Выступление на методическом объединении учителей индивидуального обучения "Организационные формы взаимодействия образовательной системы с семьей ребенка ОВЗ"
презентация к уроку

Муравьёва Ирина Николаевна

Тенденции развития взаимодействия образовательной системы с семьей ребенка ОВЗ; приоритетные направления; организационные формы взаимодействия.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Организационные формы работы с родителями детей с ОВЗ Работа с родителями Муравьева И.Н. учитель-дефектолог

Слайд 2

Тенденция развития взаимодействия семьи и образовательной системы Работа с родителями Усиление родительского влияния на данную систему Включение всех участников процесса в совместный поиск Включение всех участников в совместное принятие ответственности Не навязывание конкретных предложений родителям

Слайд 3

Работа с родителями Для эффективного взаимодействия с родителями важное значение имеет ориентация на актуальные проблемы, влияющие на развитие детей; развитие родительской рефлексии; акцент на эмоциональной стороне жизни родителей; учёт личностного опыта, постоянная апелляция к нему, к интерпретации жизненных и семейных отношений; вариативность содержания, форм и методов образования родителей; консолидация родителей в процессе образования; признание свободы волеизъявления родителей, участвовать ли им в образовательном процессе.

Слайд 4

Работа с родителями Приоритетные направления образования родителей: развитие психофизических способностей детей; навыки наблюдения и диагностики его здоровья; помощь в организации и проведении свободного времени родителей и детей; налаживание отношений с ребёнком, его друзьями и взрослыми, сотрудничающими с ним; обучение родителей и детей конкретным знаниям и умениям ( например, общению, закаливанию)

Слайд 5

Работа с родителями Приоритетные направления образования родителей, связанные с проблемами жизнеобеспечения ребёнка: грамотное решение жизненно важных проблем, в том числе и проблем их родительской ответственности; нормализация взаимоотношений в семье; налаживание механизмов взаимопонимания, механизмов внутренней и внешней защиты; осознание особенностей и проблем здоровья своей семьи; получение навыков организации здоровьесберегающей среды в семье.

Слайд 6

Работа с родителями Общие приоритеты во взаимодействии родителей и образовательного учреждения: проблемы медицинского и валеологического жизнеобеспечения детей; проблемы физической культуры и соматического статуса ребенка и его семьи; проблемы коммуникативной культуры; навыки элементарной психологической помощи родителей самим себе (снятие раздражения, гнева, обиды, повышенной тревоги за ребёнка, чувства вины); навыки оказания психолого-педагогической поддержки детям.

Слайд 7

Работа с родителями Факторы влияющие на образовательный заказ родителей: профессиональные и образовательные характеристики родителей; тип семьи; этап развития ребёнка, его пол, физическая и психическая полноценность; семейные традиции; экономическое положение; тип взаимоотношений в семье.

Слайд 8

Работа с родителями Требования к педагогу: умение располагать к диалогу; внимание к проблемам родителей; научная грамотность, доступность изложения материала; гибкость образовательной программы, разнообразие образовательных услуг, методов и форм ведения занятий; способность к оказанию психологической поддержки; способность видеть малейшие достижения и вселять веру в успех.

Слайд 9

Работа с родителями Формы стихийного процесса образования родителей: наблюдения своего и чужого опыта и его родительская рефлексия и интерпретация; общение, передача и обсуждение своего и чужого опыта; контакты с людьми, работающими с детьми: педагогом, врачом, психологом; средства массовой коммуникации (специальные радио и телепередачи); книги, журналы (специальная литература для родителей детей с нарушенным развитием и литература лишь косвенно касающаяся этих проблем и способная давать не меньший образовательный результат); праздники, концерты, совместные походы в музеи, в театры, выезд на природу.

Слайд 10

Работа с родителями Организационные формы образования родителей включают: курсы, занятия, лекции практические занятия для родителей и детей индивидуальное консультирование тематические конференции посещение родительских собраний клубы для родителей родительские ассоциации

Слайд 11

Работа с родителями Формы взаимодействия с родителями Коллективные Просвещение Обучение Консультирование Методы формирования сознания: диспут дискуссия лекция информационный листок устный журнал Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения: деловая игра практическое занятие Методическая консультация Психологическая консультация Индивидуальные

Слайд 12

Работа с родителями Педагогическое просвещение родителей (ППР) - наилучший способ повышения педагогической компетентности родителей воспитания ребенка в семье Психолого-педагогические практикумы дискуссии конференции семинары лекции Родительские собрания Формы

Слайд 13

Работа с родителями Обучение – средство формирования компетентности родителей в вопросах образования Обучение родителя как воспитателя Обучение родителя как союзника, партнёра Обучение родителя как учителя своего ребёнка

Слайд 14

Работа с родителями Формы обучения родителей участие в работе сообществ детей и родителей; участие в работе родительских объединений; деловые игры; Тренинг, мастер-класс;

Слайд 15

Работа с родителями Главная цель консультирования - достижение более глубокого, объективного понимания родителями проблем своего ребёнка, его личности в целом, определение своей воспитательной стратегии в общении с ним и способов взаимодействия с другими участниками педагогического процесса

Слайд 16

Работа с родителями Типы педагогического консультирования родителей Методическое (всё, что касается образовательной программы, индивидуального развивающего маршрута, ИОП, способов дополнительного образования и т.д.) Психологическое (всё, что связано с индивидуальными особенностями родителей, ребёнка и его социализацией).

Слайд 17

Работа с родителями По численности выделяют три формы взаимодействия с родителями: массовую индивидуальную групповую

Слайд 18

Работа с родителями К массовым формам относятся: лектории для родителей, родительские конференции, вечера вопросов и ответов, устные журналы, дни родителей, дни семейного отдыха, экскурсии родителей.

Слайд 19

Работа с родителями К групповым формам относятся: кружки по отдельным проблемам воспитания детей с ОВЗ в условиях семьи; клубы родителей; групповые консультации.

Слайд 20

Работа с родителями К индивидуальным формам относятся: психолого-педагогические консультации, беседы и др.

Слайд 21

Работа с родителями Основная цель взаимодействия ОУ и родителей – формирование их педагогической компетентности «Педагогическая компетентность рассматривается как системное образование, совокупность определенных характеристик личности родителя и его педагогической деятельности, обуславливающих возможность эффективно осуществлять процесс воспитания ребенка в семье» (С.С.Пиюкова)

Слайд 22

Работа с родителями Модель педагогической компетентности родителей умения умения умения умения Аналитические Прогностические Проективные Мобилизационные Развивающие Ориентационные 3 2 4 Личностный Компонент Пед. направленность Пед.споосбности Качества личности 5 6 Коммуникатив-ные Интерактивные Перцептивные Самоанализ Самоконтроль Саморегуляция

Слайд 23

Работа с родителями Для педагогической деятельности необходимы не отдельные частные способности, а совокупность ряда педагогических способностей. Для семейного воспитания большое значение имеют: – Коммуникативные способности . Состоят в потребности находится в обществе людей, в том числе детей, делится с ними мыслями, устанавливать оптимальное взаимодействие. – Перцептивные способности (зоркость, наблюдательность, внимание, интуиция). – Диагностические способности . Исследование индивидуально-типологических особенностей личности ребёнка, изучение его направленности, характера протекания психических процессов, выявление интересов, склонностей и т.д. – Прогностические способности . Состоят в умении предупреждать возникновение проблем в развитии ребёнка, направлены на обеспечение более полного развития способностей детей. – Способность воздействия на другого человека (убеждение, внушение, внутренняя энергия).

Слайд 24

Работа с родителями Гностический компонент Связан со сферой знаний родителей, поиском и отбором информации по проблемам становления личности ребенка. Специальные знания являются необходимым условием психолого-педагогической компетентности родителей. Для семейного воспитания необходимы: педагогические знания – о путях, формах, способах и средствах эффективного воздействия на ребёнка. психологические знания, позволяющие познать сложности развития ребёнка на том ли ином этапе

Слайд 25

Работа с родителями Конструктивный компонент Включает в себя дальние, перспективные цели воспитания в семье, а также стратегии и способы их достижения. Отражает способности конструирования родителями собственной деятельности и деятельности ребёнка с учётом ближайших целей воспитания

Слайд 26

Работа с родителями Организационный компонент Связан с умением родителя организовать как деятельность ребёнка, так и свою собственную. К организаторским умениям, как общепедагогическим, относят мобилизационные, развивающие и ориентационные.

Слайд 27

Работа с родителями Организационный компонент Мобилизационные умения состоят в привлечение внимания ребёнка и развитии у него устойчивого интереса к ЗОЖ, разумном использовании методов поощрения и наказания, создании атмосферы совместных переживаний и т.п. Развивающие умения позволяют родителям определять зону ближайшего развития, создавать проблемные ситуации и другие условия для развития мотивации здорового образа жизни, познавательных процессов, чувств, воли. Ориентационные умения направлены на формирование морально-ценностных установок ребёнка, организация совместной деятельности с ребёнком, имеющей своей целью развитие установок на ЗОЖ.

Слайд 28

Работа с родителями Коммуникативный компонент Характеризует специфику взаимодействия родителя с ребёнком: – умение войти в ситуацию общения и установить контакт; умение выявить необходимую информацию, собрать факты; умение облегчить ребёнку ситуацию общения; – умение выбрать правильный стиль, тон в обращении с ребёнком, владение словом, техникой речи, умение управлять своим телом; регулировать свои психические состояния, располагать к себе собеседника и др.; – умение определять тип личности и темперамент собеседника, улавливать характер переживаний, состояние человека и др.

Слайд 29

Работа с родителями Рефлексивный компонент Эффективность педагогического процесса обусловлена наличием постоянной обратной связи, которая позволяет родителю своевременно получать информацию о соответствии полученных результатов поставленной цели. Рефлексивные умения (самоанализ, самоконтроль, саморегуляция) проявляются при осуществлении родителем контрольно-оценочной деятельности, направленной на себя. Её связывают с завершающим этапом решения педагогической задачи, понимая как своеобразную процедуру по подведению итогов воспитательной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на методическом объединении учителей гуманитарного цикла "Личностно-ориентированные образовательные технологии, используемые на уроках русского языка и чтения в школе VIII вида"

В докладе отражены основные направления личностно-ориентированных образовательных технологий и использование их на уроках русского языка и чтения в старших классах....

Выступление на методическом объединении учителей Берчука Юрия Георгиевича по теме «Использование краеведческого исследования в образовательном процессе»

Школьное краеведение находится в тесной связи с научным. Поэтому при организации образовательного процесса лучше непосредственное наблюдение, сравнительно-исторический анализ, описание событий, самост...

Выступление на методическом объединении учителей индивидуального обучения "ФГОС для детей с нарушением интеллекта,общие положения."

Особые образовательные потребности обучающихся разных групп, имеющих нарушение интеллекта...