Главные вкладки

    Выступление на Методическом Объединении учителей иностранных языков "Диктоглосс как инновационный метод реализации комплексного подхода в развитии коммуникативных языковых компетенций"
    статья по английскому языку ( класс) на тему

    Ниже представлена статья (текст выступления) на Методическом Объединении учителей иностранных языков "Диктоглосс как инновационный метод реализации комплексного подхода в развитии коммуникативных языковых компетенций"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл diktogloss.docx23 КБ

    Предварительный просмотр:

    Диктоглосс как  инновационный метод реализации

    комплексного подхода в развитии коммуникативных

    языковых компетенций

     

    Диктоглосс (или грамматический диктант) представляет собой воспроизведение продиктованного текста с максимально приближенной к оригиналу передачей информационно-содержательной стороны текста и, по возможности, с лингвистически точным, адекватным использованием лексико-грамматических форм. Это, естественно, требует от учащегося активного использования целого комплекса взаимосвязанных умений и навыков, творческого подхода на базе имеющихся языковых знаний. Такая работа, как правило, проводится в группе. Конечный продукт – тексты, возникающие в результате личных и групповых усилий, служат отправной точкой для дальнейшего анализа.

    Для более глубокого понимания сущности диктоглосса можно указать на его преемственную связь с традиционным диктантом и изложением (dictation+reproduction), но с собственной, специфической целевой установкой и процедурой проведения. В диктоглоссе учащимся (классу) предлагается короткий текст, читаемый с нормальной скоростью. Во время прослушивания студенты фиксируют в тетради услышанные знакомые слова, и по окончании диктанта каждый имеет лишь небольшой набор изолированных слов или фрагментов. Затем класс, предварительно поделенный на подгруппы из 3-4 человек, получает задание воспроизвести услышанный текст в собственной версии. На завершающей стадии, подготовленные в подгруппах варианты, обсуждаются, сравниваются, анализируются и проводится работа над ошибками.

    Итак, процедура диктоглосса проходит в несколько этапов:

    1) Аудирование: текст читается в таком темпе, чтобы можно было записать только ключевые слова (текст читается дважды).

    2) Реконструкция теста: в небольших группах учащиеся  используют свои записи, чтобы как можно точнее воспроизвести исходный текст, обращая внимание на грамматически правильное оформление текста.

    3) Анализ и коррекция текста: в ходе совместного обсуждения в классе анализируются и сравниваются получившиеся тексты, обращая внимание на неточности и пропуски в тексте. Это позволяет учащимся разобраться в своих ошибках и лучше понять изучаемую грамматическую структуру.

    Так, например, при изучении темы «Животные.Степени сравнения прилагательных» учитель объясняет задание, затем читает короткий текст о различных рекордах животного мира классу. На данном этапе учащиеся только слушают текст. Затем учитель читает этот же текст во второй раз в нормальном темпе, а ученики записывают ключевые слова. После этого класс, разделившись на небольшие группы, пытается восстановить текст, обращая внимание на точность содержания и правильное использование изучаемой грамматической конструкции. В конце происходит сравнение и анализ полученных текстов.

    Что необходимо учитывать учителю при подготовке к проведению  диктоглосса?

     Помня о четырех основных этапах диктоглосса (1- подготовка, 2- диктант, 3- изложение, 4- анализ и коррективы), прежде всего, следует подготовить студентов к восприятию текста (провести warm-up), а именно, ознакомить их с предметной стороной предъявляемого материала и оживить их интерес к теме, проблеме, с которой им предстоит иметь дело. Также нужно обеспечить наличие достаточного словарного запаса; если уровень языковой компетенции по общеевропейским стандартам не выше, чем А1-А2, то ожидаемую эффективность диктоглосса можно поставить под сомнение.

    При подготовительной работе с лексическим материалом простая демонстрация и выписывание незнакомых слов и терминов принесут мало пользы – важно их проработать и закрепить на предшествующих диктоглоссу занятиях. Учащиеся должны четко представлять, какие задания перед ними поставлены и в каком порядке они будут их выполнять. Делить класс на подгруппы целесообразно перед началом диктанта.

    Также необходимо правильно распределить время на выполнение каждого этапа задания. Это частично зависит от того, знакомы ли учащиеся с этим методом работы. Чем чаще они с ним работают, тем меньше времени им потребуется для выполнения. Однако, наиболее важный фактор – это сколько внимания и времени будет отведено на анализ и исправление созданных текстов.

    Пример распределения времени:

    Этап

    Задание

    Время

    1

    подготовка текста задания учителем

    20 минут

    2

    диктант

    3-5 минут

    3

    реконструкция текста

    20 минут

    4

    анализ, исправление, обсуждение

    20-35 минут

    Кроме того, текст для диктоглосса должен соответствовать 3 критериям:

    1) текст должен быть соответствующего уровня,

    2) тема должна быть интересна учащимся и соответствовать программе,

    3) в тексте должны быть использованы изучаемые  лексические единицы и грамматические формы.

    Рассмотрим один пример подхода при разработке урока с использованием данного метода.

    Тема: личный дневник

    Языковые единицы: 

    Past simple tense

    Conjunctions: and, because, so

    Adverbs of degree: too and very

    Zero article

    Contractions

    Prepositions: on+weekday

    Подготовка: принесите личный дневник в класс.

    Разминка (warm-up):

    1 покажите дневник классу и задайте следующие вопросы:

    What is this?

    Who uses a diary?

    For what purpose?

    What sort of information might be recorded in it?

    Have you ever kept a diary?

    Would you let anyone else read it?

    What would happen if you lost it?

    2 Объясните, что дневники бывают двух типов: ретроспективный (для записи прошедших событий) и проспективный (для записи будущих событий).

    Предтекстовый вокабуляр: busy, difficult, movie, tired

    Текст: 1 I didn’t write last week because I was too busy. 2 I started school on Monday and it’s very difficult. 3 I met some nice students on the first day. 4 We went to a movie together on Wednesday and we had lunch with our teachers on Friday. 5 School starts again next Monday. 6 I’m tired now so goodnight.

    Подводя итог, хотелось бы отметить большую практическую значимость данного метода.

          Во-первых, выполняя задачу создания параллельного текста, учащиеся получают возможность практического использования грамматического материала.

          Во-вторых, диктоглосс способствует выявлению и объективной самооценке приобретенных в процессе учебы языковых коммуникативных компетенций.

          В-третьих, этот вид работы направлен на повышение уровня и оттачивание умений использования языковых средств путем коллективного сравнительного анализа и коррекции промежуточных вариантов текстов.

          Кроме того, диктоглосс способствует развитию навыков устного восприятия и моментального конспектирования, что само по себе тоже весьма немаловажно и полезно.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    1 Ruth Wajnryb. Grammar Dictation . Oxford University Press. 2011


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Выступление на методическом объединении учителей иностранных языков Тема: "Создание творческой среды на уроках английского языка и во внеурочной деятельности"

    Выступление на методическом объединении учителей иностранных языков Тема: "Создание творческой среды на уроках английского языка и во внеурочной деятельности"...

    Выступление на методическом объединении учителей иностранных языков. Тема: «Игровые технологии на уроках английского языка как одно из средств реализации системно-деятельностного подхода в рамках ФГОС.»

    Выступление на методическом объединении учителей иностранных языков. Тема: «ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА  КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В РАМКА...

    Выступление на Методическом Объединении учителей иностранных языков "Использование веб-квестов на уроках английского языка"

    Презентация к выступлению на Методическом Объединении учителей иностранных языков "Использование веб-квестов на уроках английского языка"...

    Выступление на методическом объединении учителей иностранных языков. Реализация требований ФГОС по средствам УМК «Английский в фокусе» в средней школе УМК «Английский в фокусе»

    Реализация требований ФГОС по средствам УМК «Английский в фокусе» в средней школе УМК «Английский в фокусе» для 5-9 классов отвечает всем основным требованиям ФГОС. Данная предметная линия нацелена на...

    выступление на методическом объединении учителей иностранных языков

    АСПЕКТЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ: ТИПОЛОГИЯ ПРОЕКТОВ, ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ, ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ....