Протокол ШМО по истории, обществознанию, истории Дагестана и КТНД №3
методическая разработка

Протокол ШМО по истории, обществознанию, истории Дагестана и КТНД №1

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл protokol_3_2022-23.docx52.07 КБ

Предварительный просмотр:

Протокол №3

заседания ШМО учителей истории, обществознания,

истории Дагестана и КТНД.

Присутствовали: 4 чел.                                           от «      »                                г.

Меджидова А.А.

Гапизова З.А.

Темирханова М.М.

Магомедова А.А.

Повестка дня:

  1. Участие в работе ГМО учителей истории и обществознания.
  2. Индивидуальная работа с учащимися по исследовательской деятельности.
  3. Подготовка обучающихся к городской олимпиаде по истории, обществознанию, праву и экономике.
  4. Обмен опытом работы по практической направленности уроков, мотивация поведения учителя. Взаимопосещение уроков, выступления учителей.
  5. Подготовка и проведение пробных ОГЭ и ЕГЭ по истории обществознанию.
  6. Гапизова З.А. с темой по самообразованию: «Проектная деятельность на уроках истории и обществознания»

Прослушали:

      По первому вопросу с анализом проведенной методической работы ШМО учителей истории, обществознания, истории Дагестана и КТНД за вторую четверть выступила Меджидова Аминат Алиевна. Проанализировав работу ШМО и ГМО, отметила, что все учителя работают над созданием системы обучения, обеспечивающей потребность каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Целенаправленно ведется работа по усвоению учителями современных методик и технологий обучения. Тематика заседаний ШМО позволяла решать поставленные задачи и была связана с наиболее важными проблемами в преподавании истории, обществознания, истории Дагестана и КТНД. Было запланировано 5 заседаний ШМО. Все они были проведены в форме заседаний, коллективных обсуждений.

      В целях профессиональной квалификации учителей на заседаниях МО были рассмотрена следующая тема: «Работа по предупреждению ошибок на уроках истории, обществознания, истории Дагестана и КТНД».

       А также проанализировали работу проведения Всероссийских олимпиад по истории, обществознанию, МХК, праву и экономике (школьный и городской этап).

Цель: подготовка к выполнению олимпиадных заданий и успешное участие в предметных олимпиадах по истории, обществознанию, права и экономики.

Задачи:

  1. научить учащихся ориентироваться в заданиях повышенного уровня;
  2. стремиться принимать участие в олимпиадном движении;
  3. повышение мотивации к изучению гуманитарных наук.

Организация и проведение олимпиад является важной частью внеклассной работы по обществознанию, истории, права и экономики. Они способствуют активизации познавательных и творческих способностей учащихся, выявлению талантливых детей, интересующихся обществознанием, историей, правом и экономикой. Такие олимпиады дают учителю возможность проверить подготовленность ученика, его общий кругозор.

В целях эффективной подготовки к муниципальным и региональным олимпиадам проводится собеседование, направленное на выявление затруднений, с которыми сталкиваются учащиеся в изучении курсов истории, обществознания, права и экономики. Именно этим проблемам на занятиях уделяется больше времени.

При составлении тематического планирования занятий по подготовке учащихся к олимпиадам по истории, обществознанию, праву и экономике учитываются следующие положения:

• отработка с учащимися всех типов заданий, представленных на олимпиадах (используются материалы олимпиад прошлых лет);

• переход от заданий репродуктивного характера к заданиям проблемным и творческим;

• развитие практических умений, необходимых для выполнения заданий разных видов, т.е. практическая направленность проводимых занятий;

• индивидуальный подход в подготовке к олимпиадам (учет предпочтений учащихся, их познавательных потребностей и ориентации на выбор будущей профессии);

• деятельностный подход, выражающийся в самостоятельном поиске, отборе, анализе и использовании информации, создании на занятиях условий, способствующих высказыванию своих взглядов, идей.

Для реализации этих задач наиболее эффективными формами организации учебной деятельности являются: самостоятельная групповая работа с источниками, индивидуальная работа учащихся с вариантами олимпиадных заданий, коллективное обсуждение процесса и результатов работы.

Индивидуальное выполнение учащимися тестовых заданий закрытого типа с выбором одного правильного ответа показало, что ученики достаточно глубоко усвоили содержание основных обществоведческих и исторических понятий. Больше проблем учащимся доставили тестовые задания закрытого типа с множественным выбором ответа.

Особое место в процессе подготовки к олимпиаде занимают практические занятия по решению юридических, экономических задач и выполнению проблемно-познавательных заданий.

Поскольку задания туров Всероссийской олимпиады по обществознанию предполагают написание эссе на выбранную тему, его рецензирование и защиту, значительное внимание в процессе подготовки уделяется выполнению заданий данного типа. В качестве тем эссе используются различные афоризмы писателей, поэтов, философов.

    По второму вопросу выступали учителя предметники на тему «Индивидуальная работа с учащимися по исследовательской деятельности». По итогам выполненных исследовательских работ, были даны рекомендации учителям – предметникам и предложила на обсуждение следующие цели и задачи ШМО на учебный год:

-   создание условий для творческого роста учащихся;

-   овладение новыми технологиями изучения материала;

-  дальнейшее внедрение здоровье-сберегающих технологий при написании исследовательских работ по истории, обществознанию, истории Дагестана, КТНД и внеурочным мероприятиям;

-  повышение качества преподавания и качества знаний учащихся за счёт внедрения инновационных технологий;

-  развитие творческой деятельности учащихся в урочной и внеурочной работе.

       Технология учебно-исследовательской деятельности основана на использовании творческих потребностей, познавательных интересов, мотивов совершенствования личности, является более высоким уровнем развивающего обучения, средством формирования самостоятельного мышления, компетенции. Основными целями и задачами данной технологии являются: повышение качества образования, дифференциация и индивидуализация обучения, овладение методами самообучения и приемами исследовательской работы, профильная подготовка учащихся, преемственность уровня школа – вуз.

       Главный смысл исследования в образовании в том, что оно является учебным. Если в науке главной целью является получение нового знания, то в образовании – приобретение учащимися функционального навыка исследования, развития способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося на основе приобретения новых знаний. Важные ограничения накладывают на тематику, характер и объем исследований требования возрастной психологии. Для юношеского возраста характерны еще невысокий общий образовательный уровень, несформированность мировоззрения, неразвитость способности к самостоятельному анализу. Поэтому не каждая исследовательская задача пригодна для реализации в школе.

  По третьему вопросу выступали учителя-предметники: Меджидова Аминат Алиевна, Гапизова Зухра Агаевна, Темирханова Муминат Магомедовна, Магомедова Аминат Абдулкагировна.

       Подготовка одарённых детей к предметным олимпиадам - это сложный и кропотливый этап. А первой ступенью для учеников становиться школьный этап.

      Одним из приоритетных направлений построения национальной модели образования является подготовка интеллектуальной элиты - молодых людей, способных занять ключевые места в управлении государством, экономике, науке, культуре, искусстве.

      Современные тенденции социального развития ставят перед образованием новые задачи – отход от ориентации на «среднего ученика», повышенный интерес к одаренным и талантливым детям, к особенностям раскрытия и развития их способностей в процессе образования. Одаренные дети должны быть в центре специальных педагогических и социальных программ, поскольку самые большие надежды на улучшение условий жизни и процветание нации связанные именно с одаренными молодыми детьми.

    Цель: уделять особое внимание психолого – педагогической поддержке одарённых (мотивированных детей), ранней диагностики интеллектуальной одарённости, усиление научно – методического сопровождения по данному направлению; исходить из принципа: каждый ребёнок от природы одарён по своему.

   Задачи:

- предусматривать степень и метод самораскрытия одарённых обучающихся, умственное, эмоциональное, социальное развитие и индивидуальное различие обучающихся;

- удовлетворение потребности в новой информации (широкая информационно – коммуникативная адаптация);

- помощь одарённым детям в самораскрытии (их творческая направленность, самопрезентация в отношениях).

Принципы работы с одаренными детьми в сфере образования:

1. Принцип развивающего и воспитывающего обучения (цели, содержание и методы обучения должны способствовать познавательному развитию, а также воспитанию личностных качеств учащихся).

2. Принцип индивидуализации и дифференциации обучения (цели, содержание и процесс обучения должны как можно более полно учитывать индивидуальные и типологические особенности учащихся).

3. Принцип учета возрастных возможностей (соответствие содержания образования и методов обучения специфическим особенностям одаренных учащихся на разных возрастных этапах).

Работа с одаренными в разных областях и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие является одним из важнейших аспектов деятельности школы. Такие дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний.

Условно мы выделяем три категории одаренных детей:

      Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).

     Дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области науки, искусства, спорта и др. видах деятельности (подростковый образ).

     Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).

Условия успешной работы с одаренными учащимися

    Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.

    Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.

     Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы УО.

Формы работы с одаренными учащимися

школьное научное общество;

объединения дополнительного образования;

групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;

факультативы;

кружки по интересам;

конкурсы и конференции;

интеллектуальный марафон;

участие в олимпиадах;

спецкурсы;

работа по индивидуальным планам;

занятия в классах с углубленным изучением отдельных предметов.

    Характеристика учеников: дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний.

    Цель: формирование у школьников целостного видения мира и понимание места и роли человека в этом мире, превращение всей получаемой учащимися в процессе обучения информации в личностно значимую для каждого ученика; развитие и выработка социально ценностных компетенций у учащихся; углубление знаний по географии, совершенствование навыков работы с картами и атласами; развитие творческого потенциала и навыков исследовательской деятельности.

При работе с одаренными детьми придерживаюсь следующих рекомендаций:

1. Постарайтесь создать благоприятную атмосферу работы с детьми. Будьте доброжелательными, не критикуйте. Одаренные дети наиболее восприимчивы.

2. Стимулируйте ученика, хвалите, не бойтесь поставить оценку на балл выше, но не наоборот.

3. Экспериментируйте на уроке. Не бойтесь оказаться смешными и в то же время докажите, что вас нужно уважать, а не бояться.

4. Позволяйте детям вести себя свободно и задавать вопросы. Если ребенок чем-то интересуется, значит, он думает, а если он думает, значит, учитель кое-чего достиг. После окончания школы, ученик может чего-то достичь, или просто стать хорошим человеком, и, следовательно, учитель свои обязанности выполнил.

     Требования, предъявляемые сегодня к учителю истории чрезвычайно широки и многогранны. Это и высокий процент качества знаний по предмету, и необходимость подготовки учащихся к участию в научно-практических конференциях, и обилие различного рода конкурсов исследовательских работ учащихся, и участие в районных и окружных олимпиадах  по предмету, и воспитание личности школьника и т.п. Однако в условиях существования концентрической системы это сделать практически невозможно. Имея всего два-три урока в неделю, мы вынуждены в течение года изучать параллельно два курса – всемирную и российскую историю (соответственно, два учебника). Дефицит времени огромный. Некогда даже охватить огромный теоретический материал, не то, чтобы научить их самостоятельно добывать информацию, отстаивать свою точку зрения, систематизировать полученные знания. Поэтому систематизировать знания и формировать необходимые учебные умения школьников возможно, только используя рычаги внеурочной деятельности.

    В последнее время становится все более актуальными различного рода конкурсы и олимпиады, проводимые на всероссийском уровне в дистанционном режиме.

    Одной из наиболее эффективных форм внеклассной и внешкольной работы, способствующих повышению интереса школьников к знаниям, развитию их способностей являются олимпиады. Олимпиады позволяют ученику познать себя, дают возможность в большей степени утвердиться в собственных глазах и среди окружающих. В целом они служат развитию творческой инициативы ребенка. Предметные олимпиады для школьников при этом играют важную роль. Олимпиады – это своеобразное соревнование в знаниях, итог работы учащихся как на уроке, так и в не его. Если урок – основная форма учебно-воспитательной работы и его содержание определяется учебными программами, то олимпиада является действенным средством вовлечения во внеклассную, дополнительную, работу учащихся школы и предполагает самостоятельное изучение школьниками научно-популярной литературы, чтения словарей, справочников, посещения факультативов. Можно научить ребёнка побеждать, если у него есть определённые природные данные: хорошо развита логика, цепкая память, он имеет более высокие по сравнению с большинством остальных интеллектуальные способности, имеет доминирующую, активную, познавательную потребность, испытывает радость от умственного труда, большое трудолюбие. При наличии этих качеств ребёнок может стать потенциальным участником олимпиад. Участвуя в олимпиадах, такие дети оказываются в среде себе равных. Они стремятся соревноваться с другими, стремятся к победам. Олимпиады любого уровня дают уникальный шанс добиться признания в семье, в учительской среде и у одноклассников. Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения, которого вся работа быстро затухает. Подготовка к олимпиадам должна быть систематической. Методические подходы подготовки учащихся к олимпиадам могут быть различными. Но прежде, чем учитель начнет заниматься с учениками и готовить их к олимпиаде, необходимо произвести отбор. Согласитесь, что часто бывает так: если ребенок талантлив, то он талантлив во многих учебных областях. Как же заинтересовать ученика, чтобы он захотел сам готовиться и участвовать в олимпиаде? На основе собственного опыта могу предложить условия подготовки к олимпиадам по экономике.

    По четвертому вопросу «Обмен опытом работы по практической направленности уроков, мотивация поведения учителя. Взаимопосещение уроков, выступления учителей.».

Учитель перестает быть учителем, когда перестает учиться сам.

А. Макаренко.

Положение о взаимопосещений уроков.

Общие положения

  1. Настоящее Положение о взаимопосещений уроков является составной частью нормативной документации, регламентирующей порядок ведения образовательной деятельности в МКОУ «СОШ№10.

     1.2. Основными целями и задачами взаимопосещений являются:

Обмен опытом работы между педагогами;

Повышение качества преподавания в школе;

Апробирование и введение инновационных форм и методов преподавания;

Совершенствование профессионального мастерства педагогов через подготовку, организацию и проведение уроков взаимопосещений;

Выявление учащихся, обладающих творческими способностями, стремящихся к углубленному изучению определенной учебной дисциплины или образовательной области.

2. Организация и порядок проведения взаимопосещений уроков.

2.1. Уроки проводится в соответствии с учебным планом, планом методической работы, планом проведения открытых уроков.

2.2. План проведения рассматривается на заседании Методического совета или на заседаний методического заседания учителей школы и согласовывается с заместителями директора школы по учебно-воспитательной работе.

2.3. Задачей учителя, присутствующего на уроке взаимопосещения, является оценка эффективности применяемых технологий, методов, педагогических находок, анализ дидактической эффективности использования средств обучения, обобщения приемов научной организации и контроля качества учебного процесса.

2.4.Для проведения урока взаимопосещения может использоваться любой вид учебных занятий по любой форме обучения. Тема и форма проведения урока определяются учителем самостоятельно

3. Проведение урока.

3.1.Урок взаимопосещения проводится в деловой обстановке.

3.2. Приглашенные входят в класс до звонка, занимают заранее подготовленные места, выбранные так, чтобы меньше отвлекать внимание учащихся и без помех наблюдать за действиями педагога и учащихся.

3.3. Все приглашенные должны соблюдать педагогический такт, не вмешиваться в ход занятия, не выражать в присутствии учащихся своего отношения к работе педагога, ведущего его.

3.4. Приглашенные в процессе наблюдения должны проследить: как педагог, ведущий занятие, достигает поставленной цели; с помощью каких методических приемов и средств обучения реализует требования учебной программы; каковы результаты его деятельности.

3.5. Результаты наблюдений отражаются в Листе взаимопосещения урока (Приложение 1).

  1. Каждый учитель обязан посетить не менее двух открытых уроков в год.

4. Обсуждение и анализ уроков взаимопосещений.

4.1. Обсуждение урока проводится в день его проведения или сразу после урока.

4.2. Цель обсуждения - оценка правильности постановки занятия, целесообразность выбранных методов и средств, помощь педагогу увидеть отдельные методические приемы, их эффективность с точки зрения поставленных задач.

4.3. Оценка сценария урока осуществляется с учётом следующих критериев:

  • соответствие программе;
  • методическая проработка плана и хода урока;
  • полнота и разнообразие используемых материалов по теме;
  • доступность и оригинальность подачи материала;
  • методы и приемы организации деятельности учащихся;
  • мотивация деятельности учащихся;
  • разнообразие используемых технических и программных средств;
  • соответствие итогов поставленной цели;
  • тиражируемость (возможность использования коллегами).

4.4. Все присутствующие на уроке сдают заполненные Листы взаимопосещения урока председателю методического совета. На основе листов наблюдений, обсуждении и анализа учебного занятия подводятся итоги посещения. При положительном опыте и возможности использования коллегами, Методический совет принимает решение о его внедрении в педагогическую практику.

Выступление на заседании ШМО учителей-предметников:

       Обмен опытом - один из наиболее важных видов методической работы и эффективный путь повышения уровня методической подготовки любого учителя. Обмен опытом может осуществляться через посещение уроков у коллег. Однако продуктивность таких посещений зависит, как минимум, от двух факторов:

1) от степени осознаваемой учителем субъективной новизны посещенного урока;

2) от умения видеть и осваивать новое, включать его в свою деятельность, соотнося со своими профессионально-личностными потребностями и возможностями.

       Посещать уроки у коллег можно только с их согласия и по предварительной договорённости.

       При посещении урока с целью развития методической компетентности учителя решающее значение приобретает рефлексивная деятельность учителя как субъекта профессионально-личностного саморазвития. Нельзя забывать, что главной целью посещения уроков учителем является методическая учёба, повышение собственного профессионального уровня. И как любая учебная деятельность, она наиболее эффективна, если учитель тщательно подготовится к посещению урока у коллеги, а во время урока будет внимательно наблюдать, фиксируя результаты своего наблюдения.

Исходя из своих затруднений, учитель решает, на что именно в методике урока при посещении он будет обращать особое внимание (проведение опроса, введение новых понятий, организация самостоятельной работы учащихся и т.д.).

       После посещения урока необходимо осмыслить то, что записано на уроке и принять участие в обсуждении и анализе посещённого урока. Если обсуждение урока не организуется, посещающему урок коллеги педагогу всё равно надо узнать мнение самого учителя об уроке, задать ему вопросы о том, что в уроке осталось не совсем ясным, поделится собственными впечатлениями.

       В дальнейшем учитель будет активно осваивать опыт посещённых уроков: использовать информацию, приобретённую им в процессе посещения, осмысления и обсуждения урока, при подготовке и проведении своих уроков; творчески интерпретировать полученный опыт, исходя из собственных потребностей в развитии методической компетентности.

       Таким образом, цель деятельности, связанной с посещением уроков педагогом у своего коллеги, заключается в том, чтобы заимствовать положительный опыт и учиться на чужих ошибках.

По пятому вопросу «Подготовка и проведение пробных ОГЭ и ЕГЭ по истории и обществознанию».

Система работы по подготовке обучающихся в ОГЭ и ЕГЭ в 9 и 11 классах по истории и обществознанию.

Несмотря на то, что мне была заявлена данная тема по истории, я включила и обществознание. Каждый год мои учащиеся сдают ОГЭ и ЕГЭ  по обществознанию.  Историю выбирают реже, и конечно, не такое количество детей, как по обществознанию. А если еще конкретнее, то историю для сдачи в этом учебном году у меня выбрали  впервые обучающиеся 9 класса, в количестве двух человек, обосновывая свой выбор поступлением в учебные заведения, где им обязательно нужны результаты именно этих предметов.

Готовиться к этому серьезному мероприятию, мы начали сразу же с началом учебного года более плотно. Хотя, безусловно, сама система работы по подготовке к ОГЭ, должна осуществляться, на мой взгляд, с 6-7 классов.

Главной целью  в своей работе считаю формирование интереса к предмету. И как  показывает практика, что при достаточно интенсивной подготовке учащегося к экзамену, при наличии у него заинтересованности в максимально успешной сдаче ОГЭ, а позднее ЕГЭ, результат не будет высоким, если у ребёнка отсутствует интерес к предмету. И по этому, основная подготовка учеников к ОГЭ и ЕГЭ идет не только в 9-х, 10-11 классах, типовые задачи следует начинать решать уже с 6-го класса. Исключительно важным становится планомерная целенаправленная работа по подготовке к итоговой аттестации. 

Очень важным этапом такой подготовки считаю работу по подбору заданий к уроку, чтобы наиболее полно учесть особенности мотивации и психолого-возрастные особенности учащихся. Правильный подбор упражнений для занятий позволяет детям активно участвовать во всем, что происходит на занятии; не узнавать о чужих открытиях, а открывать новое самим (занимать активную исследовательскую позицию); осознавать результаты занятий для группы и для самого себя. Психологи говорят, что у человека остается в памяти приблизительно 10% из того, что он слышит, 50 % из того, что он видит, и 90 % из того, что он делает.  Важное условие эффективности образовательного процесса – включенность всех сфер личности ребенка и поддержание интереса и активности в течение всего занятия. Может это не всегда получается, но стремится к этому необходимо.

Что движет учеником в процессе исторического познания?

В 5-7 классах это может быть интерес к предмету в целом, возможность получить положительную отметку, завоевать авторитет в глазах учителя, родителей, желание быть успешным. Формы проявления интереса, активности разнообразны: яркие ответы, системность в подготовке домашнего задания, активное изучение дополнительной литературы.

В 8-9 классах ситуация усложняется, подобная активность постепенно угасает. Детская непосредственность трансформируется в подростковый нигилизм. Мотив достижения успеха в учебе практически не развивается, познавательный интерес только у высокомотивированных.

В 10-11 классах интерес к предмету приобретает практический характер, рассматривается с позиции его необходимости в получении дальнейшего образования. Отметка выступает не мотивом, а критерием качества знаний. В этот период высока внутренняя, собственная мотивация. Учитывая особенности восприятия, которыми обладает каждый из учащихся, следует включать в занятия разные виды деятельности. Тогда ученики могут стать успешными, почувствовать, что и они могут достигнуть победы.

В 5-7 классах наиболее эффективны командные развивающие игры, несущие в себе соревновательный элемент, а в 8-11 классах – деловые игры и семинары.

Одним из эффективных методов является индивидуальная практическая работа разных уровней сложности. Ее лучше выполнять письменно, особенно в старших классах – это способствует развитию письменной речи и готовит к новому формату экзаменов. Данный вид работы наиболее целесообразен на уроках закрепления нового материала и развития умений и навыков, иногда – в качестве домашнего задания (естественно, объём домашней работы не должен быть слишком большим). При этом, кроме уже традиционных заданий по составлению планов и таблиц, хороший эффект дает использование метода «незаконченных предложений», когда учащимся необходимо подобрать дополнительную недостающую информацию к уже имеющимся сведениям (Например, по обществознанию – « Разумными потребности человека будут тогда, когда….»)

Еще одним методом подготовки учащихся к итоговой аттестации является регулярное изучение нормативных документов по ЕГЭ и ГИА; изменений, вносимых в структуру КИМов; аналитических отчетов ФИПИ по результатам экзаменов текущего года, в которых дается не только качественный анализ заданий и типичных ошибок, допущенных выпускниками, но и даются ценные методические рекомендации по подготовке к экзаменам в следующем году. С этими рекомендациями и со структурой экзаменационной работы, мы знакомим обучающихся и их родителей на собраниях под роспись в журналах инструктажей.

Для того, чтобы подготовить обучающихся к экзамену, мы проделываем огромнейшую работу.

1.Работа с документами ОГЭ и ЕГЭ

- изучить нормативные документы;

- проанализировать демо-версии;

- проработать правила для детей на экзамене;

- познакомить с правилами заполнения бланков;

- изучить систему оценивания работ;

- изучить кодификатор содержания экзаменационной работы для проведения ОГЭ и ЕГЭ;

- познакомить с рекомендациями по подготовке экзаменов;

- изучить перечень контрольно-измерительных материалов.

2.Анализ сдачи ОГЭ, ЕГЭ за прошлые годы.

- подбор материалов по предметам за прошлые годы;

- анализ сдачи экзаменов учащихся школы,  района, региона за прошлый год

3. Оформление уголка ГИА:

- условия сдачи ОГЭ и ЕГЭ;

- анализ проверочных работ;

- методические рекомендации;

- подготовка к экзаменам;

- список литературы;

- словарь терминов;

- подбор материалов из образовательных сайтов интернета;

- памятки для учащихся;

4. Практическая работа (на уроках и на консультациях)

- проведение консультаций;

- уделять на уроках время на повторение;

- применять различные виды деятельности( работа с текстами, таблицами, диаграммами и т.д.);

- применять различные формы контроля знаний (устно, письменно, эссе, тесты, анализ текстов и т.д.);

- самообразование по данной теме;

- постоянный контроль за подготовкой учащихся, особенно  9, 11 классах;

- проведение мониторингов  по выявлению пробелов в подготовке;

- проведение пробных экзаменов.

5. Участие в  олимпиадах разного уровня.

6. Участие в семинарах по подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ.

Расскажу о  нескольких  педагогических приемах, исходя из типичных ошибок учащихся в экзаменационных работах, которые я использую в своей работе.

1. Для формирования полного представления о понятии, я работаю по следующему алгоритму:

- Обращение к этимологии слова (например, монархия в переводе с греческого mono – один, archia - власть).

- Выстраивание ассоциаций (например, с понятием монархия ассоциируется король, наследование, неограниченная власть, произвол и т.д.).

-  Выделение существенного признака понятия (существенный признак монархии: единоличный правитель, власть по наследству).

-   Сравнение с другими понятиями (например, сравним монархию с республикой).

- Выстраивание логических взаимосвязей (например, построение предложений, содержащих информацию о монархии (задание  ЕГЭ по обществознанию).

2. Преобразование перечня терминов в логическую схему (например, составьте схему по теме «Система органов власти РФ» из предложенного перечня слов: Верховный суд РФ, парламент, Правительство, Высший Конституционный суд РФ, законодательная власть, Государственная Дума, исполнительная власть, Высший Арбитражный суд РФ, Совет Федерации, судебная власть). Такой прием можно использовать при проведении тематического контроля, зачета; при изучении новой темы можно по ходу составить схему фронтально на класс, либо организовать самостоятельную работу учащихся с последующим представлением своих схем и обсуждением их.

3. Прием «Конструирование понятия» (из приведенных ниже слов составь обществоведческое определение, например, своеобразие, отличает, неповторимое, личность, от других людей - индивидуальность).

4. Работа с терминами. Провожу разминку в начале урока: называю определение, дети записывают слово-термин.(Словарная работа)

5. Затем следует отработка и контроль за знанием, представлением изученных терминов. Использую разные приемы, как правило, это типовые задания ОГЭ или ЕГЭ.

6. При подготовке к экзамену использую демоверсию, которая дает общее представление о содержании и структуре экзаменационной работы, уровне сложности, характере предлагаемых заданий. 

7. Работа с датами  по карточкам (регулярная разминка в начале занятия). Самостоятельное изготовление детьми карточек. На лицевой стороне цветным фломастером пишется дата, а на обратной – соответствующее дате событие.

8. Провожу проверку знаний в тестовой форме. Необходимо настроить учеников на то, что тестовые задания могут быть разного типа: выбор правильного ответа, верно или неверно, закончить предложение,  заполнить пробелы, тесты с использованием рисунков, графиков, диаграмм, восстановить последовательность и т.п.

9. Раздаю обучающимся памятки-рекомендации, например:

- Для того чтобы вспомнить и дать правильный ответ, нужно сосредоточиться и непременно успокоиться.

 - Начинайте работу с вопроса, на который вы знаете ответ.

- Ищите смысловые и структурные связи.

- Используйте ассоциации.

- Начинайте восхождение от простых к более сложным заданиям.

- Каждое задание имеет свой ключ, обычно он «прячется» в его же формулировке. Внимательно читайте условия задания, выделяйте в нем ключевые слова, составляйте опорную схему ответа на экзаменационный вопрос.

- Старайтесь давать больше развернутых, но обоснованных ответов.

В совокупности ваши ответы позволяют представить работу целостной, логически выстроенной, содержательно полной. 

10. Различные формы работы с исторической картой.

 Прежде всего, учимся  проводить  атрибуцию (установление, определение)  исторической  карты  в  целом  и  информации,  представленной  на карте.

Затем приступаем к выполнению заданий, предполагающих:

-самостоятельное изложение материала с опорой на историческую карту;

- нанесение объектов на контурную карту (постепенно,  к  VIII  –  IX классам, такую работу можно проводить без использования атласов и карт из учебника в качестве подсказки);

- ответы на вопросы по исторической карте и др.

11.  Работа с иллюстративным материалом очень важна  для работы  по изучению культуры. Специфика вопросов культуры состоит в том, что необходимо усвоить значительное количество сведений (имена деятелей культуры, произведения, достижения и т.п.), которые зачастую не связаны с личным опытом (читательским, творческим и т.п.) и впечатлениями учеников.

12.  Использую в практике типовые задания ОГЭ и ЕГЭ на отработку и усвоение понятий, такие как, из перечня слов выбрать обобщающее слово; из перечня слов выбрать два лишних слова, выпадающих из общего ряда; соотношение понятий и их значений и т. д.  Но использование исключительно только заданий, составленных на основе КИМ ЕГЭ по истории и обществознанию считаю не совсем верным. Так как эти задания созданы именно для измерения знаний и умений выпускников, но они не являются обучающими.   Например,  у меня часто вызывает проблему работа с аргументацией. Для формирования данного умения необходимо проведение дискуссий, дебатов, обсуждений мнений историков и т.п. Во время таких уроков ученик окажется в ситуации, когда ему необходимо будет приводить аргументы в реальной, живой дискуссии, а это будет  активизировать процесс мышления.   И стимулом  в  данном  случае  будет  коллективное  действие,  оценка  одноклассников.

Логика работы с понятиями.

1. При введении нового понятия, учащимся предлагается высказать свои ассоциации относительно изучаемого термина. Фронтальное обсуждение их предложенных слов – ассоциаций.

2. При изучении нового понятия, мы обращаемся к этимологии слова (его первоначальному значению), далее я даю учащимся несколько трактовок одного и того же термина, как правило 2-3 определения для более широкого представления (10-11 класс), в 8-9 достаточного одного определения.

3. Из общего определения или определений выделяем существенный признак или признаки. Если изучаем тему, содержащую несколько терминов, то рассматриваем в сравнении, например, тема форма правления, рассматриваем монархию и республику, даем определение каждой, выделяем существенный признак.

4.Если обществоведческое понятие предполагает виды, подвиды, классификации, то мы составляем схемы.

Для формирования понятийного аппарата, я использую лекционно- зачетную систему.

 Лекция (от латинского lectio - чтение) – устное систематическое и последовательное изложение материала по какой – либо теме. Лекция как организационная форма – это особая конструкция учебного процесса. На протяжении учебного занятия, учитель сообщает новый учебный материал. Благодаря тому, что материал излагается в логически выдержанной форме, лекция является наиболее экономичным способом передачи учебной информации. Лекция складывается из трех элементов.

1. Во вступлении кратко формулируется тема, сообщается план и задачи, характеризуется теоретическая и практическая значимость темы.

2. В основной части раскрывается содержание темы, обосновываются ключевые идеи и положения, формируется вывод.

3. В заключительной части подводится итог, кратко повторяются и обобщаются основные положения, формулируются общие выводы.

Существует несколько видов лекций, я перечислю те, которые использую в практике. Тематическая – изложение материала по конкретной теме.

Информационная – используется объяснительно – иллюстративный метод изложения (теоретический материал сопровождается схемами, таблицами, заметками и т.д.)

Обзорная – содержит обобщенную информацию об определенных вопросах. Эти лекции проводятся для обобщения, систематизации знаний по разделам курса обществознания: «Человек и общество», «Экономика», «Политика», «Социальная сфера», «Право».

После того, как теоретический материал учащимся выдан, я раздаю перечень вопросов по данной теме, которые выносятся на зачет. Зачет – это одна из форм контроля. В своей практике, я использую разные виды зачетов:

- письменный – когда учащимся необходимо письменно ответить на вопросы, либо заполнить таблицу, изобразить схему и т.д.

- устный – индивидуальная беседа по заданным вопросам.

- комбинированный (устно - практический) – учащиеся сначала сдают индивидуально теорию, затем решают тест по данной теме.

- домашняя зачетная работа (дан определенный перечень заданий в соответствии с темой и кодификатором ОГЭ или ЕГЭ).

Таким образом, при подготовке к ГИА, ЕГЭ по истории и обществознанию, считаю необходимым прежде всего использовать системно-деятельностный подход и поэтапную подготовку учащихся к ЕГЭ, ГИА. Такая поэтапная подготовка позволяет учителю организовать учебный процесс как самостоятельный, творческий поиск самого ученика в партнёрском взаимодействии с учителем.

В заключении хотелось бы отметить, что существует много различных методик по подготовке к ЕГЭ помогающих педагогу в работе. Но очень важны не просто теоретические основы, а опыт самих учителей, накопленный на практике!

По шестому вопросу выступление с докладом Гапизова З.А. с темой по самообразованию: «Проектная деятельность на уроках истории и обществознания» (Доклад прилагается)

   

  Руководитель ШМО                                                               Меджидова А.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Протоколы заседаний методического объединения учителей истории, обществознания, географии

Протоколы заседаний методического объединения учителей истории, обществознания, географии за 2014-2015 учебный год...

Протоколы работы кафедры истории и обществознания за 2013-14 у/г

Протоколы работы кафедры истории и обществознания за 2013-14 у/г...

Протоколы работы кафедры истории и обществознания за 2014-15 у/г

Протоколы работы кафедры истории и обществознания за 2014-15 у/г...

Протокол ШМО по истории, обществознанию, истории Дагестана и КТНД №1

Протокол ШМО по истории, обществознанию, истории Дагестана и КТНД №1...

Протокол ШМО по истории, обществознанию, истории Дагестана и КТНД №2

Протокол ШМО по истории, обществознанию, истории Дагестана и КТНД №2...

Годовой отчёт ШМО истории, обществознанию, истории Дагестана и КТНД

Годовой отчёт ШМО истории, обществознанию, истории Дагестана и КТНД...