Сопровождение профессиональной адаптации молодого учителя в сельской школе
статья на тему

Материал может быть использован в методической работе по сопровождению профессиональной деятельности молодых педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сопровождение профессиональной адаптации

молодого учителя в сельской школе

     Данилова Т.Б. учитель МБОУ

                                    «Богашёвская СОШ  им. А.И. Федорова»

Томского района Томской области          

Сегодня в образовании России  ключевой проблемой является создание условий для  успешной адаптации молодого учителя. Школа нуждается в компетентном, ответственном педагоге, который действует в соответствии с государственной политикой и принципами психолого-педагогической науки. И от того, насколько хорошо они сумеют адаптироваться к своей профессиональной деятельности и условиям жизни, зависит будущее школы, а значит будущее  нашей страны.И сегодня в школе  я вижу свою роль не только в том, чтобы обучать, развивать и воспитывать учащихся, но и быть наставником молодых коллег школы, образовательного округа,  района, области.

Постановка проблемыРабота с молодыми педагогами в нашей школе традиционно является одной из составляющих методической работы.  Эта деятельность особенно важна в свете выполнения задач Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», Стратегии Инновационного развития России на период до 2020года, Приоритетного национального проекта «Образование», развития, а также реализации плана действий по модернизации общего образования Томской области.

Пример(понятийный аппарат отчета)

Анализ  (фрагмент)

работы МО учителей  гуманитарного цикла

 за 2015-2016 учебный год

Руководитель МО: Данилова Тамара Батыровна

Цель анализа: выявление результативности выполнения поставленных задач

В связи с этим методическое объединение учителей  гуманитарного цикла определило следующие задачи на 2015 – 2016 учебный год в формате Года  Литературы и Кино:

 1. Совершенствование работы учителей на основе личностно-ориентированного обучения с разными категориями учащихся.

Методическая тема, над которой работал коллектив «Формирование системы внутришкольного мониторинга оценки качества образования по русскому языку, литературе, обществознанию и  истории, иностранным языкам в формате ФГОС (проекта основной и средней школы)»

Цель: Повышение эффективности образовательного процесса через применение современных подходов к организации образовательной деятельности, непрерывное совершенствование профессионального уровня и педагогического мастерства учителя.

Задачи:

  • Разработка модели внутришкольного мониторинга оценки качества образования
  • Внедрение передовых технологий повышения качества образования
  • Повышение читательской культуры в рамках формирования метакомпетенций обучающихся
  • Проведение образовательных событий, посвященных Году   Литературы и Кино

Структура методической работы Основой организации МР является анализ затруднений учителей русского языка, литературы, истории, обществознания и права, иностранных языков. Поэтому организация МР строилась: 1. по доминантному признаку – на основе идеи дефицитного ресурса (повышение качественной успеваемости обучающихся);

II.  на основе дифференциации учителей по уровню мастерства.

  1. школа совершенствования педмастерства (Данилова Т.Б., Лисина Л.Г., Инина Н.Н., Семиренко И.И., Старикова Л.В., Щеголева В.Е., Головенко Л.Д., Юричева О.Д.)
  2. школа становления молодого учителя (Золотых Н.А.наставник – Юричева О.Д.,  Богер В.М.. –

наставник – ДаниловаТ.Б.  (опора на школьный документ – Положение о наставничестве)

ПедагогА. С. Макаренко  констатировал, что мастерство учителя не является  качеством лишь  одаренных людей.  Учитель  добивается мастерства через несколько лет работы.  Деятельность  его идет успешно, если практический  свой опыт осмысливает и соединяет с социальным и профессиональным опытом, если в коллективе поддерживается и поощряется творческий профессиональный поиск.

Одним из главных условий совершенствования  профессионального мастерства учителя является повышение его квалификации, а также специально организованная в школе система методической работы.

В 2012 году я защитила  на курсах повышения квалификации (по программе «Формирование и развитие методической компетентности учителя, методиста, руководителя ОУ») в ТОИПКРО итоговую работу по теме «Дифференцированный подход в методической работе с педагогами в рамках ФГОС» (Свидетельство №083).

Успешная защита  опыта позволило мне продолжать  работупо наставничеству. Ежегодно как руководитель МО школы выступаю с творческим отчетом, в котором рассказываю и о своей подшефной Богер В.М.

С 2004 – по 2009гг. мне пришлось еще раз убедиться, насколько ответственно относилась к своим занятиям будущий учитель нашей школы Валентина Михайловна Богер. В это время я работала по совместительству доцентом на кафедре «Теория и методика обучения русскому языку и литературе» и вела по авторской программе «Практические занятия со студентами».  Именно здесь я сопровождала её не как классный руководитель и учитель русского языка и литературы с 1997 года, а как преподаватель филологического факультета ТГПУ.

Молодой учитель (у нее 2 диплома с отличием), начинающий свою педагогическую деятельность даже в родной  школе, нередко теряется. Знаний, полученных в вузе, достаточно, но школьная практика показывает, что начинающим учителям не хватает педагогического опыта. Сложности вызывают вопросы дисциплины и порядка на уроке, методический аспект урока, оформление документации, осуществление классного руководства.

Следующая проблема – адаптационно-коммуникативная. Она связана с тем, что молодой  учительпопадает в родную для него учительскую среду. В МБОУ «Богашёвская СОШ имени А.И. Федорова» Богер В.М.  работает с2011 года. Она закончила нашу школу в 2004 году (одна из лучших учениц школы, 90 баллов получила по русскому языку на ГИА). От коммуникабельности на первых порах зависит не только общий успех работы учителя, но и уровни самооценки и притязаний. Таким образом, коммуникативная компетенция жизненно необходима для успешного профессионального функционирования и карьерного роста.

Поэтому молодым учителям нужна постоянная методическая помощь. От рационального распределения приоритетов в работе с начинающими педагогами зависит эффективность процесса профессиональной адаптации. Чтобы молодые  учителя с первых дней в школе чувствовали себя комфортно и уверенно во всех отношениях, чтобы у них не возникло разочарование в своей профессии, необходимо грамотно простроить работу по их адаптации с постановкой цели и задач. Во многом в этом помогают учителя, которые обучали Валентину Михайловну, особенно первая учительница – Доманская Е.А. Она приглашает Богер В.М. на родительские собрания, где молодой учитель выступает в 2016г. с темой «Особенности предмета иностранного языка  и решений индивидуальных трудностей»

                                                                       ПЛАН

         сопровождения профессиональной адаптации  молодого учителя Богер Валентины Михайловны,  выпускницы школы  2004г.

ФИО  молодого учителя

 Дата рождения

Название вуза

Год окончания

Стаж деятельности

Классы в 2015- 2016гг.

Богер Валентина Михайловна – учитель иностранного языка (немецкий язык)

26 декабря  1986

ТГПУ филологический факультет;  факультет иностранного языка

2009

2011

3 года (+ декретный отпуск по уходу за ребенком);

(5 лет стажа в дополнительном  образовании).

2-е,  3-е, 5а, 7б, 9а, 9б

10а

Цель: кадровое становление молодого педагога; повышение уровня методической, научно-теоретической, психолого-педагогической компетентности, развитие современного диалектического стиля педагогического мышления учителя, таких его черт, как системность, комплексность, конкретность,формирование у учителя толерантности, чувства меры, гибкости, мобильности и т.д.

Для достижения цели с учетом выявленных проблем определяем следующие задачи:

    Задачи:

  1. Создать условия для профессиональной адаптации  молодого педагога в коллективе.
  2. Выявить затруднения в профессиональной практике и принять меры по их предупреждению в дальнейшей работе.
  3. Обеспечить постепенное вовлечение молодого учителя во все сферы школьной жизни.
  4. Включить учителя в самообразовательную и исследовательскую деятельность.
  5. Способствовать формированию творческой индивидуальности молодого учителя.
  6. Развивать профессиональное мышление и готовность к инновационным преобразованиям.

Направления работы с молодым педагогом:

  • Диагностика уровня профессиональной компетентности молодого  учителя, изучение затруднений.
  • Наставничество как основная форма индивидуальной работы по профессиональной адаптации.
  • Консультирование по основам профессиональных знаний.
  • Мотивация к самообразованию.
  • Психологическая поддержка.

Для решения поставленных задач и направлений работы с молодым педагогом использовались следующие формы работы: беседы; собеседования; тренинговые занятия; встречи с опытными учителями; открытые уроки, внеклассные мероприятия; тематические педсоветы, семинары; методические консультации; посещение уроков; взаимопосещение уроков; анкетирование, тестирование; участие в разных мероприятиях; включение  молодого педагога в работу МО; прохождение курсов, посещение семинаров; коучинг; защита реферата по теме самообразования (выступление на заседании педсовета – мартовский; педсовет, выступление на заседании МО  апрель).

Правила наставничества:

1. Стараться создать доверительные отношения с подшефной.

2. Эффективнее работать «тет-а-тет». У каждого  молодого педагога свой наставник.

3. Правильная мотивация. Показать обучаемому, насколько эффективно саморазвитие, объяснить, что она учится для самого себя, для самосовершенствования. Научить её получать обратную связь от окружающих  её людей, извлекать уроки из собственного опыта.

4. Научить её использовать все возможности для развития и роста.

5Эффективная система поддержки.  Подкреплять успехи обучаемого, поддерживать упорство и желание получать новые знания и умения.

Раздел I

ФИО молодого педагога

ФИО наставника

Должность, категория, звание

Богер Валентина Михайловна, учитель иностранного языка

Данилова Тамара Батыровна

Учитель, высшая, «Заслуженный учитель РФ», к.п.н., руководитель МО

Раздел IIРабота с  молодым педагогом 2014 – 2016гг.

п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственный

Итог

Коррекция

1.

Посещение уроков молодого  учителя с целью оказания методической помощи в подготовке к уроку, обучение самоанализу.

В течение года 2015- 2016

Данилова Т.Б. руководитель МО, учитель,  наставник

Собеседование

2.

Составление графика посещений уроков коллег, контроль  за его выполнением.

В течение года 2015-2016гг.

 Инина Н.Н. зам. директора по УВР,

Руководитель  МО, учителя

Отчет МО

3.

Участие в работе  педсовета и выступление по теме «Толстые» вопросы  на уроках иностранного языка»

По плану

 Инина Н.Н. зам. директора по УВР, руководитель МО, учителя

 Презентация

4.

Семинар-практикум  «Помощь в подготовке и проведении открытого урока и внеклассного мероприятия».

В течение года

Учитель-

наставник

Собеседование

5.

Отчет учителя-наставника о работе с  молодым педагогом

Апрель

 Инина Н.Н. зам. директора по УВР, руководитель МО, учителя

Годовой отчет рук МС

    Как наставник

  • в собеседовании совместно с молодым специалистом составляю план его профессионального становления
  • консультирую подшефную в определенных пределах, не стесняя его самостоятельности
  • в беседе даю нужные советы и рекомендую необходимую для работы литературу
  • вместе со своим подшефным посещаем занятия творчески работающих учителей и затем анализируем их
  •  на тренинговых занятиях совместно с  подшефной определяю уровень профессиональных компетентностей и  её дальнейшую самообразовательную деятельность.
  • в беседе привлекаю молодого специалиста к разработке планов занятий и различного рода учебно-методической документации
  • провожу методическую консультацию по составлению календарно-тематических планов
  • в собеседовании знакомлю с нормативными документами по организации учебно-воспитательной деятельности, гигиеническими требованиями к условиям обучения школьников
  • посещаю занятия, уроки, внеклассные мероприятия по предмету у своего подшефного и провожу их разбор
  • при достижении результата,  обязательно использую официально принятую систему стимулирования  (поощрение перед коллективом, материальное стимулирование).
  • коучинг– активизирую процесс самообучения и саморазвития (совместный анализ ситуаций и проблем урока, занятия)

Как руководитель методического объединения

  • вношу в банк данных необходимую информацию о молодом  педагоге
  • провожу с нею индивидуальные собеседования
  • знакомлю с учителями-предметниками, методической темой, с вариативными планами и учебными программами,  по которым работают учителя МО
  • знакомлю с планом работы МО и вношу её предложения
  • включаю  молодого педагога в работу МО
  • помогаю в подготовке к защите реферата по теме самообразования
  • привлекаю к участию в методических мероприятиях

Собеседования проводились по разным темам в формате инструктажа: А. изучение нормативных документов,  Б. единые требования к оформлению журнала, В.  проверка тетрадей и т.д.  В формате практикумов  - анализ урока, современные технологии. В формате диалога с учителем – обсуждение трудных педагогических ситуаций. Привлечение к собеседованию специалистов школы: психолога Старикову Л.В., социального педагога – Лапшину Г.Ю., администрацию школы – директора Калугина Б.В., завуча Инину Н.Н.

В школе становления молодого учителяБогер В.М. посещала уроки учителей гуманитарного МО.  Для молодого педагога я дала открытое занятие –фрагмент занятия по интегрированному  уроку

Тема: «Презентация газеты «Любитель словесности», посвященной 120-летию со

дня рождения  С.А. Есенина 7а класс    2015г.октябрь

        Продолжительность данного мероприятия была 2 часа, где можно выделить 3

этапа:

  1. собственная презентация
  2. круглый стол
  3. написание рецензии

Цели, которые мы ставили перед собой, были следующие:

  1. Обобщить знания учащихся по поэзии   С.А. Есенина,  показать творческую судьбу и  почитать стихотворения
  2. Раскрыть индивидуальность каждого ученика в восприятии поэтического текста автора через представление самостоятельно  составленной газеты об этом поэте.

 Газета  должна  была отвечать следующим требованиям:

I. Слово учителя.

II. Подготовительный этап.

  1. Подумайте,  какой теме будут посвящены страницы, чтобы  «зацепить»  читателей.
  2. Представьте поэта, название  страниц, эпиграфы к ним (если есть).
  3. Объясните, по какому принципу отобраны стихотворения  в газету? (Можно рассказать с опорой на статью от составителя).
  4. Прочитайте одно из стихотворений поэта.
  5. Подумайте, как закончите свое выступление: последнее предложение должно запомниться слушателям.

Не забывайте, что время выступления ограничено! (3-5 минут)

III. Основная часть.

Презентация  газет учащимися.

Просматривая эти работы, мы чувствовали заинтересованность авторов в успехе  своей газеты. За большую часть работ были выставлены оценки «отлично», за остальные работы –

«хорошо».

Следующий этап работы состоял из ответов «составителей» на вопросы «читателей».

IV. Круглый стол.

Был организован круглый стол, на котором обсуждались все  проекты газет.

Работа на данном этапе была плодотворной, поэтому следующий этап урока не вызвал особых затруднений у учащихся.

1V. Работа литературных критиков.

После круглого стола, учитель обращает внимание на вторую часть темы урока – «Современный  редактор». Чтобы газета  была напечатана, необходимо заключение редактора. В связи с этим учащимся предлагалось написать рецензию  на одну из газет

Памятка «Как написать рецензию на газету».                                    

VI. Рефлексия.

По результатам рефлексии можно сделать вывод, что занятие удалось. Также приятным открытием для нас стало то, что изучение поэзии   Есенина явилось стимулом к  созданию собственных газет. По их отзывам, изученный материал раскрыл перед ними новые возможности, а также сумел разнообразить тематику их творчества.

Экспертное заключение  (результат коучинга)

Составитель: учитель иностранного языка Богер В.М.

        Уроки Даниловой Т.Б. продемонстрировали способность и умение педагога профессионально работать в рамках личностно-ориентированного обучения. Вовлеченность учащихся в учебную деятельность была максимальной (89% учеников, заполнивших рефлексивные листки, зафиксировали свою успешность на уроке в том или ином варианте). Показателем высокого уровня активности стали их желание (а в классе – 26 учащихся) прочитать наизусть стихи С.А. Есенина,  их ответы, говорящие о том, что на уроке оказалось возможным в разных вариантах работать с собственным мнением («выразить свое мнение», «дополнить и изменить его») – 74% позитивных ответов. В этом контексте достоинством мероприятия является то, что большая часть его участников связывают собственную познавательную активность с самоопределением  (65%). Педагогу удалось реализовать содержание учебной деятельности в рамках  двух уроков литературы.

На подготовительном этапе продуктивным оказался план действия для учащихся. Презентация  газет оказалась плодотворной. Учащимся удалось сформировать свое версионное поле  и обозначить свою позицию.   Несомненным достоинством работы педагога  является организация круглого стола,

где учителю пришлось  менять свою позицию (консультирующая, информирующая,

редактирующая). На этапе рефлексии эффективными оказались формы этого вида

деятельности, организованные педагогом (индивидуальный оценочный и

рефлексивные листки), которые подтвердили успешность работы педагога.  

Пример газеты ученика 7а классаЖлудко Даниила (Диплом 3 степени в областном празднике «Есениада – 2015»)

Описание: C:\Documents and Settings\Кабинет 309\Рабочий стол\Богашёво\Юбилей Есенина\Жлудко 2.jpg       

Цель посещения  уроков молодого педагога Богер В.М. сводилась  к следующему: поведение обучающихся на уроке.  Поэтому  выявлялись  затруднения и оказывалась методическая помощь. Предлагалась методика индивидуального подхода к   учащимся  с  трудностями в   поведении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Выявление, поддержка и сопровождение одаренных детей в условиях сельской школы, реализация их потенциальных возможностей"

Данный проект показывает систему деятельности и организации работы с одаренными и талантливыми детьми. ...

Современные методики формирования патриотизма и гражданственности в условиях введения ФГОС в практике работы учителя истории сельской школы.

Материал посвящён опыту работы учителя истории сельской школы по патриотическому воспитанию в условиях введения ФГОС ООО....

Исследование "Анализ потребности профессионального роста учителя в условиях сельских школ ЯНАО через систему стимулирования"

Автор проводит исследование потребности учителей Панаевской школы-интерната в профессиональном росте. В ходе анализа полученных результатов, выявлены особенности мотивации профессионального развития п...

«Создание условий для профессионального мастерства педагогов в сельской школе»

В каждой образовательной организации созданы условия для повышения профессионального мастерства педагогов, они стандартные   (курсы повышения квалификации, конкурсы, выступления на семинарах...

Методическое сопровождение профессионального роста учителя в условиях реализации ФГОС

Разработка стандарта общего образования второго поколения лежит в русле стратегии развития страны и стратегии развития образования до 2020 года. Стандарт является ключевым элементом модернизации росси...

Современные требования к профессиональной компетенции учителя в средней школе

Современные требования к профессиональной компетенции учителя в средней школе...

Приказ «Научно-методическое сопровождение профессионального роста учителей истории и обществознания».РМО

Заседание районного методического объединения учителей истории и обществознания 25.04.2022Тема: «Научно-методическое сопровождение профессионального роста учителей истории и обществознания»...