Педагогические задания и задачи для молодого учителя
консультация

Виктория Анатольевна Земцева

Для молодого специалиста представлены ситуации из общепедагогической практики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskie_zadaniya_i_zadachi.docx43.18 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогические задания и задачи

Использованная литература:

Сборник педагогических ситуаций и задач.  Составители:

к.пс.н, доцент Т.А. Наумова, к.пед.н, доцент Е.В Мухачёва., к.пед.н., доцент  А.Е. Причинин

Ситуация 1: «Испытание». В одном из 8 классов школы был учащийся, который уже не первый раз оставался на второй год и был старше остальных. В начале учебного года он решил устроить испытание одной молодому педагогу. С первой минуты урока подросток начал отбивать такт какой-то мелодии, мешая проводить занятие. Педагог сделала замечание, но это не подействовало. Он не остановился. В классе начали смеяться. Урок мог быть сорван.

Оценка: имеет место быть неизрасходованный заряд молодой здоровой злости: на себя, на молодость педагога.

Прогнозирование: Если молодой педагог будет постоянно срываться с плана урока на замечания этому учащемуся, то это будет подпиткой его вредности, и, в то же время, будет расти неуверенность молодого педагога в своей профессиональной компетентности.

Решение: педагог взяла себя в руки и начала вести свое занятие далее по плану, остальные учащиеся сидели спокойно и выполняли все задания. Так продолжалось 3 урока. Понимая, что не дождется никакой реакции педагога, учащийся перестал стучать по парте и до конца учебного года дисциплину не нарушал.

Ситуация 2. Материальные ценности. На перемене двое учеников, мальчик и девочка, громко спорят. Подошедший педагог узнает, что мальчик разбил новый плейер девочки, который она принесла в школу. Мальчик уверяет, что это вышло случайно. А девочка требует деньги за разбитую вещь или же новый плейер. Педагог отчитала девочку за то, что она принесла в школу дорогую вещь, дала ее однокласснику, а теперь его же и обвиняет.

Оценка: в данной ситуации поведение педагога мало отличается от поведения своих учеников. Она решает, кто прав и кто виноват, не предпринимая усилий для того, чтобы сгладить конфликт разумным способом, и тем самым усугубляет его.

Прогнозирование: психологически комфортная обстановка в классе во многом зависит от поведения педагога, задачей которого является не только привить ученикам знания в рамках

образовательной программы, но и научить их быть более терпимыми друг другу, стараться идти на компромисс. Авторитарное поведение педагога в подобной ситуации, вряд ли, станет хорошим примером для учащихся, более того в классе возрастет количество межличностных конфликтов, которое может привести к конфронтации между учениками или между учительницей и учеником или группой учеников.

Решение: Педагог должна доверительно поговорить с обоими учениками, убедить их в том, что лучше выяснять отношения спокойно, а не затевая ссор и найти решение проблемы, которое удовлетворяло бы их обоих. Например, постараться найти того, кто смог бы починить плейер. Оптимальный вариант решения проблемы - склонить учащихся к примирению без всяких условий и компенсаций. Но если такой вариант не устраивает родителей девочки, то следует поговорить с родителями обоих учеников, чтобы они решили вопрос о компенсации на тех условиях, которые устраивали бы обе стороны.

ЗАДАЧИ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ С ВЫБОРОМ ОТВЕТА

Перед вами -ряд затруднительных педагогических ситуаций. Познакомившись с содержанием каждой из них, необходимо выбрать из числа предложенных вариантов реагирования на данную ситуацию такой, который с педагогической точки зрения наиболее правилен, по вашему мнению.

Ситуация 1. Вы приступили к проведению урока, все учащиеся успокоились, настала тишина, и вдруг в классе кто-то громко засмеялся. Когда вы, не успев ничего сказать, вопросительно и удивленно посмотрели на учащегося, который засмеялся, он, смотря вам прямо в глаза, заявил:

«Мне всегда смешно глядеть на вас, и хочется смеяться, когда вы начинаете вести занятия». Как вы отреагируете на это? Выберите и отметьте подходящий вариант словесной реакции из числа предложенных ниже.

  1. «Вот тебе и на!»
  2. «А что тебе смешно?»
  3. «Ну, и ради бога!»
  4. «Ты что, дурачок?»
  5. «Люблю веселых людей».

        6.«Я рад (а), что создаю у тебя веселое настроение

        Ситуация 2. В самом начале занятия или уже после того, как вы провели несколько занятий, учащийся заявляет вам: «Я не думаю, что вы, как педагог, сможете нас чему-то научить».

Ваша реакция:

  1. «Твое дело -учиться, а не учить учителя».
  2. «Таких, как ты, я, конечно, ничему не смогу научить».
  3. «Может быть, тебе лучше перейти в другой класс или учиться у другого учителя?»
  4. «Тебе просто не хочется учиться».
  5. «Мне интересно знать, почему ты так думаешь».
  6.         «Давай поговорим об этом подробнее. В моем поведении, наверное, есть что-то такое, что наводит тебя на подобную мысль».

Ситуация 3. Учитель дает учащемуся задание, а тот не хочет его выполнять и при этом заявляет: «Я не хочу это делать!» -Какой должна быть реакция учителя?

  1. «Не хочешь -заставим!»
  2. «Для чего же ты тогда пришел учиться?»
  3. «Тем хуже для тебя, оставайся неучем. Твое поведение похоже на поведение человека, который назло своему лицу хотел бы отрезать себе нос».
  4. «Ты отдаешь себе отчет в том, чем это может для тебя окончиться?»
  5. «Не мог бы ты объяснить, почему?»
  6. «Давай сядем и обсудим -может быть, ты и прав».

        Ситуация 4. Учащийся разочарован своими учебными успехами, сомневается в своих способностях и в том, что ему когда-либо удастся как следует понять и усвоить материал, и говорит учителю: «Как вы думаете, удастся ли мне когда-нибудь учиться на отлично и не отставать от остальных ребят в классе?» -Что должен на это ему ответить учитель?

  1. «Если честно сказать -сомневаюсь».
  2. «О, да, конечно, в этом ты можешь не сомневаться».
  3. «У тебя прекрасные способности, и я связываю с тобой большие надежды».
  4. «Почему ты сомневаешься в себе?»
  5. «Давай поговорим и выясним проблемы».
  6. «Многое зависит от того, как мы с тобой будем работать».

Ситуация 5. Ученик говорит учителю: «На два ближайших урока, которые вы проводите, я не пойду, так как в это время хочу сходить на концерт молодежного ансамбля (варианты: погулять с друзьями, побывать на спортивных соревнованиях в качестве зрителя, просто отдохнуть от школы)». -Как нужно ответить ему?

  1. «Попробуй только!»
  2. «В следующий раз тебе придется прийти в школу с родителями».
  3. «Это -твое дело, тебе же сдавать экзамен (зачет). Придется все равно отчитываться за пропущенные занятия, я потом тебя обязательно спрошу».
  4. «Ты, мне кажется, очень несерьезно относишься к занятиям».
  5. «Может быть, тебе вообще лучше оставить школу?»
  6. «А что ты собираешься делать дальше?»
  7. «Мне интересно знать, почему посещение концерта (прогулка с друзьями, посещение соревнования) для тебя интереснее, чем занятия в школе».
  8. «Я тебя понимаю: отдыхать, ходить на концерты, бывать на соревнованиях, общаться с друзьями действительно интереснее, чем учиться в школе. Но я, тем не менее, хотел (а) бы знать, почему это так именно для тебя».

Ситуация 6. Ученик, увидев учителя, когда тот вошел в класс, говорит ему:

«Вы выглядите очень усталым и утомленным». -Как на это должен отреагировать учитель?

  1. «Я думаю, что с твоей стороны не очень прилично делать мне такие замечания».
  2. «Да, я плохо себя чувствую».
  3. «Не волнуйся обо мне, лучше на себя посмотри».
  4. «Я сегодня плохо спал, у меня немало работы».
  5. «Не беспокойся, это не помешает нашим занятиям».
  6. «Ты -очень внимательный, спасибо за заботу!» 7.

Ситуация 7. «Я чувствую, что занятия, которые вы ведете, не помогают мне», -говорит ученик учителю и добавляет: «Я вообще думаю бросить занятия». -Как на это должен отреагировать учитель?

  1. «Перестань говорить глупости!»
  2. «Ничего себе, додумался!»
  3. «Может быть, тебе найти другого учителя?»
  4. «Я хотел бы подробнее знать, почему у тебя возникло такое желание?»
  5. «А что, если нам поработать вместе над решением твоей проблемы?»
  6. «Может быть, твою проблему можно решить как-то иначе?»

Ситуация 8. Учащийся говорит учителю, демонстрируя излишнюю самоуверенность: «Нет ничего такого, что я не сумел бы сделать, если бы захотел. В том числе мне ничего не стоит усвоить и преподаваемый вами предмет». - Какой должна быть на это реплика учителя?

  1. «Ты слишком хорошо думаешь о себе».
  2. «С твоими-то способностями? - Сомневаюсь!»
  3. «Ты, наверное, чувствуешь себя достаточно уверенно, если заявляешь так?»
  4. «Не сомневаюсь в этом, так как знаю, что если ты захочешь, то у тебя все получится».
  5. «Это, наверное, потребует от тебя большого напряжения».
  6. «Излишняя самоуверенность вредит делу».

Ситуация 9. В ответ на соответствующее замечание учителя учащийся говорит, что для того, чтобы усвоить учебный предмет, ему не нужно немало работать: «Меня считают достаточно способным человеком». -Что должен ответить ему на это учитель?

  1. «Это мнение, которому ты вряд ли соответствуешь».
  2. «Те трудности, которые ты до сих пор испытывал, и твои знания отнюдь не говорят об этом».
  3. «Многие люди считают себя достаточно способными, но далеко не все на деле таковыми являются».
  4. «Я рад (а), что ты такого высокого мнения о себе»
  5. «Это тем более должно заставить тебя прилагать больше усилий в учении».
  6. «Это звучит так, как будто ты сам не очень веришь в свои способности».

Ситуация 10. Учащийся говорит учителю: «Я снова забыл принести тетрадь (выполнить домашнее задание и т.п.)». - Как следует на это отреагировать учителю?

  1. «Ну вот, опять!»
  2. «Не кажется ли тебе это проявлением безответственности?»
  3. «Думаю, что тебе пора начать относиться к делу серьезнее».
  4. «Я хотел (а) бы знать, почему?»
  5. «У тебя, вероятно, не было для этого возможности?»
  6. «Как ты думаешь, почему я каждый раз напоминаю об этом?»

Ситуация 11. Учащийся, выразив учителю свои сомнения по поводу возможности хорошего усвоения преподаваемого им предмета, говорит: «Я сказал вам о том, что меня беспокоит. Теперь вы скажите, в чем причина этого и как мне быть дальше?» -Что должен на это ответить учитель?

  1. «У тебя, как мне кажется, комплекс неполноценности».
  2. «У тебя нет никаких оснований для беспокойства».
  3.         «Прежде, чем я смогу высказать обоснованное мнение, мне необходимо лучше разобраться в сути проблемы».
  4.         «Давай подождем, поработаем и вернемся к обсуждению этой проблемы через некоторое время. Я думаю, что нам удастся ее решить».
  5. «Я не готов (а) сейчас дать тебе точный ответ, мне надо подумать».
  6. «Не волнуйся, и у меня в свое время ничего не получалось».

Ситуация 12. Учащийся, явно демонстрируя свое плохое отношение к кому-либо из товарищей по классу, говорит: «Я не хочу работать (учиться) вместе с ним». - Как на это должен отреагировать учитель?

  1. «Ну и что?»
  2. «Никуда не денешься, все равно придется».
  3. «Это глупо с твоей стороны».
  4. «Но он тоже не захочет после этого работать (учиться) с тобой».
  5. «Почему?»
  6. «Я думаю, что ты не прав».

Ответы на задания для самопроверки с выбором ответа

Оценка в баллах различных вариантов ответов на разные ситуации

Порядковый

Выбранный вариант ответа и его

номер

1

2

3

4

5

6

7

8

1

4

3

4

2

5

5

2

2

2

3

3

5

5*

3

2

3

4

4

5

5

4

2

3

3

4

5

5

5

2

2

3

3

2

4

5

5

6

2

3

2

4

5

5

7

2

2

3

4

5

5

8

2

2

4

5

4

3

9

2

4

3

4

5

4

10

2

3

4

4

5

5

11

2

3

4

5

4

5

12

2

2

3

4

4

5

Примечание.

Способность правильно решать педагогические проблемы определяется по сумме баллов, набранной   по всем 12 педагогическим ситуациям, деленной на 12.

  • Если   средняя оценка выше 4,5 балла, то   педагогические способности (по данной методике) считаются высокоразвитыми.
  • Если средняя оценка находится в интервале от 3,5 до 4,4 балла, то педагогические способности считаются среднеразвитыми.
  • И, наконец, если средняя оценка оказалась меньше, чем 3,4 балла, то педагогические способности   рассматриваются как слаборазвитые.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изучение профессиональной самооценки и педагогической мотивации молодых учителей Мамадышского района Республики Татарстан

Одной из актуальных проблем современной школы является недостаток молодых квалифицированных кадров. Сегодня система образования предъявляет особые требования к учителю, т. к. он призван обеспечи...

Изучение профессиональной самооценки и педагогической мотивации молодых учителей Мамадышского района Республики Татарстан

Одной из актуальных проблем современной школы является недостаток молодых квалифицированных кадров. Сегодня система образования предъявляет особые требования к учителю, т. к. он призван обеспечи...

«Инновации в области образования и педагогических технологий в практике молодого учителя»

Выступление на тему:«Инновации в области образования и педагогических технологий в практике молодого учителя»  В нашей профессиональной жизни прочно утвердилось понятие "инновации". Русский...

КОРПОРАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ТЕХНОЛОГИЯМ КАК ФОРМА АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ УЧИТЕЛЕЙ

Эта статья вошла в сборник статей для II Межрегионального форума «Молодой профессионал Сибири»: «Будущее страны в руках тех, кто учит и учится». В ней рассказывается ...