Главные вкладки

    Выступление на методическом объединении учителей биологии на тему: "Образовательные практики как условие реализации системно-деятельного подхода в образовании"
    статья по биологии на тему

    Андронова Галина Дмитриевна

    Выступление на методическом объединении учителей биологии.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vystuplenie_pedsovet.docx26.37 КБ

    Предварительный просмотр:

    Образовательные практики как условие реализации                                                                                                                            

    cистемно - деятельностного подхода в образовании.

    Слайд №1.  В конце 2010 года были обнародованы результаты международного исследования PISA, проведенного в 65 странах, в том числе в России.

    Россия заняла 45 место из 65 возможных по уровню грамотности школьников.

            Слайд№2.         Современная образовательная система претерпела колоссальные изменения. И в первую очередь изменилась сама цель образования: от классического понимания «научить, чтобы знать» мы плавно переходим к понятию «научить умению узнавать». То есть во главу угла положено развитие самостоятельной познавательной деятельности учащегося.  И этот переход гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд.                                                                                                                                                                 Ведь порой даже отличник смотрит на учителя в ожидании, что ему полностью разжуют материал, а предложение подумать натыкается зачастую на стену недоумения. И ученик порой совершенно не понимает, как это можно что-то узнать/понять/открыть самому!

    Приоритетами в образовании стали Универсальные Учебные Действия, а доктор психологических наук Цукерман Г.А., который входит в группу разработчиков стандартов второго поколения рекомендует:

    «… Не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью непригодны и мотивировать поиск существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать – вот основания нетрадиционной педагогики, основанной на психологической теории учебной деятельности …».              Г.А. Цукерман, доктор психологических наук.

            Слайд№3. Стандарты нового поколения показывают и новые подходы к образованию.

    • ЗУНовский
    • Компетентностный
    • Системно - деятельностный ;          

    Именно системно – деятельностный подход требует изменения вариационной части программы основного общего образования.    

    ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД – позиция, взгляд, точка зрения, на способ преподавания, при котором учащийся осваивает культуру не путем простой передачи информации, а в процессе совместной учебной деятельности.

    Слайд№4.Что способствует развитию познавательной деятельности?

               П.О. - деятельностный подход.

    Как научить учиться?                                                                                                                                             УУД  → ценностные ориентиры → формирование гражданской позиции → развитие личности → системно -деятельностный  подход.

    Слайд№5. Портрет какого выпускника основной школы хотелось бы видеть?

    • Познающего  себя, утверждающего себя как взрослый
    • Умеющего работать в группе и индивидуально
    • Умеющего действовать с ориентацией на другую позицию
    • Осознанно выполняющего правила здорового и безопасного образа жизни.

                                                                               

    Слайд№6.Собственная учебная деятельность (УД)  школьников  –                                             важная составляющая системно - деятельностного подхода (СДП), реализуется как  личностно – деятельный подход в обучении.

    Его можно выразить формулой «деятельность – личность», т.е. «какова деятельность – такова и личность» и «вне деятельности нет личности».

    Эта формула, по замыслу создателей стандартов второго поколения, должна стать источником внутреннего развития школьника, чтобы сформировать его творческие способности и личностные качества.

    Какова деятельность – такова и личность!

    Слайд№7.Из чего же складывается деятельность ребенка в ходе решения учебной ситуации? А складывается она из учебно – практических действий (т.е. образовательных практик)!

             УЧАЩИМСЯ -

    • Озвучивается проблема;
    • Ставится цель;
    • Обсуждается план достижения цели и план действия;
    • Осуществляется само действие;
    • Намечаются пути решения.

    И все это подводит к процессу самоизменения учащегося в соответствии с тем, как приобретаются способности.

    Слайд№8.Таким образом, приоритетом современного образования, становится собственная деятельность ученика. Он должен  овладеть  Универсальными Учебными Действиями!

               

    Слайд№9.На слайде представлены основные виды учебных практик, применение которых и приведет к формированию  Универсальных Учебных Действий (УУД), с которыми каждый из нас уже знаком.

    ВЫВОД: Какие  же преимущества системно – деятельностного подхода в образовании?                                                                                                                            П.О. - Учебная деятельность становится источником внутреннего развития школьника, формирует его творческие способности и личностные качества.

    Каждый раз, когда учитель составляет проект  (сценарий) очередного урока, он задает себе один и тот же вопрос:

    а)  как организовать учебную деятельность, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков?

    Слайд№10.Наглядность в преподавании географии имеет первостепенное значение. Когда учитель иллюстрирует свое объяснение графически. И задача учителя при этом, состоит в том, чтобы научить ребят мыслить, анализировать, сравнивать, делать выводы, рассуждать, искать решения. Уроки, на которых учащиеся рисуют, проходят при высокой их активности, организованности. Учащиеся внимательны и дисциплинированны. Все заняты работой.

    Преимущества использования графических конспектов – это один из приемов самостоятельного приобретения знаний, организации

    коллективной деятельности и можно оценить работу каждого ученика.

                         5 класс: Ветер. Муссоны.

    Слайд№11.Ориентирование. Азимут.                                                                                                          Ни для кого не является секретом тот факт, что знание определения географического понятия «азимут» не поможет найти правильную дорогу в незнакомой местности, если при изучении географии в школе не были сформированы практические навыки ориентирования на местности с помощью карты, плана, компаса, местных признаков и т.д.

    Теоретические знания без умений их применять на практике остаются мертвым грузом, перегружающим память учащихся совершенно не нужной им информацией.

    Слайд№12.Логический Опорный Конспект.

    • Так же использую ЛОК  при изучении темы «Введение».

    География - (Что? Где? Какая? Как? Почему? Зачем?)

    • При обобщении темы «Великие географические открытия»  использую  ЛОК – «Великие путешественники» и нанести их маршруты путешествий на  контурную карту.

    Слайд№13.ЛОК использую и при изучении темы в 5 классе «План местности». Даю определение понятиям – План и Масштаб. Привожу пример видов масштаба. А далее  с помощью коллекции электронных образовательных ресурсов показываю условные знаки карты (плана).

    В перспективе – наверное, создадут электронные пособия с логическими опорными конспектами или схемами, которые помогут и учителю в преподавании  и ученику в познании предмета.

    Слайд№14.При изучении в 5 классе темы «Путешествие по материкам», предлагаю ответить на вопросы таблицы, сделать вывод и ответить на вопросы повышенной сложности.

    Слайд№15.Прием на этапе проверки домашнего задания в 5 классе

                         «Как питаются разные живые организмы?». Письмо Незнайки.

                          Найдите и исправьте ошибки в тексте.

    Слайд№16. Прием на этапе восприятия и способствующий пробуждению интереса к изучаемому материалу.

    • «Третий лишний». Тренировка логического мышления.
    • При изучении темы «Разнообразие и значение плодов»,

             предлагается сформулировать тему урока.

    Слайд№17. Прием на этапе восприятия и способствующий пробуждению интереса к изучаемому материалу в 5 классе предлагается ответить на Загадку и сформулировать тему урока.

                                   

    Слайд№18. Приемы  на этапе восприятия и способствующие пробуждению интереса к изучаемому материалу. 

    • Прием новизны. Далее работа с учебником и другими    

             источниками информации в поисках правильных

             ответов на поставленный вопрос.

    • Прочитайте зашифрованную тему урока.
    • Мозговой штурм.
    • Групповая атака.

    Слайд№19. Прием на этапе воспроизведения полученных знаний.

    • Чьи детки на этой ветке? Прием натурализации  при    

             изучении  семейства «Розоцветные».

    ВЫВОД: Я думаю, что вы со мной согласитесь, что системно – деятельностный подход является методологической основой для современного урока географии и биологии.

    Слайд№20.На этом слайде Вы видите виды учебных практик, которые так же  применяются на уроках географии и биологии:

    • Практика проектной деятельности.
    • Экологическая практика.
    • Практика освоения научных методов познания.

    Слайд№22. В китайском языке слово «кризис» состоит из двух иероглифов: один обозначает  «опасное время», второй – «время возможностей, шанс» ……


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Выступление на методическом объединении учителей биологии, химии и географии МКОУ СОШ№3, в 2013-2014 учебном году.

    В МКОУ СОШ№ 3  в системе проводится работа по экологическому и трудовому воспитанию учащихся.Экологическая культура формируется в процессе экологического воспитания. Мы живем в социуме, поэтому в...

    Выступление на методическом объединении учителей иностранных языков. Тема: «Игровые технологии на уроках английского языка как одно из средств реализации системно-деятельностного подхода в рамках ФГОС.»

    Выступление на методическом объединении учителей иностранных языков. Тема: «ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА  КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В РАМКА...

    Республиканский семинар учителей биологии на тему:"Изучение опыта работы методического объединения учителей биологии Правобережного района по повышению качества образования"

    Диссеминация – это процесс, направленный на то, чтобы донести идеи, методы осуществления, продукты и (или) результаты опыта инновационной деятельности до целевой аудитории....

    Выступление на Методическом Объединении учителей иностранных языков "Диктоглосс как инновационный метод реализации комплексного подхода в развитии коммуникативных языковых компетенций"

    Ниже представлена статья (текст выступления) на Методическом Объединении учителей иностранных языков "Диктоглосс как инновационный метод реализации комплексного подхода в развитии коммуникат...

    Выступление на методическом объединении учителей начальных классов «Особенности организации коррекционной работы учителя-логопеда в условиях ФГОС»

    ВЫСТУПЛЕНИЕна методическом объединении учителей начальных классов«Особенности организации коррекционной работы учителя-логопеда в условиях ФГОС»...