Статья « Профессиональное выгорание педагогов»
статья

Стражева Анастасия Вячеславовна

Статья « Профессиональное выгорание педагогов»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_strazheva_a.v.docx23.76 КБ

Предварительный просмотр:

Статья « Профессиональное выгорание педагогов»

     Психиатр Х. Дж. Фрейденберг описал особое расстройство личности у здоровых людей вследствие сверхчастого эмоционального общения в работе с учениками, клиентами, пациентами.

Было собрано достаточно сведений, подтвердивших, что этот синдром чаще всего встречался среди учителей, психологов, врачей, полицейских и социальных работников. Люди этих профессий чаще других проявляли вспыльчивое и неадекватное поведение. Исследования показали, что представители этих профессий также чаще других подвергались психосоматическими расстройствами.

Выгорание стало болезнью социальных профессий, представителям которых приходится много общаться с разными людьми.

Сейчас синдром профессионального выгорания встречается как в среде педагогов и врачей, так и во многих других профессиях.

Современные психологи выделили группы риска людей, склонных к профессиональному выгоранию:

  • Быстрее всех «выгорают» застенчивые личности, интроверты, не любящие иметь контакты с людьми по работе;
  • Сотрудники, вынужденные много взаимодействовать с разными людьми;
  • Специалисты, которые испытывают частые внешние и внутренние конфликты в профессии;
  • Женщины, разрывающиеся между семьей и работой, вынужденные конкурировать с мужчинами;
  • Работники в условиях постоянной нестабильности;
  • Специалисты, которые продолжительное время оказывают помощь пострадавшим в чрезвычайных ситуациях.

В 2005 году на Европейской конференции ВОЗ прозвучало, что примерно третья часть работников социономических профессий страдают от профессионального стресса, и чаще всего – педагоги.

Больше половины специалистов системы образования каждый год вынуждены обращаться к психологам за консультациями.

Причины профессионального выгорания в педагогической среде

В современных реалиях педагогическая деятельность наполнена факторами, способствующими активизации негативных психологических состояний:

  • Гиперответственность;
  • Потребность сохранять лицо, невозмутимость;
  • Необходимость работать с большой аудиторией каждый день.

Многие учителя и преподаватели чувствуют постоянную утомляемость, мигрени, отсутствие сна, ухудшение здоровья, неврозы, нарушения работы сердечно-сосудистой системы, слабый иммунитет. Посмотрите: ощущаете ли вы усталость, депрессивное состояние, нет желания идти на работу, испытываете безразличие?

Разные исследователи утверждают: педагог в большей мере подвержен выгоранию на работе.

От постоянного переутомления педагог не в силах принимать новое, повышать профессиональный уровень.

Не всякий человек сможет выявить у себя признаки профессионального выгорания, так как проявляются они совсем незаметно. И происходит это и на физическом, и на эмоциональном, и на умственном уровне.

Выделяются три этапа развития синдрома профессионального выгорания:

  • Совершение ошибок и сбой привычных каждодневных действий: забывание простейших слов, рабочих моментов, постоянное психологическое напряжение в следствии боязни совершить ошибку, повышенный самоконтроль, маниакальная проверка рабочих процессов и действий, нервно-психическое напряжение;
  • Потеря интереса к профессиональной деятельности, необходимости в общении (избегание даже близких контактов), увеличивающееся безразличие в завершении недели, простудные заболевания, постоянное раздражение;
  • Интерес к работе, семье, жизни полностью потерян, возникает только безразличие, неприязнь к людям, общение вызывает отвращение, постоянный упадок сил.

Симптомы проявления синдрома профессионального выгорания

Вы можете самостоятельно определить проявление признаков профессионального выгорания, если при мыслях о профессиональной деятельности появляются негативные ощущения или головная боль, а общение даже с близкими людьми вызывает неприятные ощущения.

Сейчас исследователям известно около 100 симптомов этого синдрома.

На психосоматическом уровне чаще всего отмечают:

  • Отсутствие сна;
  • Утомляемость;
  • Истощение;
  • Упадок сил;
  • Нарушение пищеварительных процессов.

В то время как на личностном уровне проявляются следующие симптомы:

  • Монотонность профессиональной деятельности;
  • Чувство безнадежности;
  • Тяжелые эмоции (апатичность, цинизм, потеря смысла жизни);
  • Пристрастие к вредным привычкам;
  • Негативные проявления к себе и ученикам;
  • Агрессивное и несдержанное поведение.

Отмечают 3 группы факторов, которые влияют на появление синдрома выгорания:

  • Личностные: замкнутость, совсем низкая или, наоборот, очень высокая эмпатия, жесткое отношение к окружающим, неуважение себя, низкая самооценка.

Исследователи утверждают, что чаще подвергаются «выгоранию», люди, страдающие «трудоголизмом»: посвятившие свою жизнь только рабочим моментам, отдающие все силы без остатка профессиональным вопросам, не отдыхающие, ежедневно работающие на полную мощность, не оставляя время на личные интересы и общение с близкими людьми и семьей.

  • Статусно-ролевые: неудовлетворение ростом в профессиональном и личностном плане; неудовлетворительный социальный статус; стереотипы поведения, которые ограничивают активность творчества, непринятие в коллективе.
  • Корпоративные: нет четкой и плановой организации рабочего времени; однообразие рабочего процесса; вложение в деятельность больших личностных ресурсов при невысоком признании и низкой оценке; строгий регламент рабочего времени и жесткие дедлайны; неблизкие отношения между коллегами, отсутствие поддержки с их стороны; конфликты, сплетни, соперничество; нехватка поддержки со стороны руководства и администрации.

Нужно понимать, самостоятельно ни один из этих факторов не способствует развитию профессионального выгорания у педагогов. Синдром возникает при совокупности всех факторов, не только на профессиональном уровне, но и на личностном.

Способы решения проблемы профессионального выгорания

Зачастую педагоги отрицают свои психологические проблемы. Учитель всегда выглядит сильным. Психологам в учебных заведениях нужно понимать это и проводить просветительскую работу по профилактике профессионального выгорания. Профилактика выгорания включает следующую работу:

  1. Помоги себе сам.

Специалист с помощью методов релаксации, саморегуляции может самостоятельно выявить и убрать начальные симптомы проблемы. Успокоиться, восстановить силы, активизировать внутреннюю энергию.

Саморегуляция:

  • Включение чувства юмора;
  • Самоубеждения (аффирмации) в спокойном состоянии;
  • Сосредоточение внимания на отдельных предметах, чтобы успокоиться;
  • Расслабление мышц;
  • Похвала окружающих.

Профессия педагога входит в группу риска, а потому каждому учителю необходимо владеть методами и приёмами саморегуляции. Это поможет понизить эмоциональное напряжение, включить деятельность, способствует восстановлению сил.

К саморегуляции можно отнести:

  • Успокоение (снижение эмоционального напряжения);
  • Восстановления (уменьшение утомления);
  • Активизации (повышение психическая и физической активности).

Педагогу необходимо следить за своими эмоциями, понимать, что вызывает определенные состояния и уметь их предотвращать. Будьте внимательнее к самому себе, и тогда жизнь и профессиональная деятельность будут приносить удовлетворение и радость.

  1. Создание системы работ по повышению значимость педагогической профессии.

Писатель Лев Толстой сказал: «Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным».

Исследователи утверждают, что большая ответственность за выгорание педагогов лежит именно на руководстве учебного заведения. Достойные условия труда, профессиональный рост, поддержка и социальная стабильность может смягчить развитие проблемы у педагогов. Для комфортной работы желательно сохранять высокий уровень мотивации у специалистов.

Сюда входят удобные условия работы в течение дня: доступность справочных материалов, техническое оснащение, комфортное помещение. Необходимы перерывы, чтобы восстановить силы.

  1. Эмоциональная помощь.

Это психологическая деятельность в среде педагогов, которая нацелена на развитие умения избегать и разрешать конфликты, находить оптимальные решения, двигаться к поставленной цели. Быть пластичным, пересматривать старые взгляды, которые препятствуют росту в профессии и совершенствованию личности. Для этого подойдут специальные тренинги и семинары, общение с компетентным психологом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика профессионального выгорания педагогов

В презентации  в легкой, юмористической форме подобран материал по профилактике профессионального выгорания. Сожно использовать как сопровождение к теоретическому материалу или как релаксаци...

Особенности профессионального выгорания педагогов начальной школы и учителей физической культуры

В статье   описаны симптомы, стадии, факторы и тип выгорания учителей физической культуры и учителей начальной школы.Опрос и анкетирование проводились в выборке более чем зо педагогов опреде...

Профессиональное выгорание педагогов и как себе помочь

Причины эмоционального выгорания педагогов, способы коррекции , премы регулирования настроения, способы выхода из затруднительных ситуаций....

Системная диагностика профессионального выгорания педагогов

Эмпирическое исследование личностных характеристик и выявление особенностей профессионального выгорания педагогов общеобразовательных школ ЮВАО г. Москвы...

Горю на работе! ( Профессиональное выгорание педагога)

«Выгорание» педагога — такое состояние психики педагога, когда он испытывает глубокое негативное чувство к преподаванию. Вероятно, на формирование такого состояния влияет высокий уровень стресса. В та...

Тренинг для педагогов «Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов»

Программа тренинга  «Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов». Психологический тренинг прекрасная профилактическая мера, особенно для педагогов общеобразовательных школ. Трени...

Профессиональное выгорание. Методы профилактики профессионального выгорания педагога.

Выступление педагога- психолога  на методическом объединении педагогов....