Методический диалог "Формирование смыслового чтения"
учебно-методический материал

Халикова Рушания Рифхатовна

Выступление на ЕМН. "Формирование смыслового чтения"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Лайтамакская средняя общеобразовательная школа»

Выступление в рамках методической недели по теме

«Формирование навыка смыслового чтения на уроках»

(Методический диалог «Моя педагогическая находка»)

                                                                                    Подготовила  Халикова Р.Р.,

                                                                              учитель русского языка,  

                                                                            литературы, географии,

1 квалификационная категория

2021-2022 учебный год, октябрь

        «Люди перестают мыслить, когда перестают читать» (Дени Дидро)

        Начну с того, что в 2018 году для нашего коллектива в рамках методической недели «Использование современных продуктивных технологий в образовании и воспитании» я провела мастер-класс по теме «Метапредметные образовательные технологии.  Применение метода «Карт понятий», «Ассоциативная схема».

      Сегодня чтение относится к базовым умениям, которые позволяют продуктивно работать и свободно общаться с разными людьми. На успеваемость ученика влияет около 200 факторов. Фактор № 1 – это навык чтения, который гораздо сильнее влияет на успеваемость, чем все вместе взятые.

       Стратегии смыслового чтения- это различные комбинации приемов, которые используются для восприятия текстовой информации и ее переработки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей.

Работа с текстом предполагает в себя три этапа.

№ п/п

Этапы стратегии смыслового чтения

Предтекстовые стратегии (методы и приемы)

Эффективность метода, приема

Как применяю на уроке

1.

Работа с текстом до чтения

«Мозговой штурм»

Актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к теме текста.

Ход работы:

- Сегодня мы будем читать и обсуждать тему… Какие ассоциации возникают  у вас по поводу заявленной темы?

Учитель записывает все называемые ассоциации.

- Теперь прочитаем текст и посмотрим, адекватна ли информация, данная вами при «Мозговом штурме», тому, что мы узнали из текста.

«Ассоциативная схема»

Метод, позволяющий найти известные, понятные обучающемуся объекты и явления в окружающей его жизни и проиллюстрировать с их помощью новый учебный материал, объекты, явления и закономерности.

Ассоциативные схемы» направлены на:

- выделение  главного в тексте;

- сравнение  понятий;

-систематизация

 информации.

«Карта понятий»

Метод эффективен при конспектировании текстов, что позволяет детям успешно оперировать сложными терминами и понятиями, а учителю ясное и объективное представление о знаниях обучающихся

Составить «карту понятий»:

1.Ознакомительное чтение,

2.Выписать ключевые слова,

3.По количеству ключевых слов составить схему,

4.Повторное чтение, заполнение схемы.

5.Подробный рассказ по схеме.

2.

Работа с текстом во время чтения

1.«Чтение в кружок» (попеременное чтение»).

2.«Чтение про себя с вопросами».

3.«Чтение про себя с остановками».

4.«Чтение про себя с пометками».

5.«Чтение в парах – обобщение в парах».

Цель: выдвижение гипотезы о содержании читаемого, ее подтверждение/отклонение, контекстуальная и смысловая догадка, размышление во время чтения о том, что и как я читаю и насколько хорошо понимаю прочитанное. Основным принципом стратегий этапа текстовой деятельности является остановка деятельности, размышление вслух, прогноз, установление разнообразных и разнонаправленных связей и отношений в ходе развития сюжета

«Чтение в кружок»

Ход работы:

1.Мы начинаем по очереди читать текст по абзацам. Наша задача – читать с пониманием, задача  слушающих – задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. У нас  есть только одна копия текста, которую мы передаем следующему чтецу.

2.Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий  отвечает. Если его ответ не верен или не точен,  слушающие его поправляют.

«Чтение про себя с вопросами»

Цель стратегии – научить читать текст вдумчиво, задавая самому себе все более усложняющиеся вопросы, вести «диалог с автором».

«Чтение с остановками»

Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.

Ход работы:

- Мы будем читать текст с остановками, во время которых вам будут задаваться вопросы. Одни из них направлены на проверку понимания, другие – на прогноз содержания последующего отрывка.

«Чтение в парах – обобщение в парах».

Цель: сформировать умение выделять     главное, обобщать     прочитанное   в виде тезиса, задавать проблемные вопросы.

1. Ученики про себя читают выбранный учителем текст или часть текста.

2.Учитель объединяет      учащихся в пары     и дает    четкий инструктаж. Каждый ученик поочередно выполняет две роли:   докладчик – читает     и     обобщает  содержание в виде одного тезиса; респондент – слушает докладчика и задает ему два вопроса по существу. Далее происходит смена ролей.

3.Учитель привлекает всех учащихся к обсуждению.

        «Чтение про себя с пометками»

Цель: сформировать умение читать вдумчиво,   оценивать    информацию,  формулировать мысли автора своими словами.

Учитель дает ученикам задание написать на полях значками информацию по следующему алгоритму:

v

Знакомая  информация

+

Новая информация

--

Я думал (думала) иначе

?

Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше

Эта стратегия дает возможность учителю создать климат, который соответствует активной учебной     деятельности, а    ученику – классифицировать    информацию,  формулировать мысли автора другими словами, научиться вдумчиво читать.

3.

Работа с текстом после чтения

1. «Отношение между вопросом и ответом»

 2. «Вопросы после текста»

 3. «Тайм-аут»

 4. «Проверочный лист».

5.Круг «Вена»

Цель: применение, использование материала в самых различных ситуациях, формах, сферах, включение его в другую, более масштабную деятельность. Стратегии связаны с усвоением, расширением, углублением, обсуждением прочитанного, происходит корректировка  читательской интерпретации авторским смыслом.

Для диагностики читательских умений, как правило, предлагаются информационные блоки и задания к ним. Задания по работе с текстами ориентированы на проверку трёх групп умений:

- общая ориентация в тексте;

- глубокое понимание текста;

- применение информации из текста в учебно-практических задачах.

Это две пересекающихся окружности, в каждой из которых пишется, например характеристика героев, а в месте пересечения окружностей (вене) указывается общее в образах. Данный приём используется для сравнения образов, произведений, исторических эпох и т. д.

   

Наиболее распространенные стратегии смыслового чтения, применяемые на разных этапах работы с текстом:

  • «Работа с вопросником»
  • «Ассоциативный куст»
  • Чтение с пометками.
  • «Чтение в кружок» (попеременное чтение)
  • «Чтение в парах»
  • «Чтение с вопросами»
  • Дневник двойных записей
  • «Чтение с остановками»
  • Работа с ключевыми словами.
  • «Взаимовопросы»
  • «Толстые (Развернутый ответ) и тонкие вопросы (Быстрый и точный  

            ответ)»

  • «Синквейн.»
  • «Ромашка Блума» другие.

                       

 25.10.2021.                

Учитель русского языка, литературы,

 географии Халикова Р.Р.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое занятие для преподавателей ОД "Русский язык и литература" - Использование стратегий смыслового чтения на уроках

Материалы методического занятия для перподавтелей русского языка и литературы по использованию стратегий смыслового чтения на уроках....

Методическая разработка "ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ"

Систематическая и планомерная работа по формированию умений работы с текстом учебника включает разнообразные аспекты, пополняясь ими в разных возрастных группах. Формирование навыков самостоятельной р...

Выступление на школьном методическом объединении по теме "Смысловое чтение как основа формирования универсальных учебных действий"

Выступление на школьном методическом объединении по теме "Смысловое чтение как основа формирования универсальных учебных действий"...

Моя методическая тема: "Стратегии смыслового чтения: развитие творческого потенциала учащихся на уроках русского языка и литературы"

Материал представляет собой накопленное количество приемов смыслового чтение, которые вызывают интерес у учащихся к чтению, развивают воображение, формируют речь....

Методическая разработка «Смысловое чтение на уроках иностранного языка».

Методическая разработка «Смысловое чтение на уроках иностранного языка».         ФГОС второго поколения содержит требования к личностным, предметным...

Методические рекомендации по обучению приёмам смыслового чтения на занятиях внеурочной деятельности " Час чтения"в 7 классе (по рассказу В.А. Костюнина "Рукавичка")

Цель занятия -развитие интереса к чтению литературы, обучение навыкам анализа художественного текста;- воспитание в детях доброго отношения к людям.Воспитательные цели: воспитание доброты, человечност...

Мастер-класс «Стратегия смыслового чтения на уроках русского языка и литературы. Механизмы смыслового чтения: диалог с текстом(7-9 классы) Занятие 1-2.»

laquo;Стратегия смыслового чтения на уроках русского языка и литературы. Механизмы смыслового чтения: диалог с текстом. Занятие 1-2.»Программа мастер-класса адресована учителям русского языка и...