МОНИТОРИНГ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ ПО ХИМИИ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ
статья по химии на тему

Статья «Мониторинг знаний учащихся по химии как один из способов повышения качества обучения» опубликована в методическом вестнике № 1 «Формирование муниципальной системы мониторинга освоения выпускниками общеобразовательных программ среднего общего образования» (Оренбург, ГБУ РЦРО, 2015 г.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_iz_metodicheskogo_vestnika_no_1_2015.doc141 КБ

Предварительный просмотр:

И.А. Стрижова,

учитель химии высшей квалификационной категории
МОАУ «Лицей № 1 г. Новотроицка Оренбургской области»

МОНИТОРИНГ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ ПО ХИМИИ

КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ПОВЫШЕНИЯ
КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ

В современном образовании актуальной остается проблема качества. Диагностирование качества знаний и умений учащихся нуждается в систематическом отслеживании степени обученности. Это необходимо для решения учебных задач, установления и устранения пробелов в осваиваемом материале, коррекции в ходе учебного процесса и прогнозирования содержания и технологии обучения.

Для получения объективной информации о результатах обучения и выявления условий повышения успеваемости учеников, а также их готовности овладевать знаниями всю жизнь необходимо создание системы мониторинга, главное назначение которого – обеспечить всех участников образовательного процесса обратной связью, позволяющей вносить изменения в ходе реализации учебной программы для повышения качества ее результатов.

Целью проведения мониторинга на уроках химии является улучшение состояния химической и общеучебной подготовки учащихся путем выявления проблем и целенаправленной коррекционной работы.

Задачи:

  • определение достижений учащихся по темам изучаемого курса;
  • реализация индивидуальных возможностей учащихся;
  • отслеживание результатов учебной деятельности по предмету.

Основным принципом мониторинга качества образования является систематичность в проведении исследований и наблюдений,
доступность и открытость полученной информации. В обучении используется базовый, тематический мониторинг. Базовый мониторинг состоит из входной, текущих и итоговой контрольных работ.

Успех изучения любой темы зависит от степени усвоения тех понятий, терминов и т.д., которые изучались на предшествующих этапах обучения. Если информации об этом у педагога нет, то он лишен возможности проектирования и управления в учебном процессе, выбора оптимального его варианта. Необходимую информацию можно получить, применяя вводное диагностирование. Такой предварительный контроль знаний необходим для того, чтобы зафиксировать исходный уровень обученности и сравнить его с достигнутым уровнем.

В начале обучения в 9 классе проводится вводная диагностическая работа, которая позволяет выявить знания учащихся по химии на начало учебного года, проанализировать сложные для восприятия темы, подобрать методы и формы работы по коррекции знаний. Это необходимо делать для успешного обучения, так как курс химии 9 класса тесно связан с ранее изученным материалом.

Результаты контрольных работ заносятся в таблицу:

№ п/п

Ф. И.

Входная диагнос-тика

Контроль-ная ра-бота № 1

Контроль-ная ра-бота № 2

Контроль-ная ра-бота № 3

Итоговая работа

Приме-чание

1.

2.

На основании мониторинга делается сравнительный анализ и отслеживается динамика изменения успешности каждого ученика. В этом помогает тематический мониторинг, который особенно важен при подготовке учащихся к сдаче экзамена в форме ОГЭ и ЕГЭ. Для мониторинга промежуточных результатов обучения составляется таблица, в которой выделяются крупные темы и разделы, знание которых проверяется разными формами контроля. Это тесты разного вида, химические диктанты, зачеты, эксперимент, лабораторные работы. Некоторые темы представлены в таблице:

№ п/п

Ф.И.

Тема, раздел

Строение
атома

Строение
вещества

Химическая
реакция

Классы
неорганических
веществ

Свойства
металлов и их

соединений

Свойства
неметаллов

и их соединений

Способы
получения
веществ

Гидролиз
соединений

Окислительно-восстановительные реакции

1.

2.

3.

В процессе обучения химии у школьников формируется умение решать задачи разных типов. Такие умения тоже отслеживаются, а для удобства заносятся в таблицу (приведен пример таблицы для десятиклассников с некоторыми типами задач):

№ п/п

Ф. И.

1

2

3

4

5

6

1.

2.

  1. Тип задач: задачи на вывод формулы вещества по известным массовым долям элементов, входящих в его состав.
  2. Задачи на выведение формулы, если известен класс вещества.
  3. Задачи на выведение формулы, если известны продукты горения.
  4. Задачи на выведение формулы по уравнению реакции.
  5. Задачи с использованием закона объемных отношений.
  6. Задачи на смеси, если ее компоненты не реагируют друг с другом.

В зависимости от типа класса количество типов задач может быть разным.

Мониторинг позволяет получить объективную динамику химического образования ученика за определенный период обучения; возможность корректировать работу, знать сильные и слабые стороны ученика и класса в целом и влиять на них, контролировать качество знаний, полученных учениками, с учетом их индивидуальных возможностей.

Тематический мониторинг опирается на мониторинг урока.

№ п/п

Ф.И.

Подготовка к уроку

Умение задать вопрос

Умение предложить способ решения

Умение объяснять

Умение оценить работу одно-классника

Само-оценка

1.

2

Для учащихся с повышенными потребностями в обучении мониторинг поднимает рейтинг пятерки, т.к. недостаточно верно выполнить задание и получить результат, необходимо уметь объяснять, видеть ошибки, искать новые подходы к выполнению заданий.

Для учащихся, испытывающих сложность в обучении, мониторинг является своего рода «накопителем» достижений, обеспечивает стабильность усилий, направляет на повышение качества процесса деятельности. Успех учащегося не остается незамеченным. Оценка становится более значимой и более конкретной для ученика. С помощью мониторинга можно наблюдать развитие мотивации учения у каждого ученика и класса в целом.

Главная цель мониторинга – не оценка, а помощь ученикам. Но процесс усвоения знаний заканчивается определенным результатом, который оценивается итоговым контролем (ОГЭ и ЕГЭ в выпускных классах, итоговая работа в 10 классе). Поэтому учащиеся, зная результаты тематического, базового мониторинга, мониторинга уроков, стараются улучшить свой результат.

Результаты ЕГЭ по химии выпускников Стрижовой И.А.

Уч. год

Число учащихся, сдававших ЕГЭ
по химии

Минимальный балл

Средний балл

Максим. балл

Число учащихся,
набравших
от 90 до 100 баллов

2010-2011

27

47

69,5

98

1

2011-2012

15

45

70,4

100

3

2012-2013

27

48

80,4

100

10

2013-2014

27

48

74

100

3

Мониторинг результатов сдачи экзамена по химии в форме ГИА

Уч. год

Число уч-ся

Сдавало ГИА

В % от обучающихся

«5»

«4»

«3»

%
успев.

%
качеств.

2010-2011

84

46

55

15

24

7

100

85

2011-2012

50

37

74

15

17

5

100

85

2012-2013

30

29

97

15

12

2

100

93

Результаты сдачи экзамена по химии показывают, что мониторинг знаний учащихся необходим.

Литература:

1. Болотник Л.В.Общая концепция мониторинга уровня подготовки учащихся по предметам школьного цикла. «Школа 2100» Выпуск 4. – М: «Баласс», 2000.

2. Власова Н.А., учитель начальных классов, МОУ Гимназия № 42 г. Пенза. Мониторинг знаний учащихся как способ анализа уровня освоения учебного материала по предмету. Электронное периодическое издание «Преемственность в образовании».

3. Колиниченко И. Мониторинг и его результаты. Газета «Начальная школа». № 10, 2003.

4. Матрос Д.Ш., Полев Д.М., Мельникова Н.Н. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий образовательного мониторинга» (М.: Педагогическое общество России, 1999.)

5. Общая методика обучения химии / Под ред. Л.А. Цветкова.
В 2-х т. т. 1 – М.: Просвещение, 1981.

6. Чернобельская Г.М. Методика обучения химии. – М.: Владос, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуально - дифференцированный подход к обучению на основе СНИТ как средство повышения эффективности усвоения знаний учащихся по химии.

В статье рассматривается вопрос применения СНИТ в обучении учащихся на уроках химии. Автор подробно описывает свой опыт использования компьютера на разных этапах урока с учётом  индивидуально - д...

Влияние алгоритмированного обучения на качество знаний учащихся по химии

Цели и задачи данной работы: раскрыть теорию и практику применения разнообразных алгоритмов, представленных в виде текстовых предписаний, таблиц, блок-схем, текстовых заданий разного типа. Польз...

Тема: Мониторинг знаний учащихся по предмету как один из способов повышения качества обучения

Во всем мире отмечается повышенный интерес к проблемам качества образования. Создается мировая система мониторинга, это необходимо для получения объективной информации о результатах обучения, дл...

Мониторинг знаний учащихся по русскому языку как один из способов повышения качества обучения

В данной статье автор поделился своими формами и приемами проведения мониторинга по русскому языку. Более подробно излагается способ проведения базового мониторинга, который состоит из входного, проме...

Система мониторинга при подготовке к ОГЭ как один из способов повышения качества ГИА.

 Мониторинг в образовании — это система сбора, обработки, хранения и распространения информации об учебно-воспитательном процессе или отдельных ее компонентах, ориентированная на инф...

Внутришкольная диагностика (мониторинг) знаний учащихся по предмету как один из способов повышения качества обучения

Во всем мире отмечается повышенный интерес к проблемам качества образования. Создается мировая система мониторинга, это необходимо для получения объективной информации о результатах обучения, для выяв...

Мониторинг знаний учащихся по химии

Данный материал необходим для мониторинга...