Выразительные возможности и особенности выразительного чтения
презентация к уроку

Перфильева Ксения Сергеевна

Выразительные возможности и особенности выразительного чтения

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Возрастные возможности и особенности восприятия книги ребенком младшего школьного возраста» Выполнила: учитель русского языка и литературы Перфильева К.С.

Слайд 2

Литература - особый вид искусства, так как акт восприятия образов, стоящих в центре произведения, представляет собой сложный процесс.

Слайд 3

Младший школьный возраст это период интенсивного развития познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения). У детей поступающих в 1 класс познавательные процессы уже довольно развиты, но имеют некоторые особенности, которые необходимо учитывать при организации занятий. Возраст растущего человека делится на этапы—детство, отрочество, юность. Каждому этапу соответствует качественно своеобразный тип сознания, между которыми существуют промежуточные, переходные формы, сочетающие два типа сознания—на грани детства и отрочества и когда подросток становится юношей. Коль скоро социальные основы сознания ребенка и сознания взрослого разные, то и эстетическое отношение к действительности у детей иное, чем у взрослых: ведь эстетическое отношение возникает на основе социальной практики как вид общественного сознания.

Слайд 4

Восприятие – психический процесс непосредственного познания окружающего мира. В начале обучения отличается особенностями: малая дифференцированность (это связано с возрастной слабостью аналитической функции при восприятии); слабость углублённого, организованного и целенаправленного анализа при восприятии (часто дети выделяют случайные детали, существенное же и важное при этом не воспринимается); связь с действиями, с практической деятельностью ребенка; ярко выраженная эмоциональность: в первую очередь воспринимается то, что вызывает у детей непосредственную эмоциональную реакцию. Память может быть слуховой, зрительной, комбинированной. В литературе по психологии памяти отмечается значительная роль наглядных и словесных опор как приема запоминания. В младшем школьном возрасте при запоминании возрастает роль наглядных опор. Это важно, поскольку у первоклассников преобладает непроизвольный вид памяти, запоминание должно быть чем-то мотивировано.

Слайд 5

Воображение Воображение – один из важных психических, познавательных процессов. Подлинное усвоение любого учебного предмета невозможно без активной деятельности воображения, без умения представить, вообразить то, о чем пишется в учебниках, о чем говорит учитель, без умения оперировать наглядными образами. Воображение первоклассника часто носит воссоздающий (репродуктивный) характер. На ступени начального образования должны быть сформированы следующие общеучебные познавательные универсальные учебные действия: - развитие широких познавательных интересов и мотивов, любознательности, творчества; - готовность к принятию и решению учебных и познавательных задач; ориентация на разнообразие способов решения задач и выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; развитие познавательной инициативы (умение задавать вопросы, участвовать в учебном сотрудничестве)

Слайд 6

Чтение « Чтение - главное орудие начальной школы, которым она может действовать как на умственное, так и на нравственное развитие своих учеников»,- писал виднейший представитель отечественной методики обучения Н.Ф. Бунаков . Как писал Горецкий В.Г.: «Чтение - это неисчерпаемый источник обогащения знаниями, универсальный способ развития познавательных и речевых способностей ребенка, его творческих сил. Мощное средство воспитания нравственных качеств. Чтение - это и то, чему обучают младших школьников, посредством чего их воспитывают и развивают; это и то с помощью чего дети изучают большинство учебных предметов». Комплекс умений и навыков в обучении чтению.

Слайд 7

Особенности восприятия Восприятие художественной литературы имеет ряд особенностей, свойственных восприятию человеком окружающего мира во всей его сложности и, в частности, восприятию произведений любого вида искусства. Это, прежде всего, его целостность, активность и творческий характер. Особое значение для педагога имеет знание законов организации процесса художественного восприятия. Это обусловлено тем, что именно правильное, с точки зрения психолого-педагогической науки, организованное художественное восприятие помогает мгновенно решить самую первую и самую важную педагогическую задачу: заинтересуется ли учащийся предлагаемым ему произведением.

Слайд 8

Над проблемой восприятия художественного произведения работали: И.А. Зимняя А.А. Мелик – Пашаев Н.Д. Молдавская О.И. Никифорова М.И. Оморокова . М.Р. Львов

Слайд 9

Типы отношений к художественному миру произведения у младшего школьника эмоционально - образный – представляет собой непосредственную эмоциональную реакцию ребенка на образы, стоящие в центре произведения интеллектуально - оценочный – зависит от житейского и читательского опыта ребенка, в котором присутствуют элементы анализа

Слайд 10

Уровни восприятия художественного произведения (О.И. Никифорова) понимание его предметной стороны понимание подтекста и системы художественных образов и средств осмысление идейно-образного содержания произведения, приводящее к оценке прочитанного, к осознанию главных мыслей произведения, к раскрытию мотивов, отношений.

Слайд 11

Классификация уровня восприятия (М.П. Воюшиной ) 1. Фрагментарный уровень - у детей отсутствует целостное представление о произведении, их внимание сосредоточено на отдельных событиях, они не могут установить связи между эпизодами. 2. Констатирующий уровень -отличаются точной эмоциональной реакцией, способны увидеть смену настроения, однако выразить свои ощущения им еще трудно. Воображение у них развито слабо, воссоздание образа подменяется подробным перечислением отдельных деталей. Внимание детей сосредоточено на событиях, они легко восстанавливают их последовательность, но не всегда понимают, как эти события связаны друг с другом.

Слайд 12

Классификация уровня восприятия (М.П. Воюшиной ) 3. Уровень «героя»- Читатели, находящиеся на уровне «героя», отличаются точной эмоциональной реакцией, способностью видеть и передавать в слове динамику эмоций, соотнося изменение своих чувств с конкретными событиями, описанными в произведении. 4 . Уровень «идеи » или концептуальный уровень- дети, достигшие уровня идеи произведения, эмоционально реагируют не только на событийную сторону произведения, но и на его художественную форму, что практически не встречается в начальной школе в силу общих особенностей психического развития ребенка.

Слайд 13

Задачи ознакомления детей с книгой младшего школьного возраста формировать у детей интерес к книге, приучать внимательно, слушать литературные произведения; • обогащать жизненный опыт малышей знаниями и впечатлениями, необходимыми для понимания произведений; • помогать детям, соотносить имеющийся у них жизненный опыт с фактами литературных произведений; • помогать детям, устанавливать простейшие связи в произведении; • помогать детям, выделять наиболее яркие поступки героев и оценивать их; • поддерживать непосредственный отклик и эмоциональную заинтересованность, возникающие у ребенка при восприятии книги; • помогать детям, мысленно представлять, увидеть события и героев произведений, учить рассматривать иллюстрации.

Слайд 14

Э тапы работы над художественным текстом первичный синтез Анализ вторичный синтез

Слайд 15

Для поднятия уровня восприятия учащихся, нужна систематическая работа на уроках литературного чтения. Начальная школа должна сформировать младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения, приёмами работы с произведением и детской книгой, обладающего определенной начитанностью, нравственно-эстетическим, художественным, эмоциональным развитием.

Слайд 16

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«МУЗЫКАЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ БАЯНА И АККОРДЕОНА, ЗВУКОИЗВЛЕЧЕНИЕ И ШТРИХИ»

Чтобы в полной мере овладеть исполнительскими приемами игры на баяне и аккордеоне, каждому обучающемуся необходимо знать и использовать на практике выразительные возможности своего инструмента, ...

Изобразительно-выразительные возможности морфем в художественном тексте

Интегрированный урок-исследование проводится в форме лабораторной работы, в ходе которой учащиеся выполняют   лингвистический анализ текстов М.И.Цветаевой, рассматривая морфемы (приставки) в един...

Выразительные возможности аппликации. Разработка урока.

Разработка урока "Выразительные возможности аппликации" по программе Б.М.Неменского (2 класс)....

Выразительные возможности бумаги

краткое описание различных видов работ с бумагой, акцент - квиллинг и модульное оригами...

Разработка урока по ИЗО для 6 класса "Линия и её выразительные возможности"

Разработка урока по ИЗО для 6 класса по программе Б.М. Неменского "Линия и её выразительные возможности"....

Фонетические средства выразительности. Выразительные возможности словообразования

Цели урока: 1) тренировать учащихся в определении роли звукописи в художественных текстах...