«Организация активной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы».
методическая разработка

Дряева Дарья Александровна

«Организация активной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема : «Организация активной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы». 

        Думаю, что сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески. Как же многие из нас строят свою работу?

Согласитесь, что легче преподнести ученикам «готовые знания»,  используя традиционные методы, такие как объяснение, опрос, заучивание, пересказ, лекция?

Но мы не должны забывать, что  использование данных репродуктивных методов приводит только к одному результату: учащиеся оказываются не способны применить их.

Хочется еще раз повторить слова Бернарда  Шоу: “Единственный путь, ведущий к знанию – деятельность».

В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно  подчиняются основные задачи современного образования.  Основная цель современного учителя – научить  ребенка учиться.  Достижению данной цели способствует использование активных методов обучения.   Активный метод- форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учащиеся  не пассивные слушатели, а активные участники урока.

Наибольший активизирующий эффект на уроке  дают ситуации, в которых учащиеся сами должны:
-отстаивать свое мнение;
-принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;
-ставить вопросы своим товарищам и преподавателям;  
-оценивать ответы и письменные работы товарищей;
-находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы);
-решать познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения.

К активным методам относятся проблемный диалог, дискуссия, беседа, некоторые виды нетрадиционных уроков.

К сожалению, такие методы обучения редки в практике учителей нашей школы. Оно и понятно, такие методы  требуют много времени на уроке, содержат элемент риска (школьник может дать неправильный ответ, который воспринимается другими учащимися и фиксируется в их памяти), требует от учителя известного мастерства в ведении беседы и запаса знаний.

Беседа − диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного. Беседа относится к наиболее старым методам дидактической работы. Ее мастерски использовал Сократ, от имени которого и произошло понятие “сократическая беседа”.

В целом, метод беседы имеет следующее преимущество:

- активизирует учащихся;

- развивает их память и речь;

- делает открытыми знания учащихся;

- имеет большую воспитательную силу.

Дискуссия как метод обучения основан на обмене взглядами по определенной проблеме, причем эти взгляды отражают собственное мнение участников или опираются на мнения других лиц. Этот метод целесообразно использовать в том случае, когда учащиеся обладают значительной степенью зрелости и самостоятельности мышления, умеют аргументировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения. Хорошо проведенная дискуссия имеет большую обучающую и воспитательную ценность: учит более глубокому пониманию проблемы, умению защищать свою позицию, считаться с мнениями других.

К сожалению, как показывает опыт, нашим учащимся очень трудно участвовать в подобных обсуждениях, поэтому в наших силах прививать им культуру ведения дискуссии.

На своих уроках чаще всего я прибегаю, когда речь о сложных характерах литературных героев. Например, я предлагаю следующие темы для дискуссий: «Чацкий: победитель или побежденный?», «Печорин: страдающий человек или эгоист?», «Хлестаков: мошенник или творческая личность?»

 Антуан де Сент-Экзюпери сказал: « Если путник, взбираясь в гору, забывает сверяться с путеводной звездой, он рискует ее потерять и сбиться с пути».  С путником мы можем сравнить и учителя,   организующего урок, и ученика. Формулировка цели урока (целеполагание)   должна стать потребностью и учителя, и ученика. Учителю правильно выбранные цели дают возможность организовать и направить познавательную деятельность учащихся. Умение самостоятельно формулировать цели урока способствует  формированию положительной  мотивации  учения, превращает учащихся в активных субъектов процесса обучения.

 

«Один из секретов жизни состоит в том, чтобы не дать угаснуть огню нашей любознательности»,- говорил Эдвард Фелпс. Нужно «заставить» ребенка удивиться. А удивительное рядом. Только его надо уметь увидеть. В русском языке много интересного и удивительного. Отрыть новое, удивиться на уроках может помочь проблемный диалог. Дистервег  говорил: «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить».  

Именно  технология проблемного  диалога является ведущей на этапе открытия нового знания и позволяет сделать изучение русского языка не скучной необходимостью, а интересным процессом. Отмечу, что данная технология универсальна, т.е. применима на любом уроке.

Первый этап. Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Проблемная ситуация может создаваться путем предъявления классу противоречивых фактов, теорий, мнений; путем столкновения мнений учеников; путем противоречия  между житейским представлением учеников и научным фактом; или  ученикам дается задание, не выполнимое вообще.

Примеры проблемной ситуации:

Старушка волновалась о сестрЕ, о дочерИ (оба слова являются существительными  ж.р.. Что вас удивило? Почему у существительных разные окончания?)

Куприн «Гранатовый браслет». Какой должна быть любовь? Чувство Желткова –это большая любовь или слепой восторг? Проблемная ситуация построена на противоречивых точках зрения.

При изучении творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина привожу слова  самого писателя «Я люблю Россию до боли сердечной». Отчего болит сердце писателя?» Ключевой вопрос урока позволяет организовать поисковую деятельность и активный диалог на протяжении всего учебного занятия.

 Наблюдение над языковым материалом, выдвижение и обоснование гипотез, формулирование выводов – все это способствует развитию навыков исследовательской деятельности. Материал, помещенный в учебниках, позволяет нам с ребятами наблюдать, сравнивать, открывать законы языка, выводить общие закономерности. Процесс обучения становится у нас творческим. Использование данной технологии на уроках позволяет мне привлекать учащихся к исследовательской деятельности, увлекать, например, таким предметом как литература. Ежегодно мы с ребятами участвуем  в научно-практических конференциях и добились неплохих результатов.

Кроме того данная технология  позволяет развивать коммуникативные умения: умение слушать и понимать  позицию другого, вступать в диалог. «Монолог демонстрирует умение говорить, а диалог - умение слушать»,- сказал наш современник.  А умением слушать и тем более говорить наши   ученики, к сожалению, владеют не на достаточном уровне.

       К активным формам работы можно отнести работу в группах. Малый состав группы дает каждому ее участнику больше возможностей, чтобы проявить себя, предложить свои гипотезы и способы решения учебной задачи; во-вторых, это позволяет дополнительно организовать диалог разных групп, что сделает урок еще более эффективным, а иногда и «неинтересную» тему позволит преподнести как увлекательную. Возьмем еще одни пример. Вводный урок русского языка в 7 классе по теме «Зачем изучать русский язык? Проблемы его изучения» строится на диалоге 3-ех групп. Каждая из групп должна ответить на свой вопрос:

  1. Представьте, что в нашем государстве для удобства решили отказаться от родного языка и перейти на английский, например.  Что из этого может выйти? Согласны ли вы с этим? Почему?
  2. Представьте, что в нашем государстве  решили считать единственно правильным язык эпохи А.С. Пушкина.  Что из этого  может получиться? Согласны ли вы с этим?
  3. Представьте, что в нашем государстве  решили отказаться от нашего языкового наследия и изучать только современную форму языка.  Что из этого  может получиться? Согласны ли вы с этим?

Ученики самостоятельно придут к выводу, что язык – явление развивающееся, многогранное, что мы, носители языка, должны способствовать сохранению и развитию русского языка.

 

Одним из методов организации активной деятельности учащихся является  метод проектов. Освоение знаний и навыков осуществляется через выполнение задач, поощряющих исследовательскую деятельность, а обучение выражается в конкретных результатах. При выполнении проекта школьники попадают в среду неопределенности, но именно это активизирует их познавательную деятельность.

Использование проектной технологии повышает  и углубляет  интерес детей к предметам, развивает  творческие способности учащихся, помогает  школьникам приобрести навыки работы с большим объемом информации, исследовательские умения (видеть проблему и наметить пути ее решения), коммуникативные умения (работа в группах).

Обязательным этапом каждого урока должна стать рефлексия.  Ученик должен научиться фиксировать результаты своей учебной деятельности, оценивать  свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.

Таким образом, можно сделать вывод: чтобы учащиеся проявляли познавательную активность на уроках, нужно самому учителю приложить  множество усилий, творчески подходить к своей работе, не стоять на месте, постоянно находиться в движении и этому же учить своих учеников.

       

Закончить выступление мне хочется притчей, истину которой должен понять каждый из нас.

Однажды ученик пожаловался: 
- Учитель, ты рассказываешь нам много историй, но никогда не раскрываешь их истинный смысл. Почему?
И ответил Учитель: 
- А что бы ты сказал, если бы тебе предложили фрукт, но перед этим его немножко пожевали?

 И, действительно, не слишком ли мы пережевываем детям те знания, которые они могут добыть сами?

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая статья «Организация поисково-исследовательской деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы» с целью формирования общеучебных компетенций»

Методическая статья«Организация поисково-исследовательской деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы» с целью формирования общеучебных компетенций»...

Современные технологии, формы, приемы в организации учебной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы

Современная школаСовременные технологии, формы, приемы в организации учебной деятельности учащихсяПроблема образования - одна из актуальных и наиболее обсуждаемых в обществе проблем. Уже само словосоч...

Организация исследовательской деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы как средство развития их познавательной активности

Исследовательская деятельность учащихся -  целенаправленный, планомерный, обоснованный поиск неизвестного ответа на заданный вопрос, представляющий научную или практическую проблему...

Методическая разработка"Организация проектной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы"

Содержит методические рекомендации по организации деятельности учащихся для формирования умений и навыков  проектной и исследовательской работы на уроках русского языка и литературы....

Формы организации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы

Формы организации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы...