ФГOC пpeдycmaтpивaeт изmeнeниe пoдхoдoв k opгaнизaции oбpaзoвaтeльнoгo пpoцecca. В meняющeйcя oбpaзoвaтeльнoй cpeдe ypok пo-пpeжнemy ocтaeтcя ocнoвнoй фopmoй opгaнизaции yчeбнoгo пpoцecca, нo cmыcл ypoka kak дидakтичeckoй kaтeгopии meняeтcя в cвязи c изmeняющиmиcя цeляmи и ycлoвияmи oбyчeния. Этo тpeбyeт oт yчитeля oвлaдeния нoвыmи komпeтeнцияmи, koтopыe нaпpaвлeны нa дocтижeниe meтaпpeдmeтных oбpaзoвaтeльных peзyльтaтoв.

(Источник: https://muegn.ru/medicine/metapredmetnye-kompetencii-kak-obrazovatelnyi-rezultat-ono-metapredmetnye-kompetentnosti-navyki.html © muegn.ru)

По третьему вопросу выступила учитель математики Кейтлина И.С.

Функциональная грамотность школьника, как один из способов повышения качества знаний».

Своё выступление, думаю, необходимо начать с определения термина «функциональная грамотность». (определение представленного на слайде)

Сейчас в сфере образования функциональная грамотность становится одной из главных тем для обсуждения на всех уровнях: и в школах, и в Министерстве. Почему же она становится такой важной?

Современный мир стал гораздо сложнее, чем был двадцать, а тем более тридцать лет назад. Эти сложности требуют особого подхода в педагогике: это связано с появлением новых технологий, новых профессий, сфер экономики и с социально-психологическими изменениями самого человека. Окружающий мир больше не аналогово-текстологический, ему на смену пришел визуально-цифровой – и это требует расширения и переосмысления понятия «функциональная грамотность».

Обществу необходим человек функционально грамотный, умеющий работать на результат, способный к определенным, социально значимым достижениям.

Сформированность функциональной грамотности у учащихся предполагает способность эффективно функционировать в обществе, способность к самоопределению, самосовершенствованию и самореализации.

Формирование функциональной грамотности учащихся в современной

образовательной системе может быть решена в контексте каждой

образовательной области, а также каждого учебного предмета.

Впервые это понятие «функциональная грамотность» было внесено ЮНЕСКО еще в 1957 году. Но тогда под функциональной грамотностью понимали ликвидацию безграмотности — важно было научить большую часть населения читать и писать. Это касалось больше взрослого населения и было необходимо для решения бытовых проблем. Смысл концепции функциональной грамотности состоит в приближении образования с многоплановой человеческой деятельностью. Функциональная грамотность - способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Однако революция в науке и технике внесла свои коррективы в развитие и функциональной грамотности, и самого понятия о ней. Многие ученые приводят все новые и новые формулировки, стараясь наиболее полно описать функциональную грамотность современного человека.

Теория функциональной грамотности базируется на одном из более популярных международных оценочных изучений – «(PISA)

С 2021 года впервые исследованию подверглось креативное мышление пятнадцатилетних учащихся.

Основной причиной невысокого рейтинга России являются низкие результаты российских учащихся пятнадцатилетнего возраста практически по всем областям функциональной грамотности, выявленные в исследовании PISA.

Речь идет, прежде всего, о недостаточно сформированной способности у учащихся использовать имеющиеся предметные знания и умения при решении задач, приближенных к реальным ситуациям, а также невысокий уровень владения такими умениями, как поиск новых или альтернативных способов решения задач, проведения исследований или групповых проектов. Другими

словами, относительный неуспех наших школьников в решении заданий, предлагаемых в международных исследованиях, кроется в отсутствии практики решения задач, направленных на развитие функциональной грамотности обучающихся в отечественной школе.

    Функциональная грамотность – результат целенаправленного организованного процесса познавательной деятельности.

   Формирование функциональной грамотности в образовательном пространстве.

   В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены: математическая, читательская, естественно-научная, финансовая грамотности, глобальные компетенции и креативное мышление. Главной характеристикой каждой составляющей является способность действовать и взаимодействовать с окружающим миром, решая при этом разнообразные задачи.

   Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей.

   Функционально грамотная личность – это человек:

- ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами;

- способный быть самостоятельным в ситуации выбора и принятия решений;

- умеющий отвечать за свои решения;

-  способный нести ответственность за себя и своих близких;

- владеющий приёмами учения и готовый к постоянной переподготовке

- обладающей набором компетенций, как ключевых, так и по различным областям знаний;

- хорошо владеющий устной и письменной речью как средством взаимодействия между людьми;

- владеющий современными информационными технологиями.

Цель учителя – развить ребёнка.

- развить мышление из наглядно – действенного перевести его в абстрактно- логическое;

- развить речь, аналитико- синтетические способности, развить память и внимание, фантазию и вообразение, пространственное восприятие;

- развить морорную функцию, способность контролировать свои движения, а также мелкую моторику;

- развивать коммуникативные способности, способность общаться, контролировать эмоции, управлять своим прведением. Решая эти задачи, педагог получает в результате функционально развитую личность.

Условия достижения данной цели обучения носит длительный характер:

- учебный процесс ориентирован на развитие  самостоятельности и ответственности за результаты деятельности;

- представляется возможность, для приобретения опыта достижения цели;

-правила оцениванияотличаются чёткостью и понятны всем участникам учебного процесса.

 В современных условиях в школе появляется возможность ыфйти за пределы окружающего социкма, это участие в различныхпроектах, которые позволяют заниматься учебно- познавательной, исследовательской, творческой или игровой деятельностью, организованной на основе компьютерных технологий.

Проектная деятельность учащихся по предметам, участие в школьно – практических конференциях. Внеклассные мероприятия, направленные на развитие функциональной грамотности.

   Учитель является организатором самостоятельной активной познавательной деятельности учащихся, компетентным консультантом и помощником.

   Его профессиональные умения направляются не просто на контроль знаний и умений школьников, а на диагностику их деятельности, чтобы вовремя помочь квалифицированными действиями, устранить намечающиеся трудности в познании и применении знаний. Эта роль значительно сложнее, нежели при традиционном обучении. И требует от учителя более высокого уровня мастерства. 

В заключении можно сказать, что:

Современные методы и формы работы оказывают педагогам практическую помощь в решении профессиональныхзадач, способствуют развитию школьной информационно – образовательной среды, направленной на повышение функциональной грамотности учащихся.

По четвертому вопросу слушали учителя физики Бибикову И.Н.

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

«Век наш таков, что он гордится машинами, умеющими думать, и побаивается людей, проявляющих ту же способность».  Г.Мамфорд Джонс.  «Общие ориентиры развития функциональной грамотности определены в Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы, одной из целей которой является формирование в общеобразовательных школах интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина Республики Казахстан, удовлетворение его потребности в получении образования, обеспечивающего успех и социальную адаптацию в быстро меняющемся мире» [11]. Цель Национального плана - создать условия для развития функциональной грамотности школьников Республики Казахстан. Результатом развития функциональной грамотности является овладение обучающимися системой ключевых компетенций. [1].

В новых обстоятельствах процесс обучения выпускников в школе должен быть ориентирован на развитие компетентностей, способствующих реализации концепции «образование через всю жизнь». Задача современного обучения состоит не просто в сообщении знаний или в превращении знаний в инструмент творческого освоения мира. Данные психолого-педагогических исследований показывают, что новые знания учащихся могут формироваться как аддитивным путем, так и через пересмотр прежних знаний, постановку новых вопросов, выдвижение гипотез. В этом случае знания учащихся имеют инструментальный характер и будут востребованы в жизни ученика для объяснения окружающих его процессов и явлений. Вопрос же о том, как специальными педагогическими средствами целенаправленно развивать интеллект ученика, его творческое мышление, формировать научное мировоззрение и активную жизненную позицию, остается открытым. Это проблема номер один современных инновационных поисков.

В широком определении функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующий связь образования с многоплановой человеческой деятельностью.

С 2015 года планируется внешняя оценка сформированности функциональной грамотности на уровне государства (КТА). Но мы всегда должны помнить, что функциональная грамотность не может быть сформирована быстро. Это длительный процесс. И начинать формировать функциональную грамотность школьников надо с учителя. Как гласит одна мудрость: Учитель не тот, кто дает знания, а тот, кто растит эти знания в других.

Для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества учащимся необходимо самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать полученную информацию. «В условиях модернизации роль физики, имеющей множество «пограничных» с другими дисциплинами областей исследования возрастает и обеспечивает разработку эффективных путей и средств решения, жизненно важных для людей задач и проблем (производство энергии, защита окружающей среды, здравоохранение и др.). Ядром данного процесса выступает функциональная грамотность, так как под ней понимают «способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных знаний»» [8, с.27].

В связи с этим, изучение физики должно быть ориентировано на развитие функциональной грамотности обучаемых. К сожалению, как показывают результаты международного исследования PISA [1], именно с формированием естественно-научной грамотности большинства школьников наша система образования пока справляется неудовлетворительно. Работая с учащимися часто задумываешься над вопросом, а понимают ли наши дети то, про что они читают. И сами себе даем ответ, нет, не понимают, а ведь им необходимо научиться изобретать, понимать новое, выражать собственные мысли, принимать решения, значит, учителю нужно переходить на исследовательские проекты и творческие занятия. Для этого нужны «новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Для этого необходимо оснастить кабинеты интернетом и интерактивными учебными пособиями. Во многих психолого-педагогических источниках прямо указывается на то, что компетенции могут наиболее успешно формироваться в рамках проектной деятельности или технологии формирования критического мышления. Но проектная деятельность – это замечательно, и в рамках классно-урочной системы в учебном процессе её применение представляется все-таки несколько ограниченным. Поэтому для решения поставленных задач целесообразнее было бы применение критического мышления.

Критическое мышление – это система мыслительных стратегий и коммуникативных качеств, позволяющих эффективно взаимодействовать с информационной реальностью. Образовательная технология развития критического мышления основана на коммуникативно-деятельностном принципе обучения, предусматривающем диалоговый, интерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и обучающимися.

Использование целостной системы инновационного обучения на уроках физики невозможно без знания общих механизмов этого обучения, исследования возможностей их функционирования при изучении разных разделов школьной программы по физике. Выявление условий инновационного обучения позволяет вскрыть механизм и разработать технологию процессов, обеспечивающих высокую эффективность результатов учебной деятельности.

Деятельность учителей-новаторов обнажили ряд серьезных противоречий, отрицательно воздействующих на качественный уровень усвоения физических законов. [10]. Это противоречия: между постоянно растущим объемом информации и недостаточной гибкостью учебных программ и планов; между требованиями общества к уровню развития, предметной подготовки школьника и отсутствием реальных условий для их выполнения; между необходимостью форсированного личностного и психического развития ученика и условиями улучшения здоровья детей; между прекрасной идеей гуманизации образования и ее быстрым воплощением в виде сокращения часов по естественным предметам, именно в ходе которых идет формирование мыслительной деятельности, которая способствует научению ребенка «учиться» - учить себя; между необходимостью строить обучение на основе творческой деятельности ученика, на основе ориентации «на личностный успех» и репродуктивным характером обучения массовой школы; между осознанием необходимости педагогического творчества и импровизации на уроке, стимулирующих развитие познавательного интереса, и фрагментарностью, низкой систематизацией знаний учащихся при чрезмерном увлечении учителя «нововведениями»; между индивидуальными личностными интересами ученика, зачастую определяемыми его познавательными возможностями, и существующими организационными формами обучения, ориентированными на работу учителя с классом или группой; между требованием активизации деятельности учащегося, т.е. создания условий для его субъектной позиции на уроке физики, и преобладанием монологического метода обучения.

В результате поиска наметились пути перевода обучения физики на новый качественный уровень: создание условий для включения всех учащихся в активный процесс формирования знаний и обобщенных способов деятельности за счет умелого создания и управления эмоциональным полем, создаваемым на уроке физики, при максимальном использовании резервов внутренней мотивации учащихся, что придает процессу обучения добровольный характер. [3]

Методика использования инновационных технологий обучения физике будет эффективной, если они обеспечат полное включение учащихся в познавательную деятельность на уроке, предполагающую самостоятельное получение и анализ результатов, диалоговую форму организации поисковой деятельности (исследовательские, игровые, дискуссионные и др.), положительный эмоциональный настрой учащихся на содержание урока и их ориентацию на достижение успеха в учебной деятельности со стороны обучающего, -— так и со стороны обучаемого: педагог ставит проблемы, задачи, обсуждает их совместно с учащимися, проводит дискуссии и планирование деятельности, а учащиеся решают поставленные перед ними задачи, оценивают полученные результаты. Такое взаимодействие является субъекг-объекг-субъектным общением, так как предметом педагогического общения всегда является какое-то содержание (объект), относительно которого оно осуществляется. Даже в том случае, когда не удается придти к общему мнению, дискуссия все равно оправдывает себя, ибо позволяет человеку более глубоко разобраться в проблеме, ориентироваться в противоречиях и в столкновениях между различными подходами к решению.

Особое значение имеет рефлексивное осмысление каждым участником проделанной работы. Поэтому важно, чтобы на заключительном этапе дискуссии учащиеся имели возможность как бы со стороны посмотреть на прогресс совместной деятельности и на свою личную роль в нем.

Под рефлексией обычно понимают, с одной стороны, способность личности анализировать собственные мысли, чувства, намерения, с другой - способность прогнозировать мысли, чувства, действия других людей в отношении себя или третьих лиц. В контексте рефлексии наиболее отчетливо выступает и взаимосвязь трех сторон общения: восприятие - обмен информацией - взаимодействие.

Для каждого из этапов можно предложить свои формы работы:

«Самое главное», «Семерка», «Кроссворд наоборот», «Шахматы», «Древо мудрости», «Шифрограмма», «Сделай уточнение», «Найди ошибку», «Цепочка», «Скелет задачи», «Составь задачу для товарища». [11]

Например, одна из групп заданий может называться «Как узнать?». В этих заданиях ученику может быть предложено, найти способы установления каких-то фактов, определения (измерения) физической величины, проверки гипотез; наметить план исследования предлагаемой проблемы.

Задания «Попробуй объяснить» соответствуют группе заданий, которые формируют умения объяснять и описывать явления, прогнозировать изменения или ход процессов (вторая из компетенций). Эти умения базируются не только на определённом объёме научных знаний, но и на способности оперировать моделями явлений, на языке которых, как правило, и даётся объяснение или описание.

Серия «Сделай вывод» включает задания, которые формируют умения получать выводы на основе имеющихся данных. Эти данные могут быть представлены в виде массива чисел, рисунков, графиков, схем, диаграмм, словесного описания. Анализ этих данных, их структурирование, обобщение позволяют логическим путём прийти к выводам, состоящим в обнаружении каких-то закономерностей, тенденций, к оценкам и так далее. Эти умения не совпадают, как может показаться, с умениями объяснять явления, поскольку в большей степени опираются на формальные, логические действия, тогда как объяснение (включая «генерирование» модели) — это в значительной степени эвристическое действие.

Очевидно, что учебная деятельность по преимуществу должна иметь продуктивный (в отличие от репродуктивного) характер и включать в себя следующие виды деятельности: объяснение и описание явлений; использование и построение моделей явлений и процессов; прогнозирование изменений; формулирование выводов на основе имеющихся данных; анализ этих выводов и оценка их достоверности; выдвижение гипотез и определение способов их проверки; формулирование цели исследования; построение плана исследования; дискуссия по естественно-научным вопросам.

Соответственно и материал урока должен «создавать повод» для организации такой деятельности и постановки учебных заданий, формирующих компетентности естественно-научной грамотности. Таким образом, условно содержание урока можно подвергнуть своеобразному тесту. Общий смысл вопросов этого теста следующий. Даёт ли содержание урока возможность формулировать продуктивные вопросы и задания? Иначе говоря, предлагаются ли на уроке способы (формулы, модели, алгоритмы), которые можно использовать для решения круга учебных задач, соответствующих перечисленным выше видам деятельности?

Отсюда вытекают требования и к компетентностям учителя, если он ставит задачу формирования естественно-научной грамотности учащихся.

Учитель сам должен обладать компетентностями, которые составляют естественно-научную грамотность, а это далеко не всегда имеет место. Только при этом условии он сможет целенаправленно использовать задания по естественно-научной грамотности в учебном процессе и тем более самостоятельно разрабатывать такие задания, так называемых компетентностно-ориентированных заданий. Учитель должен выступать в качестве организатора (или координатора) продуктивной деятельности учащихся.

Это фактически означает, что на определённом уровне учитель должен обладать квалификацией учёного-исследователя, то есть в ходе своей профессиональной подготовки (включая повышение квалификации) получить и далее пополнять опыт исследовательской деятельности в области естественных наук.

Конфуций говорил: «Три пути ведут к знанию: путь подражания – это путь самый легкий, путь размышления – это путь самый благородный, и путь опыта – путь самый горький». Стоит опираться на свой школьный опыт и идти от простых моментов к более сложным и не расходовать свою энергию на то, чтобы достичь цели поскорее. Хороший учитель – тот, кто умело пользуется всеми тремя путями, в зависимости от выбранных целей и поставленных задач – хороший учитель. Таких, к счастью, становится больше в наших школах. Не следует бояться ошибок, поскольку ошибки могут дать иногда больше преимуществ, чем гладкий путь. Главное, верить в себя, свои силы и идти в нужном направлении.

По вопросу «Совершенствование методики работы по подготовке к ВПР, ГИА.»  выступила   Стрельцова Е.О., руководитель ШМО учителей ЕМД, кратко описала формы и методы организации подготовки старшеклассников к ОГЭ и ЕГЭ, Впр.

Подготовленность к чему-либо понимается как комплекс приобретенных знаний, навыков, умений, качеств, позволяющих успешно выполнять определенную деятельность. В готовности учащихся к сдаче экзаменов в форме ОГЭ и ЕГЭ можно выделить следующие составляющие:

•        информационная готовность (информированность о правилах поведения на экзамене, информированность о правилах заполнения бланков и т.д.);

•        предметная готовность или содержательная (готовность по определенному предмету, умение решать тестовые задания);

•        психологическая готовность (состояние готовности – «настрой», внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена).

Ориентируясь на данные компоненты, можно отнести к актуальным вопросам подготовки к ОГЭ и ЕГЭ следующие:

- организация информационной работы по подготовки учащихся к экзаменам;

- мониторинг качества;

- психологическая подготовка к ГИА.

Только комплексный подход к деятельности по подготовке учащихся к экзаменам способствует повышению эффективности и качества результатов.

В информационной деятельности школы выделим три направления: информационная работа с педагогами, с учащимися, с родителями.

Содержание информационной работы: информирование и изучение нормативно-правовых документов; информирование о ходе подготовки к экзаменам в школе, в районе и области; проведение пробных экзаменов, обсуждение результатов пробных экзаменов; выработка рекомендаций по стратегиям подготовки учащихся к экзаменам; учёт психологические особенностей старшеклассников.

Важна информационная работа с учащимися: правила поведения на экзамене; правила заполнения бланков; расписание свободного доступа к ресурсам Интернет; информационный стенд для учащихся: нормативные документы, бланки, правила заполнения бланков, ресурсы Интернет по вопросам ГИА; материалы по ОГЭ и ЕГЭ, ВПР.

Определяющими формами и методами организации подготовки старшеклассников к ГИА являются содержательно-предметные: тематические и индивидуальные консультации, репетиционные и тренировочные задания с последующим разбором, домашняя самостоятельная работа школьников, регулярность и систематичность в овладении знаниями и приёмами работы.

Обсудили концептуальное содержание материалов для проведения промежуточной аттестации

 

Решили:

  1. Реализуя требования федерального государственного стандарта ООО, учитывать операциональный и рефлексивно-оценочный компоненты образовательного процесса.
  2. Активно изучать и внедрять технологии организации коллективной мыслительной деятельности и конструирования эвристических ситуаций. Включать в ход учебных занятий этапы рефлексии.
  3. Обеспечить планомерную подготовку старшеклассников к ГИА и ВПР.
  4. 4. Провести промежуточную аттестацию в соответствии с решением педсовета по ранее утвержденным  КИМам по предметам физико математического цикла .
  5. Принять информацию к сведению.

Секретарь                                                                                 Мальцева Н.Г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация Интеграция как один из способов повышения качества обучения на уроках физики

Физика тесно связана с другими науками, подчеркивая это на уроках, можно значительно повысить качество обучения...

Тема: Мониторинг знаний учащихся по предмету как один из способов повышения качества обучения

Во всем мире отмечается повышенный интерес к проблемам качества образования. Создается мировая система мониторинга, это необходимо для получения объективной информации о результатах обучения, дл...

Учебная мотивация как один из способов повышения качества обучения детей на уроках географии

Выступление на педагогическом совете "Учебная мотивация как один из способов повышения качества обучения детей на уроках географии в условиях перехода на ФГОС"...

МОНИТОРИНГ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ ПО ХИМИИ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ

Статья «Мониторинг знаний учащихся по химии как один из способов повышения качества обучения» опубликована в методическом вестнике № 1 «Формирование муниципальной системы мониторинга освоения вып...

Презентация на тему "Работа с одаренными детьми как один из способов повышения качества обучения английскому языку"

Данная презентация посвященна работе с одаренными детьми на уроках английского языка...

Использование нетрадиционных форм урока как один из способов повышения качества обучения в соответствии с требованиями ФГОС

Чтобы завладеть вниманием современных детей, надо их, прежде всего, удивить, заинтересовать. Как сделать урок таким, чтобы ученик ждал новой встречи с учителем? И возможно ли это?Здесь на помощь прихо...