Методическая разработка "Модель работы по профилактике синдрома профессионального выгорания педагогов"
методическая разработка по психологии на тему

Вопросы профессионального выгорания педагогов актуальны в современном образовании. Это обусловлено введением нового ФГОС, увеличением количества требований предъявляемых к педагогу, бесконечными отчетами и большой учебной нагрузкой. Уставший, "выгоревший"  педагог не только не дает качественные уроки, но негативно влияет на самочувствие учеников. Данная модель профилактики профессионального выгорания  педагогов поможет школьной администрации сделать учителей  работоспособными и здоровыми, а учеников счастливыми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В настоящее время вопрос сохранения психологического здоровья каждого человека становится важной общественной задачей. Наша реальность – неблагоприятная и нестабильная социально-экономическая обстановка в стране является настолько стрессовой, что, отрицательно сказывается на психологическом здоровье людей.

Рост заболеваний «стрессовой этиологии», нарушения трудоспособности активной части населения, потеря квалифицированной рабочей силы, невозможность адаптации к новым формам труда,  повышение интенсивности информационных нагрузок, различные формы «личностного неблагополучия» (феномены психического истощения, десоциализация, профессиональные деформации) – вот  краткий перечень проблем, представляющих серьезную угрозу качеству жизни и психологическому здоровью современного человека.

Зарубежные и отечественные исследователи отмечают высокую подверженность нарушениям психологического здоровья людей, имеющих профессии помогающего типа.

Профессия учителя относится к сфере  профессий типа «человек – человек». Это профессии, которые отличаются интенсивностью и напряженностью психоэмоционального состояния и которые подвержены влиянию эмоционального «выгорания». В настоящее время синдром эмоционального «сгорания» удостоен диагностического статуса.

Всем известно, что современное состояние отечественной образовательной системы характеризуется активным внедрением нового Федерального Государственного Образовательного Стандарта и различных инновационных технологий. В условиях происходящих перемен все более высокие требования предъявляются не только к профессиональным знаниям, умениям и навыкам учителя, но и к уровню его личностного саморазвития, его психологического самочувствия. В процессе профессиональной деятельности педагог общается с учениками, родителями, коллегами. Профессиональное общение учителя характеризуется следующими факторами:

- протяженностью во времени;

- результатами совместной работы;

- эмоциональной насыщенностью, интенсивностью.

Отечественные специалисты признают, что педагогическая деятельность – это один из видов профессиональной деятельности человека, наиболее деформирующий его личность. Кроме того, имеется негативный комплекс «школьных» экономических проблем:

- недостаточная техническая оснащенность школ;

- маленькая заработная плата педагогов;

 - невозможность приобретения собственного жилья;

  - основной кадровый состав школ - люди пред пенсионного возраста и другие.

Есть и социально-психологические проблемы:

-падение престижа педагогической профессии;

- профессиональные деформации характера, которые мешают педагогу в работе, затрудняют его общение с друзьями и близкими;

- ухудшение самочувствия и настроения, накопление усталости.

Результатом всего является снижение эффективности профессиональной деятельности учителя: он перестает справляться со своими обязанностями,  теряет  творческий  настрой  относительно предмета и продукта своего труда, деформирует свои профессиональные отношения, роли и коммуникации.

Анализ теоретических и практических исследований по данной проблематике показывает недостаточную разработанность такого направления профилактической деятельности в образовании как предупреждение синдрома профессионального выгорания у педагогов.

Таким образом, проблема профилактики эмоционального «сгорания» является острой и требует ее комплексного решения. В связи с этим особую актуальность приобретает вопрос об организации комплексной профилактики синдрома профессионального выгорания. Данный факт подчеркивает важность и своевременность нашего проекта.

Цель данного проекта – создание модели комплексной работы по профилактике синдрома профессионального выгорания педагогов.

Задачи

  1. Изучить специальную литературу.
  2. Провести диагностику эмоционального и физического состояния педагогов и условий их деятельности.
  3. Улучшить материально-техническую базу школы.
  4. Разработать программы по профилактике профессионального выгорания педагогов.

Данный проект направлен на оптимизацию условий профессиональной деятельности педагогов для предупреждения развития у них синдрома эмоционального «сгорания».

Срок реализации проекта – 8 месяцев.

Участники  проекта – директор образовательного учреждения, заместитель директора по АХЧ, старший бухгалтер, педагог-психолог, медицинская сестра, учитель физкультуры.

Функциональные обязанности участников проекта

 по разработке модели

Модель будет включать четыре блока: теоретический, диагностический, практический, медицинский.

Блоки модели комплексной работы по профилактике синдрома профессионального выгорания педагогов

В модели выделим два важных направления работы:

  1. организационное. В данное направление входит профилактика психотравмирующих факторов – оптимальное количество учебных часов, удобное расписание, уроки в классах одной параллели, наполняемость классов, техническая оснащенность учебных кабинетов, дни Здоровья и другое;
  2. личностное. Здесь работа заключается в психологической профилактике возможных отклонений в группе риска, которые прогнозируются в ходе психодиагностики педагогического состава.

Средства для реализации проекта

  1. Финансовые средства.
  2. Специальная литература.
  3. Специалисты (педагог-психолог, медицинская сестра, учитель физкультуры).
  4. Кабинет эмоциональной разгрузки:

- мягкое напольное покрытие;

- кресла с гранулами (12 шт.);

- интерактивное оборудование (проектор, доска «Космос, пузырьковая трубка, зеркальный шар);

- музыкальный центр;

- диски с классической музыкой для релаксации;

- генератор запаха;

- ароматические масла.

    5. Кабинет лечебной физкультуры.

    6. Медицинский кабинет.

Ожидаемые результаты

  1. Администрации проект позволит повысить качество педагогического процесса, улучшить психологический климат в школе иоптимизировать межличностные отношения  субъектов образовательного процесса.
  2. Педагогам проект поможет развить навыки рефлексии и коммуникации,  повысить их творческий потенциал, оптимизировать отношения в парах «учитель-учитель», «учитель-ученик», «учитель-родитель», «учитель-администрация».

План реализации проекта

Этапы

Содержание работы

I. Подготовительный

1. Определение темы проекта.

2. Определение цели и постановка задач.

3. Организация творческой группы.

II. Планирование деятельности

1. Распределение функциональных обязанностей.

2. Планирование работы по решению задач.

3. Составление сметы, учет рисков.

III. Осуществление деятельности

1. Изучение специальной литературы.

2. Проведение диагностических процедур.

3. Анализ результатов диагностики.

4. Разработка модели.

5. Разработка профилактических программ.

6. Приобретение специального оборудования.

Теоретическая часть

А. М. Пайнс определяет «выгорание» как «результат постоянных или периодических эмоциональных перегрузок, связанных с интенсивным взаимодействием с людьми на протяжении длительного периода»[11,с.77].

Кристина Маслач в своей книге «Эмоциональное сгорание – плата за сочувствие» обозначает профессиональное выгорание как «синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека»[9, с.19-20].

Такие интенсивные нагрузки характерны в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания, где специалисты оказывают помощь людям с психологическими, социальными и физическими проблемами.

В 1981 г. А. Морроу предложил яркий эмоциональный образ, отражающий по его мнению внутреннее состояние работника, испытывающего дистресс профессионального выгорания: «Запах горящей психологической проводки»[14].

Факторы, способствующие развитию синдрома «сгорания»

(Т. В. Форманюк)[12]

Наиболее подвержены «сгоранию» те, кто реагирует на стресс агрессивно, в соперничестве, несдержанно, «трудоголики», кто решил посвятить себя реализации только рабочих целей, а также сочувствующие, гуманные, ориентированные на людей и одновременно неустойчивые интроверты.

К. Маслач [9] выделяет в процессе «сгорания» 3 стадии:

1. Эмоциональное истощение – это когда наступает безразличие к потребностям других людей, презрение к их чувствам;

2. Деперсонализация, когда педагог перестает воспринимать ученика как личность. Он дистанцируется, ожидая от него самого худшего. Негативные реакции проявляются по-разному: нежелание общаться, склонность унижать, игнорировать. Подобное отношение к окружающим нарастает до тех пор, пока не обратится на самого себя;

3. Сокращенная профессиональная реализация – это когда у специалиста возникает ощущение, что он плохо работает, снижается самоуважение, может наступить депрессия. Некоторые в этой ситуации ищут помощь и считают, что причина всего нерешенные личные проблемы, другие склонны менять работу.

Н. В. Карабекова [6] рассматривает 4 уровня процесса «сгорания».

Уровни процесса "сгорания"

Органический

Эмоциональный

Поведенческий

Рациональный (смысловой)

Отмечаются нарушения самочувствия человека (мышечное напряжение, головные боли, плохой сон, ослабление иммунитета  и др.).

Нарушение затрагивают сферу эмоций и чувств (беспокойство, взволнованность, тревога или, наоборот, апатия, подавленность и др.).

Профессиональные действия работника редуцируются, приобретают стереотипный характер, появляются нарушения трудовой дисциплины и др.

Происходит потеря смыслов своей деятельности, появляется негативное отношение работника к собственным профессиональным возможностям.

Для обоснования логики построения модели будем исходить из определения понятия психологического здоровья.

В психологии разработка проблемы психологического здоровья связана с именами таких отечественных психологов, как В.С. Братусь, И.В. Дубровина, В.В Колпачников.

И.В. Дубровина под психологическим здоровьем понимает «психологические аспекты психологического здоровья, то есть совокупность личностных характеристик, являющихся предпосылками стрессоустойчивости, социальной адаптации, успешной самореализации»[4, с.6].Она утверждает, чем более гармонично соединены все существенные свойства, составляющие личность, тем она более устойчива, уравновешена и способна противодействовать влияниям, стремящимся нарушить ее цельность.Благополучие в психическом здоровье личности может быть нарушено доминированием определенных негативных по своей сути черт характера, дефектами в нравственной сфере, неправильным выбором ценностных ориентаций. Психологические свойства личности существуют в системе общественных отношений, в которую она включена.

Перечислим основные характеристики психологического здоровья личности.

И. В. Дубровина[4] в своих работах связывает термин «психологическое здоровье» с категориальным аппаратом психологии, и прежде всего с блоком личности.

В.В.Кудряшова[3] указывает, что психологическое здоровье включает в себя три жизненно важные сферы личностных отношений.

Основные факторы, приводящие к нарушениям психологического здоровья педагогов, можно условно разделить на две группы: внешние и внутренние.

Данные факторы требуют комплекс мероприятий по предотвращению развития синдрома профессионального выгорания педагогов.

Заключение

Синдром профессионального выгорания способствует возникновению нарушений, затрагивающих разные грани трудового процесса педагогов – профессиональную деятельность, личность профессионала, профессиональное общение. Данная модель поможет осуществить специальную подготовку учителей  к возможной эмоциональной перегрузке, сформировать  у  них соответствующие знания, умения, личностные качества, необходимые для минимизации и преодоления эмоциональных трудностей профессии и сохранить соматическое здоровье. Модель профилактики профессионального выгорания педагогов является инновационной в системе образования.

Литература

1. Братусь Б.С. Аномалии личности. –М.: Мысль, 2006.

2. Водопьянова Н.Е., Старченко Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – СПб.: Питер, 2005.

3. Гришанова З.И. Кудряшова В.В., Левенко Е.В. К вопросу о диагностике психического здоровья личности //Прикладная психология. -2002. -№1. -С.90-96; №2. -С.90-96.

4. Дубровина И.В. Практическая психология образования. – СПб.: Питер, 2007.

5. Зборовская И.В.  Саморегуляция  психической устойчивости учителя // Прикладная психология. – 2001. -№6. –С.55-65.

6. Карабекова Н.В. Синдром «эмоционального сгорания» в работе специалистов психолого-педагогического профиля. –Смоленск, 1999.

7. Козлова О.В. Тренинг «Преодоление синдрома эмоционального сгорания» // Психология зрелости и старения. -2003. -№1. –С.99-117.

8. Леонов А.Б. Комплексная стратегия анализа профессионального стресса: от диагностики к профилактике и коррекции // Психологический журнал. -2004. -№2. –С.75-85.

9. Маслач К. Эмоциональное сгорание – плата за сочувствие. -1978 http://sv16-73.ya.ru/replies.xml?item_no=752

10. Осухова Н, Кожевникова В. Профилактика профессионального выгорания // Школьный психолог. -2006. -№16.

11. Пайнс А.М, Маслач К. Практикум по социальной психологии. –СПб.: Питер, 2000.

12. Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. -1994. -№6. –С.57-64.

13. Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Культура, эмоции и психическое здоровье // Вопросы психологии. -2004. -№2. –С.61-74.

14. http://elger.ru/archives/413


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов

Статья посвещена профилактике профессионального выгорания педагогов. Освещена история вопроса, диагностика, меры профилактики и её результаты....

Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов

Статья посвещена профилактике профессионального выгорания педагогов. Освещена история вопроса, диагностика, меры профилактики и её результаты....

Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов

Краткое освещение проблемы синдрома профессионального выгорания педагогов, Методические рекомендации....

Тренинг для педагогов «Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов»

Программа тренинга  «Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов». Психологический тренинг прекрасная профилактическая мера, особенно для педагогов общеобразовательных школ. Трени...

Семинар для педагогов "Профилактика синдрома профессионального выгорания"

Материал семинара знакомит с понятиями «профессиональное выгорание», «эмоциональное выгорание», их причинами, стадиями, способами профилактики....

«Работа педагога-психолога по профилактике синдрома профессионального выгорания у педагогов».

В течении последних десятилетий проблема сохранения психического здоровья педагогов в образовательном учреждении стала особенно острой. Одной из таких проблем является эмоциональное выгорание педагого...

Буклет "Рекомендации по профилактике синдрома профессионального «выгорания» педагогов"

Буклет "Рекомендации по профилактике синдрома профессионального «выгорания» педагогов"Что указывает на состояние профессионального «выгорания»?Как определить состояни...