Горю на работе! ( Профессиональное выгорание педагога)
статья по психологии по теме

Тарабыкина Ольга Александровна

«Выгорание» педагога — такое состояние психики педагога, когда он испытывает глубокое негативное чувство к преподаванию. Вероятно, на формирование такого состояния влияет высокий уровень стресса. В таких слу­чаях преподаватель проявляет цинизм в общении, чувствует себя несчастливым,  способен прогуливать работу и даже принять решение ее сменить. Ги Лефрансуа отмечает, что без соответствующей помощи, поддержки начинающие учителя чаще, чем опытные, испытывают стресс и синдром эмоционального «выгорания».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskoe_vygoranie.doc95 КБ

Предварительный просмотр:

Горю на работе! ( Профессиональное выгорание педагога)

Созидайте, чтобы не отстать

От Земли и ее души...

Созидайте, станьте флейтой, чья душа

Становится музыкой шепота времени...

Труд — это любовь,

Которую можно увидеть.

А если вы создаете без любви

И вопреки желанию, то лучше оставьте труд...

Если без радости вы испечете хлеб,

То он будет горек,

Он не утолит, как следует голод.

И если вы давите в чане виноград,

То ваше недовольство наполнит горечью вино.

Халил Джебран «О труде»

Воспитание и развитие ребенка процесс не из лёгких, и порой педагогу необходимо затрачивать огромное количество не только профессиональных знаний и умений, но и физических и психических сил, что неизбежно может привести к «эмоциональному выгоранию»  педагога. Особую активность, данная проблема приобретает в условиях модернизации системы образования, когда приоритетной целью образования провозглашается развитие личности учащегося, а это невозможно без профессионального развития педагога. При профессиональном выгорании, когда педагог эмоционально истощен, мы не можем говорить о качественном обучении и воспитании детей.

 

Главную часть жизни каждого человека занимает дело, которое он может называть по-разному — служба, бизнес, дело... Так повелось, что большинство называет эту часть своей жизни работой. Хорошая работа — то, чем дорожат, то, к чему стремятся, то, о чем мечтают... Выбирая работу, каждый из нас определяет, по какому пути идти. Один путь ведет нас в сторону зависимости, второй — в сторону собственной цели. При правильном выборе дело, которым человек занимается, — средство выразить себя, приобрести и развить способности, реализовать свои планы, надежды, возможности. Такая работа ведет к цели и никогда не приводит к зависимости.

Соглашаясь на работу, которая не связана с его собственными целями, человек соглашается в течение большей части своей жизни заниматься тем, что не соответствует его предназначению. В течение основной части жизни он намеренно ограничивает свой выбор, строит свою реальность вокруг работы. В результате человек приходит к зависимости от работы. Она может развиваться с разной скоростью и приобретать разные формы, исходя из того, насколько человек жертвует своей собственной целью ради целей, предложенных работой.

Зависимость в быту называется трудоголизмом, а человек — трудоголиком. Термин «трудоголизм» изобрел американец Уэйн Отс, соединивший слова «труд» и «алкоголик», чтобы подчеркнуть сходство между двумя видами зависимости. В профессиональной среде такая зависимость называется «синдром профессионального сгорания (выгорания)». Этот синдром является долговременной стрессовой реакцией, возникающей вследствие продолжительных профессиональных стрессов.  Возникает у людей, работа которых связана с постоянным общением с коллегами, подчиненными, клиентами, учениками, пациентами.

Интерес к синдрому эмоционально-психологического профессионального «выгорания» возник в зарубежной психологии в 1970-е гг., в настоящее время эта проблема широко изучается в контексте профессиональных стрессов. Синдром относится к «болезням» общения.

«Выгорание» педагога — такое состояние психики педагога, когда он испытывает глубокое негативное чувство к преподаванию. Вероятно, на формирование такого состояния влияет высокий уровень стресса. В таких случаях преподаватель проявляет цинизм в общении, чувствует себя несчастливым,  способен прогуливать работу и даже принять решение ее сменить. Ги Лефрансуа отмечает, что без соответствующей помощи, поддержки начинающие учителя чаще, чем опытные, испытывают стресс и синдром эмоционального «выгорания». [1, С. 151].

Причины    выгорания:    объективные:    эмоционально    затрудненные    или напряженные отношения между людьми, конфликтные ситуации с учащимися или неблагоприятный психологический климат в педагогическом коллективе; субъективные: психологическое, душевное переутомление у профессионалов общения как плата за сочувствие, сопереживание, понимание.

Ярко синдром «выгорания» у педагогов проявляется в тех случаях, когда профессиональное общение эмоционально насыщено или происходит в сложной ситуации.  Эмоциональное выгорание - это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. [2, С. 182].

Эмоциональное выгорание представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения. «Выгорание» отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время, могут возникать его дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами.

 

В начале 70-х гг. прошлого столетия американский психолог X. Фрейденбергер впервые употребил словосочетание «эмоциональное выгорание» в связи с анализом требований, предъявляемых к социальным профессиям, основное содержание которых составляет межличностное взаимодействие. Первоначально автор описал это явление как ухудшение психического и физического самочувствия у представителей различных профессий. [3, С. 97].

Симптомы профессионального выгорания указывают на характерные черты длительного стресса и психической перегрузки, которые приводят или могут приводить к полной дезинтеграции различных психических сфер и, прежде всего - эмоциональной. Развитие синдрома носит стадиальный характер. Сначала наблюдаются значительные энергетические затраты - следствие экстремально высокой положительной установки на выполнение профессиональной деятельности. По мере развития синдрома появляется чувство усталости, которое постепенно сменяется разочарованием, снижением интереса к своей работе.

Американские исследователи К. Маслач и С. Джексон выделили 3 стадии (компонента) в модели синдрома «выгорания» педагога:

1.эмоциональное истощение — основная составляющая эмоционального «выгорания», проявляющаяся сниженным эмоциональным фоном, равнодушием или эмоциональным перенасыщением. Эмоции приглушаются, исчезает острота чувств, сладость переживаний. Педагог понимает, что все нормально, но испытывает немотивированную пустоту и скуку в душе;

2.деперсонстшация — проявляется в деформации отношений с другими людьми, к появлению повышенной раздражительности к учащемуся. В одних случаях — повышается зависимость от других (коллег, близких людей) и «выгорающий» педагог старается сдерживать себя, скрывать раздражение к учащемуся. В других случаях повышается негативизм, циничность установок и чувств, пренебрежение, издевки, неприязнь по отношению к подопечным, коллегам;

3.редукция личных достижений — потеря представлений о ценностях жизни — может проявляться в тенденции к негативному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов, занижению служебных достоинств и возможностей, в недооценке собственного достоинства, ограничении своих возможностей, обязанностей по отношению к другим. Такой педагог может по привычке иметь апломб, респектабельный вид, но его выдает пустой взгляд, апатия и безразличие.

Появление синдрома профессионального «выгорания» тем вероятнее, чем ниже мотивация работника, чем меньше его интересует результат и процесс педагогической работы. И даже если работа человеку интересна, и он имеет возможность в ней самореализоваться, через 5 лет почти у всех педагогов наблюдаются признаки профессионального «выгорания».

Работодатели весьма благосклонно относятся к работникам, у которых зависимость только начала формироваться. Поскольку такие работники все время и силы отдают работе, то они считаются полезными, правильными людьми. Поэтому работодателю выгодно, чтобы фанатиков труда было как можно больше. Чем дольше существует зависимость, тем менее выгоден работник. Износившийся трудоголик уже не в состоянии работать, и отбрасывается как использованный материал, шлак. При этом причиной «изнашивания», неудач на работе называют самого человека, его неправильное отношение к работе, к клиентам, к коллегам, начальству, да и просто низкий профессиональный уровень.

Наиболее подвержены развитию зависимости преданные, упрямые, тревожные, излишне требовательные, совестливые, идеальные исполнители, выполняющие работу с напряжением, отдающие себя детям. Они испытывают чувство вины за неудачи и чувство обиды за недостаточно положительную оценку их труда.

Это люди, которые считают себя идеальными исполнителями поставленных задач, нереалистично оценивая свои возможности. Они склонны брать на себя всю ответственность за происходящее, не доверяют другим, стремятся все сделать сами или проконтролировать все до мелочей.

Это также неэмоциональные, жесткие руководители, педагоги, которые стремятся подавить подчиненных, детей, нетерпимые к чужому мнению, некритичные к себе, уверенные, что их мнение единственно правильное.

Это люди с идеалистическими ожиданиями от работы, сверхувлеченные, испытывающие сильную потребность чувствовать себя необходимыми, значимыми, ценимыми и принятыми в профессиональной среде.

Признаки зависимости от работы

Физический дискомфорт.  Зависимость — психологическая проблема.  А психологические проблемы человек пытается отрицать как можно дольше. Поэтому зависимость начинает заявлять о себе при помощи физического дискомфорта.

•        Дискомфорт в области головы — боли, часто начинающиеся в области

шеи и   распространяющиеся на голову, мигрень.

•        Дискомфорт   в   области   шеи   и   спины   —   чувство   комка   в   горле,

«перехватывание» голоса; боли в шее и нижней части спины.

•        Дискомфорт в области сердца — боли, ощущения, что сердце бьется

сильно,        нерегулярно     или    часто.     Скачкообразное     повышение

артериального давления с ощущением прилива жара.  Дискомфорт в области живота — спазматические, резкие боли, вздутие, понос, запор.

•        Дискомфорт в области таза — частое мочеиспускание, разнообразные

сексуальные проблемы. Мышечный дискомфорт — напряжение, ломота в мышцах.

•        Кожный дискомфорт — ощущение покалывания, сыпи.

  1. Дискомфорт, связанный с аппетитом, — от полного отвращения к еде до приступов «волчьего» голода.
  2. Дискомфорт, связанный со сном, — трудности с наступлением сна и пробуждением, неприятные сновидения.
  3. Повышенная восприимчивость к инфекционным заболеваниям.

Эмоциональный дискомфорт:

  1. Эмоциональное     истощение,     чувство     усталости     и     невозможность сосредоточить внимание.
  2. Чувство личной несостоятельности.
  3. Беспокойство, беспочвенные опасения по поводу маловероятных событий, которые, возможно, никогда не произойдут.
  4. Чрезмерно сильные и быстрые смены настроения.
  5. Пассивность, апатия.
  6. Беспочвенная раздражительность и конфликтность.
  7. Утрата чувства юмора.
  8. Чувство вины, обиды, страха и стыда.
  9. Равнодушие к себе и детям / людям.

    Умственный дискомфорт:

  1. Невозможность концентрировать внимание.
  2. Сомнения в необходимости и полезности своей работы.
  3. Стереотипное мышление, сопротивляющееся изменениям.
  4. Низкая самооценка.
  5. Подозрительность и недоверчивость.

•        Постоянные мысли о работе.

Поступки зависимого от работы:

  1. Формальное исполнение своих обязанностей.
  1. Пренебрежение   исполнением   своих   обязанностей,   «увиливание»   от работы, желание снизить объем работы.
  1. Уклонение от ответственности и нерешительность.
  2. Злоупотребление психостимуляторами (табак, кофе, алкоголь, лекарства).
  3. Замедленное выздоровление после травм и заболеваний.

Анти-фаер для учителя

Определите, какие проблемы жизни вы прячете за работой, и решайте проблемы прямо.

Создайте благоприятный психологический климат среди учащихся:

  1. Определите цель педагогической работы и донесите ее до детей в той форме, которая сделает вашу цель и их целью.
  2. Предельно четко объясните каждому ученику его место в общей структуре и функции, права и обязанности.
  3. Разбирайте систему поощрений. Пусть наказанием будет отсутствие поощрения.
  4. Поощряйте активность и творчество детей. Это – ваш шанс остаться гибким и следить за требованиями мира к нашему делу.

  Избегайте:

  1. ВИНЫ перед собой и другими за то; что не сделали, не успели;
  2. СТЫДА (не так получилось, не имел права на ошибку);
  3. ОБИДЫ к неблагодарным детям, людям;
  4. СТРАХА (не получится, не поймут).

Отсутствия времени для отдыха и восстановления — признак неправильной организации работы. Это показатель непрофессионализма. Работайте с нормой загруженности. Избегайте как перегрузок, так и простоя, безделья. Устанавливайте свой, комфортный темп работы.

  1. Четко знайте свои обязанности, полномочия и границы ответственности. Соблюдайте границы ответственности.
  2. Несите ответственность только за свой раздел работы.
  3. Избегайте спешки.

4.    Следите за признаками усталости и используйте технику для отдыха и восстановления сил. Выделите на работе время и пространства для восстановления энергии.

5.            Создайте «тайм-ауты». Тайм-ауты - это награда за выполнение раздела
работы, накопление сил для новой профессиональной деятельности,
возможность оценить происходящее и изменить то, что нуждается в
изменении.

   6.   Четко определите     конечную цель   своей работы. Определите  цель на день и цель   для каждого   участка работы.  Достигая каждой цели, радуйтесь и награждайте себя, обязательно делайте  тайм-аут.

  7.    Насладившись успехом, не забывайте, что вам нужно искать новые пути его достижения, то есть действовать творчески, а не пытаться повторить все сначала. Воспринимайте каждую неудачу на работе как возможность найти нечто новое, развиваться, совершенствоваться. Неудачу на работе, которую   создали не вы,  всегда признак того, что вам надо искать свою цель и развивать свои способности. Учиться проигрывать, не оправдываясь перед собой.

С коллегами:

  1. Четко соблюдайте своего  «персонального пространства».  Отличайте свои цели от другого человека.
  1. Создавайте и используйте возможности для обмена опытом и проблемами с коллегами.
  2. Делитесь своими чувствами. Не уединяйтесь в состоянии стресса.
  3. Избегайте ненужной конкуренции, особенно на работе, преследующей чужие цели.
  4. При избыточном общении выделяйте время полного одиночества.
  5. Берегите себя в общении с сослуживцами.
  6. Обнаруживайте манипуляторов и сводите к минимуму контакты с ними.
  7. Не навязывайте свою точку зрения и старайтесь избегать критики.
  8. Не критикуйте руководство в присутствии коллег.
  9. Избегайте сплетен.
  10. Игнорируйте агрессии и интриги сослуживцев. Отсутствие внимания к таким действиям - лучший способ их устранения.
  11. Игнорируйте упрямых сослуживцев, не тратьте силы на них.
  12. Живите  своей  жизнью.  Избегайте чужой работы  в  виде  помощи,  взятия ответственности «на себя» и т.д.
  13. В конце рабочего дня используйте технику очистки от негативных состояний.

Закончив работу, переключайтесь на отдых:

  1. Цель отдыха - снять усталость от работы. Находите время на себя. Вы имеете полное право не только на работу, но и на личную жизнь.

•        Отдыхайте без коллег.

       Отдыхайте без людей, которые перекладывают на вас ответственность за свою жизнь.

  1. Высыпайтесь.
  2. Умейте отвлекаться от внешнего мира и делайте это регулярно.
  1. Регулярно делайте физические упражнения.
  2. Правильно питайтесь и не злоупотребляйте спиртным.

В качестве профилактики эмоционального «выгорания» важно:

- Делать   внешнее   оформление   своей   работы   максимально   комфортным, личностным. Вас должно окружать то, что вам нравится.

-  Представить свои эмоциональные вложения в виде топлива. Расходовать его экономно. Для этого требуется:

  1. Отвечать только за свои разделы работы и не нести ответственности за решения коллег.
  1. Изменить свою цель. Она должна заключаться в выполнении инструкции.
  2. Соблюдайте режим дня.
  3. Найдите хобби, не связанное с работой.
  4. Для   сохранения   здоровья   и   собственной   эффективности   желательно предусматривить частичную смену деятельности.

             

Техника быстрого отдыха при усталости

 Техника расслабления мышц. Суть метода – последовательное расслабление всех мышц от пальцев ног до макушки. Представляйте себе, как при расслаблении из вашего тела постепенно уходит напряжение. Для этого можно использовать визуальный образ вашего тела, собранного из воздушных шаров. Вы последовательно открываете клапаны и начинаете медленно выпускать воздух до пор, пока шары не превратятся в полоски. Сначала открывайте клапаны на ногах, затем на груди, на руках, на шее, на голове. Полностью расслабившись, медленно и глубоко вздохните.

               Горячий воздушный шар. Закройте глаза, сделайте глубокий вдох и медленно сосчитайте от 10 до 1. Постепенно полностью расслабьтесь. Вообразите гигантский воздушный шар на утопающем в зелени лугу. Рассмотрите эту картина как можно подробнее. Вы складываете все свой проблемы и тревоги в корзину шара. Когда корзина будет полной, представьте, как веревка шара сама отвязывается, и он медленно набирает высоту. Шар постепенно удаляется, превращаясь в маленькую точку и унося весь груз ваших проблем.

               

                Техника восстановления сил после работы

  1.  Представьте, что все ваши силы сливаются в один мощный поток, который входит в вас через макушку и по позвоночнику проходит в тело. При этом вы очень медленно запрокидываете голову чуть назад. Делайте это медленно и расслабленно.

                      Ваши глаза повторяют движения вашей головы, и вы отводите их медленно и   расслабленно назад.

                      Вы медленно – медленно, практически незаметно, приоткрываете рот.

       Все ваше внимание сосредоточено на предстоящем вдохе. Представьте, что в нем будут сосредоточены все силы и весь смысл.  

  1.  Соберите максимальную  энергию. Для этого вы должны представить разрушение, взрыв. Мысленно вообразите свое рабочее место. Особенно четко представьте  самые твердые   металлические и деревянные предметы. Вообразите, как они взрываются, будто начиненные динамитом. Взрывайте их.
  2.  Мысленно скажите себе: «Вздох».

Теперь медленно -  медленно вдохните всю энергию, освободившуюся после взрыва, настолько глубоко, насколько вы  сможете это сделать через нос. Освободившиеся силы устремляются к вам, насыщают и энергизируют  мозг, помогая ему восстановиться.

Повторяйте взрывы вещей на рабочем месте снова и снова, пока силы не восстановятся и сознание не очистится для отдыха. Освободившие силы «всосите». Взорвите все здание, весь район, город.

                                                             

                     Медитация на работе

Я больше, чем моя работа. Моя работа – часть моей жизни, которую я создал для себя. Моя        работа – место приложения и развития моих способностей. Я – самый ценный инструмент на моей работе.

     Моя работа – транспорт, несущей меня к мой цели. Моя работа направлена на мою цель. Я знаю, что, с какой целью и как я делаю. Я сам направляю свою работу творчеством. Моя работа – источник радостей. Моя работа полна наград. Я участвую в создании этих наград. Моя работа полна возможностей развития, совершенствования. Я работаю и отдыхаю для удовольствия.

     Я отвечаю за происходящее со мною на работе. Я отвечаю только за себя. Я вне конкуренции,

     манипуляций, критики, сплетен, интриг. В моей работе нет места вине, стыду, обиде, страху. Я нечего не доказываю своей работой. Я получаю удовольствие и развиваюсь.

 Я знаю цену себе и своей работе. Требования к моей работе понятны и справедливы. Я удовлетворен результатами моей работы. Моя работа вне перегрузок, спешки и безделья. [1, С. 272-275].

А в заключение хочется отметить: опасность эмоционального выгорания заключается в том, что ему свойственно изо дня в день прогрессировать! Затормозить этот процесс бывает крайне сложно. На его фоне могут обостряться различные хронические заболевания, развиваться новые болезни и даже меняться состав крови. В этот момент попытки позаботиться о себе, как правило, не дают желаемого результата. И даже профессиональная помощь врача не приносит быстрого облегчения. Поэтому самое разумное – предотвратить появление данного синдрома, «задушить его на корню»

 Литература

1.  Гафиатулина, Н.Х. Настольная книга школьного психолога, учителя начальных классов [Текст] : психологические подсказки / Н.Х. Гафиатулина, А.В. Роженко. – Ростов –на – Дону.: Изд-во ФЕНИКС, 2009. – 283 с.

  1. Леонова, А. Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса [Текст] : учебное

пособие / А. Б. Леонова. - Харьков, 2004. – 316 с. – ISBN 5–8438–0554–0.

  1.  Реан, А. А. Факторы стрессоустойчивости учителей [Текст] : учебное пособие / А. А. Реан. – СПб.: Мирт, 2006. – 249 с. – ISBN 5–8655–0683–0.

 

 

 

 

 

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика профессионального выгорания педагогов

В презентации  в легкой, юмористической форме подобран материал по профилактике профессионального выгорания. Сожно использовать как сопровождение к теоретическому материалу или как релаксаци...

Особенности профессионального выгорания педагогов начальной школы и учителей физической культуры

В статье   описаны симптомы, стадии, факторы и тип выгорания учителей физической культуры и учителей начальной школы.Опрос и анкетирование проводились в выборке более чем зо педагогов опреде...

Профессиональное выгорание педагогов и как себе помочь

Причины эмоционального выгорания педагогов, способы коррекции , премы регулирования настроения, способы выхода из затруднительных ситуаций....

Системная диагностика профессионального выгорания педагогов

Эмпирическое исследование личностных характеристик и выявление особенностей профессионального выгорания педагогов общеобразовательных школ ЮВАО г. Москвы...

Тренинг для педагогов «Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов»

Программа тренинга  «Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов». Психологический тренинг прекрасная профилактическая мера, особенно для педагогов общеобразовательных школ. Трени...

Методическая разработка "Модель работы по профилактике синдрома профессионального выгорания педагогов"

Вопросы профессионального выгорания педагогов актуальны в современном образовании. Это обусловлено введением нового ФГОС, увеличением количества требований предъявляемых к педагогу, бесконечными отчет...

Профессиональное выгорание. Методы профилактики профессионального выгорания педагога.

Выступление педагога- психолога  на методическом объединении педагогов....