Создание условий в общеобразовательной организации для сознательного и активного участия обучающихся в физкультурно – спортивной деятельности
учебно-методический материал

Черкасская Светлана Николаевна

Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью.  Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здо­ровья, формированию ценностного отношения обучающихся к собственному здо­ровью и здоровью окружающих. При этом здоровье рассматривается как слож­ный, многоуровневый феномен, включающий в себя физиологический, психоло­гический и социальный аспекты. Именно образовательное учреждение призвано вооружить ребенка индивидуальными способами ведения здорового образа жизни, нивелируя негативное воздействие социального окружения.

       Назначение современной российской школы – готовить человека думающего, чувствующего, имеющего знания и способного использовать их в жизни, обла­дающего высокой культурой и умеющего общаться. Однако все эти качества мо­гут быть полноценно реализованы на практике лишь в том случае, если ребенок будет здоров.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Создание условий в общеобразовательной организации для сознательного и активного участия обучающихся в физкультурно – спортивной деятельности»

Все усилия благоразумного человека должны направляться не к тому, чтобы чинить и конопатить свой организм, как утлую и дырявую ладью, а к тому, чтобы устроить себе такой образ жизни, при котором организм как можно меньше приходил бы в расстроенное положение, а следовательно, как можно реже нуждался в починке. Д. И. Писарев

     

      Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью.  Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья, формированию ценностного отношения обучающихся к собственному здоровью и здоровью окружающих. При этом здоровье рассматривается как сложный, многоуровневый феномен, включающий в себя физиологический, психологический и социальный аспекты. Именно образовательное учреждение призвано вооружить ребенка индивидуальными способами ведения здорового образа жизни, нивелируя негативное воздействие социального окружения.

       Назначение современной российской школы – готовить человека думающего, чувствующего, имеющего знания и способного использовать их в жизни, обладающего высокой культурой и умеющего общаться. Однако все эти качества могут быть полноценно реализованы на практике лишь в том случае, если ребенок будет здоров.

       Значительную часть своего времени обучающиеся проводят в стенах образовательного учреждения. Время обучения совпадает с периодом роста и развития ребенка, когда организм наиболее чувствителен к воздействию неблагоприятных факторов. Информационно-нормативное давление на ребенка растет с каждым годом обучения, гиподинамия увеличивается. Достаточно жесткая организация учебного процесса, многообразие форм контроля качества образования держат ребенка в состоянии постоянного стресса. Проблема утомляемости обучающихся зачастую является причиной снижения их учебно-познавательных способностей, а также вызывает нарушения психического и физического здоровья.

     Реальная ситуация такова, что за достижение новых образовательных результатов дети порой вынуждены расплачиваться ценой собственного здоровья.

        Приоритетность проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся нашла отражение в многочисленных исследованиях ученых. Это подчеркивает необходимость формирования  у  обучающихся  устойчивой мотивации  к регулярным, систематическим занятиям физической культуры и спортом.

       Поэтому, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, в нашей школе разработана программа  формирования здорового   образа жизни, способствующая  приобщению обучающихся к занятиям физкультурой и спортом.  Работа по данному направлению ведется с обучающимися  1-11 классов.

Цели:

– пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью);

– формирование установки на использование здорового питания;

– использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;

– применение рекомендуемого врачами режима дня;

– формирование знаний негативных факторов риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);

– становление навыков противостояния вовлечению в табакокурение и употребление алкоголя, других веществ;

– формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены;

 Задачи:

– сформировать устойчивую потребность ребенка в занятиях физической культурой и спортом, в том числе через повышение ценности активного семейного отдыха и детско-взрослые спортивно-оздоровительные мероприятия;

– обеспечить психологическую готовность обучающихся к адаптации и самореализации в окружающем их социуме;

– сформировать ценностные основы для выполнения ребенком соответствующих социальных ролей, норм поведения, воспитать нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни и нравственному здоровью, умение им противостоять;

– заложить основы для осознанного выбора  обучающимися в пользу  здорового образа жизни.

      Задача формирования здоровья ребенка должна решаться путем создания целостной системы по приобретению и сохранению его физического, психического, социального благополучия.  Когда в образовательных учреждениях будут придавать большое значение решению этой задачи – здоровье людей, а значит, качество жизни каждого человека станет намного лучше.

    Реализация программы невозможно в стенах образовательного учреждения, необходимо сотрудничество с медицинскими организациями, родителями, учреждениями дополнительного образования.

  Ежегодно в нашей школе проводятся медицинские обследования обучающихся. До сведения классного руководителя, учителей физической культуры, учителей предметников доводятся малейшие изменения в состоянии здоровья обучающихся. Делается это не формально. При обследовании присутствует классный руководитель, которому врач дает рекомендации. В дальнейшем, учитель физической культуры, анализирует изменения и в соответствии с рекомендациями определяет уровень нагрузки.  

Большая  работа  проводится с родителями обучающихся.   Вопросы о здоровье обучающихся, необходимости прививать навыки здорового образа жизни    широко обсуждаются на общешкольных, классных собраниях.  Кроме того, учителя физической культуры консультируют родителей по вопросам физического развития ребенка.

Физкультурно-оздоровительные мероприятия могут проводится в режиме учебного   дня, а также в форме внеклассной работы. К первым относятся, непосредственно, урок физкультуры, гимнастика до учебных занятий, физкультминутки во время уроков, физические упражнения и подвижные игры на большой перемене.  

В комплексной программе физического воспитания обучающихся 1-11 классов общеобразовательной школы включены внеклассные формы занятий физкультурой и спортом. В ней определяется содержание занятий в школьных секциях популярных видов спорта, группах ОФП и кружках по физкультуре. Это значит, что внеклассная работа является обязательной и требует выполнения учителями физкультуры и педагогами дополнительного образования программных требований, а учениками сдачи нормативов.  

 Главная цель внеклассной работы – организация досуга школьников, несущего оздоровительный эффект.

Занятия  в спортивных секциях,  кружках проходят,  в основном, по урочному типу, т.е. они имеют образовательно-воспитательную направленность, содержание, время и место;  ведущей фигурой выступает педагог-специалист, который целесообразно, исходя из педагогических принципов, организует занятия, обучает, воспитывает занимающихся, направляет их деятельность соответственно логике решения  намеченных задач; контингент занимающихся постоянен и относительно однороден.  Тем не менее и в такой ситуации предпочтительными формами организации процесса физического воспитания   являются урочные формы, особенно, когда необходимо обеспечить четко упорядоченное формирование знаний, умений, навыков и строго направленно воздействовать на развитие двигательных и связанных с ними способностями. Урочные формы занятий, как следует из сказанного, представляют для этого наиболее благоприятные возможности.

Занятия, организуемые в условиях добровольного физкультурного движения урочного типа более вариативны. Они видоизменяются в зависимости от профилирования содержания в направлении, добровольно избираемом занимающимися соответственно их индивидуальным устремлениям  (спортивное совершенствование, либо пролонгированная ОФП, либо  физкультурно–кондиционная  тренировка, либо занятия, направленные на реализацию частных задач), а также в зависимости от ряда переменных обстоятельств (изменение в режиме жизни занимающегося,  конкретные возможности выделения времени для занятий, условия их оснащения и т. д.).   Это обусловливает своеобразие используемых форм урочных занятий. В различных ситуациях они значительно различаются, в частности, по соотношению структурных элементов, способам организации активности занимающихся, уровню и динамике предъявляемых нагрузок, объему и характеру распределения затрат времени. В некоторых случаях, когда есть соответствующие условия, урочные занятия организуются и по типу индивидуальных уроков, что нередко бывает, например, в работе учителя  с группой обучающихся при подготовке к соревнованиям.  Однако эта наиболее индивидуализированная форма урочных занятий по понятным причинам не может быть основной в массовой практике.

К внеклассной работе по физической культуре относятся: спортивные секции по различным видам спорта (футбол, баскетбол, волейбол, гандбол, легкая атлетика, гимнастика), спортивные кружки, группы ОФП.

   Планирование – это первая ступень в построении тренировочных занятий. То, как бы хотел видеть учитель или тренер рабочий процесс. В планировании, как в шахматах: нужно продумывать сразу на несколько ходов вперед. План составляется не на одну - две тренировки, а на весь процесс работы. Но чем на большее время рассчитан план, тем труднее точно предвидеть, какими будут конкретные черты планируемого процесса в действительности; вместе с тем, если вести планирование лишь в расчете на ближайшее время, исчезает перспектива. В этом и заключается основная сложность. То, что вычислено и проанализировано на бумаге, не обязательно воплотится на практике. Кроме того, в процессе планирования важно учитывать конкретно – предпосылочные данные. Исходные данные о конкретном состоянии контингента занимающихся и их подготовленности к реализации целевых установок; мотивационные и личностные установки.

   Анализируя работу по вовлечению обучающихся в спортивные мероприятия и приобщению к регулярным, систематическим занятиям физической культурой и спортом, лучше всего данную программу   реализовывать в течение одного учебного года. Это связано, прежде всего, с тем, что в последние 3-4 года много обучающихся после 9 класса выпускаются из школы. (наиболее активные участники  спортивных соревнований, мероприятий). Это требует   кардинально корректировать составы сборной школы по видам спорта, комплектование спортивных секций, кружков.  Кроме того, резко уменьшается численность учащихся старших классов и без того малочисленной сельской школы.

Для эффективной реализации  данного проекта необходимо несколько условий, которые имеют не маловажное значение: материальное оснащение школы спортивным оборудованием, наличие  спортивного городка, многофункциональной спортивной площадки, инвентаря. И, наверное, самое главное, специалисты, которые будут реализовывать данный проект. Систематически, последовательно, каждый день, каждый месяц, четверть, год. А может и не один год. 

    Искреннее участие, забота о здоровье ребенка со стороны учителя и родителя приносят  положительные  результаты!!!                      

Наша практика вовлечения обучающихся в спортивные мероприятия и приобщения к регулярным, систематическим занятиям физической культурой и спортом  работает. Мы гордимся своими учениками!!! 

Литература:

1. Федеральный государственный  стандарт основного общего образования: Приказ  от 17 декабря 2010г. – М.:  Минобрнауки,2010г. – 50с.      

2. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 59с.

3. Бальсевич  В. К. Спортивный вектор физического воспитания в российской школе / В. К. Бальсевич. – М.: Изд-во НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта», 2006. – 114 с.

4. Серегина О.Б. Формирование мотивационно-ценностного отношения младших школьников к физической культуре. // Физическая культура: Воспитание, образование, тренировка., 2000, № 2.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

4. Выявление и развитие способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участие в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях

4.1. Организация педагогическим работником внеурочной деятельности 4.2. Участие педагогического работника в реализации воспитательных программ в образовательной организации 4.3. Наличие прое...

Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся к физкультурно-спортивной деятельности

Выявление талантливых детей - продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация талантливых посредством какой-либо одноразовой процедуры тестировани...

4. Выявление и развитие способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участие в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях.

В современных условиях серьезно обострились проблемы социальной дезадаптации детей и подростков. Результатом «вживания» в окружающую среду является: нежелание учиться и работать, демонстра...

Критерий 3: Выявление развития способностей обучающихся в научной, творческой, физкультурной спортивной деятельности, а также их участие в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях.

3.1.1 Наличие достижений обучающихся по физической культуре в творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях3.2.1 Результаты об...

3.1. Наличие достижений, обучающихся в физкультурно-спортивной деятельности

Наличие достижений, обучающихся в физкультурно-спортивной деятельности за период 2020 - 2023гг....