Формирование мотивации учения на уроках ОБЖ как один из способов повышения качества образования
методическая разработка по обж по теме

Формирование мативации учения на уроках обж

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon olhin_a.n._opyt.doc310 КБ

Предварительный просмотр:

Ольхин Александр Николаевич

Формирование  мотивации учения на уроках ОБЖ как один из способов повышения  качества образования

                                                         Ольхин Александр Николаевич,

                                                           Преподаватель-организатор ОБЖ

                                                                     МОУ «Средняя общеобразовательная

                                           школа №1» г. Валуйки

                                          Белгородской области  

Валуйки

2015

Содержание:

Информация об опыте………………………………………………………  3

Технология опыта…………………………………………………………...  8

Результативность ………………………………………………………….. 14

Библиографический список……………………………………………….. 17

Приложение к опыту………………………………………………………..18

Информация об опыте.

  1. Условия возникновения и становления опыта.

Сегодня, социальная ситуация, сложившаяся в обществе, возрастание угроз безопасности жизни  человека и приобретение ими комплексного характера, неблагоприятные условия внешней среды  диктуют потребность в выпускнике школы как человеке, владеющем способами и средствами сохранения и развития себя как личности, умениями преобразования общества и общественных отношений, способном транслировать образцы культурных взаимодействий во всем многообразии социальных отношений с людьми, природой, а также делают жизненно важным обучение школьников основам безопасности жизнедеятельности. Однако анкетирование обучающихся показало, что школьники предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» по степени значимости для дальнейшей жизни ставят на одно из последних мест среди школьных дисциплин, а некоторые считают его необязательным для изучения. Большинство обучающихся занимают в учебном процессе пассивную роль и поэтому уже в 8-9 классах начинают терять интерес к учебе, что негативно отражается на качестве образования. Поэтому знания учащихся по предмету неглубокие, познавательный интерес  и мотивация достаточно  низкая. Проведенная диагностика самостоятельной познавательной активности показала, что высокого уровня, характеризующегося ориентацией на установление источников, причинно-следственных связей, осознанием интереса к предмету ОБЖ, достигают только 17% старшеклассников. Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, осуществления в единстве идейно-политического, трудового, нравственного воспитания школьников, формирования у них активной жизненной позиции, введением всеобщего обязательного среднего образования. Социальный заказ нашего общества школе состоит сегодня в том, чтобы повысить качество обучения и воспитания, изжить формализм в оценке результатов труда учителей и учащихся.

Как повысить уровень мотивации школьников в изучении ОБЖ и, соответственно, их качество образования?

Сегодня мы имеем новую реальность. Приоритетный национальный проект «Образование» заложил основы системных изменений в отрасли и позволил сформировать каркас современной модели российского образования. Такими изменениями в  образовании стали повышение доступности  качественного образования. Объектами качества выступают образовательная среда и образовательный результат. Школа, в которой я работаю, в 2008 году стала победителем конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы в рамках приоритетного  национального  проекта «Образование», что позволило значительно укрепить материально-техническую базу учреждения и создать возможности для дальнейшего развития образовательной среды. Так, в 2008 году был укомплектован кабинет ОБЖ в соответствии в современными требованиями, рабочее место учителя компьютеризировано, в кабинете появился выход в Интернет. Также, в учреждении появилась локальная сеть,  дополнительный кабинет информатики и мобильный класс.   2. Актуальность опыта. Цель преподавания, представленная в опыте – формирование личности безопасного типа – является прямым социальным заказом общества. В процессе работы над темой опыта были выявлены следующие противоречия:

1) между отсутствием заинтересованности в изучении основ безопасности

жизнедеятельности у отдельных школьников и высокими требованиями программ по данному предмету;

2) между традиционным подходом к организации и проведению уроков ОБЖ и широкими возможностями использования образовательной среды, позволяющей существенно повысить уровень мотивации учения школьников и, как следствие, качество образования;

3) между беспечным отношением к вопросам безопасности некоторых школьников, родителей и учителей и высокой значимостью культуры безопасного поведения в жизни.

Проблема заключается в разрешении указанных противоречий и состоит в

совершенствовании уровня преподавания ОБЖ, позитивного изменения качества образования по предмету через формирование  мотивации учения на уроках ОБЖ.

3. Ведущая педагогическая идея опыта: организация таких форм, способов и приемов учебной деятельности школьников на уроках ОБЖ, которые реально способствуют повышению и сохранению учебной мотивации учащихся, позитивным изменениям их познавательной активности и обеспечивают более качественный уровень их образованности и обученности.

4. Длительность работы над опытом. Работа над темой опыта ведётся с 2010 года. После анализа научной литературы по проблеме познавательного интереса и формированию мотивации в учебной деятельности, использованию современных педагогических технологий в учебно-воспитательном процессе, овладения навыками работы с компьютерными программами стали проводиться уроки с применением элементов ииновационных педагогических технологий и информационно-коммуникативных технологий. В процессе работы выявлялись наиболее эффективные формы и методы проведения занятий для применения их в дальнейшем. Это дало положительные результаты. Качество знаний по ОБЖ в 2011-2012 учебном году в четырех  9 классах из 5 имеющихся повысилось до 94%. 57% выпускников школы выбрали в качестве экзамена по выбору экзамен по ОБЖ и большинство учащихся сдали его на «4» и «5».

5. Диапазон опыта представлен в рамках системы уроков с применением инновационных педагогических технологий, описывается возможность применения этих технологий на различных этапах урока. В приложениях к опыту представлены разработки уроков, их компьютерное обеспечение и дидактические материалы (задания, тесты, бланки опорных конспектов), направленные на формирование  мотивации учения школьников и повышение качества образования.

6. Теоретическая база опыта включает:

– общетеоретические положения о развитии познавательного интереса личности и мотивации  в обучении (Н.Ф. Добрынин, А.Н. Леонтьев), мыслей, помыслов, проявлений умственной и эмоциональной активности обучающихся (С.Л. Рубинштейн);

– теорию познавательной активности человека и познавательной активности в обучении (Д.Б. Годовикова, Т.М. Землянухина, М.И. Лисина, Г.Ц. Молонов, З.Ф. Чехлова, Т.И. Шамова, Г.И. Щукина);

– концепции развивающего обучения (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, И.С. Якиманская, Г.К. Селевко),

- деятельно-ориентированного обучения (П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, Н.Ф. Талызина, В.В. Гузеев),

- проблемного обучения (М.И. Махмутов, А.М. Матюшкин, Р.И. Малафеев). А.Н. Леонтьев под мотивацией понимает «…то, что является единственным побудителем направленной деятельности, есть не сама по себе потребность, а предмет, отвечающий данной потребности». (Леонтьев А.Н. «Потребность, мотивы, эмоции», М., изд-во МГУ, 1971, с. 13).

Теоретический анализ показал, что при оценке  состояния учебной деятельности, умения учиться и мотивации учения у отдельных школьников учителю важно соотнести их с некоторыми возрастными эталонами:

Младший школьный возраст характеризуется первичным вхождением ребенка в учебную деятельность, овладение видами учебных действий. Каждое из учебных действий претерпевает свои процессы становления. В среднем школьном возрасте происходит овладение общим строением учебной деятельности, способами самостоятельного перехода от одного вида деятельности к другому (от ориентировочных учебных действий к исполнительным и затем к контрольно-оценочным), что является важной основой самоорганизации учебной деятельности.
    Учебные действия объединяются в приемы, методы, в крупные блоки деятельности. Отдельные действия и операции совершаются, переходят в умственный план, что позволяет быстрее осуществлять учебную деятельность.
   Существенно развивается умение находить и сопоставлять несколько способов решения одной задачи, поиск нестандартных способов решения, что переводит учебную деятельность с репродуктивного на продуктивный уровень.
   Происходит становление прогнозирующих, планирующих норм контрольно-оценочных действий. Это дает возможность корректировать учебную работу до начала ее выполнения.    В подростковом возрасте возможно осознание своей учебной деятельности, ее мотивов” задач, способов и средств. Существенно укрепляются не только широкие познавательные мотивы, но и учебно-познавательные, для которых характерен интерес к способам приобретения знаний. Мотивы самообразования в этом возрасте поднимаются на следующий уровень, наблюдается активное стремление подростка к самостоятельным формам учебной работы, появляется интерес к методам научного мышления.
    Наиболее зримо в этом возрасте совершенствуются социальные мотивы учения. Широкие социальные мотивы обогащаются представлениями о нравственных ценностях общества, становятся более осознанными в связи с ростом самосознания подростка в целом. Принципиальные качественные сдвиги возникают и в позиционных мотивах учения, при этом существенно усиливается мотив поиска контактов и сотрудничества в учебной среде.
    К концу подросткового возраста может наблюдаться устойчивое доминирование какого-либо мотива. Осознание подростком соподчинения, сравнительной значимости мотивов означает, что в этом возрасте складывается осознанная система. Существенно развиваются процессы целеполагания в учении. Подростку доступны самостоятельная постановка не только одной цели, но и последовательности нескольких целей, причем не только в учебной работе, но и во внеклассных видах деятельности. Подросток овладевает умением ставить гибкие цели, закладывается умение ставить и перспективные цели, связанные с приближающимся этапом социального и профессионального самоопределения.
   В старшем школьном возрасте возникает потребность и возможности совершенствования своей учебной деятельности, что проявляется в стремлении к самообразованию, выходу за пределы школьной программы. В старшем школьном возрасте широкие познавательные мотивы укрепляются за счет того, что интерес к знаниям затрагивает закономерности учебного предмета и основы наук. Учебно-познавательный мотив (интерес к способам добывания знаний) совершенствуется как интерес к методам теоретического и творческого мышления (участие в школьных научных обществах, применение исследовательских методов на уроке). Мотивы самообразовательной деятельности в этом возрасте связываются с более далекими целями, жизненными перспективами выбора профессии. Складывается четко выраженный интерес к рациональной организации умственного труда, а также стремление к анализу индивидуального стиля своей учебной деятельности, определение слабых и сильных сторон своей учебной работы.
    В этом возрасте укрепляются широкие социальные мотивы гражданского долга, отдача обществу. Социально-позиционные мотивы становятся более дифференцированными и действенными за счет расширения деловых контактов школьников со сверстниками и учителями. При благоприятных условиях воспитания упрочивается структура мотивационной сферы, возрастает сбалансированность между отдельными побуждениями. Происходит побуждение новых мотивов профессионального и жизненного самоопределения.

Таким образом, формирование мотивации – это, прежде всего, создание условий  для появления внутренних побуждений к учению, осознания их самими учащимися и дальнейшего саморазвития мотивационной сферы.

Под активностью ребенка в учебном процессе подразумевается такой вид деятельного отношения, который характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью к усвоению знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам. Селевко Г.К. [9] отмечает, что такого рода активность является следствием целенаправленных идеологических воздействий и организации соответствующей педагогической среды. Т.И. Шамова [12] убедительно доказывает, что эффективность обучения находится в прямой зависимости от уровня активности ученика в познавательной деятельности, степени его самостоятельности в этом процессе. Активность школьников в учении обеспечивает развитие их творческих возможностей, новых познавательных потребностей, навыков познавательной деятельности. Включение школьников в учебно-познавательную деятельность по достижению целей обучения обеспечивается с помощью средств активизации, в качестве которых выступают содержание образования, методы и формы обучения.

Деятельно-ориентированный подход к пониманию активности обуславливает необходимость пробуждать познавательную активность у учащихся непосредственно на уроках. В опыте, опираясь на принципы деятельностного подхода, разрабатываются методические приемы, позволяющие превратить ученика из пассивного слушателя в деятельностного участника урока. Активное взаимодействие (сотрудничество) учителя и ученика должно инициировать у обучающегося процесс самовыражения и саморазвития, при котором определяющая роль в развитии переходит от внешних детерминантов к внутренним мотивам, что как раз и является наиболее ценным.

7. Степень новизны опыта состоит в рационализации, усовершенствовании отдельных сторон педагогического труда при использовании инновационных технологий и повышении на этой основе эффективности обучения основам безопасности жизнедеятельности, повышении интереса к предмету, формирование осознанной потребности к усвоению знаний и умений. В преподавании ОБЖ применение инновационных и информационно-коммуникативных компьютерных технологий, несмотря на достаточную техническую оснащенность школ, – явление редкое. Объясняется это, прежде всего, отсутствием электронных продуктов по программе школьного курса ОБЖ. Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» долгое время был обойден вниманием издательским домом «Первое сентября», нет его и в перечне предметов КМ-школы. Мультимедийных учебных пособий по ОБЖ, кроме пособия по тематике 10 класса, выпущенного авторским коллективом под руководством М.А. Шахраманьяна [11] еще в 2002 году, пока не появилось. Опыт показывает, что даже при отсутствии готовых мультимедийных пособий преподаватель ОБЖ имеет широкие возможности для использования новых педагогических технологий.

Накопленный опыт был представлен на районном семинаре учителей ОБЖ: «Использование интерактивных технологий на уроках ОБЖ» (2011 год),  «Формирование мотивации учения на уроках ОБЖ» (2012 год).

Технология опыта.

Целью педагогической деятельности является не увеличение объема передаваемой информации или ее спрессовывание, а создание дидактических и психологических условий осмысленности учения, включения в него учащихся на уровне не только интеллектуальной, но и личностной позиции.

Система средств активизации учения школьников будет обеспечивать организацию учения как мотивированного, целенаправленного, самоуправляемого процесса, если она будет отвечать следующим требованиям:

- пробуждать внутреннюю мотивацию учения на всех его этапах;

- стимулировать механизм ориентировки учащихся, обеспечивающий целеполагание и планирование предстоящей деятельности;

- обеспечивать формирование учебных и интеллектуальных умений школьников по переработке учебной информации;

- стимулировать их физические и нравственно-волевые силы по достижению учебно- познавательных целей;

- обеспечивать самооценку учебно-познавательной деятельности в ходе процесса учения на основе самоконтроля и самокоррекции.

Исходя из этого, задача учителя не просто дать базовые знания обучающимся, но и направить их действия на самостоятельное освоение знаний. Применить такие методы и приемы обучения, которые сделают урок насыщенным и занимательным, вызовут интерес у школьников к учебному предмету, будут способствовать созданию положительной эмоциональной обстановки учения, развитию способностей обучающихся. Современные педагогические технологии  при этом становятся мощным средством, позволяющим активизировать мыслительную деятельность школьников, повысить познавательный интерес и, в конечном счете, добиться успешности каждого ученика в процессе изучения курса ОБЖ.

Поставленная цель определяется предназначением школьного курса ОБЖ: воспитание личности безопасного типа, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности  жизнедеятельности, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы и при этом разумно сочетать личные интересы с интересами общества.

Для достижения цели были поставлены задачи:

1) внедрение инновационных педагогических технологий  в процесс преподавания курса ОБЖ: создание системы уроков, презентаций, заданий, дидактических материалов, обеспечивающих высокое качество преподавания;

2) создание ситуации успеха для каждого ученика на каждом занятии;

3) создание системы мониторинга качества обучения старшеклассников основам безопасности  жизнедеятельности.

Проблема совершенствования преподавания предмета решается на основе деятельностного подхода, принципов целенаправленности, научности, систематичности и последовательности, а также наглядности, доступности, связи обучения с жизнью, воспитывающего и развивающего обучения. Реализация данных принципов позволяет научить школьников умению анализировать, обобщать, выделять главное, сравнивать, систематизировать и делать самостоятельные выводы, применять полученные знания по основам безопасности жизнедеятельности в ситуациях повседневной жизни.

Для решения поставленных задач применялись методы:

- по степени активности познавательной деятельности: объяснительный, иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский;

- по источнику получения знаний: словесные, наглядные, практические;

- по форме взаимодействия: интерактивные,  индивидуальные, групповые, фронтальные;

- по приоритету средств: визуальные, вербальные, компьютерные;

- по характеру учебной деятельности: игровые, поисковые, проблемные.

Первые опыты применения инновационных педагогических технологий сводились в основном к проведению уроков с использованием какого-либо одного элемента определенной технологии. Например, изучения нового материала в форме лекции-визуализации с использованием мультимедийного проектора. В ходе лекции демонстрировался специально подобранный видеоряд из текстов, схем, диаграмм, рисунков, фрагментов видеофильмов, звуковых и фотодокументов. Уже эта форма работы показала, что использование информационно-коммуникативных технологий действительно стимулирует интерес учащихся к предмету их  познавательную активность.

Начало урока. Применение ИКТ позволило повысить исходную мотивацию урока с помощью демонстрации на экране ярких плакатов, эпиграфа к уроку, цитаты, посвящения, фотографий с проблемными вопросами, короткого видеоролика, показывающего связь изучаемого с жизнью. Например, изучение темы «Правила поведения при угрозе террористического акта»» начинается с демонстрации (еще до начала урока) фильма о захвате заложников в Беслане и фотографий по данной тематике. Более четким и незатянутым стал и организационный момент, поскольку при объявлении темы урока, формулировке учебных задач, нет необходимости писать все это на доске. Текст вставлен в слайды презентации.

Так как уроки-лекции проводятся в начале изучения темы раздела, и новый материал логически не связан с предыдущим, то при изучении нового раздела программы в старших классах целесообразно использовать  также технологии модульного обучения.

Проверка домашнего задания.  Традиционная проверка домашнего задания  в большинстве случаев не целесообразна. Так как в форме устного опроса можно осуществить контроль знаний ограниченного числа учащихся. Как правило, учащиеся, получившие отметку на предыдущем уроке, теряют мотивацию учения при подготовке к следующему уроку. Формирования мотивации учения целесообразно использовать интерактивные формы и игровые методы работы, а также опережающие домашние задания. При подготовке к которым учащиеся  готовят короткие сообщения и иллюстрирующие их слайды презентации, которые затем включаются в урок. Мотивационный и познавательный эффект от такой формы домашнего  задания намного выше.

Изучение нового материала. Созданные программными средствами презентации к урокам, позволяют вовлечь учеников в объяснение нового материала. Попросить дать определение, опираясь на демонстрируемый текст. Или, например, назвать по схеме, демонстрируемой на экране, на какие группы делятся средства защиты.

Изложение отдельных вопросов полностью поручается одному или нескольким ученикам. Так, например, по слайду, где показан состав ОЗК и описание его составных частей, кто-то из ребят излагает данный вопрос классу, и это не требует предварительной подготовки. Сообщения по более сложным вопросам готовятся дома. Демонстрация таблиц и схем, которых нет в учебнике, и привлечение учеников на уроке к их анализу, формулировке выводов позволяют развивать навыки самостоятельного мышления. Более динамичным и насыщенным стал темп урока, появилась возможность полнее, понятнее и эмоциональнее (благодаря постоянной визуализации) освещать учебные вопросы, создавать проблемные ситуации.

Одним из приемов формирование мотивации учения стало составление учениками опорного конспекта. Составленные на компьютере и распечатанные бланки раздаются для заполнения ученикам. Побуждающим мотивом становится и то, что составление конспекта оценивается как вид работы. При этом, как правило, применяется взаимопроверка. Основная функция опорного конспекта – не столько организовать воспроизведение материала, сколько предложить ученику стать активным участником урока. Задачей такого конспекта является руководство всеми видами познавательной деятельности учащихся, развитие наблюдательности, мышления, практических действий, что отвечает главной цели развивающего обучения – направленности на общее развитие школьников и индивидуальных способностей личности.

Первичное закрепление изученного материала. Ускорение благодаря использованию ИКТ темпа урока позволило организовать первичное закрепление каждого учебного вопроса быстрым фронтальным опросом. Вопросы для закрепления высвечиваются на экране, что снимает завесу их

непредсказуемости для ученика, дает время подготовиться к ответу на следующий вопрос. Ситуацию успеха создает то, что при неправильном ответе, ученик может его исправить по слайду с иллюстрацией, который возвращается на экран.

Демонстрация на экране заданий и алгоритма их выполнения при закреплении изученного материала в форме самостоятельной или практической работы, позволяет избежать лишних объяснений и формировать умения школьников по переработке учебной информации. Например, чтобы закрепить знания о подгонке противогаза, предлагается составить таблицу, запомнив опорные позиции, затем измерить свой охват головы, по таблице определить требуемый размер, результаты занести в конспект. При необходимости закрепить материал, содержащий много цифровых данных, используется такой прием. Соответствующая таблица показывается на экране. После подробного объяснения она скрывается, и предлагается по памяти занести в опорный конспект. Когда ученики выполнят задание, на экране снова демонстрируется таблица.

Организуется взаимопроверка. Если выполняются задания в форме составления схем, таблиц, один из учеников выполняет задание на компьютере учителя с последующей демонстрацией классу и обсуждением.

Итоговое закрепление. Практика показала, что наибольший эффект для поддержания познавательного интереса дает итоговое закрепление в форме тестирования.

Оптимальное решение – тест из 5 вопросов, акцентирующих внимание на главных моментах. Оценка результатов - по количеству верных ответов. Затрачиваемое время - 2-3 минуты. Задания выводятся на экран или все сразу, или поочередно каждое через 30-40 секунд. После их выполнения на экране демонстрируются правильные ответы. Проверка проводится в форме самоконтроля, нечестность при этом встречается очень редко.

Подведение итогов урока. При подведении итогов урока применение ИКТ позволяет:

- кратко напомнить содержание изученного материала, включив презентацию урока в автоматическом режиме, когда на экране быстро чередуются слайды, уже знакомые ученикам;

- вызвать мотивы состязательности, показывая оценки за работу на экране;

- включить в презентацию урока домашнее задание и напутствие, запоминающееся непроизвольно.

Самоанализ уроков показал необходимость составления технологической карты использования ИКТ на уроке. Составление такой карты для урока-лекции сразу выявило преобладание фронтальных методов работы, получения знаний учениками в готовом виде, недостаточность их самостоятельности, а также то, что ИКТ использует в основном учитель, а не

ученик. Но, с другой стороны, ИКТ дают возможность изучить больший по объему материал и выиграть время для выполнения творческих работ. Встал вопрос о том, что для активизации познавательной активности старшеклассников на основе применения ИКТ, нужно обеспечить самостоятельную работу ученика на компьютере. При этом было учтено, что уроки ОБЖ имеют специфику как в методическом, дидактическом, так и технологическом аспектах. Учебный материал курса базируется на нормативных актах, инструкциях, которые не дают простора для творчества, а требуют буквального исполнения. Оценка возможностей использования учениками ИКТ на уроке ОБЖ выявила, что они заключаются в следующем:

- свободный поиск Интернет-ресурсов по заданной теме;

- изучение конкретного Интернет-ресурса по указаниям учителя;

- использование Интернет-ресурса в качестве дидактического средства;

- выполнение практических заданий с оформлением результатов в различных приложениях Microsoft Office;

- компьютерное тестирование.

Реализация этих возможностей проходила в пошаговом режиме:

Шаг 1. Определено, какие уроки целесообразно проводить в форме лекции-визуализации - в начале изучения новой темы программы (15% уроков).

Шаг 2. Стали проводиться уроки-семинары, построенные на основе предварительно подготовленных учениками дома докладов с презентациями к ним, их обсуждении. Эта форма предполагает самостоятельное получение знаний через поиск материалов в Интернет-ресурсах и дает возможность реализовать творческие способности через наглядное предъявление результатов своей работы. Но предъявить эти результаты на семинаре могут максимум 8-9 учеников, остальные вовлекаются в работу через анализ и оценку работы товарищей.

Шаг 3. Работа над созданием электронной библиотеки по предмету. Библиотека структурирована тематически, и по каждому разделу курса ОБЖ содержит презентацию лекции, учебный текст, дополнительные и справочные материалы, графические изображения, компьютерные задания, тесты, ссылки на тематические сайты в образовательных ресурсах Интернет. В ходе работы добавляются цифровые копии документальных и учебных фильмов, звуковые и музыкальные ресурсы, тематические электронные игры, электронные продукты, созданные учениками. Привлечение учеников к пополнению электронной библиотеки помогает развивать их умение самостоятельно планировать, оценивать и корректировать свою деятельность.

Шаг 4. Проведение уроков ОБЖ в компьютерном классе. Организационно это возможно, когда один из компьютерных классов свободен, или на информатике изучается тема, не требующая применения компьютерной техники. Перемещение урока ОБЖ в компьютерный класс позволило в полном объеме реализовать выявленные возможности использования учениками ИКТ для повышения их познавательной активности. Для этого можно использовать следующие виды уроков:

1. Комбинированный урок, сочетающий рассказ преподавателя с самостоятельной работой учеников. После изложения учителем нового материала ученики за компьютерами работают над отдельными вопросами, с дополнительной информацией и выполняют задания на компьютере.

3. Урок на основе индивидуального изучения конкретного Интернет-ресурса по методическим указаниям учителя.

4. «Диагональная схема» урока. Класс разбивается на три – пять групп. Каждой из них дается задание на урок, включающее и 10-12 минут самостоятельной работы с компьютером. Пока одна группа работает на компьютерах, остальные заняты другими формами работы, в том числе и с

использованием печатных учебников.

5. Урок на основе групповой работы. Несколько групп за компьютерами, связанными локальной сетью, изучают различный материал по заранее подготовленным преподавателем инструкциям. Ученики каждой группы готовят выступление по результатам проделанной работы, сопровождая его показом иллюстративного ряда.

6. Урок на основе использования Интернет-ресурса в качестве дидактического средства. Большую часть урока ученики работают с компьютерной информацией по карточкам- заданиям. Демонстрируется ссылка сайт, с которым обучаемые работают по индивидуально- групповой схеме. Составляют схемы, таблицы, диаграммы, выполняют полученные задания и результаты работы оформляют, используя различные приложения Microsoft Office.

Проведение уроков в компьютерном классе позволило создать систему мониторинга уровня знаний с помощью тестовых сред. Были созданы тесты для проверки знаний по уроку, по теме и по разделу. Тестирование проводится как в начале урока по предыдущей теме, так и в завершении изучения нового материала. Мгновенная оценка работы ученика компьютерной программой решает несколько проблем. В том числе объективности контроля, закрепления знаний, создания ситуации успеха, поскольку при неудовлетворительном результате ученику предлагается самостоятельно восполнить пробелы в знаниях, отыскав правильные ответы.

Шаг 5. С приобретением школой в 2008 г. мобильного компьютерного класса, стали проводиться уроки ОБЖ с использованием мобильного класса (15 ноутбуков).

Результативность опыта

Для определения результативности опыта были выделены критерии:

- уровень обученности (успеваемость и качество знаний учащихся);

- отношение учащихся к изучению ОБЖ;

- уровень мотивации учения;

- уровень познавательной активности.

Изучение этих показателей проводилось на этапе обучения школьников в 8-9 классах с 2006 по 2008 год.  Проведенный анализ уровня обученности за три года, позволяет заключить, что при стабильной 100%-й успеваемости уровень качества знаний старшеклассников повысился с 77,8 до 94,2%.

Таблица 1. Динамика уровня обученности учащихся 7-  9 классов за три года

 

Учебный год

2011-2012

2012-2013

2013-2014

Успеваемость

100 %

100 %

100 %

Качество знаний

77,8 %

83,7

94,2%

Диагностика изменения отношения учеников к предмету проводилась с помощью анкеты - теста «Твое отношение к организации учебно-воспитательного процесса в школе». Результаты сведены в таблицу 2, из которой виден рост положительного отношения к ОБЖ при сокращении нейтрального и отрицательного.

Таблица 2. Динамика изменения отношения к предмету ОБЖ за три года

Учебный год

2011-2012

2012-2013

2013-2014

Отрицательное

13%

8%

1 %

Нейтральное

15 %

6%

2 %

Положительное

72 %

86%

97 %

Для оценки уровня потребности в достижении была использована шкала оценки потребности в достижении (модификация А.А. Карелина) . В результате диагностики выявлено, что уровень мотивации достижения учащихся увеличивается:

Учебный год

2011-2012

2012-2013

2013-2014

Низкий

33%

27%

19 %

Средний

61%

66%

74 %

Высокий

6 %

7%

7 %

 

Для оценки уровня учащихся  мотивации и познавательной активности старшеклассников был использован диагностический метод мотивации учения и эмоционального отношения к учению основанный на опроснике Ч.Д. Спилберга (модификация А. Д. Андреевой, 1987г.), направленный на изучение уровней познавательной активности, тревожности и гнева. Было проведено два среза. По полученным данным учащихся можно разделить на 5 групп с различным уровнем мотивации.

Сравнительный анализ уровня мотивации школьников на 1 и 2 срезах показывает, что у учащихся происходят значимые сдвиги в сторону позитивного отношения к учению. Изменения можно проследить в таблице 3.

Таблица 3. Динамика изменения уровня мотивации к учению:

Уровень мотивации

Характеристика уровня мотивации

2012-2013 учебный год

2013-2014 учебный год

1уровень

продуктивная мотивация с выраженным преобладанием познавательной мотивации учения

и положительным эмоциональным отношением к нему

6,2

11,3

2 уровень

продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению

29,3

38,1

3уровень

средний уровень с несколько сниженной познавательной мотивацией

48,5

43,6

4уровень

сниженная мотивация, переживание «школьной

скуки», отрицательное эмоциональное отношение к учению

8

6

5уровень

резко отрицательное отношение к учению

8

1

Результаты свидетельствуют о достаточной эффективности реализуемых приемов и методов обучения, направленных на формирование положительной мотивации учения, воспитание личности безопасного типа, обеспечение успешного обучения школьников ОБЖ на основе применения современных педагогических  технологий, создание условий для самореализации школьников в учебной деятельности.

На основе анализа результатов проведенной работы были сделаны следующие выводы:

– мотивация учения обучающихся  на уроках ОБЖ к 9 классу в течение трех лет изменяется, что объясняется превращением ученика из объекта учебного процесса в его субъект посредством применения новых педагогических технологий в процессе обучения;

- формирование мотивации обучения способствует повышению качества образования.

Библиографический список

1. Волнистова, Т.В. Актуализация познавательной деятельности учащихся в ходе применения компьютерных образовательных программ //Инновации в образовании. – 2002.– № 4.– с. 12–23.

2. Воробьева, М.И. Фалеева. – М.: Федеральный центр науки и высоких технологий ВНИИ ГОЧС МЧС России, 2002. – 335 с.

2. Гузеев, В.В. Интегральная образовательная технология/ В.В. Гузеев. – М.: Знание, 1999. – 150 с.

3. Гузеев, В.В. Методы обучения и организационные формы уроков/ В.В. Гузеев. – М.: Знание, 1999.– 120 с.

4. Гурьев, С.В. Использование компьютера как инструмента образовательного процесса//Первое сентября. – 2004. – №11. – с.4–5.

5. Кателл, Дж. П.. Виртуальное обучение//Информатика и образование. – 2002. – №11. – с.12– 34

6. Котов В. А., преподаватель-организатор ОБЖ МОУ «СОШ № 40» г. Старый Оскол, опыт работы по теме:«Повышение познавательной активности старшеклассников в процессе преподавания ОБЖ на основе применения современных компьютерных технологий»

6. Мак Квайл, Д. Теория массовых коммуникаций/ Д. Мак Квайл – М.: ОЛМА-ПРЕС, 2003. – 288 с.

7. Медведев, А.Н. Методика разработки тестов в электронной таблице//Информатика. – 2005. – № 7. – с. 18-26

8.  Поташник М.М. Управление качеством образования. М., Педагогическое общество России, 2001

9. Розов, Н. Х. Некоторые проблемы методики использования информационных технологий и компьютерных продуктов в учебном процессе средней школы.//Информатика. – 2005.– № 6. – с. 5-12

10. Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникативных средств [Текст] / Г.К. Селевко. - М. : НИИ школьных технологий, 2005. - 208 с.

11. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий [Текст] : в 2 т. – М. : НИИ школьных технологий, 2006. – (Энциклопедия образовательных технологий). Т. 1. – 816 с. Т. 2. – 816 с.

13. Шамова, Т.И. Активизация учения школьников/ Т.И. Шамова. – М.: Педагогика, 1982. – 208 с.

14. Якиманская, И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе/ И.С.Якиманская. – М.: Сентябрь, 2000. – 176 с.


                                                                                                     Приложение № 3

Использование интерактивных технологий на уроках ОБЖ.

Интерактивное обучение – выработка тактики и стратегии взаимодействия, организация совместной деятельности людей приспособление человека к человеку в совместной работе, учебе, отдыхе).
Основные виды интеракции –
кооперация и конкуренция.

Интерактивные методы обучения – это модель открытого обсуждения. Они помогают детям ясно мыслить, исследовать и анализировать реальность.

Различие между традиционным обучением и тренингом:

Классический подход

Фасилитаторский подход

Цель: дать знания и навыки                            

Цель:    познакомить    с    информацией   и сформировать   навыки   через   совместную деятельность

Роли:  ведущий принимает на себя роль  

Роли: тренер и участники (независимо от учителя, знающего ответы на все вопросы       возраста и жизненного опыта) равны между собой

Содержание:    базируется    на    опыте    и   исследованиях    теорий,    предоставленных ведущим                                                            

Содержание:    базируется    на    опыте   и исследованиях   теорий,    предоставленных   ведущим и участниками процесса

Принятие решения: решение принимается ведущим    

Принятие решения: решение принимается ведущим                                                             в   процессе   совместной   деятельности  и является          результатом          успешного сотрудничества группы и тренера

Процесс:  

  •    директивный подход;      

  •    интерпретирует и оценивает;  

 •    ведущий    считает    себя    знающим            больше и лучше по теме семинара  (занятия);  

 •    говорит       на      профессиональном  языке;            

•    задача:   дать   как   можно больше         знаний.                                                                                                                                                                            

Процесс:

•    демократический подход;

 •    выслушивает, поддерживает, открыт к идеям и мнению каждого;

•    говорит на языке слушателей;

•    мы тренируем - мы не учим (работа направлена на передачу                                                  суммы знаний, но и на изменение поведения);

 •    в конце занятия участники должны быть   способны   делать   вещи   по-другому, а не только знать    что-то новенькое

                   

                                                                                          Приложение № 3

Сxема написания плана урока-тренинга:

Тема урока:        
Цель урока:
Время:
Возраст, класс:
Форма урока:        
Расположение зала:
Материалы:
Содержание урока:
1. «Ледокол» (разминка).
Цель:
Время:
Расположение зала:
Техника проведения:
Материал:
Инструкция:
Анализ
2.        Круг (экскурс в предыдущий день)
Цель
Время:
Техника проведения:
Инструкция:
Анализ:
3.        Ролевая игра.
Цель:
Время:
Расположение зала:
Техника проведения:
Материал:
Инструкция:
Анализ:
Разминка...
Анализ дня (шеринг):
Цель:
Время:
Основные вопросы анализа:
6.        Разминка...

Примечание: вопросы анализа могут быть заранее подготовлены тренером (либо могут возникнуть в ходе урока.)

К интерактивным приемам  относятся разного рода  групповые игры и  упражнения, групповые дискуссии, а также ролевые игры. Они используются с целью снятия эмоционального напряжения и создания благоприятной психологической атмосферы, как в начале занятия, так и в течении его, с целью актуализации проблемы, над которой учащимся предстоит работать, с целью отработки коммуникативных и поведенческих навыков, с целью интенсивного взаимодействия  участников, с целью расслабления и релаксации. Необходимо отметить, что одно и тоже упражнение позволяет достичь сразу нескольких целей, посредством решения тех задач и перспектив, которые в нем заложены. Использование данных технологий  способствует формированию у учащихся мотивации учения.

1. Метод групповой дискуссии
П
равила ведения дискуссии  
1.   Кратко и ясно формулировать свои мысли.
2. Держаться темы дискуссии.
3. В качестве аргументов подбирать примеры, которые близки и хорошо знакомы другим участникам дискуссии.
4. Не доминировать, не навязывать свою точку зрения.
5. Выслушивать внимательно мнение другого человека.
6.   Уважать чужую точку зрения и терпимо относиться к инакомыслию.
7. Не критиковать и не оценивать высказывания участников.
8. Не переходить на личности.
9. Уметь выделить проблемные точки дискуссии.
10. Поддерживать позитивную рабочую атмосферу в группе (юмор).

        

  2. Посчитывающая дискуссия (техника «Аквариум»)
Способ применения:
1.   Выберите 5-7 участников дискуссии.
2.   Перед началом дискуссии познакомьте участников с системой выставления оценок -         и принципами, которых следует придерживаться им ( можно вывесить плакат с системой оценок на хорошо обозримом для всех месте).
3.   Огласите тему и план дискуссии (список вопросов, проблем, которые участники должны разрешить во время дискуссии).
4.   Оставшиеся члены группы являются наблюдателями, которые прикреплены к участникам дискуссии (за 1 участником прикрепляются по 3 - 4 наблюдателя). Они наблюдают за дискуссией, делая пометки в
листке оценивания дискуссии.
5.   Дайте знак к началу дискуссии.
6.  Не вмешивайтесь в ход дискуссии.
7.   После    окончания    дискуссии    наблюдатели    договариваются    между    собой (предварительно проведя анализ и суммировав баллы), как они оценивают своего участника   дискуссии.   Затем   они   представляют   его   роль   в   дискуссии   с последующей оценкой всем участникам группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-исследование – как один из способов развития творческих способностей обучающихся на уроках математики в 5 – 9 классах

В современной педагогике выделяется три уровня реа­лизации исследовательского обучения:• педагог ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения, а само решение предстоит найти учащемуся сам...

Урок-игра как один из способов активизации работы с художественным текстом

Статья рассказывает о метапредметных навыках, формируемых на таких типах урока литературы, как урок-игра....

Работа с текстом на уроках биологии как один из способов подготовки к успешной сдаче ГИА.

Экзамен по биологии, не является обязательными.  Как правило, его выбор обусловлен решением родителей учащихся, положительными результатами обучения предмету, сложившимися отношениям...

Применение презентаций на уроках математики как один из способов повышения интереса к учебе

Современный этап информатизации образования характеризуется использованием персональных компьютеров, мультимедийных технологий, интерактивного оборудования, интернет, а также философским осмыслением п...

Тема: «Использование информационно- коммуникативных технологий на уроках музыки – как один из способов развития творческих способностей у учащихся».

Обобщение педагогического опытаТема: «Использование информационно- коммуникативных технологий на уроках музыки – как один из способов развития творческих способностей у учащихся»....