Система мониторинга при подготовке к ОГЭ как один из способов повышения качества ГИА.
статья по истории (9 класс) на тему

Шульц Галина Николаевна

   Мониторинг в образовании — это система сбора, обработки, хранения и распространения информации об учебно-воспитательном процессе или отдельных ее компонентах, ориентированная на информационное обеспечение управления, позволяющая судить о состоянии объекта в любой момент времени и дающая прогноз ее развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система  мониторинга при подготовке к ОГЭ как один из способов повышения качества  ГИА.

(Шульц Галина Николаевна, учитель истории и обществознания

МБОУ «Новониколаевская школа», Яйского района, Кемеровской области).

   Мониторинг в образовании — это система сбора, обработки, хранения и распространения информации об учебно-воспитательном процессе или отдельных ее компонентах, ориентированная на информационное обеспечение управления, позволяющая судить о состоянии объекта в любой момент времени и дающая прогноз ее развития.

   Цель мониторинга - проверить и оценить эффективность внедряемого содержания образования по истории и обществознанию и, а так же найти обоснованный путь устранения недостатков учебного процесса для повышения качества ее результатов.

    При проведении мониторинга большое внимание уделяется показателям качества образования как процесса. Это побуждает администрацию и учителей к глубокому системному анализу образовательной ситуации, осмыслению результатов своей работы, ее положительных сторон и недостатков. Постоянный мониторинг качества образовательного процесса, результатов обучения школьников становится особенно актуальным в условиях подготовки к ГИА. Мониторинг предусматривает различные источники и способы получения информации (промежуточный и итоговый контроль, итоговая аттестация обучающихся, анкетные опросы участников образовательного процесса, экспертное оценивание, внутришкольная отчетность и др.).

     Отличительной чертой мониторинга является информация о соответствии фактического результата его ожиданиям, прогнозированию, а также оценка этого соответствия. Обратная информация – еще один необходимый элемент мониторинга, на ее основе изменяется отношение к результату и пересматриваются способы достижения текущих, промежуточных и конечных целей.

     Каждый учитель понимает, чтобы добиться хороших результатов по любым направлениям своей деятельности, надо уметь анализировать, сопоставлять, видеть проблемы, выявлять причины их возникновения, а затем уже планировать дальнейшую работу. Отслеживание динамики обучаемости позволяет учителю адекватно оценивать и свои усилия в планировании и организации учебного процесса с каждым учеником, правильно выбирая долю педагогической помощи; в дальнейшем выстраивать индивидуальную образовательную траекторию для обучающихся.

    Подготовка к итоговой аттестации учащихся – важная, планомерная и согласованная деятельность всех участников образовательного процесса. Сегодня, в связи с введением ОГЭ, перед учителем истории и обществознания стоит проблема: как организовать обучение, чтобы достичь цели и решить задачи, поставленные в образовательном стандарте по истории и обществознанию и подготовить выпускников к ОГЭ? Главным условием для успешной сдачи является интерес ученика.  Человек достигнет результата, только делая что-то сам... (Александр Пятигорский, русский философ). Эти слова можно отнести как к деятельности ученика, так и к деятельности учителя. Начинать педагогу необходимо с планомерной целенаправленной работы по подготовке к итоговой аттестации. 

     Успешно освоить предметы (история и обществознание) и пройти единый государственный экзамен возможно лишь при систематических занятиях и эффективной организации учебного процесса на протяжении всего изучения курса с 6 по 11 класс, для этого необходима целенаправленная систематическая работа. Как известно, система – это целое состоящее из взаимосвязанных частей. В школе такими взаимосвязанными частями являются ступени обучения учащихся.  

      В 6-8 классах учащиеся обучаются технологии работы с тестами, проблемными и творческими заданиями. На своих уроках я использую тестовые задания закрытого типа с выбором одного правильного ответа. Для выполнения заданий тестового характера необходимо не только знание понятий и терминов, но и умение оперативно применять их. Такая работа требует внимания и  сосредоточенности. Так же предлагаю  учащимся задания, которые позволяют формировать умение устанавливать соответствие между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями.  С целью формирования умения анализировать и классифицировать социальную информацию представленную в различных знаковых системах предлагаю учащимся работу со схемами, с материалами СМИ. 

     В 9 классе провожу  факультативные занятия, консультационные часы, индивидуальные занятия, подготовку к олимпиадам, к ГИА.  В первые два месяца учебного года идет полное ознакомление со структурой экзаменационной работы, типологией заданий, алгоритмами их выполнения. В сентябре проходит и первое решение демоверсии. Как правило, вызывающее много затруднений и позволяющее выставить невысокие баллы за его выполнение. Однако коллективный разбор показывает, что многое было не сделано из за неумения решать подобный тип заданий, распределить время, невнимательности, незнания материала, что показывает учащимся необходимость систематически заниматься в течение всего года. Последующие прохождения вариантов ГИА будут все более и более успешными. По завершению изучения тем провожу проверочные работы в формате ГИА. Систематически осуществляю тематический контроль знаний с последующим анализом результатов работ, на основании анализа провожу коррекцию знаний по конкретной теме, которая позволяет выстраивать дальнейшую работу индивидуально с каждым учащимся.

     Для этого необходима некая графическая или другая система, показывающая динамику процесса и позволяющая анализировать и своевременно реагировать на конечный результат. Как и всякая система, данная нуждается в неуклонном соблюдении определенных условий (правил):

1. Единый источник контроля;

2. Периодичность контроля;

3. Итоговый контроль;

4. Рекомендации.

1. Единым источником должны быть КИМы, идентичные для всех участников мониторинга. В качестве таковых могут выступать тренировочные тесты, повторяющие экзаменационные, специальные, тематические и т.д. В данном случае это относится к контролю группы учащихся. Индивидуальные КИМы допустимы только тогда, когда осуществляется индивидуальный, а не групповой мониторинг.

2. Периодичность контроля устанавливается учителем или по просьбе участников и должна иметь не менее 3-х циклов: входной, промежуточный, итоговый. Лучший результат дает более частый, т.к. анализ итогов позволяет оперативно и своевременно выявлять недостатки, пробелы в знаниях и устранять их. Важным условием является минимальный временной диапазон между контрольными измерениями, т.к. это побуждает учащихся концентрироваться на теме «Подготовка к экзамену» и в стремлении к повышению результатов работы.

3. Итоговый контроль содержит подведение итогов. По форме он не отличается от предыдущих, но является завершающим за которым следуют обобщающие рекомендации.

4. Рекомендации должны носить строго индивидуальный характер, без сравнений результатов участников. Анализ результатов должен быть дан в динамике и в заключении должен содержать советы практического характера: 1) на какой раздел, темы, вопросы обратить внимание; 2) способы устранения недочетов (работа с тематическими тестами, дополнительными источниками и т.д.)

Рассмотрим организацию, ходы и проведение итогов мониторинга.

Формы и задания, используемые при мониторинге:

класс

формы работы

задания ОГЭ

6-9

Регулярный

тестовый контроль

Какое из перечисленных событий произошло позже всех других?

1)Куликовская битва

2)набег хана Тохтамыша на Москву

3)«великое стояние» на р. Угре

4)сражение на р. Калке

Какую цель преследовала Избранная Рада, отменяя кормления?

1)заменить власть наместников воеводским правлением

2)заменить власть наместников войсковым казачьим кругом

3)передать местное управление опричникам

4)передать местное управление Боярской думе

Чем знаменателен в истории России 1721 г.?

1)отменой крепостного права

2)провозглашением России империей

3)присоединением к России Крыма

4)принятием «Соборного уложения»

Какие из перечисленных ниже событий, явлений, понятий были связаны с понятием «аракчеевщина»?

А) военные поселения

Б) временщик

В) учреждение Государственного совета

Г) вольноотпущенные крестьяне

Д) ужесточение цензуры

Е) учреждение Государственной думы

6-9

Составление

таблиц разных

видов (хронологических,

сравнительных,

информационных)

1. Установите соответствие между необходимым условием функционирования экономической системы и её

типом: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго

столбца.

УСЛОВИЯ                                        ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ

ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ                     СИСТЕМ

  1. преобладание (господство)      А) командно-государственной собственности административная
  2.  свободное ценообразование     Б) рыночная

3) контроль государства за производством и

распределением

4) экономическая самостоятельность

производителей

5) конкуренция

6) централизованное планирование

производства

2. Установите соответствие между названиями организаций и именами их участников.

НАЗВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ            ИМЕНА УЧАСТНИКОВ

1) «Народная расправа»                               А) П.И. Пестель

2) Северное общество                                  Б) С.Г. Нечаев

3) Южное общество                                     В) А.И. Желябов

4) «Народная воля»                                      Г) С.П. Трубецкой

                                                                     Д) В.Г. Белинский

3. Установите соответствие между понятиями и их определениями:

1) вервь   2) тиун     3) закуп     4) рядович

А) княжеский слуга  б) община  в) работник по договору  г) крестьянин, взявший ссуду

6-9

Задания

проблемного

характера

(докажите,

обоснуйте,

выскажите свою

точку зрения)

Верны ли следующие суждения о деятельности производителя в условиях рынка?

А.

Рынок побуждает товаропроизводителя к повышению производительности труда.

Б.

В условиях конкуренции производителю невыгодны затраты на совершенствование

техники.

1)верно только А

2)верно только Б

3)верны оба суждения

4)оба суждения неверны

     По мысли русского философа Н. А. Бердяева, «можно сказать, что старая культура была опасна для человеческого тела, она оставляла его в небрежении, часто его изнеживала и расслабляла. Машинная, техническая цивилизация опасна, прежде всего, для души». Приведите три аргумента в поддержку или опровержение мнения известного мыслителя.

 

    Прочитайте отрывок из сочинения историка  и ответьте на вопросы.

«… ибо никто из потомков Ярослава Мудрого, кроме Мономаха и Александра Невского, не был столь любим народом и боярами, как Дмитрий, за его великодушие, любовь  ко славе Отечества, справедливость, добросердечие. Воспитанный среди опасностей и шума воинского, он не имел знаний, почерпанных в книгах, но знал Россию и науку правления: силою одного разума и характера заслужил от современников имя орла высокопарного в делах государственных; словами и примером вливал  мужество  в сердца  воинов… Современники особенно удивлялись его смирению в счастии. Какая победа была славнее Донской, где каждый россиянин сражался за Отечество и ближних?»

ВОПРОСЫ:

Как историк характеризует князя Дмитрия Донского? По документу определите отношение историка к личности и деятельности Дмитрия Донского

Объясните, почему историк поставил Дмитрия Донского в один ряд с  Владимиром Мономахом и  Александром Невским?  

 

9

Система

тематических

зачётов

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО ТЕМЕ «ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА»

I. Даты (число, месяц, год):

 начало и завершение II Мировой войны и Вов

 основные битвы Вов (периодизация)

 блокада Ленинграда

 парад Победы

Персоналии: К. Ворошилов, В. Теркин, Д. Эйзенхауэр, А. Гитлер, Г. Жуков, Молодогвардейцы, Б. Монтгомери, Ф. Паулюс, С. Тимошенко, Панфиловцы, У. Черчилль, Э. Манштейн, Р. Зорге, Ш. Де Голль, К. Рокоссовский, Н. Кузнецов, Ф. Рузвельт, Г. Геринг, И. Конев, А. Матросов, Г. Трумэн, Г. Гейдрих, И. Кожедуб, Я. Павлов, Й. Риббентроп, М. Тухачевский, З. Космодемьянская, К. Дениц, А. Маринеско, В. Талалихин, Х. Гудериан, А. Туполев, Н. Гастелло, А. Власов, Н. Поликарпов, К. Симонов, С. Бандера, В. Молотов, Т. Савичева, И. Сталин, Д. Карбышев, А. Василевский, М. Егоров и М. Кантария.

Понятия  «Барбаросса», Бомбардировщик, Брестская крепость,  «Тайфун», Блокада, Город-герой, Т-34, «Цитадель», Гетто, Директива №21, ГКО, «Дорога жизни», Концлагерь, Система коллективной безопасности, Смерш, «большая тройка», Второй фронт, Таран (воздушный), «Ост», «Багратион», Вермахт, Ленд-лиз, «тигр», Штурмовик, Абвер, Антигитлеровская коалиция, «катюша», истребитель, система коллективной безопасности, Коренной перелом, Хатынь, Бабий яр, пакт, «Священная война», Агрессия, Третий Рейх, Трибунал, Пакт Молотова- Риббентропа, Линия Маннергейма, Стратегическая инициатива, Приказ № 227, «Котёл».

Теоретические вопросы

 СССР накануне ВОВ.

 Международные отношения и предвоенная дипломатия СССР

 ВОВ: понятие, периодизация, причины, итоги и значение

 Начальный период ВОВ

 БЛОКАДА Ленинграда

 Битва за Москву

 Сталинградская битва

 Курская дуга

 Коренной перелом в ВОВ

 Советский тыл в годы ВОВ

 Оккупационный режим. Националистическое движение. Партизанское движение и деятельность

подполья

 Боевые действия в 1944/45 гг. Берлинская операция

 Советско-японская война. Цена Победы

 Антигитлеровская коалиция. Второй фронт

 Союзники Германии и их участие в военных операциях на территории СССР

 Окончание второй мировой войны: итоги, причины и цена победы.

Проблемные вопросы.

 Виноват ли СССР в развязывании II Мировой войны?

 Насколько вероятна была победа Германии в ВОВ?

 Внешняя политика СССР в 1930-е годы: причины смены внешнеполитического курса.

 Возможно ли было предотвратить вторую мировую войну? Свою точку зрения обоснуйте.

 Дайте обоснованную оценку зимнему наступлению РККА 1941 -1942 гг.

Наступательные операции РККА в 1944-1945 гг. Цели освободительного похода в Европу.

6-9

Работа с

документами

1. Прочтите отрывок из сочинения историка В.О. Ключевского и укажите, кому была открыта дорога к престолу после описываемого заговора.

«Однако главная причина падения Лжедмитрия I была другая. На собрании заговорщиков накануне восстания бояре откровенно заявили, что признали Лжедмитрия только для того, чтобы избавиться от Годунова. Большим боярам нужно было создать самозванца, чтобы низложить Годунова, а потом низложить и самозванца, чтобы открыть дорогу к престолу одному из своей среды. Они так и сделали».

1)Василию Шуйскому

2)Ивану Заруцкому

3)Прокопию Ляпунову

4)Лжедмитрию II

2. О каком историческом деятеле идет речь в документе:

«… родился в 1742 году, в станице Зимовейская-на-Дону. Из донских казаков. В 1759 …  вступил на военную службу казаком, принимал участие в Семилетней войне. В 1764 в составе своего полка находился в Польше, в 1769-1770 воевал с турками и получил чин хорунжего. Вернувшись по болезни на Дон  В мае 1773 года …бежал из казанской тюрьмы на реку Яик, где среди проживавших там казаков объявил себя императором Петром Федоровичем, спасшимся чудесным образом от убийц, подосланных неверной женой»?

6-9

Проверочная работа

1 Проверочная работа по истории в 7 классе

 Определения

Посад, "Москва - III Рим" (автор, смысл), регент, денежная реформа Елены Глинской, шапка Мономаха, Избранная рада, Земский собор, "Домострой", иосифляне, нестяжатели, скит, киновия.

  Имена (кто, чем прославился - 3-4 предложения)

Василий III, Иван IV, Софья Палеолог, Дмитрий Внук, Соломония Сабурова, Елена Глинская, Иосиф Волоцкий, Нил Сорский (эти двое можно без дат), Анастасия Романова, Марфа Собакина, Мария Нагая, Дмитрий Старший, Дмитрий Младший, Иван Иванович, Федор I, митрополит Макарий, Сильвестр.

  Пересказ (сочинение)

Воспитание Ивана Грозного.

Боярское правление в малолетство Ивана Грозного.

2. Проверочная работа по истории 9 класса.

Определения

Декрет о мире, ВЦИК, СНК, интервенция, ВРК,  ВЧК, сепаратный мир, ВСНХ, РВС, СРКО, комбеды, добровольческая армия, демократическая контрреволюция, чехословацкий корпус, террор, саботаж.

Имена (должность, маленький рассказ - 4-5 предложений, достаточна одна дата в пределах 1917-1920 годов)

Мирбах, Свердлов, Деникин, Колчак, Фрунзе, Краснов, Юденич

Письменный ответ(описать событие):

1. Декрет о земле

2. Созыв и роспуск Учредительного собрания

3. Переговоры и заключение Брестского мира

4. Военный коммунизм

Какие таблицы можно использовать для мониторинга.

  1. Список учащихся                                                                                          Таблица №1

п/п

Ф.И. учащихся

Класс

Уровень

оценки за четверть

Первое тестирование

балл/оценка

Второе тестирование

балл/ оценка

Итоговое тестирование

балл/ оценка

1.

Букартек И.

9

2.

Носков А.

9

3.

Пасынков И.

9

4.

5.

Выполнение заданий: тренировочные тесты, повторяющие экзаменационные, специальные.                                                                                                                                                          

                                                                                                                                        Тест № 1.

№ п/п

Ф.И. учащихся

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

Итоги

1.

Букартек И.

-

-

+

+

+

-

-

-

+

+

+

-

+

-

+

+

+

+

-

+

+

-

+

+

+

+17

- 8

2.

Носков А.

+

-

-

+

+

-

-

+

+

+

+

-

-

+

-

+

+

-

+

-

-

+

-

-

+

+13

-12

3.

Пасынков И.

-

+

+

+

-

+

+

+

+

+

+

+

-

-

-

+

-

+

+

-

-

+

+

+

+

+17

- 8

4.

5.

Общая таблица, показывает «пробелы» в знаниях, над какими вопросами или темами нужно работать.

№ п/п

Ф.И учащихся

О б л а с т ь

Общество

Человек

Познание

Духовная жизнь об-

щества

Экономическая сфера деятельности

Социальные отношения

Политика

Право

1.

Букартек И.

+

-

+

+

+

-

+

-

2.

Носков А.

+

-

+

+

+

-

-

-

3.

Пасынков И.

-

+

+

-

+

+

+

+

4.

    Практика показывает, что каждый из разделов требует детализации, которая позволяет более точно выявить «пробелы» знаний учащихся. Устранение выявленных «пробелов», способы и формы определяются учителем.

    Однако для достижения цели – успешная сдача учащимися ОГЭ – необходима не только работа учителя, но и осознанная целенаправленная, целеполагающая работа самого ученика. В ходе подготовки учащихся к сдаче ОГЭ выявлены такие проблемы субъективного и объективного характера, как: пробелы в знаниях учащихся; самоподготовка  сведена к минимуму; проблемы профориентационного характера, поздний выбор профиля обучения, ВУЗа и авральная подготовка к экзамену по предмету, ранее отнесённого к разряду «мне его не сдавать»; невнимательность учащегося, в том числе при заполнении бланков, при прочтении заданий, при понимании суть задания; неумение рационально рассчитать время на выполнение работы.

     Ни одна система подготовки, насколько хорошо проработана она не была, не уберегает от трудностей, связанных с различными аспектами: организационными, личностными, особенностями восприятия учащимися учебного материала. Анализ результатов показал, что наиболее успешно сдали те учащиеся, которые определились с выбором экзамена в сентябре месяце, и их подготовка была системной и основательной.

Основными принципами, ведущими к успешной сдаче ОГЭ, можно считать следующие:

1.  Важнейшим моментом подготовки к ОГЭ является работа над пониманием учащимися формулировки вопроса и умением отвечать строго на поставленный вопрос. В процессе этой работы рекомендуется использовать различные упражнения, сутью которых является анализ формулировки вопроса и подбор правильного ответа, т.е. соответствующего данной формулировке.

2.    Для успешного выполнения заданий ОГЭ нужна постоянная тренировка в решении этих заданий. Чем больше учащиеся прорешают заданий ОГЭ прошлых лет, тестов из всевозможных учебных пособий, заданий, придуманных самим учителем, тем больше у них будет опыта, и тем меньше возможных неприятных неожиданностей их будет ожидать во время экзамена.

3.     Большое внимание должно быть уделено разбору заданий, вызвавших наибольшее затруднение. Для этого учитель, по-возможности, должен анализировать все работы, написанные учащимися и выделять наиболее трудные задания, разбирать их на уроке вместе с учениками, находить аналогичные задания (по теме и типу) и отрабатывать с детьми их решение.

4.     Очень важно, чтобы дети усвоили одну простую истину: подготовка к ОГЭ - это тяжёлый труд, результат будет прямо пропорционален времени, потраченному на активную подготовку к экзамену (т. е. на такую подготовку, когда практически устранены все отвлекающие факторы и всё внимание уделено только подготовке). Истина эта кажется банальной. Но, поверьте опыту, для успешной подготовки к ОГЭ учащиеся должны очень хорошо понять, всю сложность и важность подготовки к этому экзамену.

5.     За 2-3 месяца перед экзаменом напряжённость подготовки должна, по-видимому, достигать своего пика. В это время дети должны написать несколько контрольных работ на основе ОГЭ, нужно заниматься с ними активным повторением наиболее сложных тем. За месяц до экзамена такая напряжённая работа должна прекратиться - учащимся нужно дать время для того, чтобы психологически подготовиться к экзамену. Такова общая схема подготовки к ОГЭ.

Существует известная студенческая шутка: в ответ на вопрос о том, знает ли студент китайский язык, он спрашивает: «Когда сдавать?». Но это ведь шутка.

 Поэтому основным ориентиром в этой работе лучше подходит лозунг:

«Дорогу осилит идущий».

27.03.2018


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод научного познания - как один из способов повышения познавательной и творческой активности учащихся

В статье рассматриваются комплексные проблемы, способствующие развитию умений и навыков самостоятельной исследовательской деятельности, которая: •    Способствует более глубокому и про...

презентация Интеграция как один из способов повышения качества обучения на уроках физики

Физика тесно связана с другими науками, подчеркивая это на уроках, можно значительно повысить качество обучения...

Приём инсценировки как один из способов повышения мотивации учащихся к изучению английского языка.

Наиболее эффективной формой  внеклассной деятельности по предмету, особенно в начальной школе, является приём инсценировки. Данный приём способствует развитию творческой активности, эстетич...

Тема: Мониторинг знаний учащихся по предмету как один из способов повышения качества обучения

Во всем мире отмечается повышенный интерес к проблемам качества образования. Создается мировая система мониторинга, это необходимо для получения объективной информации о результатах обучения, дл...

Учебная мотивация как один из способов повышения качества обучения детей на уроках географии

Выступление на педагогическом совете "Учебная мотивация как один из способов повышения качества обучения детей на уроках географии в условиях перехода на ФГОС"...

«Использование практико-ориентированных задач на уроках математики как один из способов повышения качества обучения в условиях реализации ФГОС и подготовки к итоговой аттестации»

Требование ФГОС: подготовить выпускника, обладающего необходимым набором со­временных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни, умеющего применят...