рабочая программа по русскому языку для 6 класса
рабочая программа (6 класс)

Леутина Елена Валентиновна

русский язык 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 6_klass_russkiy_yazyk.doc377 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая учебная программа по русскому языку для 6Б класса составлена на основе Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012  №ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации», Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17.12.2010 г.), примерной учебной программы по предмету «Русский язык» (авторы: М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др. - М., Просвещение, 2017 г.).

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами освоения обучающимися 6 класса предмета «Русский язык» являются:

– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

– устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

– интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

– интерес к изучению языка;

– осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметными результатами освоения обучающимися 6  класса  предмета «Русский язык» являются:

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

– работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым,     ознакомительным;

– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

– пользоваться словарями, справочниками;

– осуществлять анализ и синтез;

– устанавливать причинно-следственные связи;

– строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

– уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

– уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

– уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

– уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

– осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

– оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

– высказывать и обосновывать свою точку зрения;

– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

– выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

– задавать вопросы.

Предметные результаты.

Выпускник научится:

- владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

- владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;

-владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;

- адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;

- участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;

- создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;

- анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;

- использовать знание алфавита при поиске информации;

- различать значимые и незначимые единицы языка;

- проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;

- классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;

- членить слова на слоги и правильно их переносить;- определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;

- опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;

- проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;

- проводить лексический анализ слова;

- опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);

- опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;

- проводить морфологический анализ слова;

- применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;

- опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);

- анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;

- находить грамматическую основу предложения;

- распознавать главные и второстепенные члены предложения;

- опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;

- проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;

- соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;

- опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания ;

- опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;

- использовать орфографические словари.

Выпускник получит возможность научиться:

- анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;

- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

- опознавать различные выразительные средства языка;

- писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;

- осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;

- участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;

- характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;

- использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;

- самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач

ИКТ-компетенции:

- развитие  умений самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализировать, организовывать, представлять, передавать ее;

- развитие умений моделировать и проектировать объекты и процессы, реализовывать проекты, в том числе в сфере индивидуальной и групповой деятельности.

 -овладение современными средствами получения информации (телевизор, магнитофон, телефон, компьютер, модемное устройство, копировальная техника) и информационными технологиями (аудио-видеозапись, электронная почта, СМИ, Internet);

- развитие умения искать  информацию  в библиотеке, в электронных энциклопедиях, использовать  информацию  из сети Internet;

- развитие умения создавать  мультимедийные  презентации, буклеты, журналы, сборники, проекты, таблицы, схемы.

Содержание учебного предмета

Раздел 1.Язык. Речь. Общение (2 часа)

Русский язык – один из развитых языков мира. Язык, речь, общение. Ситуация общения.

Развитие речи (далее Р.Р.). Определение схемы ситуации общения.

Раздел 2. Повторение изученного в 5 классе (13 часов)

Фонетика. Орфоэпия. Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и корнях слов. Части речи. Орфограммы в окончаниях слов. Словосочетания. Простое предложение. Знаки препинания. Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложений. Прямая речь. Диалог.

Р.Р. Тип речи. Стиль речи. Основная мысль текста. Составление диалога.

Контрольная работа (далее К.Р.). Входной контроль (контрольный диктант с грамматическим заданием). Контрольный словарный диктант, тест.

Раздел 3. Текст (7 часов)

Текст, его особенности. Тема и основная мысль текста. Заглавие текста. Начальные и конечные предложения текста. Ключевые слова. Основные признаки текста. Текст и стили речи. Официально-деловой стиль.

Р.Р. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста.

Раздел 4. Лексика. Культура речи (15 часов)

Слово и его лексическое значение. Собирание материалов к сочинению. Общеупотребительные слова. Профессионализмы. Диалектизмы. Исконно русские и заимствованные слова. Неологизмы. Устаревшие слова. Словари. Повторение.

Р.Р. Написание сжатого изложения. Приемы сжатия текста. Составление словарной статьи по образцу.

К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием.

Раздел 5. Фразеология. Культура речи (5 часов)

Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Повторение.

Р.Р. Конструирование текста с использованием фразеологизмов.

К.Р. Контрольный тест по теме «Фразеология».

Раздел 6. Словообразование. Орфография. Культура речи (27 часов)

Морфемика и словообразование. Описание помещения. Основные способы образования слов в русском языке. Этимология слов. Систематизация материалов к сочинению. Сложный план.

Правописание чередующихся гласных а и о в корнях -кас- -кос-, -гар- -гор-, -зар- -зор-. Правописание букв ы и и после приставок на согласные. Гласные в приставках пре- и при-. Соединительные гласные о и е в сложных словах. Сложносокращённые слова. Морфемный и словообразовательный разбор слова. Повторение.

Р.Р. Анализ стихотворного текста с точки зрения состава и способа образования слов. Сложный план сочинения. Описание помещения. Составление рассказа по рисункам. Выборочное изложение по произведению художественной литературы. Сочинение по картине.

К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Контрольный тест. Контрольный словарный диктант.

Раздел 7. Морфология. Орфография. Культура речи

Имя существительное (24 часа)

Имя существительное как часть речи. Разносклоняемые имена существительные. Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя. Несклоняемые имена существительные. Род несклоняемых имен существительных. Имена существительные общего рода. Морфологический разбор имени существительного. Не с существительными. Буквы ч и щ в суффиксе существительных -чик (-щик). Правописание гласных в суффиксах  -ек и –ик. Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных. Повторение.

Р.Р. Написание письма. Составление текста-описания по личным впечатлениям. Анализ стихотворного текста: определение основной мысли, темы, ключевых слов текста.

К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Контрольный тест  по теме «Имя существительное». Сочинение по картине.

Имя прилагательное (29 часов)

Имя прилагательное как часть речи. Описание природы. Степени сравнения имен прилагательных. Разряды прилагательных по значению. Качественные прилагательные. Относительные прилагательные. Притяжательные прилагательные. Морфологический разбор имени прилагательного. Не с прилагательными. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных. Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных. Различение на письме суффиксов прилагательных -к- -ск-. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных. Повторение.

Р.Р. Описание природы: основная мысль, структура описания, языковые средства, используемые в описании. Составление плана описания природы. Выборочное изложение по произведению художественной литературы.

К.Р. Контрольный диктант  с грамматическим заданием. Контрольный тест по теме «Имя прилагательное». Контрольный словарный диктант. Сочинение-описание природы.

Имя числительное (15 часов)

Имя числительное как часть речи. Простые и составные числительные. Мягкий знак на конце и в середине числительных. Порядковые числительные. Разряды количественных числительных. Числительные, обозначающие целые числа. Дробные числительные. Собирательные числительные. Морфологический разбор имени числительного. Повторение.

Р.Р. Стиль текста. Выборочное изложение по произведениям художественной литературы. Составление текста объявления. Устное выступление на тему «Берегите природу».

К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Контрольный тест по теме «Имя числительное».

Местоимение (22 часа)

Местоимение как часть речи. Личные местоимения. Возвратное местоимение себя. Вопросительные и относительные местоимения. Неопределенные местоимения. Отрицательные местоимения. Притяжательные местоимения. Рассуждение. Указательные местоимения. Определительные местоимения. Местоимения и другие части речи. Морфологический разбор местоимения. Повторение.

Р.Р. Составление рассказа от первого лица. Анализ текста. Сочинение-рассуждение.

К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Контрольный тест  по теме «Местоимение».

Глагол (29 часов)

Глагол как часть речи. Разноспрягаемые глаголы. Глаголы переходные и непереходные. Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. Условное наклонение. Повелительное наклонение. Употребление наклонений. Безличные глаголы. Морфологический разбор глагола. Рассказ на основе услышанного. Правописание гласных в суффиксах глагола. Повторение.

Р.Р. Сочинение-рассказ. Изложение. Составление текста с глаголами условного наклонения. Рассказ по рисункам. Составление текста-рецепта.

К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Контрольное изложение. Контрольный тест по теме «Глагол». Контрольный словарный диктант.

Раздел 8. Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах (16 часов)

Разделы науки о языке. Орфография. Пунктуация. Лексика и фразеология. Словообразование. Морфология. Синтаксис.

Тематическое планирование

п/п

Наименование разделов

Количество часов

Из них

уроков развития речи

контрольных работ

проверочных работ

1

Язык. Речь. Общение

2

2

Повторение изученного в 5 классе

13

1

1

3

Текст

7

4

Лексика. Культура речи

15

4

1

5

Фразеология. Культура речи

5

1

6

Словообразование.Орфография. Культура речи

27

5

2

7

Морфология. Орфография. Культура речи.

Имя существительное

24

1

1

2

8

Имя прилагательное

29

5

1

3

9

Имя числительное

15

1

1

10

Местоимение

22

5

11

Глагол

29

4

1

3

12

Повторение и систематизация изученного в 5-6 классах

16

1

2

Итого

204

23

10

13

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Название раздела,

тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

Характеристика деятельности обучающихся

план

факт

1

Язык. Речь. Общение

2

Осознают связь русского языка с культурой и историей России и мира. Осознают, что владение русским языком является важным показателем культуры человека. Пишут диктант. Строят рассуждение, используя как тезис приведённое в учебнике высказывание. Осознают роль языка, речи, общения в жизни человека.

Определяют разницу между выражением настроения и передачей точной информации. Анализируют стихотворения. Ситуация общения. Определяют компоненты ситуации общения. Анализируют схему. Характеризуют диалоги по наличию компонентов речевой ситуации. Высказывают своё мнение о прочитанном тексте.

1.1

Русский язык- один из развитых языков мира

1

1.2

Язык. Речь. Общение. Ситуация общения

1

2

Повторение изученного в 5 классе

13

Фонетика. Орфоэпия.  Активизируют знания в области фонетики и орфоэпии. Выполняют фонетический разбор слов. Устраняют нарушения произносительных норм в словах. Делят слова на группы: с разделительным ъ и разделительным ь.

Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и в корнях слов. Активизируют знания в области морфемики. Выполняют морфемный разбор слов. Заполняют таблицы морфемами. Анализируют стихотворение, пишут по нему диктант. Выделяют основную мысль в текстах, отвечают на вопросы к текстам. Графически обозначают орфограммы.

Части речи. Активизируют знания в области морфологии. Выполняют морфологический разбор слов. Определяют тип и стиль речи в тексте, его основную мысль.

Орфограммы в окончаниях слов.  Активизируют изученные в 5 классе орфограммы, касающиеся написания окончаний слов. Обозначают условия выбора орфограмм при выполнении упражнений. Ищут в тексте языковые средства, придающие ему выразительность. Пишут сочинение на одну из предложенных тем. Словосочетание.  Активизируют знания в области синтаксиса словосочетания. Выделяют, группируют и составляют словосочетания.

Простое предложение. Знаки Препинания. Активизируют знания в области синтаксиса простого предложения. Списывают тексты, расставляя знаки препинания. Составляют таблицу «Члены предложения и части речи, которыми они выражаются». Подбирают однородные члены к словам. Выявляют предложения с обобщающим словом при однородных членах; распространённые и нераспространённые предложения; предложения с обращениями.

Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Активизируют знания в области синтаксиса сложного предложения. Выписывают из текстов простые и сложные предложения, расставляя знаки препинания. Анализируют стихотворение с точки зрения синтаксиса. Составляют сложные предложения по схемам. Синтаксический разбор предложений. Осуществляют устный и письменный синтаксический разбор простых и сложных предложений. Составляют сложные предложения.

 Прямая речь. Диалог.  Активизируют знания в области синтаксиса, касающиеся прямой речи и диалога. Выписывают из текстов предложения с прямой речью и составляют их схемы. Составляют диалоги на заданную тему. Подбирают предложения по схемам.

2.1

Фонетика. Орфоэпия

1

2.2

Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и корнях слова

1

2.3

Проверочная работа по теме «Фонетика. Морфемика»

1

2.4

Части речи. Морфологический разбор слова

1

2.5

Орфограммы в окончаниях слов

1

2.6

Проверочная работа по теме «Части речи»

1

2.7

Словосочетание

1

2.8

Простое предложение

1

2.9

Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложения

1

2.10

Прямая речь. Диалог

1

2.11

Проверочная работа по темам «Словосочетание» и «Предложение»

1

2.12

Контрольный диктант по разделу «Повторение изученного в 5 классе»

1

2.13

Работа над ошибками

1

3

Текст

7

Текст. Узнают признаки текста. Характеризуют текст по форме, виду и типу речи. Озаглавливают тексты, расставляют знаки препинания. Устраняют недочёты в выборе средств связи между предложениями.

Тема и основная мысль текста. Заглавие текста.  Анализируют текст с точки зрения его темы, основной мысли, смысловой цельности. Анализируют схему. Определяют основную мысль в текстах стихотворений. Пишут сочинение-описание.

Начальные и конечные предложения текста.  Анализируют текст с точки зрения последовательности изложения. Определяют роль и признаки начальных и конечных предложений текста. Придумывают сказку по одному из приведённых в упражнении начальных и конечных предложений. Продолжают текст по данному началу.

Ключевые слова. Выделяют ключевые слова в текстах. Пересказывают текст. Создают рассказ и описание картины, записывают ключевые слова. Определяют названия литературных произведений по ключевым словам.

 Основные признаки текста.  Систематизируют основные признаки текста. Анализируют схему. Доказывают, что приведённое в упражнении стихотворение — текст. Анализируют диалог. Пишут рассказ.

 Текст и стили речи. Выявляют особенности функциональных стилей речи. Определяют стили речи текстов упражнений.

Официально-деловой стиль речи. Узнают особенности текстов официально-делового стиля. Реализовывают тексты заявления, объяснительной записки.

3.1

Текст, его особенности

1

3.2

Тема и основная мысль текста. Заглавие текста

1

3.3

Начальные и конечные предложения текста

1

3.4

Ключевые слова

1

3.5

Основные признаки текста

1

3.6

Текст и стили речи

1

3.7

Официально- деловой стиль

1

4

Лексика. Культура речи

15

Активизируют знания об основных понятиях лексикологии. Определяют лексическое значение слов, учитывают его при выборе орфограмм. Определяют стиль, тему, основную мысль текстов. подбирают синонимы и антонимы к словам. Собирание материалов к сочинению Анализируют данные в учебнике материалы к сочинению по картине и устно описывают картину. Проводят наблюдение и записывают увиденное.

Выделяют в речи общеупотребительные слова. Находят в текстах общеупотребительные и необщеупотребительные слова. Различают профессионализмы. Находят профессионализмы в текстах учебника и в толковом словаре. Различают диалектизмы. Находят диалектизмы в текстах учебника и в толковом словаре. Подбирают соответствующие диалектизмам общеупотребительные слова. Приводят примеры диалектизмов.

Исконно русские и заимствованные слова. Различают исконно русские и заимствованные слова, объясняют причины заимствования слов. Определяют происхождение слов по этимологическому словарю. Отвечают на вопросы, отгадывая заимствованные слова. Пишут диктант. Заменяют заимствованные слова исконно русскими при выполнении упражнения. Составляют словосочетания с заимствованиями. Новые слова (неологизмы) Характеризуют слова с точки зрения принадлежности к активному и пассивному запасу. Выделяют неологизмы, объясняют причины их появления, анализируют их использование в текстах разных стилей.

4.1

4.2

Слово и его лексическое значение

2

4.3

Сочинение по картине А.М. Герасимова «После дождя»

1

4.4

Общеупотребительные слова

1

4.5

Профессионализмы

1

4.6

Диалектизмы

1

4.7

4.8

Сжатое изложение

2

4.9

4.10

Исконно русские и заимствованные слова

2

4.11

Неологизмы

1

4.12

Устаревшие слова

1

4.13

Словари

1

4.14

Обобщающий урок по разделу «Лексика»

1

4.15

Контрольная работа по разделу «Лексика»

1

5

Фразеология. Культура речи

5

Осознают основные понятия фразеологии. Различают свободные сочетания слов и фразеологизмы. Находят фразеологизмы в текстах упражнений и в толковом словаре и составляют с ними предложения. Работают с иллюстрациями, определяя, какие фразеологизмы зашифрованы в них. Осознают источники появления некоторых фразеологизмов. Составляют предложения с фразеологизмами. Готовят сообщение о происхождении некоторых фразеологизмов. Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела. Определяют фразеологизмы по рисункам. Пишут диктант. Заменяют свободные сочетания слов фразеологизмами.

5.1

5.2

Фразеологизмы

2

5.3

Источники фразеологизмов

1

5.4

Обобщающий урок по теме «Фразеологизмы»

1

5.5

Контрольная работа по разделу «Фразеология»

1

6

Словообразование. Орфография. Культура речи

27

Морфемика и словообразование. Активизируют знания об основных понятиях морфемики и словообразования. Выделяют основы, окончания, корни, суффиксы и приставки в словах. Группируют однокоренные слова. Характеризуют тексты, содержащие описания помещений. Находят в художественных текстах элементы описания помещений.

Основные способы образования слов в русском языке. Анализируют слово с точки зрения способа его образования; различают способы образования слов; оценивают основные выразительные средства словообразования; устанавливают смысловую и структурную связь однокоренных слов. Определяют, от чего и с помощью чего образованы данные в учебнике слова; составляют цепочки однокоренных слов.

Этимология слов. Определяют происхождение слов по этимологическому словарю. Готовят устное выступление на тему истории того или иного слова. Анализируют стихотворение с точки зрения состава и способа образования слов.

 Систематизация материалов к сочинению. Сложный план. Систематизируют материалы для написания сочинения и составляют сложный план сочинения. Пишут сочинение (описание помещения), используя составленный план и собранные материалы.

Орфография. Усваивают правило написания букв а и о в корне -кас- — -кос-. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Определяют разные значения слов с корнем -кас- — -кос-. Усваивают правило написания букв а и о в корне -гар- — -гор-. Усваивают правило написания букв а и о в корне -зар- — -зор-. Усваивают правило написания букв ы и и после приставок. Усваивают правило написания гласных в приставках пре- и при .Анализируют таблицу. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Усваивают понятие сложного слова и правило написания соединительных о и е в сложных словах. Усваивают понятие сложносокращённого слова. Выделяют значимые части слова и способ его образования. Выполняют письменный морфемный и словообразовательный разбор слов. Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела. Пишут диктант из слов, правописание которых изучалось в разделе.

6.1

6.2

Морфемика и словообразование

2

6.3

Описание помещения

1

6.4

6.5

Основные способы образования слов

2

6.6

6.7

Этимология слов

2

6.8

Контрольная работа по теме «Морфемика и словообразование»

1

6.9

6.10

Систематизация материалов к сочинению. Сложный план

2

6.11

Буквы а-о в корне кас- кос

1

6.12

Буквы а-о в корне гар- гор

1

6.13

Буквы а-о в корне зар- зор

1

6.14

Буквы и-ы после приставок

1

6.15

6.16

6.17

Гласные в приставках пре- при

3

6.18

Соединительные о-е в сложных словах

1

6.19

Сложносокращенные слова

1

6.20

6.21

Сочинение по картине Т.Н. Яблонской «Утро»

2

6.22

Морфемный и словообразовательный разбор слова

1

6.23

6.24

6.25

Обобщающие уроки по разделу «Словообразование»

3

6.26

Контрольная работа по разделу «Словообразование»

1

6.27

Работа над ошибками

1

7

Морфология. Орфография. Культура речи.

Имя существительное

24

Имя существительное. Активизируют знания об имени существительном как о части речи. Характеризуют морфологические признаки имени существительного и его синтаксическую роль. Выделяют имена собственные в текстах. Пишут письмо товарищу. Распознают разносклоняемые имена существительные. Заполняют и озаглавливают таблицу. Усваивают правило написания буквы е в суффиксе -ен- существительных на -мя. Распознают несклоняемые имена существительные. Определяют род несклоняемых имён существительных. Составляют словосочетания и предложения с несклоняемыми именами существительными. Распознают имена существительные общего рода. Характеризуют имя существительное по его морфологическим признакам и синтаксической роли. Усваивают правило написания не с существительными. Различают не- — приставку, не — часть корня и не — отрицательную частицу. Усваивают правило написания букв ч и щ в суффиксе существительных -чик (-щик). Усваивают правило написания гласных в суффиксах существительных -ек и -ик. Усваивают правило написания гласных о и е после шипящих в суффиксах существительных. Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела. Пишут диктант из слов, правописание которых изучалось в разделе. Составив сложный план, делают устное сообщение об имени существительном. Составляют и заполняют таблицы. Характеризуют имена существительные. Анализируют стихотворный текст. Определяют основную мысль, тему текста и ключевые слова.

7.1

7.2

Повторение изученного в 5 классе

2

7.3

Разносклоняемые имена существительные

1

7.4

Буква е в суффиксе –ен- существительных на -мя

1

7.5

Русские имена

1

7.6

7.7

Несклоняемые имена существительные

2

7.8

Род несклоняемых имен существительных

1

7.9

Имена существительные общего рода

1

7.10

Морфологический разбор имени существительного

1

7.11

Сочинение- описание впечатлений

1

7.12

Проверочная работа по теме «Разносклоняемые и несклоняемые имена существительные»

1

7.13

7.14

Не с существительными

2

7.15

7.16

Буквы ч-щ в суффиксе существительных

2

7.17

Гласные в суффиксах –ек-ик

1

7.18

7.19

Гласные о-е после шипящих  в суффиксах существительных

2

7.20

Проверочная работа по теме «Правописание суффиксов существительных»

1

7.21

7.22

7.23

Обобщающие уроки по теме «Имя существительное»

3

7.24

Контрольная работа по теме «Имя существительное»

1

8

Имя прилагательное

29

Имя прилагательное. Активизируют знания об имени прилагательном как о части речи. Характеризуют морфологические признаки имени прилагательного и его синтаксическую роль. Правильно образовывают сравнительную и превосходную степени сравнения имён прилагательных. Характеризуют имена прилагательные по значению. Выполняют устный и письменный разбор имён прилагательных. Анализируют текст и характеризуют отдельные слова текста. Подбирают синонимы к прилагательным. Усваивают правило написания не с именами прилагательными. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Усваивают правило написания букв о и е после шипящих и ц в суффиксах имён прилагательных. Усваивают правило написания одной и двух букв н в суффиксах имён прилагательных. Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела. Пишут диктант из слов, правописание которых изучалось в разделе. Составляют и заполняют таблицы. Анализируют тексты и отдельные слова текстов. Пишут диктант. Составляют небольшой текст на заданную тему и готовят на его основе выступление.

8.1

8.2

Повторение изученного в 5 классе

2

8.3

8.4

Описание природы

2

8.5

8.6

8.7

Степени сравнения имен прилагательных

3

8.8

Разряды имен прилагательных Качественные прилагательные

1

8.9

Сочинение- описание местности

1

8.10

Относительные прилагательные

1

8.11

Выборочное изложение

1

8.12

Притяжательные прилагательные

1

8.13

Морфологический разбор имени прилагательного

1

8.14

Проверочная работа по теме «Разряды имен прилагательных»

1

8.15

8.16

Не с прилагательными

2

8.17

Буквы 0-е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных

1

8.18

Проверочная работа по теме «Правописание прилагательных»

1

8.19

8.20

Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных

2

8.21

Описание игрушки

1

8.22

Различение на письме суффиксов прилагательных –к- и –ск-

1

8.23

8.24

Дефисное и слитное написание сложных прилагательных

2

8.25

Проверочная работа по темам «Правописание суффиксов прилагательных» и «Дефисное и слитное написание сложных прилагательных»

1

8.26

8.27

Обобщающие уроки по теме «Имя прилагательное»

2

8.28

Контрольная работа по теме «Имя прилагательное»

1

8.29

Работа над ошибками

1

9

Имя числительное

15

Имя числительное. Анализируют и характеризуют общекатегориальное значение, морфологические признаки и синтаксическую роль имени числительного. Распознают количественные и порядковые числительные при выполнении упражнений. Составляют предложения с числительными. Усваивают правило написания слов с мягким знаком на конце и в середине числительных. Правильно изменяют по падежам числительные, обозначающие целые числа. Распознают собирательные числительные. Составляют словосочетания и предложения с собирательными числительными. Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела. Пишут диктант из слов, правописание которых изучалось в разделе.

9.1

Имя числительное как часть речи

1

9.2

Простые и составные числительные

1

9.3

Мягкий знак в середине и на конце числительных

1

9.4

Порядковые числительные

1

9.5

Разряды количественных числительных

1

9.6

9.7

Числительные, обозначающие целые числа

2

9.8

Дробные числительные

1

9.9

Собирательные числительные

1

9.10

Употребление числительных в речи

1

9.11

Проверочная работа по теме «Имя числительное»

1

9.12

Морфологический разбор имени числительное

1

9.13

Обобщающий урок по теме «Имя числительное»

1

9.14

Контрольная работа по теме «Имя числительное»

1

9.15

Работа над ошибками

1

10

Местоимение

22

Местоимение. Характеризуют местоимение как часть речи. Списывают предложения, вставляя местоимения. Подчёркивают место имения как члены предложения. Отмечают недочёты в употреблении местоимений. Характеризируют местоимение по морфологическим признакам и синтаксической роли. Выполняют устный и письменный разбор местоимений. Пишут сочинение (рассуждение или описание) по картине. Повторение Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздла. Пишут диктант из слов, правописание которых изучалось в разделе. Составляют сложный план сообщения о местоимении как части речи, готовят сообщение. Заполняют таблицы.

10.1

Местоимение как часть речи

1

10.2

Личные местоимения

1

10.3

Возвратное местоимение себя

1

10.4

Сочинение по рисункам

1

10.5

10.6

Вопросительные и относительные местоимения

2

10.7

Неопределенные местоимения

1

10.8

10.9

10.10

Отрицательные местоимения

3

10.11

Притяжательные местоимения

1

10.12

10.13

Рассуждение

2

10.14

Указательные местоимения

1

10.15

Текст и план текста

1

10.16

Определительные местоимения

1

10.17

Местоимения и другие части речи

1

10.18

Морфологический разбор местоимения

1

10.19

Сочинение по картине Е.В.Сыромятниковой «Первые зрители»

1

10.20

10.21

Обобщающие уроки по теме «Местоимение»

2

10.22

Контрольная работа по теме «Местоимение»

1

11

Глагол

29

Глагол. Активизируют знания о глаголе как части речи. Характеризуют морфологические признаки глагола и его синтаксическую роль. Определяют вид, форму, спряжение глаголов при выполнении упражнений. Объясняют условия выбора гласных в корнях и окончаниях глаголов. Анализируют роль глаголов в текстах. Пишут сочинение-рассказ на заданную тему. Подбирают однокоренные глаголы к словам. Обозначают способы образования глаголов. Анализируют вступление и заключительную часть рассказа на основе

услышанного. Пишут сочинение на основе услышанного от старших рассказа. Усваивают правило написания гласных в суффиксах глаголов. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Образуют от глаголов разные формы времени, лица и наклонения. Составляют словосочетания с глаголами. Устно пересказывают текст от 3-го лица. Повторение Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела. Пишут диктант из слов, правописание которых изучалось в разделе. Составляют сложный план сообщения о глаголе как части речи, готовят сообщение. Распознают глаголы в разных формах и наклонениях в упражнениях. Называют виды орфограмм в стихотворении. Составляют и заполняют таблицы. Пишут диктант.

11.1-11.3

Повторение изученного в 5 классе

3

11.4

Сочинение по рисункам и данному началу

1

11.5

Способы образования глаголов

1

11.6

Проверочная работа по теме «Глагол. Повторение изученного в 5 классе»

1

11.7

Разноспрягаемые глаголы

1

11.8-11.10

Глаголы переходные и непереходные

3

11.11

Наклонение глагола. Изъявительное наклонение

1

11.12

Изложение

1

11.13

11.14

Условное наклонение

2

11.15-11.16

Повелительное наклонение

2

11.17

Сочинение по рисункам

1

11.18

11.19

Употребление наклонений

2

11.20

Проверочная работа по темам «Разноспрягаемые глаголы», «Переходные и непереходные глаголы»

1

11.21

11.22

Безличные глаголы

2

11.23

Морфологический разбор глагола

1

11.24

Рассказ на основе услышанного

1

11.25

Правописание гласных в суффиксах глаголов

1

11.26

Проверочная работа по темам «Безличные глаголы», «Правописание гласных в суффиксах глаголов»

1

11.27

11.28

Обобщающие уроки по теме «Глагол»

2

11.29

Контрольная работа по теме «Глагол»

1

12

Повторение и систематизация изученного в 5-6 классах

16

Систематизируют знания о разделах науки о языке. Заполняют таблицу. Составляют и записывают сложный план устного сообщения на тему «Разделы науки о языке».

Повторяют содержание изученных орфографических правил и алгоритмы их использования. Группируют слова по видам орфограмм. Записывают примеры заданных орфограмм. Повторяют содержание изученных пунктуационных правил. Расставляют знаки препинания в текстах упражнений. Пишут сочинение на заданную тему.

Систематизируют знания о лексикологии и фразеологии как разделах науки о языке. Характеризуют устаревшие слова в отрывке из произведения художественной литературы. Определяют стиль и основную мысль текста, выписывают слова с орфограммами. Систематизируют знания о словообразовании как разделе науки о языке.

Подбирают к словам формы и однокоренные слова. Обозначают состав слов и способ их образования. Систематизируют знания о морфологии как разделе науки о языке. Указывают падежи именных частей речи. Читают текст, выписывают примеры числительных. Подбирают синоним к одному из слов текста. Систематизируют знания о синтаксисе как разделе науки о языке. Списывают текст, определяют его основную мысль, выделяют однородные члены и основы предложений. Определяют значение выделенного в тексте слова.

12.1

12.3

Разделы науки о языке. Орфография

3

12.4

Проверочная работа по разделу «Орфография»

1

12.5

12.7

Пунктуация

3

12.8

Проверочная работа по разделу «Пунктуация»

1

12.9

Лексика и фразеология

1

12.10

12.11

Словообразование

2

12.12

12.14

Морфология и синтаксис

3

12.15

Контрольная работа

1

12.6

Работа над ошибками

1

Итого

204


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а  класса  составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...

Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф

Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...