КОРПОРАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ТЕХНОЛОГИЯМ КАК ФОРМА АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ УЧИТЕЛЕЙ
статья на тему

Михайлова Ирина Валерьевна

Эта статья вошла в сборник статей для II Межрегионального форума «Молодой профессионал Сибири»: «Будущее страны в руках тех, кто учит и учится». В ней рассказывается об опыте наставничества в нашей гимназии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОРПОРАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ТЕХНОЛОГИЯМ КАК ФОРМА АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ УЧИТЕЛЕЙ

Михайлова И.В.,

МАОУ гимназии №6 г. Томска

Если вы владеете знанием, дайте другим зажечь от него свои светильники. Томас Фуллер (1608 — 1661, английский философ и писатель)

Корпоративное обучение. В данной статье я хотела бы поговорить о целесообразности корпоративного обучения молодых педагогов внутри образовательного учреждения, его целях и задачах, а также особенностях корпоративного обучения молодых педагогов в нашей гимназии.

Сейчас, когда в школах явно чувствуется нехватка учительских кадров, особенно важно помогать адаптации молодых педагогов, чтобы первые сложности, множество нововведений, требования к уровню компетенции современного учителя не стали бы причиной отказа от нашей профессии. Молодой учитель, приходя в школу сталкивается с огромным объёмом информации, как же не испугаться, а разобраться в ней, и начать применять новые профессиональные знания и навыки на практике? Самой правильной и наиболее эффективной стратегией в адаптации молодого учителя, на мой взгляд, является именно корпоративное обучение педагогическим технологиям внутри самой образовательной организации. Но позвольте, могут возразить скептики, а как же курсы повышения квалификации, семинары, организуемые безусловно профессионалами своего дела, мастер-классы опытных учителей? Всё это необходимо и ведёт начинающего учителя к совершенствованию педагогического мастерства, но есть и человеческий фактор. Посещая семинар иной молодой коллега может попросту постесняться задать вопрос, уточнить детали и т.д. Вот именно здесь и подставят плечо, максимально тактично и заботливо, коллеги по цеху, работающие вместе на одной параллели и достигшие определённого уровня педагогического мастерства, выработавшие свой индивидуальный педагогический стиль. Именно так, не обрушивая на голову молодого учителя сразу все свои знания, а на перемене, на каникулах, во время свободного урока, посещая занятия друг друга, давая практические советы, которые можно применить сразу, уже на следующем уроке, а также просто по-человечески поддерживая молодого коллегу и работает в нашей гимназии система корпоративного обучения «Лаборатория молодого учителя», основной целью которой является осуществление методической поддержки и содействие профессиональной адаптации молодых и начинающих педагогов МАОУ гимназии №6 г. Томска. Задачи, которые стоят перед группой учителей-мастеров, входящих в состав «Лаборатории молодого учителя» это изучение профессиональных затруднений начинающего педагога, оказание методической помощи, создание условий для формирования собственного индивидуального стиля молодого педагога и его творческой реализации, развитие потребности и мотивации к самообразованию.

Как же эта система работает? В гимназии была создана проблемно-творческая группа (птг), состоящая из учителей, овладевших на высоком уровне педагогическими технологиями, обладающих большим опытом и готовыми этим опытом поделиться с молодыми коллегами. Нельзя быть мастером во всём, у каждого учителя, входящего в птг есть свои сильные стороны, кто-то обладает большим опытом в организации и проведении внеурочной деятельности, программном обеспечении образовательного процесса, деятельности классного руководителя, у кого-то сильной стороной является ИКТ-компетенция или конкурсное сопровождение. За каждым учителем закрепили своё направление методического сопровождения, так у каждого молодого учителя оказалось несколько наставников, каждый из которых разработал свои индивидуальные планы наставнической деятельности и начали их реализовывать. С целью создания пространства для реализации новых, полученных от наставников знаний, а также воплощения собственных творческих идей, в гимназии проводятся «Недели успеха», в течении которых начинающие педагоги могут проявить себя, а наставники увидеть дальнейшие области развития профессионального мастерства. «Недели успеха» являются также мониторингом эффективности работы птг. Два года я являлась наставником начинающего учителя Барсагаевой Е.И., результатом работы явилось создание совместных рабочих программ по немецкому языку, проведение совместных внеклассных мероприятий, положительные отзывы обучающихся и родителей о работе молодого учителя, а также организация и проведение с 2014-2017 профильных языковых смен «Sommercamp», прошедших экспертизу на федеральном уровне и получивших высокую экспертную оценку.

В данный момент я являюсь наставников Гейер М.А., учителя начальных классов в направлении ИКТ-технологий. Начиная с сентября Мария Александровна успешно и без замечаний со стороны администрации ведёт электронный дневник, пользуется интерактивной доской, начала осваивать создание интерактивных упражнений на платформе learningapps.org, а также создание дистанционных образовательных курсов на платформе Moodle. Не на всех семинарах по ИКТ-технологиям каждому слушателю предоставляется компьютер, чтобы сразу апробировать полученную информацию. Встречаясь в удобное для нас обеих время, я узнаю в доверительной беседе о проблемных моментах, с которыми столкнулся молодой педагог, а также о профессиональных потребностях, каких знаний, навыков и умений не хватает, с точки зрения самого молодого учителя, чтобы реализовать свои творческие замыслы, и кроме общих знаний, я имею возможность сразу оказать методическую помощь моему коллеге.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система использования методов, средств, организационных форм обучения, педагогических технологий

Цель моей педагогической деятельности – организовать физическое воспитание с учащимися таким образом, чтобы оно обеспечивало каждому ребенку гармоничное развитие, помогало ему  использ...

Информационные педагогические технологии и формы обучения – средство эффективной образовательной деятельности

Модернизация образования невозможна без внедрения в учебно-воспитательный процесс информационно-коммуникационных технологий....

Педагогические технологии. Активные формы обучения.

Активные методы обучения - это дискусси, ролевые и имитационные игры, позволяющие погрузить учащихся в активное контролируемое обучение....

ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ АДАПТАЦИЮ МОЛОДЫХ УЧИТЕЛЕЙ

В настоящее время проблема социально-профессиональной адаптации молодых педагогов общеобразовательных школ сохраняет свою актуальность, так как, несмотря на достаточное количество исследований, провод...

Информационные педагогические технологии и формы обучения – средства эффективной образовательной деятельности.

Развитие общества, науки и техники ставит систему образования перед необходимостью использовать новые средства обучения. К таким средствам обучения относятся информационные технологии. Новые информаци...

Сопровождение профессиональной адаптации молодого учителя в сельской школе

Материал может быть использован в методической работе по сопровождению профессиональной деятельности молодых педагогов....